Мудрый Юрист

О необходимости совершенствования законодательства об аттестации военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации

Терехин А.М., старший помощник начальника отдела кадров 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, подполковник.

В практической работе кадровым органам часто приходится сталкиваться с таким правовым институтом, как аттестация, и специальным органом, созданным для проведения аттестации, - аттестационной комиссией.

На сегодняшний день аттестация и аттестационные комиссии в воинских частях играют очень незначительную роль при назначении военнослужащих на высшие должности, награждении государственными наградами, присвоении воинских званий досрочно или на одну ступень выше занимаемой должности.

Представляется необходимым разобраться, почему так происходит, какую роль должны играть в служебной деятельности каждого военнослужащего аттестация и аттестационная комиссия и что следует сделать, чтобы поднять авторитет аттестационных комиссий и такого правового института, как аттестация военнослужащих.

Начнем с теоретических основ аттестации.

Одним из основных принципов построения и функционирования всей системы государственной службы в Российской Федерации, определенных в Федеральном законе "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ, является профессионализм и компетентность государственных служащих. Результаты профессиональной служебной деятельности, позволяющие судить о профессионализме и компетентности госслужащих, оцениваются в ходе проведения аттестации.

Термин "аттестация" происходит от латинского "attestatio" - свидетельство и обозначает определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося <1>.

<1> Словарь иностранных слов. М., 1996. С. 62.

Аттестация является одним из обособленных правовых образований субинститута прохождения государственной службы, входящего в общий институт государственной службы. Аттестация - одна из важнейших процедур, позволяющих судить о способностях, знаниях, деловых и других качествах госслужащих, их поведении, она способствует минимизации субъективного фактора при принятии решений при рассмотрении различных кадровых вопросов руководителями.

Что же понимается под аттестацией в законодательстве о различных видах государственной службы и научных кругах?

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ определено, что аттестация государственного служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной службы.

А.Ф. Ноздрачев определяет аттестацию как проверку деловой квалификации служащего в целях установления уровня его профессиональной подготовки и соответствия замещаемой госдолжности, а также решения вопроса о присвоении госслужащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе и очередного <2>.

<2> Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 381.

Ю.Н. Старилов под аттестацией госслужащего понимает деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия работника занимаемой должности проводит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого работника, так и аппарата всего государственного органа <3>.

<3> Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 307.

В отличие от Федерального закона "О государственной гражданской службе в РФ" Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не содержит статьи об аттестации, ее целях и задачах, что является одним из существенных недостатков этого Закона.

Цели и задачи аттестации военнослужащих определены в ст. 26 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение). В нем определено, что аттестация военнослужащих проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

А.В. Кудашкин под аттестацией военнослужащих понимает деятельность аттестационной комиссии, состоящей из воинских должностных лиц, в рамках нормативно установленной процедуры в целях определения служебно-правового положения на основании изучения деловых, личных и нравственных качеств, служебной деятельности военнослужащего, результатом которой является оценка аттестуемого, содержащаяся в рекомендациях аттестационной комиссии, представляемых на утверждение соответствующему командиру (начальнику) <4>.

<4> Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация): Учебник. М., 2008. С. 239.

На наш взгляд, в данное определение аттестации военнослужащих необходимо внести следующие уточнения.

Во-первых, аттестация военнослужащих - это деятельность не только аттестационной комиссии, но и ряда должностных лиц, являющихся также субъектами аттестации, таких как непосредственный (прямой) командир (начальник) военнослужащего из числа офицеров, который составляет аттестационный лист; непосредственные (прямые) командиры (начальники), которые дают свои заключения на аттестацию, а также командир (начальник) воинской части, утверждающий аттестационный лист, содержащий отзыв.

Во-вторых, процедура аттестации не заканчивается рассмотрением аттестационной комиссией аттестационного листа, содержащего отзыв на военнослужащего, а продолжается утверждением или неутверждением аттестации командиром (начальником) воинской части и заканчивается доведением утвержденного аттестационного листа до военнослужащего.

Во исполнение п. 3 ст. 26 Положения министр обороны Российской Федерации 6 апреля 2002 г. издал Приказ N 100 "О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) в Вооруженных Силах Российской Федерации", которым утверждена Инструкция о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Какие же основные недостатки, на наш взгляд, имеет нормативно-правовая база, регулирующая вопросы организации и проведения аттестации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации?

