Мудрый Юрист

Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в Российской Федерации и республике Беларусь

Федоров А.В., кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

В предыдущих номерах журнала "Наркоконтроль" были опубликованы статьи "Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ)" <1>, "Сильнодействующие и ядовитые вещества как предмет преступления в настоящее время и до 1917 года" <2> и "Сильнодействующие и ядовитые вещества как предмет преступления: история и современность (1917 - 2008 гг.)" <3>, посвященные рассмотрению теоретико-прикладных вопросов уголовной ответственности за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ и истории развития российского законодательства о преступлениях, связанных с такими веществами.

<1> См.: Наркоконтроль. 2007. N 1. С. 11 - 22.
<2> См.: Наркоконтроль. 2008. N 1. С. 9 - 19.
<3> См.: Наркоконтроль. 2007. N 2. С. 8 - 27.

Настоящая публикация продолжает рассмотрение указанной тематики и посвящена вопросам ответственности за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в Российской Федерации и Республике Беларусь - государствах - участниках Союзного государства, целями которого в том числе являются формирование единой правовой системы, обеспечение безопасности и борьба с преступностью <4>. Россия и Беларусь также являются участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и членами Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами и участниками ряда других международных организаций, которыми осуществляется разноплановая деятельность по противодействию незаконному обороту сильнодействующих и ядовитых веществ и контролю за их легальным оборотом, и участниками международных договоров и соглашений по этим вопросам.

<4> См.: Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786.

Так, например, правительствами России, Беларуси, Казахстана и Киргизии подписан Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники соглашений о Таможенном союзе <5>, которым предусмотрено, что при ввозе на таможенные территории государств - Сторон этого Протокола наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ Стороны будут руководствоваться своими обязательствами в рамках Единой конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. с поправками 1972 г., Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.

<5> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 1999 г. N 39 "О подписании Протокола о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники соглашений о Таможенном союзе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 3. Ст. 363.

До создания единой таможенной территории Стороны применяют национальный режим относительно порядка разрешения ввоза наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также поручают уполномоченным органам осуществлять эффективное сотрудничество с целью пресечения незаконного ввоза на таможенные территории государств - Сторон наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Программой сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 - 2010 гг. (Душанбе, 5 октября 2007 г.) предусмотрено пресечение незаконного производства и оборота сильнодействующих химических, биологических и радиоактивных веществ, а Планом мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ на 2007 - 2010 гг. (Минск, 28 ноября 2006 г.) - участие в межведомственных оперативно-профилактических мероприятиях и специальных операциях по выявлению незаконного оборота сильнодействующих химических, биологических и радиоактивных веществ.

В настоящее время на постсоветском пространстве ответственность за незаконные действия с сильнодействующими или ядовитыми веществами (ядами) предусмотрена уголовными кодексами всех государств - бывших республик Советского Союза:

<6> См.: Уголовный кодекс Азербайджанской Республики / Научное редактирование, предисловие И.М. Рагимова; перевод Б.Э. Аббасова. СПб., 2001.<7> См.: Уголовный кодекс Республики Армения / Научн. ред. Е.Р. Азаряна, Н.И. Мацнева; предисл. Е.Р. Азаряна, Р.З. Авакяна. СПб., 2004.<8> См.: Уголовный кодекс Республики Беларусь / Предисл. Б.В. Волженкина; обзорная ст. А.В. Баркова. СПб., 2001.<9> Уголовный кодекс Грузии / Научн. ред. Э.К. Бигвава; вступит. ст. В.И. Михайлова; обзорная ст. О. Гамкрелидзе; перевод И. Мериджанашвили. СПб., 2002.<10> См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан / Предисл. И.И. Рогова. СПб., 2001.<11> См.: Уголовный кодекс Кыргызской Республики / Предисловие А.П. Стуканова, П.Ю. Константинова. СПб., 2002.<12> См.: Уголовный кодекс Латвийской Республики / Научн. ред. и вступит. ст. Э.А. Саркисовой; перевод А.И. Лукашева. СПб., 2001.<13> См.: Уголовный кодекс Литовской Республики / Научн. ред. В. Павилониса; предисл. Н.И. Мацнева; вступит. ст. В. Павилониса, А. Дракшене; перевод В.П. Казанскене. СПб., 2003.<14> См.: Уголовный кодекс Республики Молдова / Вступит. ст. А.И. Лукашова. СПб., 2003.<15> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954; 1998. N 26. Ст. 3012; 2003. N 50. Ст. 4848; 2007. N 45. Ст. 5429.<16> См.: Уголовный кодекс Республики Таджикистан / Предисл. А.В. Федорова. СПб., 2001.
<17> В редакции Закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. N 35.
<18> См.: Уголовный кодекс Туркменистана. Ашхабад, 1997.<19> См.: Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Вступит. ст. М.Х. Рустамбаева, А.С. Якубова, З.Х. Гулямова. СПб., 2001.<20> См.: Уголовный кодекс Украины / Науч. ред. и предисл. В.Я. Тация и В.В. Сташиса; перевод В.Ю. Гильченко. СПб., 2001.<21> См.: Уголовный кодекс Эстонской Республики / Научн. ред. и перевод В.В. Запевалова; вступит. ст. Н.И. Мацнева. СПб., 2001.

