Мудрый Юрист

К вопросу о содержании обязанности практического применения (внедрения) единой технологии, созданной в ходе выполнения НИОКР за счет или с привлечением средств бюджета

В связи с вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ изменились условия коммерциализации, передачи и внедрения в производство результатов исследований и разработок, созданных за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Введено новое понятие, новый объект гражданских прав - единая технология. Установлена обязанность всякого обладателя прав на единую технологию осуществлять ее практическое применение (внедрение). Вопрос об установлении единых требований к процессу практического применения или внедрения единой технологии достаточно сложен, ведь правообладателями могут быть разные лица. Возможным путям его решения и посвящена статья кандидата экономических наук, заведующей сектором приоритетов и критических технологий Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Роснауки (г. Москва) Г.М. Соловьевой.

Единая технология - новый объект прав

На фоне стремительных общемировых процессов научно-технологического обновления одним из факторов сдерживания развития отечественного рынка новых, в том числе высоких, технологий и наукоемкой продукции стала неопределенность в регулировании отношений, связанных с правами на результаты интеллектуальной деятельности в условиях преобладающего государственного финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР). Новый раздел Кодекса - существенный шаг к ее устранению.

Четвертая часть Гражданского кодекса РФ отличается от многих иных правовых актов введением в оборот новых терминов и понятий. Так, отношения по использованию нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, объединенных в составе некоторого единства, конгломерата, комплекса, теперь регулируются в рамках правил о так называемом сложном объекте. Теоретические основы правового режима "единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов", "многослойного интеллектуального продукта" на примере фильма разрабатывал выдающийся ученый-цивилист В.А. Дозорцев. Он обращал внимание на то, что такие комплексные интеллектуальные произведения являются "результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе другими лицами для комплексного объекта в целом", а правовой режим такого произведения "должен обладать существенными особенностями" <1>. Введенные статьей 1240 ГК РФ правила о сложном объекте распространяются и на единую технологию, куда по определению входят несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Дозорцева "Право на фильм как сложное многослойное произведение" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник ВАС РФ", N 3 - 4, 2000.

<1> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 146, 147.

Практики-патентоведы часто сталкиваются с обратной задачей выбора способов охраны сложных научно-технических объектов, объектов техники. В таких случаях в целях формирования и дальнейшего осуществления правомочий обладателя прав на такие объекты необходимо комбинировать процедуры патентования технических решений с охраной рукописей и технической документации в качестве объектов авторского права и сохранения секретов производства (т.е. ноу-хау) в тайне. Еще более причудливые комбинации охраняемых результатов интеллектуальной деятельности могут сложиться в результате создания так называемой высокой технологии и получаемых с ее помощью продуктов. В их составе могут присутствовать топологии интегральных микросхем и охраняемые как объекты авторского права базы данных или программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ). И в современном сельском хозяйстве охраной селекционных достижений вопрос не исчерпывается.

Ситуация усложняется, когда различные элементы создаваемого объекта новой техники или технологий разрабатываются несколькими организациями-исполнителями, связанными друг с другом чередой договоров и запутанным переговорным процессом по вопросу дальнейшего использования полученных результатов. Причем каждая из сторон обладает как собственным научно-техническим заделом, так пользуется (правомерно или нет) и чужими наработками. Все еще более усложняется в условиях бюджетного финансирования НИОКР.

Как отмечает А.Л. Маковский, "единая технология является самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, образуя вместе с производными и составными продуктами такой деятельности особую категорию вторичных объектов интеллектуальных прав" <2>.

<2> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 706 - 709.

Единой технологией в смысле главы 77 ГК РФ признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере. Правила о праве на технологию применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий. В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные, другая информация.

Как пишет А.Л. Маковский <3>, объединяющим началом, превращающим сумму компонентов единой технологии из конгломерата различных научно-технических достижений в единую технологию, является возможность использовать сложный объект, созданный путем творческого объединения таких компонентов, в качестве "технологической основы определенной практической деятельности" (п. 1 ст. 1542 ГК РФ). Соответственно, под правом на технологию понимается право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта, причем такое право принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (ст. 1542).

<3> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. С. 706 - 709.

