Мудрый Юрист

Медико-правовые аспекты работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф

"Медицинское право", 2009, N 1

Обсуждаются вопросы, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в территориальных центрах медицины катастроф: порядок учета, хранения и использования наркотических средств и психотропных веществ. Данная статья может быть полезна работникам центров медицины катастроф и иным специалистам.

В настоящее время во многих территориальных округах функционируют центры медицины катастроф. Центр медицины катастроф представляет собой лечебно-профилактическое учреждение особого типа, функциями которого является оказание скорой и скорой специализированной медицинской помощи (санитарно-авиационной) в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайной ситуации. Естественно, что оказание медицинской помощи невозможно без наркотических средств и психотропных веществ. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы работы с данной группой лекарственных средств непосредственно для центра медицины катастроф.

В связи с этим целью настоящей статьи было освещение вопросов работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф, упущенных в настоящем законодательстве.

Работа с наркотическими средствами и психотропными веществами в центре медицины катастроф происходит в нескольких режимах:

  1. Режим повседневной деятельности.
  2. Режим чрезвычайной ситуации.

Соответственно и наркотические средства, и психотропные вещества будут использоваться для решения этих двух задач.

Цепочку движения наркотических средств и психотропных веществ в центре медицины катастроф можно представить на схеме:

----------------¬       ---------------¬        -------------------¬
¦Государственное¦ ¦Аптека готовых¦ ¦Отделения центра, ¦
¦унитарное +------>¦лекарственных +------->¦осуществляющие ¦
¦предприятие ¦<------+форм центра ¦ ¦скорую и скорую ¦
¦"Фармация" ¦ ¦ медицины ¦ ¦специализированную¦
L---------------- ¦ катастроф ¦ ¦медицинскую помощь¦
L---T---------T- ¦населению (нарко- ¦
/ ¦ ¦ ¦тические средства ¦
----------------- V V ¦и психотропные ¦
---------+----------¬ ----------¬ ------------¬ ¦вещества сформиро-¦
¦Отдел запасов апте-¦ ¦ Филиалы ¦ ¦ Трассовая ¦ ¦ваны в укладки) ¦
¦ки (склад-резерв) ¦ ¦ центра ¦ ¦ служба ¦ L-------------------
L-------------------- L---------- L------------

Из схемы видно, что наркотические средства и психотропные вещества попадают от фирмы-поставщика ("Фармация") в аптеку готовых лекарственных форм, а затем часть из них в отдел запасов аптеки - склад-резерв (для обеспечения работы в чрезвычайной ситуации), а другая часть - в отделения центра, оказывающие плановую и экстренную консультативную помощь (в условиях повседневной деятельности), филиалы и трассовую службу.

Для осуществления деятельности с наркотическими средствами и психотропными веществами по этой цепочке необходимо предусмотреть следующие моменты, в настоящее время отсутствующие в законодательстве.

  1. Вопросы лицензирования работы с наркотическими средствами и психотропными веществами

В действующем законодательстве существуют несколько видов деятельности, применимых к работе центра медицины катастроф (приобретение, хранение, отпуск, использование, уничтожение). Однако вид деятельности, связанный с освежением (заменой лекарственных средств с истекающим сроком годности на лекарственные средства с хорошим сроком годности), для данной группы лекарственных средств отсутствует.

  1. Требования к технической укрепленности, оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации

Требования к технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации для хранения основного запаса наркотических средств и психотропных веществ даны в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ". Однако в данном Приказе отсутствуют требования к технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации для оперативно-диспетчерского отдела, где происходит хранение укладок с наркотическими средствами и психотропными веществами, полученных из аптеки. На взгляд автора, нецелесообразно вводить укрепленность в диспетчерской, аналогичную комнате хранения основного запаса, поскольку укладки хранятся в комнате непродолжительное время (происходит выдача в работу).

  1. Расчетные нормативы, необходимые для планирования годового количества наркотических средств и психотропных веществ

В настоящее время упомянутым выше Приказом предусмотрены нормативы в потреблении наркотических средств и психотропных веществ для различных отделений лечебно-профилактического учреждения. Однако нормативы для центра медицины катастроф в настоящее время отсутствуют. При разработке нормативов следует учесть, что работа специалистов центра медицины катастроф протекает в двух режимах. Для работы в чрезвычайной ситуации количество наркотических средств и психотропных веществ рассчитывается исходя из стандартов лечения и возможных санитарных потерь. Для работы в условиях повседневной деятельности - из данных о проведенных операциях.

  1. Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами

Порядок работы с данными лекарственными средствами в центре медицины катастроф отличается от работы в лечебно-профилактических учреждениях. Особенность связана с выездным характером работы бригад скорой и скорой специализированной помощи, что выражается в формировании укладок с наркотическими средствами и психотропными веществами. Соответственно, в цепочке передачи наркотических средств и психотропных веществ из аптеки к главной медицинской сестре и до врача возникает еще один этап передачи - оперативно-диспетчерский отдел (со своим журналом передачи укладок, не утвержденным в данный момент законодательством). Предлагаем свою форму (см. табл. 1).

Таблица 1

Форма журнала учета укладок наркотических средств и психотропных веществ в оперативно-диспетчерской службе

Наименование наркотического средства, психотропного вещества в соответствии с Перечнем Постановления РФ от 30 июня 1998 г. N 681 ___________

Фирменное название (синоним), под которым получено наркотическое средство, психотропное вещество _____________________________________________

Дозировка ______________________________________________________________

Дата/
время
Ф.И.О. 
выдав-
шего
укладку
Ф.И.О.  
получив-
шего
укладку
N   
укл.
Наименование медикамента
Под- 
пись
врача
Расход
Подпись
приняв-
шего
укладку
промедол
морфин
фентанил

При ведении журнала регистрации операций с наркотическими средствами и психотропными веществами в аптеке необходимо введение колонки "Отпущено на освежение". Поскольку освежение нельзя считать использованием, и, стало быть, включать в отчет об использовании наркотических средств и психотропных веществ не целесообразно.

  1. Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами на трассовой службе

Трассовая служба центра медицины катастроф состоит из трассовых пунктов, расположенных на территории Свердловской области. Функцией трассовой службы является оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Естественно, что оказание данной помощи невозможно без наркотических средств и психотропных веществ. Однако нигде в законодательстве нет указаний об организации лекарственного обеспечения, в том числе оборота с наркотическими средствами и психотропными веществами на трассовом пункте (техническая укрепленность, оснащение средствами охранно-пожарной сигнализации, порядок ведения документации).

  1. Порядок работы с наркотическими средствами в условиях чрезвычайной ситуации

Порядок работы с наркотическими средствами и психотропными веществами в условиях чрезвычайной ситуации также в настоящее время не регламентирован. Непонятно, каким образом осуществлять перевозку резерва наркотических средств и психотропных веществ к месту трагедии. Если заключать договор со специализированной организацией, имеющей лицензию, то можно просто не успеть к месту чрезвычайной ситуации.

  1. Порядок выпуска и освежения наркотических средств и психотропных веществ из резерва

Вопрос выпуска наркотических средств и психотропных веществ и их освежения остается открытым. В законодательстве не прописаны организации, имеющие право принимать на свой баланс данную группу лекарственных средств с истекающим сроком годности, не указано, каким образом осуществлять проведение документации с точки зрения бухгалтерского учета.

Кандидат химических наук, доцент,

ОГУЗ "Территориальный центр медицины

катастроф" Свердловской области

О.А.МЕЛЬНИКОВА