Мудрый Юрист

Обеспечение учреждений здравоохранения лекарственными средствами в рамках реализации государственных программ

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1

Лекарственные средства необходимы учреждениям здравоохранения для реализации государственной и территориальных программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Источники получения средств для их приобретения различны. Порядок закупки лекарственных средств имеет свои особенности (в одних случаях учреждение здравоохранения самостоятельно производит закупку лекарственных средств, в других - уполномоченный орган субъекта РФ, доводя затем лекарственные средства до учреждений здравоохранения в рамках централизованного снабжения). В статье автор попытался разобраться в тонкостях обеспечения учреждений здравоохранения лекарственными средствами.

Источники приобретения лекарственных средств

Бесплатная медицинская помощь оказывается гражданам в соответствии с базовой Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Эта Программа ежегодно разрабатывается Минздравсоцразвития и утверждается Правительством РФ. На 2009 г. она утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 N 913 (далее - Программа государственных гарантий).

Программа государственных гарантий определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой бесплатно гражданам РФ на территории РФ. В соответствии с этой Программой органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий, которые включают в себя территориальные программы ОМС.

Медицинская помощь на территории РФ оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе средств бюджетов государственных фондов ОМС.

За счет средств ОМС осуществляется обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами в рамках базовой программы ОМС как составной части Программы государственных гарантий, которая включает первичную медико-санитарную (в том числе неотложную) и специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приобретаются лекарственные средства, предназначенные для лечения:

<*> Перечень централизованно закупаемых за счет федерального бюджета лекарственных средств, утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.10.2007 N 1328-р.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ приобретаются лекарственные средства в соответствии с:

<*> Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Помимо вышеперечисленных лекарственных средств, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

Приобретение лекарственных средств за счет средств бюджета ТФОМС

ТФОМС осуществляют финансирование медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС (с учетом муниципального заказа), по дифференцированным подушевым нормативам, рассчитанным в порядке, определенном Приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному ФФОМС 05.04.2001 N 1518/21-1 (далее - Временный порядок финансирования).

Фонды из полученных на их основные счета средств <*> осуществляют (п. 8 Временного порядка финансирования):

<*> На основные счета ТФОМС денежные средства поступают в части ЕСН, ЕНВД для определенных видов деятельности, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и др.

Обеспечение финансовыми ресурсами медицинских учреждений, оказывающих помощь застрахованным в системе ОМС гражданам, ТФОМС осуществляют через страховые медицинские организации.

Средства для оказания учреждениями здравоохранения медицинских услуг застрахованным гражданам поступают от страховых организаций в виде целевых средств в размере действующего в текущем году норматива затрат, рассчитанного на:

Тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включают расходы на оплату труда, отчисления с оплаты труда во внебюджетные фонды, приобретение медикаментов, перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), расходы, связанные с организацией кормления больных через организации общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).

Для получения вышеназванных средств учреждения здравоохранения представляют в страховые организации следующие учетные регистры (п. 3.1. Методических рекомендаций о порядке осуществления персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, утвержденных Письмом ФФОМС от 21.02.2006 N 1253/30-1/и (далее - Методические рекомендации)):

Полученные в качестве оплаты счетов денежные средства в необходимом объеме направляются учреждением здравоохранения на приобретение лекарственных средств и медицинских препаратов. Их закупка производится учреждением самостоятельно в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В бухгалтерском учете операции по целевым средствам, направляемым учреждениям здравоохранения в рамках территориальной программы оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, отражаются следующими проводками:

     Содержание операции     
    Дебет    
   Кредит   
Пункт Инструкции
N 25н
Операции ТФОМС                                                           
Поступила в бюджет ТФОМС     
причитающаяся часть сумм ЕСН
1 202 01 510 
1 402 01 100
107
Поступили в бюджет ТФОМС     
финансовые ресурсы от ФФОМС
1 202 01 510 
1 309 00 730
214
Перечислены средства ТФОМС   
страховым организациям
1 402 01 200 
1 202 01 610
107
Операции медицинского учреждения                                         
Начислена задолженность      
страховой организации за
оказанные учреждением в
рамках программ ОМС
медицинские услуги
2 205 10 560 
2 401 01 180
140
Поступили средства на лицевой
(банковский) счет учреждения
по средствам, полученным от
приносящей доход
деятельности, от страховой
медицинской организации
2 201 01 510 

одновременным
отражением по
забалансовому
счету 17)
2 205 10 660
140
Приобретены лекарственные    
средства, необходимые для
оказания медицинской помощи
гражданам, в рамках базовой
программы ОМС за счет
средств, поступивших от
страховой медицинской
организации
2 105 01 340 
2 302 22 730
57
Списаны использованные       
лекарственные средства
2 401 01 272 
2 105 01 440
59

Средства бюджетов бюджетной системы РФ

Лекарственные средства для граждан, поименованных в ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о государственной помощи). Лица, указанные в данной статье, имеют право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) при оказании им амбулаторно-поликлинической помощи, в частности:

Перечень лекарственных средств, которыми бесплатно обеспечиваются вышеперечисленные категории граждан, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 N 665.