Технологии в области компетенции государства

Одним из принципов государственного регулирования отношений (в том числе рыночных) в связи с созданием, использованием новых технологий, разработкой, производством наукоемкой продукции и выводом на рынок конкурентного товара является единообразие устанавливаемых и применяемых норм, правил, порядка принятия решения для однотипных ситуаций. Неизвестный ранее правовой институт в виде правил о единой технологии представляется чрезвычайно важным. До недавнего времени в условиях сохранения значительной доли и даже роста объемов государственного финансирования НИОКР оставались неурегулированными правомочия и связанные с ними обязанности как федеральных органов, выступающих, например, в качестве государственных заказчиков, так и исполнителей НИОКР относительно результатов НИОКР с бюджетным финансированием.

Законодатель установил случаи, когда право на технологию принадлежит Российской Федерации. При этом также предусмотрены условия, когда право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения. Принадлежность права на технологию Российской Федерации обусловлена решением задач обеспечения обороны и безопасности страны, бездействием исполнителя работ в отношении признания или приобретения прав, а также случаем принятия Российской Федерацией на себя обязанности финансирования работ по доведению единой технологии до стадии практического применения (ст. 1546 ГК РФ).

Несмотря на имеющиеся мнения о вероятных трудностях идентификации единой технологии, как непосредственно относящейся к сфере обороны и безопасности, с учетом законодательства нам представляется, это не должно доставить ни органам власти, ни исполнителям НИОКР особенных проблем.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Согласно статье 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" экспортный контроль как комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, применяется в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие), средств его доставки (ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения), иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. К указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия). Регулярно утверждается перечень продукции, подпадающей под экспортный контроль.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ (в ред. от 4 декабря 2007 г.) "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" определяет понятия "продукция военного назначения", "вооружение и военная техника". При этом различного рода "специальные" объекты носят вспомогательный характер и включены в объем понятия "вооружение и военная техника". Следует при этом отметить: несмотря на укрепившееся в обороте выражение технологии или результаты "военного, специального или двойного назначения", понятие "двойных" технологий или результатов в законодательстве так однозначно и не очерчено.

Согласно статье 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом в соответствии со статьей 2 основным субъектом обеспечения безопасности является государство. В абзаце 3 разд. 4 Положения о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685, предусматривается, что права на результаты НИОКР должны быть закреплены "за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика за Российской Федерацией и исполнителем совместно - если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения". Думается, эта норма не противоречит новому разделу VII ГК РФ.

Таким образом, единой технологией, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности, можно считать выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в сфере подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, в том числе при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или технологической основой определенной практической деятельности в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Единой технологией, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности, может являться технология, включенная в списки контролируемых технологий в соответствии с законодательством в области экспортного контроля <4>.

<4> Автор выражает благодарность начальнику отдела и заместителю начальника отдела Департамента научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России В.Ф. Федоркову и Г.Н. Кузнецовой в связи с плодотворным обменом мнениями по данному вопросу.

Выражения "безопасность государства" и "защита здоровья населения" эквивалентны общему понятию "безопасность". Ведь согласно статье 1 Закона о безопасности в "основные объекты безопасности" входит и "личность - ее права и свободы". К одним из конституционно гарантированных прав человека относятся согласно статьям 20, 41, 42 Конституции РФ право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду. Поэтому защита здоровья населения - одна из отраслей безопасности в целом (по смыслу закона). На основании правил главы 77 ГК РФ за Российской Федерацией целесообразно закреплять права на такие результаты и единые технологии в области защиты здоровья населения, как:

