Мудрый Юрист

Иностранцы в аптеке

"Фармацевтический вестник", 2008, N 42

При сегодняшнем бурном росте аптечных сетей проблема дефицита кадров стоит как никогда остро. И нередко наши коллеги сталкиваются с ситуацией, когда на собеседование о приеме на работу к ним приходят граждане соседних иностранных государств: Украины, Белоруссии, Молдовы. Многие из них имеют дипломы о высшем фармацевтическом образовании, солидный опыт работы. Вот только можно ли принимать их на работу в российскую аптеку?

Принимать или нет?

Основные ограничения, которые устанавливаются для иностранных работников, прописаны в п. 1 ст. 14 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Надо отметить, что розничная торговля фармацевтическими товарами относится к сферам деятельности, в которых Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимые квоты приема на работу иностранных работников (п. 5 ст. 18.1. упомянутого выше закона).

Для пущей ясности сразу определим, что речь идет о розничной торговле фармацевтическими товарами, относящимися в соответствии с Общероссийским классификатором продукции к группе "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения", к этой же группе относятся и биологически активные добавки к пище, содержащие лекарственные, растительные и животные продукты.

Разобраться в хитросплетениях законов и постановлений, касающихся прав и обязанностей иностранных работников, поможет письмо Росздравнадзора N 01И-984/06 от 21.12.2006, которое разъясняет применение Постановления Правительства РФ N 683 от 15.11.2006, установившего допустимые квоты иностранных работников на 2007 г., но сохраняющего свою актуальность и на сегодняшний день.

Согласно этим документам, в аптечных предприятиях и других объектах розничной торговли фармацевтическими товарами не могут работать граждане иностранных государств, временно находящиеся на территории нашей страны ("иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Российскую Федерацию в порядке, требующем и не требующем получения визы"). Действие Постановления Правительства РФ не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание, а также вид на жительство.

Отметим, что Постановление Правительства РФ N 683 распространяется на иностранных работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами на должностях:

Ваши документы!

Вместе с разрешением на временное проживание и видом на жительство попросите у вашего соискателя и документ об образовании и свидетельство, подтверждающее эквивалентность этого документа. Дело в том, что документы иностранного государства о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях должны быть официально признаны эквивалентными документам РФ. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.08.96 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" соответствующие органы государственной власти должны дать согласие на наличие законной силы этих документов на территории России. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях утвержден приказом Минобразования России N 15 от 09.01.97. В случае если эквивалентность документов иностранных государств об образовании и об ученых званиях и выдача свидетельства о признании или эквивалентности документов не установлена соответствующим межправительственным или межведомственным органом (с участием Министерства образования и науки РФ), решение о признании и об установлении эквивалентности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (п. 5.3.4. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 300 от 17.06.2004).

Редакционный материал