Мудрый Юрист

Квалификация незаконного перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Джанбеков Гаджимурад Джанбекович - аспирант кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Проводимая в стране административная реформа самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов. Действующее законодательство включает таможенные органы в систему правоохранительных и военизированных органов, а их деятельность направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Одно из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Это обусловлено тем, что развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское сообщество <1>.

<1> Головин В.В. Особенности административно-правового регулирования таможенного дела (по материалам Российской Федерации и Европейского союза). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 122.

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к значительному росту числа ее участников. Реформирование российской экономики потребовало, в свою очередь, радикально изменить структуру таможенного законодательства в нашем государстве, приспособив институт административного принуждения в данной сфере к сложившимся реалиям. Конституция Российской Федерации провозгласила приоритет рыночной экономики. Однако Основной Закон оставил за государством монопольное право на регулирование таможенных правоотношений, на применение мер государственного принуждения в данной сфере, осуществляемое посредством таможенных органов. И это вполне естественно с точки зрения обеспечения экономической и правовой безопасности нашей страны.

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Увеличивается число административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил (НТП) и административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.

Вопросы классификации правонарушений и преступлений в таможенной сфере были предметом анализа исследователей в советский период. Однако следует отметить, что они не носили самостоятельного характера, а касались лишь нарушений таможенных правил и рассматривались в основном в рамках учебного курса <2>.

<2> См.: Сандровский К.К. Таможенное право. Общая часть. Учебное пособие. Киев, 1971 (автор, в частности, характеризует таможенное право как подотрасль, а не как институт административного права, с. 15 - 21); Он же. Таможенное право. Особенная часть. Киев, 1972; Марков Л.Н. Таможенное право СССР. Учебное пособие. Иркутск, 1973; Бернов Е.Л., Галанжин Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. М., 1988; Федосеев А.Л. Вопросы кодификации советского таможенного законодательства // Вестник ЛГУ. 1961. N 17. Вып. 3; Фридман Н.П. Правовое положение таможенных органов в СССР и вопросы гражданского права в их деятельности. Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 1973; Храбсков В.Г. Таможня и закон. М., 1979 и др.

В постперестроечный период административно-деликтным и административно-процессуальным аспектам правового регулирования деятельности российской таможни стало уделяться больше внимания. Среди исследователей данной проблемы можно отметить Д.Н. Бахрах, Ю.Л. Воробьева, А.Н. Козырина, Ю.В. Михеева, А.Ф. Ноздрачева <3>. Однако отмеченные авторы не рассматривали административные правонарушения в таможенной сфере в качестве самостоятельного объекта исследования. К примеру, попытка классифицировать данный вид административных правонарушений предпринималась рядом авторов, однако эта работа проводилась только в отношении нарушений таможенных правил и с использованием дробных, спорадических классификационных признаков.

<3> См.: Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995; Воробьев Ю.Л. Актуальные теоретические и практические проблемы таможенного права // Тез. докл. междунар. научно-практич. конф.: В 2-х ч.: Часть 2. М., 1996. С. 74 - 76; Козырин А.Н. Учебное пособие. М., 1995; Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1996; Таможенный валютный контроль / Составитель Ю.В. Михеев, О.М. Павленко, И.В. Соколова, С.В. Соленая. М., 1997; Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор проф. Б.Н. Габричидзе. М., 1995; Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998 и др.

Другие ученые в качестве системообразующего признака НТП избирают только объект посягательства. При этом сторонники данной точки зрения не единодушны в своих выводах. Типология административно-процессуальных мер, применяемых при совершении административных проступков в таможенной сфере, вообще выпадает из спектра проблем исследования отечественной правовой науки наряду с широким изучением отдельных проблем таможенного законодательства РФ.

Отчасти нерешенность многих проблем связана с неразработанностью категориального аппарата, отсутствие которого не позволяет адекватно и единообразно отражать природу административных правонарушений в таможенной сфере.

Определенные трудности в научно-теоретическом и прикладном изучении таможенных правонарушений и преступлений были связаны также с отсутствием до настоящего времени научно-обоснованной концепции административного проступка в самой теории административного права. Справедливости ради следует отметить, что предпосылки формирования такой концепции были заложены еще в 1960-х гг. в ходе подготовки и систематизации отечественного законодательства об административной ответственности, а в 90-е годы предлагались варианты правовой доктрины административного проступка <4>.

<4> См.: Севрюгин В.Е. Теоретические проблемы административного проступка. Дис. ... д.ю.н. М., 1994.

Современное состояние таможенного законодательства позволяет выявить специфику административного принуждения и мер административной ответственности в качестве его структурного элемента в таможенной сфере. В данной статье нас интересует состав такого правонарушения, как незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП РФ).