Как было сказано выше, государству принадлежит право на технологию и в случае, когда Российская Федерация или субъект Федерации приняли на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения. Механизм организации таких работ в данный период формируется на основе правил Кодекса (ст. 1546 о правах государства на технологию и ст. 1547 об отчуждении государством прав на технологию). Предполагается, что такой механизм будет реализован в законе о передаче технологий. Согласованный проект Федерального закона "О передаче технологий", разработанный на основе главы 77 ГК РФ, представлен общественности на сайте Минобрнауки России <5> и 22 апреля 2008 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ. В нем уточняется наименование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения как дополнительных. Это сделано, по всей видимости, для того, чтобы выделить отличие таких работ от обычных НИОКР по контракту с государственным заказчиком. Как гласит пояснительная записка <6>, "законопроект также в целях стимулирования доведения созданных за счет средств бюджета технологий до стадии практического применения предусматривает возможность заключения и существенные условия особого вида соглашений - соглашения о проведении дополнительных работ, направленных на доведение разработанной технологии до стадии практического применения, а также устанавливает порядок проведения конкурсов на выбор лица, с которым будет заключено соглашение о проведении дополнительных работ". "В соответствии с соглашением о проведении дополнительных работ исполнитель обязуется проводить дополнительные работы, лицо, заинтересованное во внедрении технологии, обязуется осуществлять финансирование этих работ в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением, а лицо, осуществляющее распоряжение правом на технологию, обязуется по завершении работ, направленных на доведение технологии до стадии практического применения, заключить с лицом, заинтересованным во внедрении технологии, договор о передаче этому лицу права на технологию на условиях, определяемых соглашением". Таким именно образом будет реализован тезис, указанный в Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, одобренных распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р: "Эти федеральные органы исполнительной власти (т.е. те органы власти, на которые возложены функции государственных заказчиков) обязаны эффективно осуществлять в пределах своей компетенции распоряжение закрепленными за государством правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций-разработчиков".

<5> Проект Федерального закона "О передаче технологий" // Официальный сайт Минобрнауки России - http://www.mon.gov.ru/dok/proj/4644/.
<6> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О передаче технологий" // Официальный сайт Минобрнауки России - http://www.mon.gov.ru/dok/proj/4645/.

Управление правом на технологию

Законодатель исходит из доктрины обременения права на технологию обязанностями принимать предусмотренные законодательством меры по признанию и получению прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в единую технологию (ст. 1544 ГК РФ), и обязанностями практического применения технологии (ст. 1545). Как отмечено А.Л. Маковским, указанная последней обязанность практического применения технологии, сформулированная как обязанность правообладателя, "в действительности предопределяет и обязанности исполнителя, предшествующие возникновению права на единую технологию", а именно обязанности обеспечить получение прав на единую технологию <7>.

<7> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. С. 706 - 709.

Внедрение единой технологии как обязанность необходимо рассматривать в рамках управления правом на единую технологию. Новый раздел Кодекса не раскрывает содержание "управления правом". Указывается только, что управление правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, должно осуществляться в порядке, определяемом Правительством РФ. В таких случаях, как указывается в комментарии <8>, "более правильно применять положения статьи 6 Кодекса об аналогии закона; когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)". К управлению правом на единую технологию, по мнению Е.А. Моргуновой <9> (одного из авторов комментария <10>), применима аналогия с доверительным управлением, когда доверительный управляющий осуществляет правомочия, исполняет обязанности и также защищает права; причем всякое управление должно осуществлять с учетом объекта управления.

<8> Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008. С. 614.
<9> Автор выражает признательность Е.А. Моргуновой в связи с высказанным ею мнением по вопросу управления правами Российской Федерации на технологию.
<10> Корчагина Н.П., Моргунова Е.А., Погуляев В.В. Указ. соч.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Управление правом Российской Федерации на единую технологию подразумевает:

Особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации, будут определены законом о передаче технологий (соответственно, здесь "распоряжение правом на технологию" равнозначно "передаче технологии") <11>. Распорядиться исключительным правом возможно путем отчуждения (т.е., как говорилось ранее, - уступки) прав или предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов. В принципе могут быть и другие способы (ст. 1233 ГК РФ), однако в любом случае распоряжение правом, как и внедрение, - элемент управления правом на технологию.

<11> "Передача технологий - распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности в составе технологии как в составе сложного объекта путем их отчуждения или предоставления другому лицу прав использования результатов интеллектуальной деятельности в составе технологии как в составе сложного объекта или отдельных результатов интеллектуальной деятельности, являющихся частями технологии" - ст. 2 проекта Федерального закона "О передаче технологий" (http://www.mon.gov.ru/dok/proj/4644/, апрель - май 2008 г.).