Уголовный кодекс Эстонской Республики - единственный на постсоветском пространстве, в котором изначально не упоминались сильнодействующие вещества. Тем не менее в других эстонских актах, в том числе международного характера, понятие "сильнодействующие вещества" приводится. Например, в ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о выводе Вооруженных Сил Российской Федерации с территории Эстонской Республики и условиях их временного пребывания на ее территории (Москва, 26 июля 1994 г.) используется понятие сильнодействующих веществ.

Во многом единообразие криминализации деяний с сильнодействующими и ядовитыми веществами на постсоветском пространстве обусловлено использованием при разработке национальных уголовных кодексов государств - участников СНГ рекомендательного законодательного акта для Содружества Независимых Государств - Модельного уголовного кодекса, принятого 17 февраля 1996 г. <22>, содержащего ст. 204 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта".

<22> См.: Модельный уголовный кодекс // Приложение к Информационному бюллетеню МПА СНГ. 1996. N 10. С. 85 - 213.

При этом в государствах - бывших республиках Советского Союза, несмотря на имеющиеся различия, в целом еще сохраняются общие уголовно-правовые подходы периода СССР к определению противоправных деяний с сильнодействующими и ядовитыми веществами, что, в частности, подтверждает сравнительный анализ действующих российского и белорусского уголовных законодательств.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее по тексту - УК РБ), принятый 9 июля 1999 г. и вступивший в действие с 1 января 2000 г., в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ), содержит две статьи, устанавливающие ответственность за незаконные деяния с сильнодействующими и ядовитыми веществами:

Статья 333. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ

  1. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо их сбыт, либо хищение <23> -
<23> В примечании к главе 29 УК Республики Беларусь дано разъяснение, что под хищением в ст. 333 понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение материалами, средствами, препаратами, веществами или правом на них путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники независимо от наличия или отсутствия корыстной цели.

наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо хищение сильнодействующих или ядовитых веществ путем разбоя или вымогательства -

наказываются лишением свободы на срок от двух до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 334. Нарушение правил обращения с сильнодействующими и ядовитыми веществами

Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, повлекшее по неосторожности их утрату, расхищение либо причинение иного существенного вреда, -

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Прежде чем приступить к анализу этих статей, необходимо учесть ряд следующих моментов общего характера.

Как видно из истории развития уголовного законодательства, если изначально опасность незаконного использования сильнодействующих и ядовитых веществ определялась их отравляющим воздействием, то в дальнейшем, наряду с этим, криминализация оборота данной категории веществ стала увязываться с присущими им одурманивающими свойствами, порождающими зависимость потребителей и, как следствие, разрушение физического и психического здоровья последних.

Этим путем шло развитие и советского уголовного законодательства, когда из деяний с сильнодействующими и ядовитыми веществами были вычленены в качестве самостоятельных преступлений, имеющих большую общественную опасность, деяния с наркотическими веществами, а затем - с наркотическими средствами и психотропными веществами. В то же время наркотические средства и психотропные вещества, следуя историческим традициям, в ряде случаев продолжают рассматриваться как сильнодействующие и ядовитые в широком понимании последних.

В связи с названным обстоятельством при определении предмета преступлений, предусмотренных ст. 234 УК РФ и ст. ст. 333 и 334 УК РБ, особо оговаривается, что таковыми являются сильнодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами, то есть сильнодействующие и ядовитые вещества в их узком понимании.

В то же время эта логика нарушается при формулировании других статей УК РБ. Например, ст. 288 УК РБ "Контрабанда" устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. При этом особо не оговаривается, что речь идет о сильнодействующих и ядовитых веществах, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами. Видимо, законодатель исходил из узкого понимания сильнодействующих и ядовитых веществ, полагая, что последовательное их указание в одном ряду с наркотическими средствами и психотропными веществами обеспечит именно такой - узкий подход к определению этих веществ. Аналогичная законодательная техника использована и при формулировании диспозиции ст. 188 "Контрабанда" УК РФ.

Сложнее обстоит дело при определении предметов преступлений, предусмотренных ст. ст. 173 и 332 УК РБ.

Статья 173 УК РБ "Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение" устанавливает ответственность за вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ. Таким образом, из содержания этой статьи следует, что имеются сильнодействующие и иные одурманивающие вещества. При этом понятие "одурманивающие вещества" более широкое и охватывает понятие "сильнодействующие вещества". В каком смысле в данном случае используется понятие "сильнодействующие вещества" - узком или широком, в статье не оговаривается, и для того, чтобы уяснить, касается ли это всех сильнодействующих веществ или только тех, которые не являются наркотическими средствами и психотропными веществами, требуется сопоставление ст. 173 УК РБ с другими статьями этого кодекса, в частности со ст. 331 УК РБ "Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ".

Вовлечение и склонение - деяния не тождественные, но во многом совпадающие по своему содержанию, так как вовлечение в потребление определенных веществ предполагает склонение к их употреблению.

Следуя такой трактовке, можно сделать вывод, что в ст. 173 УК РБ идет речь о сильнодействующих веществах, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами и относящихся к более широкой категории веществ, именуемых как одурманивающие.

И уже как одурманивающие, сильнодействующие вещества являются предметом преступления, предусмотренного ст. 332 УК РБ "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств", устанавливающей ответственность за деяния с наркотическими средствами, психотропными веществами или другими средствами, вызывающими одурманивание.

Из содержания этой статьи следует, что имеются средства, вызывающие одурманивание, к каковым относятся в том числе наркотические средства и психотропные вещества. Соответственно иные одурманивающие средства - это средства, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами, в том числе сильнодействующие вещества, которые, как уже было указано, исходя из анализа содержания ст. 173 УК РБ относятся к категории одурманивающих веществ.

Использование изложенных подходов к определению предмета соответствующих преступлений является вынужденным. На наш взгляд, целесообразно более точно давать определение предмету преступления, чтобы не требовалось дополнительного толкования содержания диспозиций статей, предусматривающих ответственность за незаконные деяния с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами, прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, одурманивающими веществами (средствами).

Помимо четкого определения предмета преступления необходимо и установление того, какие конкретно вещества (средства) относятся к предмету преступления.

В частности, для квалификации деяний по ст. 234 УК РФ и ст. ст. 333 и 334 УК РБ существенное значение имеют соответствующие национальные перечни (списки) наркотических средств и психотропных веществ, ибо ответственность за деяния с включенными в них средствами и веществами (сильнодействующими и ядовитыми веществами, являющимися наркотическими средствами или психотропными веществами) не может наступать по вышеуказанным статьям УК.

Кроме того, следует учитывать, что в УК РФ нет преступлений, предмет которых обозначен как прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ. Часть таких прекурсоров относится в Российской Федерации к категории сильнодействующих и ядовитых веществ, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена ст. 234 УК РФ. В ряде случаев ответственность за деяния с такими веществами может наступать по ст. 228.2 УК РФ "Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ", устанавливающей ответственность за нарушение правил оборота веществ, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем.

В Республике Беларусь ответственность за незаконный оборот прекурсоров предусмотрена ст. 327 УК РБ "Хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" и ст. 328 УК РБ "Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров", а ст. 330 УК РБ "Нарушение правил обращения с наркотическими средствами и психотропными веществами" устанавливает ответственность за нарушение правил оборота прекурсоров как веществ, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем.

Известно два основных подхода к определению контролируемых (ограниченно оборотоспособных) веществ, к каковым относятся сильнодействующие и ядовитые вещества.

Первый - когда дается общее их определение и в необходимом случае проводится сопоставление на предмет того, соответствует или не соответствует конкретное вещество этому определению.

Второй - когда устанавливается перечень (номенклатура, список, каталог) соответствующих веществ и в каждом конкретном случае производится сопоставление определенного вещества с этим перечнем.

Применительно к сильнодействующим и ядовитым веществам, а в последующем и к выделенным из их числа наркотическим средствам и психотропным веществам, а также прекурсорам таких средств и веществ в российском и белорусском законодательствах использован второй вариант <24>.

<24> Нормативные определения сильнодействующих и ядовитых веществ в законодательствах России и Беларуси отсутствуют, имеются лишь их различные научные дефиниции. В частности, в Республике Беларусь обычно под сильнодействующими веществами (в узком смысле) понимаются природные продукты и химические соединения, отличающиеся от наркотических средств и психотропных веществ более мягким юридическим контролем, хотя некоторые препараты отличаются не меньшей, по сравнению с наркотическими средствами и психотропными веществами, активностью воздействия на нервную систему живых организмов. См.: Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: Справочник / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, С.К. Купрейчик. Минск, 2001. С. 328 - 329.

В частности, на законодательном уровне эта система получила закрепление в России - в Федеральном законе от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" <25> и постановлениях Правительства Российской Федерации, утвердивших Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <26> и списки сильнодействующих и ядовитых веществ <27>; в Беларуси - в Законе Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. N 102-З "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах" <28>, Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. N 26 "Об утверждении республиканского Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь", Перечне аварийно-опасных химических соединений (сильнодействующих ядовитых веществ) санитарных норм и правил, утвержденном главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 31 июля 1995 г. N 12-32-95. Последний Перечень повторяет действовавший до недавнего времени Приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 мая 1997 г. N 174-ОД "Об утверждении номенклатуры вещей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь" <29>, приложением N 3 к которому являлась номенклатура ядовитых, отравляющих и сильнодействующих веществ, включавшая 141 наименование таких веществ.

<25> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167, N 27 (Ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412, N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748, N 31. Ст. 4011; 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3592.
<26> Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663, N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439.
<27> Списки сильнодействующих и ядовитых веществ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 2. Ст. 89.
<28> См.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 2/851.
<29> Утратил силу Постановлением Государственного таможенного комитета от 30 июля 2002 г. N 70 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 8/8442.

К сожалению, в Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, отсутствует нормативный акт, дающий исчерпывающий перечень сильнодействующих и ядовитых веществ. Так, в вышеуказанный Перечень аварийно-опасных химических соединений (сильнодействующих ядовитых веществ) Санитарных норм и правил не включены, в частности, вещества, включенные Министерством здравоохранения Республики Беларусь в списки сильнодействующих и ядовитых веществ. Речь идет о веществах, отнесенных Государственной фармакопеей к спискам "А" и "Б".

Действующее Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. N 1 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, сильнодействующими и ядовитыми веществами (ст. ст. 327 - 334 УК)" не содержит указания на какие-либо перечни (списки) сильнодействующих и ядовитых веществ. Имеется лишь ссылка на то, что для определения того, является ли то или иное вещество сильнодействующим либо ядовитым, следует располагать соответствующим экспертным заключением.

Противоречивые указания по этому вопросу содержатся и при научном толковании норм белорусского уголовного законодательства. Так, например, авторы комментария к Уголовному кодексу Республики Беларусь, комментируя ст. 173 УК РБ, указывают, что "к сильнодействующим веществам в контексте диспозиции ст. 173 относятся средства, которые не содержат наркотических веществ и разрешены в медицинской практике, но вызывают одурманивание. Сильнодействующими признаются вещества, отнесенные Государственной фармакопеей к списку "Б", употребление которых в значительных дозах или при наличии противопоказаний может причинить вред здоровью (например, эфедрин, этиловый эфир, клофелин и др.)" <30>.

<30> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.; Под общ. ред. А.В. Баркова. Минск, 2003. С. 452 - 453.

В то же время Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. N 26 "Об утверждении республиканского Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь" этиловый эфедрин включен в список опасных психотропных веществ, этиловый эфир - в список прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

В комментарии к ст. 333 УК РБ "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ" указывается, что предметом этого преступления "являются сильнодействующие и ядовитые вещества, не относящиеся к наркотическим средствам или психотропным веществам. Перечень сильнодействующих и ядовитых веществ содержится в списках N 1 и 2 Санитарных норм и правил N 12-32-95 от 31 июля 1995 г. " <31>.

<31> См.: Там же. С. 892 - 893.

Однако этот Перечень содержит не списки сильнодействующих и ядовитых веществ как таковых, а является перечнем аварийно-опасных химических соединений (сильнодействующих ядовитых веществ), список N 1 которого не имеет названия, а список N 2 назван "Химические вещества и соединения, которые имеют мирное значение, но могут быть использованы при создании химического оружия".

Сравнение указанных российских и белорусских Перечней и списков показывает, что они совпадают лишь частично.

Согласно спискам сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964, в Российской Федерации контролируются как сильнодействующие 95 веществ, а также: 1) их соли, когда существование таких солей возможно <32>; 2) их изомеры во всех случаях, когда существование таких изомеров возможно <33>; 3) эфиры <34> сложные и простые этих веществ; 4) все лекарственные формы <35>, в состав которых входят эти вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами; 5) все смеси <36> и растворы <37>, содержащие эти вещества. Как ядовитые контролируются 43 вещества.

<32> Соль - химическое вещество, представляющее собой продукт полного или частичного замещения водорода кислоты металлом.
<33> Изомеры - химические вещества, обладающие одинаковой химической формулой, но различающиеся пространственным расположением отдельных атомов.
<34> Эфиры - органические соединения, состоящие из двух углеводородных радикалов, связанных атомом кислорода (простые эфиры) или группой - ОСО (сложные эфиры).
<35> Лекарственные формы - лекарственные средства, обладающие определенными физико-химическими свойствами и обеспечивающие оптимальное лечебное действие.
<36> Смесь - механическое соединение, смешение разнородных веществ.
<37> Раствор - однородная жидкость, полученная растворением твердого или жидкого вещества в воде или в другой жидкости.

Из 95 относимых в России к категории сильнодействующих веществ 23 вещества в Республике Беларусь контролируются как психотропные. Это алпразолам, барбитал, бромазепам, бротизолам, диазепам, золпидем, клоназепам, клонидин, лоразепам, медазепам, мезокарб (сиднокарб), мепробамат, мидазолам, нитразепам, оксазепам, темазепам, тетразепам, трава эфедры, фенобарбитал, флунитразепам, флуразепам, хлордиазепоксид, эстазолам. Два вещества - эфедрин и псевдоэфедрин - контролируются как прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ <38>. Из остальных 70 сильнодействующих веществ контролируется как сильнодействующие ядовитые, согласно Перечню аварийно-опасных химических соединений (сильнодействующих ядовитых веществ) Санитарных норм и правил, только одно вещество - хлороформ.

<38> В Российской Федерации эти вещества признаются и сильнодействующими, и прекурсорами. Они включены в Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681.

Таким образом, 69 веществ, признаваемых в России сильнодействующими, в Беларуси не относятся Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. N 26 "Об утверждении республиканского Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь" и Перечнем аварийно-опасных химических соединений (сильнодействующих ядовитых веществ) Санитарных норм и правил, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 31 июля 1995 г. N 12-32-95, к наркотическим средствам, психотропным веществам, прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующим или ядовитым веществам и не являются предметом соответствующих преступлений.

Это следующие вещества: 9-норандростенедиол; 19-норандростенедион; 1-тестостерон; 4-гидрокситестостерон; андростанолон; андростенедиол; андростенедион; барбитал натрия; бенактизин (амизил); бензобарбитал; боластерон; болденон; болдион; бромизовал; гаммабутиролактон; гексобарбитал; гестринон; даназол; дегидрохлорметилтестостерон; дезоксиметилтестостерон; дростанолон; зопиклон; калустерон; клостебол; левомепромазин; местанолон; местеролон; метандиенон; метандриол; метастерон; метенолон; метил-1-тестостерон; метилдиенолон; метилнортестостерон; метилтестостерон; метилтриенолон; N-метилэфедрин; миболерон; нандролон; норболетон; норклостебол; норэтандролон; оксаболон; оксандролон; оксиместерон; оксиметолон; ортохлорбензилиденмалонодинитрил; перец опьяняющий (кавакава) и вещества, входящие в него; пропилгекседрин; простанозол; сибутрамин, а также его структурные аналоги, обладающие схожим психоактивным действием; спорынья (рожки спорыньи эрготаминового штамма, рожки спорыньи эрготоксинового штамма); станозолол; стенболон; тетрагидрогестринон; тиопентал натрия (натриевая соль); трамадол (трамал); тренболон; тригексифенидил (циклодол); фепрозиднин (сиднофен); флуоксиместерон; формеболон; фуразабол; хинболон (квиноболон); хлорфенилпиперазин; цефедрин; эрготал (смесь фосфатов алкалоидов спорыньи); этилхлорид (хлорэтил); этилэстренол и другие субстанции со схожей химической структурой или схожими биологическими эффектами.

Из 43 веществ, признаваемых в Российской Федерации ядовитыми, в Республике Беларусь контролируются как сильнодействующие ядовитые только четыре: ангидрид уксусный (ацетангидрид), рицин, ртуть металлическая и ее неорганические соли, синильная кислота и цианиды металлов (цианистый калий, цианистый натрий).

Часть из них белорусским законодательством отнесена к категории прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: ангидрид уксусной кислоты, изосафрол, сафрол, 3,4-метилендиоксифенил-2-пропанон, ответственность за незаконный оборот которых установлена ст. 328 УК РБ.

Остальные 36 веществ в Республике Беларусь не контролируются как сильнодействующие ядовитые или как прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.

Это следующие вещества: аконит; аконитин; ацеклидин (3-хинуклидинилацетат); бруцин; гиосциамин основание; гиосциамина камфорат; гиосциамина сульфат; глифтор; жидкость и-м; жидкость, содержащая хлорид натрия, нитрат уранила, 4-хлорбензальдегид; змеиный яд; карбахолин; меркаптофос; метиловый спирт; мышьяковистый ангидрид и его производные, включая их лекарственные формы в разных дозировках; новарсенол; пиперональ; промеран и его лекарственные формы в разных дозировках; пчелиный яд очищенный; скополамина гидробромид; стрихнина нитрат и его лекарственные формы в разных дозировках; спирт этиловый синтетический, технический и пищевой, непригодный для производства алкогольной продукции; сумма алкалоидов красавки; таллий и его соли; тетракарбонил никеля; тетраэтилсвинец и его смеси с другими веществами (этиловая жидкость и прочие), кроме этилированных бензинов; фосфид цинка; фосфор белый (фосфор желтый); цианплав; циклон; цинхонин; экстракт чилибухи; эргометрин и его соли; эрготамин и его соли; этилмеркурхлорид.

В то же время большая часть сильнодействующих и ядовитых веществ, включенных в Перечень аварийно-опасных химических соединений (сильнодействующих ядовитых веществ) Санитарных норм и правил, утвержденный главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 31 июля 1995 г. N 12-32-95, в Российской Федерации не контролируются как сильнодействующие и ядовитые вещества.

Соответственно, анализируя составы преступлений, связанных с сильнодействующими и ядовитыми веществами, по УК РФ и УК РБ, в первую очередь необходимо определиться с предметом этих преступлений по российскому и белорусскому законодательствам, так как между национальными списками (перечнями) указанных веществ имеются значительные различия.

Сравнительный анализ составов предусмотренных УК РФ и УК РБ преступлений, связанных с сильнодействующими и ядовитыми веществами, можно изложить в следующей табличной форме.

Сравнительный анализ ст. 234 УК РФ 1996 г. в редакции от 4 ноября 2007 г. и ст. 333 и 334 УК РБ 1999 г.

Ст. 234 УК РФ    
   Ст. 333 УК РБ        
                  Место в УК                    
глава 25 УК РФ        
"Преступления против
здоровья и общественной
нравственности"
 глава 29 УК РБ         
"Преступления против
здоровья населения"
                Название статьи                 
незаконный оборот       
сильнодействующих или
ядовитых веществ в
целях сбыта
незаконный оборот      
сильнодействующих или
ядовитых веществ
              Предмет преступления              
сильнодействующие или   
ядовитые вещества,
не являющиеся
наркотическими
средствами или
психотропными
веществами, либо
оборудование для их
изготовления или
переработки
сильнодействующие или  
ядовитые вещества,
вещества,
не являющиеся
наркотическими
средствами или
психотропными
веществами
                      Ч. 1                      
                Незаконный оборот               
незаконное              
изготовление с целью
сбыта
незаконное             
изготовление с целью
сбыта
незаконная переработка  
с целью сбыта
незаконная переработка 
с целью сбыта
незаконное приобретение 
с целью сбыта
незаконное приобретение
с целью сбыта
незаконное хранение     
с целью сбыта
незаконное хранение    
с целью сбыта
незаконная перевозка    
с целью сбыта
незаконная перевозка   
с целью сбыта
незаконная пересылка    
с целью сбыта
незаконная пересылка   
с целью сбыта
незаконный сбыт         
незаконный сбыт        
хищение                
            Наказание по ч. 1                   
наказываются штрафом в  
размере до сорока тысяч
рублей или в размере
заработной платы или
иного дохода осужденного
за период от трех
месяцев, либо обяза-
тельными работами на
срок до ста восьмидесяти
часов, либо испра-
вительными работами на
срок до одного года,
либо лишением свободы
на срок до трех лет
наказываются штрафом,  
или арестом на срок
до шести месяцев,
или ограничением
свободы на срок до
пяти лет, или же
лишением свободы на
на тот же срок
                      Ч. 2                      
те же деяния,           
совершенные группой лиц
по предварительному
сговору
те  же  действия,      
совершенные повторно,
либо группой лиц,
либо хищение
сильнодействующих
или ядовитых веществ
путем разбоя или
вымогательства
            Наказание по ч. 2                   
наказываются штрафом в  
размере до восьмидесяти
тысяч рублей или в
размере заработной платы
или иного дохода
осужденного за период
до шести месяцев, либо
обязательными работами
на срок от ста двадцати
до двухсот сорока часов,
либо исправительными
работами на срок от
одного года до двух
лет, либо лишением сво-
боды на срок до пяти
лет
наказываются  лишением 
свободы на срок от
двух до десяти лет с
конфискацией имущества
или без конфискации
деяния, предусмотренные 
частями первой или
второй настоящей
статьи, совершенные
организованной группой
либо в отношении
сильнодействующих
веществ в крупном
размере
              Наказание по ч. 3                 
наказываются штрафом в   
размере до ста двадцати
тысяч рублей или в
размере заработной пла-
ты или иного дохода
осужденного за период
до одного года либо
лишением свободы на срок
от четырех до восьми
лет
ч. 4 ст. 234 УК РФ       
ст.  334  УК   РБ     
"Нарушение правил
обращения с
сильнодействующими и
ядовитыми веществами"
нарушение правил         
производства
нарушение правил      
производства
нарушение правил         
приобретения
нарушение правил      
приобретения
нарушение правил         
хранения
нарушение  правил     
хранения
нарушение правил         
учета
нарушение  правил     
учета
нарушение правил         
отпуска
нарушение  правил     
отпуска
нарушение правил         
перевозки
нарушение  правил     
перевозки
нарушение правил         
пересылки
нарушение  правил     
пересылки
если это повлекло по     
неосторожности хищение
сильнодействующих или
ядовитых веществ либо
причинение иного
существенного вреда
повлекшее      по     
неосторожности утрату
сильнодействующих или
ядовитых веществ, не
являющихся
наркотическими
средствами или
психотропными ве-
ществами,
расхищение либо
причинение иного
существенного вреда
Наказание по ч. 4 ст.    
234 УК РФ
Наказание      по     
ст. 334 УК РБ
наказывается штрафом в   
размере до двухсот тысяч
рублей или в размере
заработной платы или
иного дохода осужденного
за период до
восемнадцати месяцев,
либо исправительными
работами на срок до двух
лет, либо ограничением
свободы на срок до трех
лет, либо лишением
свободы на срок до двух
лет с лишением права
занимать определенные
должности или заниматься
определенной
деятельностью на срок
до трех лет или без
такового
наказывается  штрафом,
или исправительными
работами на срок
до двух лет, или
ограничением
свободы на тот же
срок, или лишением
свободы на срок до
двух лет с лишением
права занимать
определенные должности
или заниматься
определенной
деятельностью или
без лишения
Примечание к ст. 234 УК  РФ           
списки сильнодействующих 
и ядовитых веществ, а
также крупный размер
сильнодействующих ве-
ществ для целей настоящей
статьи и других статей
настоящего Кодекса
утверждается Правитель-
ством Российской
Федерации

Проведенное сопоставление и анализ практики применения ст. 333 и ст. 334 УК РБ и ст. 234 УК РФ позволяют сделать следующие основные выводы.

  1. В Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ и за нарушение правил оборота таких веществ установлена отдельными статьями УК, что, на наш взгляд, является более правильным, так как это разные преступления. То, что в России ответственность за аналогичные деяния установлена различными частями одной статьи УК, создает определенные сложности в правоприменении.

Кроме того, название ст. 234 УК РФ "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" не соответствует ч. 4 этой статьи, устанавливающей ответственность за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, т.е. за нарушение правил их оборота, а не за сам незаконный оборот.

  1. Название ст. 333 УК РБ, в отличие от названия ст. 234 УК РФ, не содержит указания на цель сбыта, что соответствует ее содержанию. Так, хищение сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, предусмотренное ч. 1 ст. 333 УК РБ, в отличие от других деяний, предусмотренных ч. 1 названной статьи, признается уголовно наказуемым независимо от наличия или отсутствия цели сбыта похищенного.

Представляется целесообразным аналогичным образом сформулировать и ч. 1 ст. 234 УК РФ.

  1. Если предметом преступлений, предусмотренных ст. 333 и ст. 334 УК РБ, являются только сильнодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами и психотропными веществами, то предметом преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, также может быть оборудование для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ. В то же время фактов привлечения к ответственности по ст. 234 УК РФ за незаконный оборот оборудования для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ практически нет, так как отсутствуют нормативно определенные списки (перечни) такого оборудования либо четкие критерии, позволяющие относить то или иное оборудование к указанной категории.
  2. Различаются квалифицирующие признаки, предусмотренные в ч. ч. 2 и 3 ст. 234 УК РФ и ч. 2 ст. 333 УК РБ. В частности, в ст. 234 УК РФ применительно к деяниям с сильнодействующими веществами предусмотрен в качестве квалифицирующего признака крупный размер, что следует признать обоснованным, более четко отражающим общественную опасность совершения деяний с сильнодействующими веществами, дифференцирующим ответственность в зависимости от их веса (объема).
  3. В то же время максимальное наказание по ст. 333 УК РБ (по ч. 1 - до пяти лет лишения свободы, по ч. 2 - до десяти лет лишения свободы), на наш взгляд, более адекватно отражает степень общественной опасности незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, в отличие от наказания по ст. 234 УК РФ (по ч. 1 - до трех лет лишения свободы, по ч. 2 - до пяти лет лишения свободы, по ч. 3 - до восьми лет лишения свободы).
  4. Ст. 334 УК РБ, по нашему мнению, сформулирована более удачно, чем ч. 4 ст. 234 УК РФ, а именно - в УК РФ ответственность за нарушение правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ наступает только в случае, если оно повлекло по неосторожности хищение этих веществ либо причинение иного существенного вреда, тогда как в УК РБ - когда повлекло по неосторожности их утрату, расхищение либо причинение иного существенного вреда.
  5. Существенным преимуществом ст. 234 УК РФ перед ст. ст. 333 и 334 УК РБ является то, что к этой статье имеется примечание, согласно которому списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей ст. 234 УК РФ утверждаются Правительством Российской Федерации.

Наличие такого примечания и принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации позволило обеспечить эффективность применения ст. 234 УК РФ, тогда как отсутствие должным образом утвержденных списков сильнодействующих и ядовитых веществ в Республике Беларусь сделало ст. ст. 333 и 334 УК РБ практически неприменяемыми.

Рассмотрение российского и белорусского законодательств о противодействии незаконному обороту сильнодействующих и ядовитых веществ и практики его применения приводит к выводу о необходимости не только наличия нормативно определенных национальных списков (перечней) сильнодействующих и ядовитых веществ, но и о унификации таких списков (перечней).