Во-первых, наиболее важный недостаток, как мы уже упоминали, заключается в том, что Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в отличие от Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" не содержит статьи об аттестации, ее целях и задачах.

Во-вторых, п. 1 ст. 26 Положения определяет, что аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ (выделено мной. - А.Т.), т.е. офицеров, прапорщиков (мичманов), старшин, сержантов, солдат (матросов) и др.

В отличие от Положения Приказ министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100 утверждает Инструкцию о порядке организации и проведения аттестации ОФИЦЕРОВ И ПРАПОРЩИКОВ (МИЧМАНОВ) (выделено мной. - А.Т.) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, министр обороны Российской Федерации своим Приказом сузил круг субъектов аттестации (т.е. военнослужащих, подлежащих аттестации, деятельность которых оценивается <5>), который определен Положением, имеющим большую юридическую силу.

<5> Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Указ. соч. С. 239.

В связи с вышеизложенным возникает ряд вопросов:

  1. Каким нормативным правовым актом руководствоваться при организации и проведении аттестации старшин, сержантов, солдат (матросов), проходящих военную службу по контракту?

Необходимо подчеркнуть, что в силу того, что Приказ министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100 не содержит порядка организации и проведения аттестации старшин, сержантов, солдат, проходящих военную службу по контракту, аттестация этих категорий военнослужащих, как правило, не проводится.

  1. Какой нормативный правовой акт устанавливает порядок организации и проведения аттестации граждан, пребывающих в запасе, для определения их предназначения?
  2. В каком порядке аттестационная комиссия воинской части определяет соответствие военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту старшин, сержантов, солдат, проходящих военную службу по призыву, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту (п. 6 ст. 6 Положения)?

Необходимо заметить, что п. 4 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 6 ст. 6 Положения возлагают на аттестационные комиссии воинских частей ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ (выделено мной. - А.Т.), а не проведение аттестации.

Кроме того, необходимо отметить, что п. 1 и абз. 2 п. 4 ст. 26 Положения определяют, что при заключении первого контракта офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуются.

Почему же одна и та же правовая процедура - заключение первого контракта военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, должна различаться для разных составов военнослужащих? На наш взгляд, это несправедливо.

  1. Какой нормативный правовой акт определяет порядок организации и проведения ежегодно аттестации курсантов - выпускников высших военных учебных заведений? Курсанты в период их аттестации не имеют правового статуса офицера или прапорщика.

В-третьих, как уже неоднократно упоминалось, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не содержит статьи об аттестации военнослужащих. Нет в нем ни слова и об аттестации граждан, пребывающих в запасе, а в п. 3 ст. 34 данного Закона говорится лишь о том, что отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется ВОЕННЫМИ КОМИССАРИАТАМИ (выделено мной. - А.Т.), а воинскими частями ТОЛЬКО ИЗ ЧИСЛА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (выделено мной. - А.Т.), в порядке, определяемом Положением.

Кроме того, абз. 1 п. 4 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" возлагает ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ГРАЖДАН (ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН) ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ (выделено мной. - А.Т.) (не аттестацию), на КОМИССИИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ ПО ОТБОРУ КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ (выделено мной. - А.Т.). На наш взгляд, законодатель совершенно прав, не называя эту процедуру аттестацией, ведь как можно аттестовать, т.е. давать всестороннюю и объективную оценку, проводить оценку деловых, личных и нравственных качеств, незнакомого человека.

А вот п. 1 ст. 26 Положения предлагает проводить аттестацию граждан, пребывающих в запасе, в целях определения их предназначения.

Таким образом, требования п. 1 ст. 26 Положения противоречат требованиям абз. 1 п. 4 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и, соответственно, в этой части не подлежат применению.

В-четвертых, п. 4 ст. 26 Положения устанавливает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются с составлением аттестационных листов не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем каждые пять лет прохождения военной службы.