Определение упомянутых выше правовых понятий не мешает к каждому из правомочий подходить с позиций экономической и организационной науки и осуществлять целенаправленное воздействие на участников отношений (т.е. управлять ими) для получения требуемых результатов. Управление правом как термин представляется заимствованным по аналогии с управлением активами (цель последнего - максимизация получаемой при использовании активов прибыли). Это также не мешает при реализации своих правомочий лицу, обладающему правом на технологию, в частности Российской Федерации, органам власти, государственным заказчикам, выступающим от ее имени, воплощать в действие общеизвестные функции управления, в том числе планирование, непосредственно организацию, контроль, регулирование по результатам контроля. Юридическая и экономическая трактовки "управления" здесь не противоречат, а дополняют друг друга.

Сколько времени представителям государства следует управлять правом Российской Федерации на единую технологию? По всей видимости, до тех пор пока это право не перейдет на законном основании другому лицу. Срок действия упомянутых правомочий может в одних случаях не превышать шести месяцев со дня получения Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 1 п. 1 ст. 1547 ГК РФ), в других - продлевается до момента утраты Российской Федерацией необходимости сохранения прав на единую технологию за собой (абз. 2 п. 1 ст. 1547). Учитывая указанную выше специфику технологий в сфере обороны и безопасности, Российской Федерации целесообразно сохранять принадлежность прав на такие технологии сколь угодно долго, до тех пор пока не будет утрачена "необходимость сохранения этих прав за собой". Хотя к тому моменту срок действия патента на изобретение (не более 25 лет - ст. 1363 ГК РФ) уже может подходить к своему завершению. Таким образом, как по технологиям в сфере обороны и безопасности, так и по технологиям иного назначения (подлежащим отчуждению в установленные сроки, до момента отчуждения прав, сколько бы этот период ни длился - от нескольких месяцев до десятилетий) имеется необходимость управления правами государства на технологию. Справедлива при этом постановка вопроса: реально ли осуществить практическое применение или внедрение единой технологии за столь короткий срок (несколько месяцев), ведь обязанность внедрения относится к любому лицу, обладающему правом на технологии, невзирая на его суть, юридический статус, будь то Российская Федерация или организация-исполнитель НИОКР.

Внедрение технологий как обязанность государства: уроки истории

В Кодексе слова "промышленное применение" и "внедрение" указаны как синонимы. Однако исходя из традиций употребления терминов "применение" и "внедрение" в отношении управления изобретательством в СССР можно видеть различия в их смыслах. Так, если первое - синоним "использования" (в том числе единичного), то второе - синоним понятий "распространение", "укоренение", "закрепление" с акцентом на характер (временной, пространственный) и на результативность проводимых работ. "Внедрение" воспринимается протяженным во времени процессом замены старого на новое с наличием переходного периода некоторой длительности (см., например, "Концепцию внедрения наземного цифрового телевизионного вещания в России в части использования радиочастотного спектра Госкомсвязи России 1998 г. <12>).

<12> Концепция внедрения наземного цифрового телевизионного вещания в России в части использования радиочастотного спектра Госкомсвязи России // http://www.tsapuntv.narod.ru/digitaltv.htm.

В законодательстве СССР по изобретательству "применение известных ранее устройств, способов, веществ по новому назначению" признавалось объектом изобретения. Использование изобретения описывалось и с помощью "применения", ставилась задача определения эффекта применения изобретений, в заявочных материалах требовалось описывать область применения <13>. Техническая готовность изобретения, заявляемого в Госкомизобретений организациями, подтверждалась сведениями об этапе разработки заявляемого изобретения: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочий чертеж (ГОСТ 2.103-68), которые отражались в прилагаемом к заявке заключении <14>. Российское законодательство с 1992 г. восприняло эту традицию, однако в облегченном варианте. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 при перечислении в пункте 1 ст. 4 условий патентоспособности изобретения предусматривал: "Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности". Это означало требование наличия в заявке на выдачу патента корректного раскрытия изобретения с "полнотой, достаточной для его осуществления и использования". Для этого было достаточно "указания какого-либо утилитарного назначения", чтобы изобретение считалось "пригодным для использования в какой-либо сфере человеческой деятельности" без требований к целесообразности <15>.

<13> Законодательство СССР по изобретательству. Том 1 (разделы I - V) / Госкомизобретений. М.: ВНИИПИ, 1981. С. 19 - 70.
<14> Там же. С. 149.
<15> Корчагин А.Д., Богданов Н.В., Казакова В.К., Полищук Е.П. Комментарий к Патентному закону РФ. М.: Изд-во "Компания Димитрейд График Групп", 2004. С. 18, 20, 21.

Внедрение предусматривалось как функция государства в статье 47 Конституции СССР 1977 г.: "Государство ... организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни". Как указывалось в статье 111 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в редакции 1961 г., в случаях, когда на изобретение было выдано авторское свидетельство (соответственно, исключительные права, в том числе право использования, принадлежали государству), государство "берет на себя заботу о реализации изобретения с учетом целесообразности его внедрения", а автору принятого к внедрению изобретения полагалось вознаграждение в зависимости от размера эффекта, "получаемого в результате внедрения изобретения" <16>. Эти нормы были воспроизведены в статье 521 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., хотя и с употреблением "использования" в описании прав изобретателя, а авторы согласно статье 524 участвовали во внедрении своих предложений. Обязательным для всех организаций СССР было заполнение квартальной статистической отчетности по форме N 4-нт "Отчет о поступлении и внедрении изобретений и рационализаторских предложений". В советской системе хозяйствования создание новой техники в большинстве случаев было обязанностью специальных научно-исследовательских и проектных организаций, а реализация серийной или массовой продукции - обязанностью предприятий <17>. Соответственно, работа по созданию новой техники и совершенствованию технологических процессов подлежала заблаговременному планированию в череде планов организаций, отраслевых министерств и т.д. для своевременного централизованного выделения ресурсов на разработки и дальнейшего включения "внедрения мероприятий" в планы развития производства, в том числе планы научно-технического развития (перспективные планы, планы модернизации), включая НИОКР, подготовку производства и освоение новой продукции, содержавшие мероприятия по внедрению не только централизованно распространяемых в отрасли новшеств, но и созданных на предприятии (опять-таки включенные в планы разработки для решения внутренних проблем или инициативные предложения новаторов). Новшества в основном реализовывали в уже существующей производственно-технологической системе, обновляя производство в отсутствие резервов параллельно с плановой работой по выпуску продукции. Даже в отношении смены выпускаемой продукции массовое производство испытывало определенные трудности.

<16> Законодательство СССР по изобретательству. Том 1 (разд. I - V). М.: ВНИИПИ, 1981. С. 6 - 10.
<17> Белоусов В.И. Интенсификация изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.

КонсультантПлюс: примечание.

Символьные обозначения приведены в соответствии с печатным источником.

О гибких производствах заговорили только в 80-х годах. Новшества именно внедрялись. С другой стороны, там, где изначально ставилась задача уникальных решений (например, экспериментальные участки, мелкосерийные заводы с большим и часто меняющимся ассортиментом продукции), создание и использование нового становилось обычной работой. Однако в своей массе производственники отторгали нововведения. Статистика 80-х годов XX в. показывала, что j изобретений внедрялась спустя три года после регистрации, ? - после пяти лет; в ряде республик в 80% случаев результаты разработок внедрялись лишь на одном-двух предприятиях, и лишь 0,6% случаев - на пяти и более, что оценивалось тогда как крайне низкий уровень. Это объяснялось отрицательным влиянием внедренческих работ на экономические (в том числе валовые) показатели работы предприятия и административными последствиями их снижения, ограничениями максимального размера премирования и иных денежных форм поощрения внедрения, отсутствием резервов, а также недовольством всеобщей регламентацией государственными и отраслевыми стандартами и недостаточным, как тогда казалось, объемом прав авторов и степенью их защищенности <18>. Последнее привело еще в СССР к введению патентной системы с приматом прав автора, правда, через год замененной современной патентной системой с акцентом на обладателе исключительных прав, а не на авторе.

<18> Белоусов В.И. Указ. соч. С. 69, 70.

Критиковались также органы власти: ведомственные интересы отдельных министерств и администраций предприятий (в том числе навязываемое необоснованное соавторство) расходились с общегосударственными, в нормативных документах использовались трудные для однозначного толкования неконкретные выражения, внедрение прогрессивных изобретений тормозилось "людьми, которые находятся на государственной службе", отсюда и недоверие к новшествам, нежелание и неумение их осваивать <19>. Личная заинтересованность участников всегда содействовала успеху при внедрении технологий. В оборонной сфере к внедрению технологий подталкивала соревновательность как со странами - потенциальными противниками, так и с отечественными предприятиями - конкурентами в борьбе за государственный оборонный заказ. Для большей же части предприятий гражданского сектора не было иного внешнего фактора, чем указание власти. Сейчас ситуация в принципе иная, однако можно отметить и нечто общее: заинтересованность государства во внедрении, слабость отечественного рынка наукоемкой продукции, проблемы стимулирования личной заинтересованности авторов-разработчиков и всех инженеров, управленцев, участвующих в организации практического применения (внедрения) единой технологии.

<19> Белоусов В.И. Интенсификация изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. С. 71.

Применение (или внедрение) как обязанность перед государством

Как указывалось выше, обязанность практического применения (внедрения) единой технологии установлена статьей 1545 ГК РФ. Лицо, которому в соответствии со статьей 1544 принадлежит право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение). Такую же обязанность несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами главы 77 ГК РФ. При этом положением пункта 2 ст. 1545 ГК РФ предусмотрено: содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством РФ.

Внедрение технологии - юридическая обязанность. Под юридической обязанностью понимают определенную законом меру должного поведения участника данного (конкретного) правоотношения - носителя этой обязанности. Обязанность обладателя права на технологию "осуществлять ее практическое применение (внедрение)" является одной из основных, несущих общий характер особенностей правового режима единой технологии, создаваемой за счет или с привлечением средств федерального бюджета. А.Л. Маковский уточняет: "Необходимость внедрения единой технологии и заинтересованность в этом государства - Российской Федерации - предопределяют и случаи принадлежности государству этого права (п. 1 и п. 2 ст. 1546 ГК РФ), и порядок передачи этого права другим лицам (ст. 1547 ГК РФ), и условия такой передачи. Обязанность практического применения (внедрения) единой технологии является обязанностью правообладателя перед государством. Таким характером этой обязанности объясняется присвоенное ей законом свойство следования - переход к тому лицу, к которому в соответствии с правилами ГК РФ переходит право на единую технологию. С точки зрения гражданского права - это публично-правовое обременение права на единую технологию" <20>. Однако, как отмечено в работе <21>, до издания соответствующего постановления Правительства РФ указанная обязанность не подкреплена возможностью принудительного осуществления и применения мер ответственности, так как не определены не только меры воздействия, но и субъект, управомоченный предъявлять требования об исполнении обязанности по внедрению технологии и о применении следствий неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности.

<20> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. С. 706 - 709.
<21> Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: ТК "Велби", 2008. С. 753.

И.А. Зенин считает термин "внедрение" "хорошо известным с давних пор". По его мнению, "в рамках внедрения исполнитель должен, в частности, разрабатывать (сам или по договорам со специализированными организациями) конструкторскую и (или) технологическую документацию на единую технологию или ее составные части, опытные образцы необходимых элементов технологии, испытательные стенды и т.п." <22>. Однако, как нам представляется, этим перечнем содержание внедрения не должно ограничиваться. Внедрение инноваций производственно-технического характера (новые виды техники и технологии; модернизированная техника и технология; новые изделия) чаще всего приводит к изменению организационно-технических условий деятельности предприятий. Поэтому в работе <23> внедрение новаций рассматривается как заключительный этап подготовки производства (комплекса работ, направленных на обеспечение полной готовности производства к выпуску определенного вида продукции): "На... этапе освоения (внедрения) - выполняется комплекс работ по развертыванию производства новых изделий, практическому освоению технических, технологических, организационных, экономических и социальных новшеств с целью полной реализации решений, заложенных на этапе проектирования". Здесь подразумеваются в основном пусконаладочные работы, технологическая подготовка, в том числе проектирование и разработка нового процесса, предварительная проработка сопроводительной документации на новую приобретаемую технологию, проектирование межцеховых технологических маршрутов, пооперационная разработка техпроцесса, типизация технологии, разработка документации по стандартам Единой системы технологической подготовки производства. К этому можно было бы добавить и необходимость обучения персонала новым приемам работы по новой технологии.

<22> Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая). М.: Юрайт, 2008. С. 585.
<23> Организация полиграфического производства: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Мироновой. М.: Изд-во МГУП, 2002. Электронное издание подготовлено коллективом Центра дистанционного образования МГУП // http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook106/01/index.html?part-008.htm.

Изложенные выше подходы к пониманию смысла "практического применения (внедрения)" применимы прежде всего к освоению новшеств в обрабатывающих производствах. Не следует забывать, что "единая технология" - термин, специально принятый для обозначения довольно разнородных результатов НИОКР, хотя и объединенных единым замыслом и сферой использования. Практическое применение (внедрение) программных продуктов или фармацевтических разработок отличается по своему содержанию и документальному оформлению от применения и внедрения технологий (в смысле способа преобразования сырья и материалов) в машиностроении. Поэтому вопрос о необходимости отражения отраслевой и дисциплинарной специфики в правовых актах о внедрении единой технологии еще потребует своего изучения.

Согласно статьям 1542 (п. 2), 1546 (п. 1), 1547 (п. 1) ГК РФ лицом, которому принадлежит право на технологию и которое обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение), может быть:

  1. Российская Федерация (во-первых, временно, краткосрочно, с учетом правил абзаца 1 п. 1 ст. 1547 до момента отчуждения третьему лицу и, во-вторых, длительно по правилам абзаца 2 п. 1 ст. 1547 в отношении единых технологий в сфере обороны и безопасности);
  2. исполнитель (лицо, организовавшее создание единой технологии);
  3. "лицо, заинтересованное во внедрении технологии и обладающее реальными возможностями для ее внедрения" (третье лицо) (когда право отчуждается у Российской Федерации). В данном случае мы рассматриваем ситуацию финансирования НИОКР из федерального бюджета, поэтому здесь не указан субъект Федерации как обладатель прав.

Исключая длительное обладание Российской Федерацией правом на технологию в сфере обороны и безопасности, не вызывает сомнений, что практическое применение (внедрение) технологии может быть осуществлено усилиями исполнителя или третьего лица. Вопрос о внедрении единой технологии Российской Федерацией следует рассмотреть особо. Существующая система государственного управления в корне отличается от органов власти СССР: непосредственное управление производством ушло в прошлое. Поэтому управление проектом создания, а тем более проектом применения (внедрения) единой технологии в конкретных условиях в принципе не свойственно современному органу исполнительной власти. Соответственно, полномочия, структура, кадры органа власти не предназначены для работы такого характера. До последнего времени даже промышленные компании часто испытывают затруднения при проведении работ по охране своих исключительных прав. Значительная часть новых разработок в силу ряда причин не доходит до производства и не имеет требуемой степени технической готовности. Определенно сейчас имеется дефицит опытных специалистов по управлению научными и научно-техническими проектами, включая подготовку производства. Современная система государственной службы предъявляет требования к специалистам иные, чем это необходимо для инновационного менеджмента.

Функции исполнения обязанности внедрения (разумеется, в зависимости от сферы регулирования) могут быть переданы федеральным органом власти другому лицу - внешнему управляющему или, в другом случае, лицензиату. Кодекс не определяет, каким именно образом Российская Федерация как правообладатель будет осуществлять свои правомочия и обязанности (это возможно предусмотреть при определении порядка управления правами).

Вопрос о возможности передачи полномочий должен решаться каждым органом исполнительной власти, являющимся государственным заказчиком, в рамках своих полномочий на основе правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере их компетенции, в том числе по вопросам передачи части полномочий "внешним" организациям (аутсорсинг) или подведомственным организациям. Уполномочивающий приказ или договор сторон <24> должен был бы содержать указание о конкретных правомочиях и обязанностях по внедрению, указание о конкретных единых технологиях, сроках и форме отчетности перед правообладателем.

<24> Государственный контракт на выполнение работ, договор доверительного управления и проч.