Финансирование расходов, связанных с оказанием гражданам дополнительной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами определенных категорий граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Субвенции перечисляются на счета ФФОМС равными долями ежеквартально. В течение двух рабочих дней с даты поступления они направляются ФФОМС на счета ТФОМС, которые не позднее следующего рабочего дня перечисляют их в бюджеты субъектов РФ. Правила предоставления субвенций бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение необходимыми лекарственными средствами, а также Методика расчета распределения субвенций ежегодно утверждаются Правительством РФ. Однако на момент подготовки к печати статьи правовые базы информацию о принятии соответствующего нормативного документа не содержали.

Напомним, полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг с 01.01.2008 переданы органам государственной власти субъектов РФ (Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"). Поэтому, по мнению автора, порядок предоставления субвенций в 2009 г. будет аналогичен порядку, действующему в 2008 г. В связи с этим смеем предположить, что в 2009 г. расходование средств на закупку лекарственных средств будет производить уполномоченный орган субъекта РФ, которым обычно выступает Минздравсоцразвития субъекта РФ. Лекарственные средства, закупленные на средства федерального бюджета, доводятся до учреждений здравоохранения в рамках централизованного снабжения. Бухгалтерские записи по отражению операций по получению лекарственных средств совершаются в порядке, предусмотренном частью IV Инструкции N 25н <*>.

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Лекарственные средства, необходимые для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (далее - лекарственные средства). Закупка лекарственных средств для лечения вышеперечисленных больных производится за счет средств федерального бюджета централизованно Минздравсоцразвития в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.10.2007 N 682 (далее - Положение о централизованной закупке).

Закупка осуществляется Минздравсоцразвития согласно заявкам, предоставляемым Федеральным медико-биологическим агентством (далее - ФМБА) (по подведомственным федеральным учреждениям) и уполномоченными органами субъектов РФ (по медицинским учреждениям, входящим в их ведомство, и муниципальным учреждениям здравоохранения). Формы заявок утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 650.

Поставка лекарственных средств со складов поставщиков производится непосредственно медицинским учреждениям (организациям-получателям) (п. 6 Положения о централизованной закупке). Ее документальное оформление осуществляется следующим образом. Организации-поставщики представляют в Минздравсоцразвития оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие факт получения ими лекарственных средств (накладные, акты приема-передачи). На основании этих документов Минздравсоцразвития производит учет лекарственных средств и издает распорядительный акт о передаче их в оперативное управление подведомственного ФМБА федерального учреждения здравоохранения либо в собственность субъекта РФ (с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных средств по каждой организации-получателю). В течение пяти рабочих дней с даты издания распорядительного акта Минздравсоцразвития направляет в ФМБА извещение о поставке лекарственных средств подведомственным ему федеральным учреждениям здравоохранения, а в орган исполнительной власти субъекта РФ - акт приема-передачи лекарственных средств в собственность субъекта РФ в двух экземплярах (с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных средств по каждой организации-получателю). Данные документы подписываются с течение трех рабочих дней, и один экземпляр отправляется в Минздравсоцразвития.

При передаче лекарственных средств муниципальным учреждениям орган исполнительной власти субъекта РФ на основании акта приема-передачи лекарственных средств в собственность субъекта РФ осуществляет учет лекарственных средств и издает распорядительный акт о передаче их организациям-получателям (с указанием номенклатуры, количества и стоимости лекарственных средств по каждой организации-получателю).

Отчетность

Учреждения, принимающие участие в реализации территориальных программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по средствам, поступившим и израсходованным на ее выполнение, составляют отчет по форме N 62 "Сведения о реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи". Форма отчета утверждена совместным Приказом Минздравсоцразвития России N 542 и ФФОМС N 58 от 13.11.2003 "Об утверждении отчетной формы N 62".

Уполномоченный орган субъекта РФ (Минздравсоцразвития субъекта РФ) по средствам, выделенным из федерального бюджета на приобретение лекарственных средств, представляет в ТФОМС:

Формы отчетов приведены в Приложениях 1 и 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 816 "Об утверждении форм и Порядка предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов".

В отчете о выполнении полномочий в натуральном выражении отражаются следующие сведения:

В отчете о расходовании предоставленных субвенций показывается:

Росздравнадзор производит сбор и обобщение сведений, содержащихся в отчетах, представленных органами государственной власти субъектов РФ, а также контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных органами государственной власти субъектов РФ полномочий.

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Т.СИЛЬВЕСТРОВА