Возникает несколько, на наш взгляд, вполне резонных вопросов:

  1. Зачем аттестовать военнослужащего перед истечением срока контракта, если в соответствии с п. 10 ст. 9 Положения военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта? Аттестация в этом случае приобретает смысл, только если аттестации подлежит военнослужащий, достигающий предельного возраста или достигший предельного возраста пребывания на военной службе, заключивший новый контракт сверх предельного возраста, и срок этого контракта истекает. Только этому военнослужащему на законных основаниях может быть отказано в заключении нового контракта.
  2. Зачем аттестовать военнослужащего, изъявившего желание уволиться с военной службы, перед истечением срока контракта, если аттестация предназначена для определения соответствия военнослужащего занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования?

Исходя из вышеизложенного, не вполне понятно, почему ст. 10 Положения, определяющая порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, не содержит упоминания об аттестации этих военнослужащих, хотя требует, чтобы решение о заключении с ними нового контракта принималось с учетом их деловых качеств. Кто же должен проводить оценку деловых качеств этого военнослужащего?

  1. Не слишком ли велик срок, в течение которого аттестация не производится (пять лет)?

Например, п. 4 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" предусматривает аттестацию государственных гражданских служащих один раз в три года. На наш взгляд, этот срок также достаточно велик, ведь многие военнослужащие, особенно молодые офицеры, за 3 - 5 лет после окончания ввуза в современных условиях недостатка офицерских кадров успевают "пролететь" несколько, порой до 4 - 5 должностей! Более предпочтительным, на наш взгляд, было бы проведение аттестации офицеров один раз в 1 - 2 года.

В подтверждение вышесказанного можно привести следующие доводы:

  1. Сводом военных постановлений 1869 г. предусматривалась аттестация офицерских чинов армии ежегодно <6>.
<6> Кудашкин А.В. Военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. М., 2003. С. 169.
  1. Положение о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морских Сил от 29 апреля 1955 г. определяло срок для проведения аттестации офицеров в 2 - 3 года <7>.
<7> Положение о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морских Сил, объявленное Приказом министра обороны СССР от 29 апреля 1955 г. // Справочник по законодательству для офицеров Советской Армии и флота. М., 1970. С. 184.
  1. Аттестация офицерского состава вооруженных сил США проводится ежегодно <8>.
<8> Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Указ. соч. С. 464.

В завершение рассмотрения вопроса о целесообразности аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с составлением аттестационных листов не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем каждые пять лет прохождения военной службы, хотелось бы добавить следующее:

  1. Такие условия проведения аттестации (т.е. бессмысленная аттестация военнослужащих, увольняющихся с военной службы или заключающих новый контракт, а также аттестация один раз в пять лет (т.е. на пять последующих лет военной службы), хотя реальные назначения на высшие должности происходят чаще и без составления аттестационных листов) привели командиров (начальников) всех уровней к формальному подходу к написанию аттестационных листов, так как никакого юридического и практического значения такая аттестация не имеет.
  2. Одной из основных задач аттестации в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 26 Положения является создание резерва кадров кандидатов для выдвижения и направления на учебу.

Аттестация офицеров, у которых истекает срок службы по контракту, а также аттестация офицеров один раз в пять лет не может решить и не решает на практике эту задачу, так как аттестация по истечении срока контракта не предполагает вывода о включении в резерв кадров, а аттестация на пять лет с выводом о целесообразности включения в резерв кадров или назначения на высшую должность будет реализована в течение одного года или двух лет.

В-пятых, абз. 2 п. 6 ст. 26 Положения определяет, что при назначении военнослужащего на высшую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоении воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) или решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

У любого человека, внимательно изучившего данное требование, возникает вполне обоснованный вопрос: на основании чего кадровые органы должны подготовить представления (наградные листы) или решения командира? Ведь, по сути, представление (наградной лист) - это тот же аттестационный лист, содержащий отзыв, характеристику на военнослужащего, оценку его деловых, личных и нравственных качеств, процесса и итогов его служебной деятельности и т.п. Исходя из данного требования Положения, напрашивается вывод, что в этих случаях сами "кадровики" должны составлять представления (наградные листы) на военнослужащих!

На наш взгляд, указанные требования Положения противоречат понятиям логики, так как в основном только в этих случаях аттестация и должна проводиться, а кроме того, они создают "законные" основания для коррупции в кадровых органах.

Такой подход к аттестации привел к тому, что аттестационные комиссии практически не участвуют в решении наиболее важных задач аттестации, превратившись в формальный орган, который либо вообще не извещают о проводимых назначениях и награждениях, либо членам аттестационной комиссии предлагают расписаться под уже готовым, а зачастую уже реализованным решением командира (начальника) воинской части. Поэтому назначение на высшие должности, направление на учебу, награждение государственными наградами, присвоение воинских званий досрочно или на одну ступень выше занимаемой должности происходят зачастую только исходя из субъективного мнения командира (начальника) воинской части без привлечения к этой работе аттестационной комиссии, да и нередко без учета мнения непосредственных (прямых) командиров (начальников) военнослужащего.

В-шестых, п. 4 ст. 27 Положения устанавливает, что для принятия решения командиром (начальником) воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам, т.е. решения аттестационной комиссии воинской части не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер для командиров (начальников) воинских частей, с которыми они могут согласиться и утвердить либо не согласиться и не утвердить.

В отличие от требований Положения п. 16 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" устанавливает, что по результатам аттестации государственного служащего в течение одного месяца после ее проведения должен быть издан акт государственного органа, т.е. решение аттестационной комиссии является обязательным для руководителя этого государственного органа.

На наш взгляд, такой подход является более предпочтительным, так как позволяет избежать субъективного фактора при решении кадровых вопросов. Кроме того, законодательное закрепление обязанности командира (начальника) воинской части по изданию административного акта (приказа) на основании решения аттестационной комиссии воинской части подняло бы авторитет аттестационных комиссий, да и такого правового института, как аттестация военнослужащих вообще. В этом случае военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (в основном, конечно, офицеры), смогли бы в полной мере использовать право, предоставленное им п. 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а именно предлагать на рассмотрение соответствующих аттестационных комиссий свои кандидатуры для назначения на освобождающиеся или вакантные воинские должности.

В-седьмых, п. 2 ст. 27 Положения устанавливает состав аттестационной комиссии воинской части, в которую входят: председатель - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части; члены комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части; секретарь - один из офицеров воинской части (как правило, заместитель (старший помощник) начальника отдела (отделения) кадров).

В отличие от данных требований Положения п. 10 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" устанавливает, что в состав аттестационной комиссии включаются, помимо прочих, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов, и число независимых экспертов должно составлять не менее одной четвертой от общего числа членов аттестационной комиссии.

На наш взгляд, такой подход является более предпочтительным, так как также позволяет минимизировать субъективный фактор при решении кадровых вопросов.

Однако привлечение независимых экспертов в состав аттестационных комиссий воинских частей достаточно проблематично, а порой и вообще невозможно, но все же законодательное включение в состав аттестационных комиссий воинских частей не менее одной четвертой от общего числа членов офицеров из того подразделения, в котором имеется вакантная или освобождается воинская должность, позволило бы командирам (начальникам) воинских частей, членам аттестационной комиссии учесть мнение офицерского коллектива подразделения при принятии кадрового решения, подняло бы авторитет аттестационной комиссии воинской части, исключило бы формализм в ее работе, а также минимизировало бы все тот же пресловутый субъективный фактор при решении кадровых вопросов.

В-восьмых, п. 5 ст. 27 Положения определяет, что на заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие.

Пункт 7 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100, уточняет приведенное выше положение и устанавливает обязательное участие аттестуемого военнослужащего при рассмотрении аттестационного листа, содержащего отзыв или вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в исполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзывом.

Отсюда следует, что в остальных случаях аттестации с составлением аттестационного листа, которых абсолютное большинство, и в случаях аттестации без составления аттестационного листа (а это основные кадровые вопросы) аттестуемые военнослужащие на заседание аттестационной комиссии не вызываются.

В отличие от указанных требований п. 14 ст. 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" предусматривает обязательное участие государственного служащего в заседании аттестационной комиссии, на котором рассматривается его аттестация, и устанавливает дисциплинарную ответственность за неявку гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказ гражданского служащего от аттестации.

На наш взгляд, обязательное участие военнослужащего на заседании аттестационной комиссии при его аттестации является более предпочтительным как с юридической, так и с нравственной и профессиональной сторон.

