Мудрый Юрист

Проект изменений инструкции по бюджетному учету

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2009, N 1

Особых нововведений по ведению бюджетного учета не ожидается. Общая политика по бюджетному учету сохранится. Основные изменения, вернее, уточнения вносятся в связи с изменением бюджетного законодательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, Инструкцией по бюджетному учету и Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

В Плане счетов исключен счет 0 40202 000 "Результат по резервным фондам", включены дополнительные счета 0 10800 000, 0 10400 000, 0 21500 000, 0 21004 000, 0 50200 000, 0 50300 000, 0 50400 000, 0 30404 000, 0 40201 000.

Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение N 1 к Инструкции по бюджетному учету) по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности, разрешаются разработка и установление отраслевых особенностей и дополнений в организации бюджетного учета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Основные изменения в учете

Имущество казны

Имущество казны учитывается на счете 1 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны", название может быть уточнено.

Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в порядке, установленном для ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Отражение бухгалтерских операций с объектами в составе имущества казны в бюджетном учете осуществляется в порядке, аналогичном установленному Инструкцией по бюджетному учету для отражения бухгалтерских операций с объектами нефинансовых активов.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов в составе имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией по бюджетному учету.

Об основных средствах и материальных запасах

Много споров и неоднозначного толкования было в применении 310 КОСГУ и 340 КОСГУ, поэтому Минфин России более детально описал методологию учета нефинансовых активов, в том числе основных средств, материальных запасов.

В проекте объекты материальных запасов взяты из ОКОФ (а ссылку на ОКОФ из проекта убрали).

К материальным запасам относятся:

К основным средствам не относятся также машины и оборудование, сданные в монтаж и (или) подлежащие монтажу, материальные объекты, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений.

Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных объектов основных средств, минуя счет 0 10601 000 "Капитальные вложения в основные средства", отражается:

Дебет счета 0 101XX 000 "Основные средства" (по соответствующим аналитическим счетам)

Кредит счетов 0 30404 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств",

Кредит 0 40101 180 "Прочие доходы",

Кредит 0 40101 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации",

Кредит 0 40101 152 "Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств",

Кредит 0 40101 153 "Доходы от поступлений от международных финансовых организаций".

Если основные средства были ранее в эксплуатации, то передается сумма начисленной ранее амортизации, концепция отражения на счетах учета отражена в новой Инструкции.

Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется следующими документами:

стоимостью до 3000 руб. включительно - на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

стоимостью свыше 3000 руб., а также библиотечного фонда, независимо от стоимости - на основании Требований-накладных (ф. 0315006).

Новое в амортизации

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация в целях бюджетного учета начисляется в следующем порядке:

О финансовых активах

В состав финансовых активов введен счет 0 21004 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства", который предназначен для учета учреждением расчетов с органами казначейства по средствам, поступающим для распределения к поступлению в бюджеты.

Санкционирование расходов

На счетах разд. 5 новой Инструкции будут отражаться операции по санкционированию как по бюджету, так и по внебюджетной деятельности.

Введены новые счета:

счет 0 50200 000 "Принятые обязательства";

счет 0 50201 000 "Принятые бюджетные обязательства";

счет 0 50202 000 "Принятые обязательства по приносящейся доход деятельности";

счет 0 50400 000 "Сметные назначения по приносящейся доход деятельности";

счет 0 50401 000 "Утвержденные сметные назначения по приносящейся доход деятельности";

счет 0 50402 000 "Сметные назначения по приносящейся доход деятельности получателя бюджетных средств".

Письмо Минфина России от 04.12.2008 N 02-06-10/3695 раскрывает особенности отражения на счетах санкционирования расходов.

О забалансовых счетах

На забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т.п.), бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения их управленческого учета.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

В бюджетном учете дополнительно введены забалансовые счета.

Забалансовый счет 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами".

На этом счете учитываются суммы списанной с баланса в установленном законом порядке кредиторской задолженности по сроку исковой давности.

Забалансовый счет 21 "Износ библиотечного фонда".

Счет 21 предназначен для отражения сумм начисленного износа на объекты библиотечного фонда стоимостью до 3000 руб. включительно при их принятии к бюджетному учету в размере 100% отчислений от суммы их балансовой стоимости. При их выбытии одновременно списывается и соответствующая сумма износа.

Забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

На счете учитываются материальные ценности, полученные учреждением (грузополучателем) от поставщика в рамках централизованного снабжения, до даты получения Извещения (ф. 0504805).

При получении Извещения (ф. 0504805) учреждение (грузополучатель) отражает указанные ценности на балансовом учете с одновременным списанием их стоимости с этого счета.

Аналитический учет по счету ведется по поставщикам, наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.

Забалансовый счет 23 "Затраты, предшествующие формированию капитальных вложений".

Оплату за проектно-изыскательские работы учреждения списывают в дебет 0 40101226 " Расходы на прочие работы, услуги", и одновременно сумма переносится на счет 23 "Затраты, предшествующие формированию капитальных вложений".

В последующем при начале формирования в учете первоначальной стоимости объекта незавершенных капитальных вложений сумма затрат относится на увеличение первоначальной стоимости объекта с одновременным ее списанием с этого счета.

Дебет 0 10601(02) 310 (320) "Увеличение капитальных вложений в основные средства" ("Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы")

Кредит 0 40101 180 "Прочие доходы"

и одновременно списывается с кредита счета 23 "Затраты, предшествующие формированию капитальных вложений".

С 1 января 2009 г. планируется внесение изменений и введение форм по дополнительной отчетности по санкционированию и принятию обязательств, отчет по новому счету 1 21004 000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" и формы отчетности будут откорректированы в соответствии с изменениями, внесенными в Инструкцию по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н.

Примечание. Название счетов приведено в соответствии с проектом новой Инструкции по бюджетному учету, применяемой с 1 января 2009 г.

Напомним, что Приказ Минфина России от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" отменил ранее действующую Инструкцию от 24.08.2007 N 72н и определил порядок составления отчетности за 2008 г. Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов, администраторами поступлений в бюджет, органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В следующем номере мы раскроем более подробно особенности бюджетного учета, применяемого с 1 января 2009 г.

К.э.н., генеральный директор

Издательского Дома

"Советник бухгалтера"

Л.П.ВОРОБЬЕВА