Мудрый Юрист

Александр чухраев: больницы для больных, а не для врачей, как дума не для депутатов, а для народа

"Медицинский вестник", 2008, N 41-42

Проблемы российского здравоохранения решаются сегодня на самом высоком уровне - активно обсуждаются и разрабатываются положения концепции развития отрасли до 2020 г. Тем временем многие ключевые задачи остаются нерешенными. О нюансах процесса законотворчества и некоторых наиболее активно дискутируемых государственных инициативах в области здравоохранения корреспондент "МВ" Сергей Литвиненко побеседовал с заместителем председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Александром Михайловичем Чухраевым.

Недостаточно выделить средства. Необходимо создать механизм их эффективного использования с четким осознанием целей, задач и обозначением промежуточных результатов, по которым можно было бы контролировать ход реализации программы. Увеличение финансирования или улучшение технического оснащения должно служить определенной цели, выраженной в показателях здоровья населения.

Да, сегодня сколько денег, столько и песен. Мы начинали с повышения зарплат части медиков, оснащения ЛПУ и образования специалистов, теперь развиваются высокие технологии, реализуются программы по совершенствованию помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях и пострадавшим в ДТП. В следующем году будут, в частности, профинансированы программы по развитию службы крови, пропаганде здорового образа жизни, оснащены ведущие онкологические центры регионов. Увеличивается финансирование по отдельным операциям. Например, на операцию по трансплантации сердца предусмотрено без малого миллион рублей. За последние годы более чем в три раза увеличилось финансирование высокотехнологичных операций.

Мы все думали, когда суммарный бюджет здравоохранения перешагнет рубеж в триллион рублей. Предполагали, что это будет в 2008-2009 гг. Оказалось, раньше, уже в позапрошлом году этот рубеж был преодолен.

В прессе прошло сообщение, что на пленарном заседании в Думе якобы прозвучало предложение о введении в законодательство положений, позволяющих работодателю наказывать деньгами работников, не следящих за своим здоровьем. Я такого не припомню. Наоборот, планируется совсем другое - увеличение средств на охрану здоровья, расширение программ в рамках нацпроекта "Здоровье", увеличение бюджета. И нигде нет положения о том, что, если человек курит или не занимается физкультурой, ему не оплатят больничный лист.

Сегодня взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью носят наиболее конструктивный характер. Думаю, это связано с двумя факторами: во-первых, к нам пришел министр, который мыслит системными категориями и смотрит в перспективу; во-вторых - в комитете от самых первых ступеней до Государственной думы собрались исключительно профессионалы, знакомые со спецификой области изнутри.

Помните, какой переполох поднялся после введения уголовной ответственности за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения? Разве не справедливый закон?! И сейчас мы расцениваем как положительный результат сокращение на 10- 12% показателя смертности в ДТП.

Надо оперировать цифрами, а не эмоциями. Рост расходов на здравоохранение очевиден. Другое дело, что мы не должны ставить точку. Социальные программы никогда и нигде не бывают достаточными. Если спросить сейчас москвичей, как вы относитесь к своему здравоохранению, 50% скажут: да нет никакого здравоохранения. В глубинке, где даже фельдшера нет, приезд передвижной бригады врачей - событие.

Стандарт должен быть такой, по которому я бы лечил себя и свою маму - лучшие препараты, лучшее оборудование. Главное - обеспечить выполнение стандарта необходимым диагностическим и терапевтическим инструментарием, лекарствами, специалистами соответствующей квалификации. Нужно сделать стандарт единым для всех, вне зависимости оттого, где проживает и лечится человек.

Наличие стандарта - это, прежде всего, возможность осуществления контроля качества оказания медицинской помощи.

Больной должен быть защищен. Наша задача - обеспечить эту защиту.

Кстати, стандарт - это еще и подсказка врачу, стандарты разрабатываются ведущими НИИ и центрами по изучению и лечению той или иной болезни. Другое дело, надо сделать так, чтобы это не осталось только на бумаге.

Повторю только, если мы прописываем в стандарте процедуры, имеющие конкретную стоимость, то должны знать, что эта сумма выделена на больного. А не так, как сейчас: сколько денег есть, такова и помощь, таково и ее качество. И ведь это не проблема больного. Это проблема главного врача, губернатора, мэра, но не больного!

Мы пытаемся войти в положение кого угодно, только не больного! Если нет возможности обеспечить выполнение стандарта на месте, тогда бери больного и вези в другую клинику, но ты несешь ответственность за результат. В стандарте и это надо прописать!

Кроме этого мы приняли бюджеты ФОМС и ФСС, которые также играют существенную роль в обеспечении финансирования программ в области здравоохранения.

Что же касается главного документа отрасли - концепции ее развития, то в работе над разделом, посвященным ее законодательному обеспечению, наш комитет принимал самое непосредственное и активное участие. Был проделан большой объем работ.

Помимо этого мы присоединились к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

В настоящее время комитет работает достаточно интенсивно и плодотворно.

Редакционный материал