Например, п. 2 ст. 15 Положения предусматривает, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. При этом, перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: любого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, можно рассмотреть по вопросу перевода к новому месту военной службы на заседании аттестационной комиссии воинской части, не приглашая его на заседание, подготовить документы на перевод на равную должность, не требуя с него рапорта о согласии и не сообщая ему об этом. Соответствующее должностное лицо, обладающее необходимыми полномочиями, издаст приказ по личному составу о переводе военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную должность, и только когда выписка из этого приказа поступит в воинскую часть, до военнослужащего будет доведено о его переводе к новому месту службы.

Может показаться, что вышесказанное всего лишь теоретическое измышление, но хотелось бы отметить, что это реальный случай из кадровой практики автора.

Естественно, военнослужащие, считая такие действия командиров (начальников) неправомерными и глубоко безнравственными, обращались в суд за защитой своих прав. Но суд, исходя из действующего законодательства, вставал на сторону командования, признавая такие действия правомерными.

После такого отношения говорить о профессиональном росте, да и вообще о продолжении военной службы такими военнослужащими бессмысленно.

В-девятых, на аттестационные комиссии воинских частей, на наш взгляд, неоправданно возложен ряд задач, не соответствующих целям аттестации, например, таких как:

  1. Оценка причин, которые могут служить основаниями для досрочного увольнения военнослужащих с военной службы (подп. "е" п. 2 ст. 26 Положения). Это задача различных аналитических органов, в крайнем случае - органов воспитательной работы, а не аттестационной комиссии.
  2. Рассмотрение кандидатуры гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть в целях решения вопроса о заключении с ним контракта (п. 19 ст. 5 Положения).

Какой смысл рассматривать кандидатуру на заседании аттестационной комиссии фактически еще раз, если этот кандидат уже рассматривался комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, и признан соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту?

Кроме того, необходимо отметить, что заседания аттестационной комиссии проводятся один раз в месяц. И что делать командиру (начальнику) воинской части, если кандидат прибыл на следующий день после заседания аттестационной комиссии: заставить кандидата ждать целый месяц следующего заседания аттестационной комиссии или ежедневно собирать заседания аттестационной комиссии?

  1. Присвоение воинского звания гражданину, пребывающему в запасе, в аттестационном порядке (ч. 2 ст. 57 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Возникает вопрос: что за процедура такая - присвоение воинского звания гражданину, пребывающему в запасе, в аттестационном порядке?

Необходимо заметить также, что Положением для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, такой процедуры не предусмотрено, а представление к присвоению очередных воинских званий происходит вообще без рассмотрения на аттестационной комиссии.

  1. Присвоение воинского звания гражданину, проходящему или проходившему службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах или в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и имеющему специальное звание, равного воинского звания в порядке переаттестации (п. 7 ст. 21 Положения).

На наш взгляд, происходит подмена одной правовой процедуры - присвоение соответствующего воинского звания гражданину, имеющему специальное звание, целью которой является определение соответствия имеющегося у гражданина специального звания одному из воинских званий и присвоение соответствующего воинского звания, другой - аттестацией, целью которой является всесторонняя и объективная оценка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определение их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Все приведенные выше примеры позволяют говорить о том, что на аттестационные комиссии воинских частей возлагается ряд воспитательных, аналитических и других функций, что, на наш взгляд, совершенно неоправданно.

Так что же необходимо сделать по совершенствованию законодательства об аттестации военнослужащих? Автором предлагается следующее:

  1. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" необходимо дополнить статьей об аттестации, ее целях, задачах и порядке проведения; об аттестационной комиссии воинской части, ее предназначении, составе, функциях. В этой статье:
  1. Приказ министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100 необходимо отменить и издать новый, в котором предусмотреть порядок организации и проведения аттестации не только офицеров и прапорщиков (мичманов), но и всех составов военнослужащих.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что нормативно-правовая база об аттестации военнослужащих, о порядке ее организации и проведения, об аттестационных комиссиях воинских частей, их составе и роли в служебной деятельности требует значительной переработки и новых подходов для придания им соответствующей современным условиям роли.

Надеюсь, что данные размышления будут учтены при разработке федерального закона "О военной службе в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы аттестации военнослужащих.