В случае длительной принадлежности технологии Российской Федерации, когда целесообразно сохранять за ней право на технологию на срок, превышающий шесть месяцев со дня получения Российской Федерацией прав (п. 1 ст. 1547 ГК РФ) для единой технологии высокой технической готовности к освоению на производстве, может быть предусмотрена процедура заключения на конкурсной основе лицензионного договора (правила раздела VII ГК РФ, в том числе п. 5 ст. 1546, а также проект Федерального закона "О передаче технологий"). Несмотря на то что Российская Федерация как лицо, обладающее правом на технологию, обязана внедрить единую технологию, целесообразно рассматривать внедрение применительно к Российской Федерации не как непосредственные работы при подготовке производства продукции, а скорее как организационные меры, которые государственному заказчику необходимо предпринять, чтобы добиться требуемого внедрения. Здесь также уместно использовать и правовой механизм организации дополнительных работ по доведению единой технологии, предложенный в проекте Федерального закона "О передаче технологий".

Таким образом, непосредственно внедрение реализуют исполнители, третьи лица. В свою очередь, Российская Федерация также внедряет технологию посредством ее передачи на основе лицензионного договора или иным образом исполнителю или третьему лицу. Исполнитель, обладая правом на технологию, также мог бы пользоваться возможностью обеспечить внедрение технологии путем заключения лицензионного договора с третьим лицом.

Определенный способ применения единой технологии в принципе может быть вынесен как предмет конкурса на заключение государственного контракта на выполнение работ. Хотя это, возможно, потребует внесения изменений и дополнений в законодательство о государственных закупках работ (услуг) и в примерную форму государственного контракта, которые были бы применимы специально к работам по внедрению. Обязанность практического применения (внедрения) единой технологии обусловлена не договорными отношениями, а императивной нормой статьи 1545 ГК РФ. Указание о конкретных сроках и мероприятиях по внедрению технологии будет содержаться в плане реализации технологии, который по проекту Федерального закона "О передаче технологий" (ст. 10) является существенным условием договоров о передаче технологии и прочих соглашениях, заключаемых на конкурсной или иной основе с государственным заказчиком. С другой стороны, внедрение технологии, изначально принадлежащей исполнителю, не связано с наличием такого плана.

Свои особенности трактовки внедрения могут быть и в отношении единых технологий, принадлежащих одновременно Российской Федерации и другим лицам.

Государство, преследующее цель введения единой технологии в хозяйственный оборот в рамках своей социально-экономической политики, намерено содействовать в конечном счете выпуску на рынок товаров, продукции (в той или иной форме), услуг, основанных на практическом применении единой технологии, созданной именно за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Исходя из данных целей, государство (в лице государственного заказчика, прокуратуры и Роспатента) могло бы требовать исполнения данной обязанности. В случае систематического ее неисполнения целесообразно требовать перехода единой технологии к более эффективному хозяйствующему субъекту, т.е. "лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения". Представляет интерес вопрос о возможности предъявления таких требований со стороны других заинтересованных лиц. Здесь целесообразно в будущем рассмотреть применимость (по аналогии) к данному вопросу правил о переходе исключительного права к другим лицам без договора путем обращения взыскания на имущество и на права правообладателя, например, в результате неисполнения обязательств по договору или государственному контракту (ст. ст. 1241, 1284), а также правил о принудительной лицензии (ст. ст. 1239, 1362, 1423) и конкурсного механизма отчуждения права на технологию, принадлежащей Российской Федерации (ст. 1547). Возможно, в таком контексте реально будут использоваться правила об обязанности правообладателя по требованию государственного заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование охраняемого результата интеллектуальной деятельности для государственных нужд (ст. ст. 1298, 1373, 1432, 1464 ГК РФ).

Также целесообразно рассмотреть возможность отнесения неисполнения обязанности внедрения к административному правонарушению и применения к данному вопросу системы штрафов. Однако, учитывая практические сложности внедрения технологий, как и любой технико-внедренческой и предпринимательской деятельности на данный момент, целесообразно предусмотреть "ступенчатое", щадящее наступление последствий неисполнения обязанности внедрения, некоторую шкалу мер (например, начиная с предупредительных предписаний и т.д.).

В заключение следует отметить: вопросы, связанные с последствиями неисполнения обязанности внедрения единой технологии, могут иметь определенный резонанс научно-технической общественности и деловых кругов.