Диспозиция ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения товаров и транспортных средств, позволяющим вывести их из-под контроля таможенных органов. В этой связи объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1, являются одновременно порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и порядок проведения в отношении их таможенного контроля.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, а также все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы <5>. К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и транспортных средств, относятся:

<5> Таможенное дело. Словарь-справочник. СПб.: Логос-СПб., 1994.

Под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации. В контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из способов, указанных в ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и их убытия с этой территории. Согласно ч. 1 ст. 69 Таможенного кодекса Российской Федерации прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу для прибытия отдельных видов товаров. Однако действие, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест таможенного контроля.

Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 119, 120 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении следующих противоправных действий:

Субъектами данного правонарушения могут быть любые лица (физические, юридические либо должностные), осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу Российской Федерации с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают как товары, так и транспортные средства.

С субъективной стороны совершение правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности.

Часть 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:

Под тайниками подразумеваются как места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу), так и специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды).

При квалификации данного состава правонарушения следует иметь в виду, что конструктивные емкости в транспортных средствах и товарах, использованные для сокрытия товаров от таможенного контроля, но не подвергшиеся для этих целях конструктивным изменениям, разборке и монтажу, не являются тайниками.

К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие, например, как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства). То есть место помещения товаров не является общепринятым и разумным либо характер размещения товаров явно свидетельствует о намерении скрыть их от таможенного контроля.

Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. При этом придание одним товарам вида других должно выражаться именно в физическом изменении товаров, а не в документальном недостоверном заявлении сведений.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако факт сокрытия таможенным органом может быть обнаружен на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Российской Федерации и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров (например, отправитель придал одним товарам вид других). Согласно ч. 1 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отправители, применившие данный способ вне территории Российской Федерации, не являются субъектами ответственности по российскому законодательству об административных правонарушениях.

Предметом рассматриваемого правонарушения могут быть товары, но не транспортные средства. Транспортные средства следует рассматривать как орудие совершения преступления только в том случае, если они оборудованы тайниками либо используются иным способом для утаивания товара <6>. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации <7>, конфискации подлежат перевозочные и другие средства как орудия преступления, если они были оборудованы специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных ценностей при перемещении их через Государственную границу СССР. Часть 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:

<6> См., подробнее: Злобина К.И. Квалификация составов административных правонарушений, связанных с перемещением физическими лицами транспортных средств // Сборник статей кафедры гражданско-правовых дисциплин. СПб., 2004. С. 88 - 98.
<7> Постановление Пленума Верховного Суда от 03.02.1978 N 2 "О судебной практике по делам о контрабанде" (с посл. изм. и доп.).

Квалификации по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат представление недействительных документов и использование средств идентификации только в целях сообщения недостоверных сведений, конкретно перечисленных в диспозиции, а именно:

При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара;

Кроме того, такие недостоверные сведения должны быть сообщены таможенному органу в следующих случаях:

В соответствии со статьей 169 Таможенного кодекса Российской Федерации при международном таможенном транзите выдача таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит осуществляется по правилам, установленным в отношении внутреннего таможенного транзита. Учитывая изложенное, указание в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве товара, помещаемого в месте прибытия под таможенный режим международного таможенного транзита, также влечет ответственность по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

В других случаях, не указанных в диспозиции ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщение таможенному органу недостоверных сведений не образует состав рассматриваемого правонарушения. Заявление недостоверных сведений или представление недействительных документов, например, при декларировании товаров подлежит квалификации по ч. 2 и 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации - по ст. 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Недействительными документами являются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;

д) иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы.

При доказывании вины перевозчика в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, следует оценить, насколько положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, какие меры были приняты перевозчиком по их соблюдению.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных грузов, количество которых определяется весовым параметром, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемых товаров и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

На наш взгляд, одно из важных условий, порождающих необоснованную правоприменительную практику, - недостаточность положений КоАП РФ, являющихся основанием для квалификации указанного правонарушения. В этих целях необходимо установить достаточные квалифицирующие признаки такого правонарушения, находящиеся в корреспондирующей связи с таможенными правилами, подлежащими административно-правовой охране. Для этого необходимо установить в диспозиции ст. 16.1 КоАП РФ перечень точных признаков, квалифицирующих данное правонарушение, для чего в тексте статьи: а) указать в качестве дополнительного непосредственного объекта противоправного посягательства - "вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации"; б) установить взаимосвязь обстоятельств убытия с действиями по вывозу объектов с таможенной территории; в) в качестве основного способа совершения НТП при вывозе указать незаконное пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами.