Мудрый Юрист

Госзакупорка. Льготники не приняли препаратов на сумму 11 млрд. Руб.

"Фармацевтический вестник", 2008, N 41

Влияние кризиса на госпрограммы лекарственного обеспечения и ценовую политику компаний, работающих на коммерческом рынке, оказалось в центре внимания участников заседания Комитета Госдумы по охране здоровья. Для обсуждения кризисной ситуации и возможных антикризисных мер, депутатами были приглашены руководитель Росздравнадзора Николай Юргель и глава профильного департамента Минздравсоцразвития России Диана Михайлова. По признанию чиновников, поводы для критики системы госзакупки ЛС для федеральных льготников не исчерпаны: в регионах скопились существенные невостребованные запасы лекарств на общую сумму 11 млрд. руб. Небезосновательны опасения потребителей и участников рынка по поводу роста цен на лекарства: динамика цен на препараты только в ноябре была сопоставима с ростом за все первые 9 месяцев 2008 г.

Как рассказал парламентариям Николай Юргель, финансовый кризис на системе обеспечения льготников необходимыми лекарствами, как и на качестве лекарственного обеспечения в рамках розничной реализации, пока не отразился. Такой оптимизм, по словам руководителя Росздравнадзора, основан на данных мониторинга ситуации с лекарственным обеспечением, проводимого при информационном взаимодействии с Минпромторгом России, Федеральной службой по тарифам, представителями маркетинговых компаний, крупнейших дистрибьюторов, производителей лекарств. Впрочем, определенное негативное влияние все же наметилось. Опасения вызывает увеличение с января по сентябрь 2008 г. средней стоимости упаковки лекарств в розничной продаже на 4,9%; в т.ч. на противоопухолевые препараты - на 3,8%; а в рамках программы ОНЛС - на 10,3%. "За последний месяц рост цен на лекарственные средства имеет динамику, равную по величине показателям за три квартала текущего года суммарно", - поделился статистикой г-н Юргель. Еще один настораживающий факт - сокращение числа обращений за декларациями: за октябрь 2008 г. по сравнению с октябрем 2007 г. было подано на 1533 обращения меньше, что может свидетельствовать о возможности возникновения дефицита через 1-3 месяца.

По его мнению, кризис может привести и к сворачиванию выпуска предприятиями недорогих лекарственных средств, предназначенных для госпитального сектора. На сегодняшний день из 120 крупных отечественных предприятий три завода временно приостановили выпуск продукции в ампулах. Это производства, которые относятся к холдингу "Отечественные лекарства". Высказываются опасения со стороны представителей бизнес-сообщества по условиям кредитования банками. Средняя процентная ставка кредитования составляет от 24 до 40%. Все это может привести, считает Николай Юргель, к сужению ассортимента и повышению цен. Нет полной уверенности у чиновников, видимо, и в незыблемости позиций иностранных компаний. "С учетом того, что большинство препаратов на российском рынке - это импортные лекарственные средства, симптомы кризиса на фармацевтическом рынке Европы тревожны для нас", - заметил г-н Юргель.

Рассказав депутатам о предвестниках глобального кризиса в отрасли, руководитель Росздравнадзора остановился на текущих проблемах госпрограмм лекарственного обеспечения льготников, переживших свой локальный кризис в начале 2007 г. Проблем, как оказалось, хватает. "Очень серьезным и тревожным звонком является наличие остатков как субъективной, так и федеральной части программы", - начал Николай Юргель. Так, по состоянию на 1 декабря 2008 г. остатки лекарственных средств, закупленных регионами, составляют более 4 млрд. руб. (14% общей суммы поставок). Иначе говоря, в целом размер остатков составляет около двухмесячной потребности (среднемесячная реализация составляет 2-3 млрд.). А в 39 регионах на складах скопилось запасов ЛС на три и более месяцев.

Не безоблачно выглядит и ситуация с распределением препаратов для лечения высокозатратных нозологий. По состоянию на 1 декабря общая стоимость запасов составляет 7 млрд. руб., или 23% от общей суммы всех поставок. В целом в 59 субъектах РФ имеются остатки лекарственных средств для высокозатратных нозологий на три и более месяцев, которые, по словам Николая Юргеля, "могут остаться невостребованными".

Г-н Юргель отметил, что невостребованные лекарственные средства подвержены рискам выбраковки и списания в связи с истечением срока годности. Как известно, эти лекарства являются собственностью субъектов РФ, и механизм их реализации входит в сферу ответственности регионов. На этом фоне настоящей проблемой программы стали частые случаи поставок в регионы лекарственных средств с низким остаточным сроком годности (менее 50% по отношению к срокам, указанным в государственных контрактах) на сумму около 750 млн. руб.

Значительные остатки на региональных складах стали одной из причин затягивания сроков проведения аукционов по ОНЛС на 2009 г. На начало декабря торги прошли только в 27 регионах, а в Ростовской области, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Хабаровском крае и на Байконуре до сих пор не определились с датой проведения аукциона.

О задачах будущего года для программ ОНЛС и "Семь нозологий" говорила Диана Михайлова. Она напомнила, что в 2008 г. в ежеквартальном режиме проводилась корректировка финансовых затрат на одного льготополучателя. Как сообщила Диана Михайлова, "если в начале 2008 г. норматив финансовых затрат составлял 417 руб., то на настоящий момент - 426 руб. С учетом этого финансирование программы увеличилось с 27,8 до 30,1 млрд. руб.". По ее словам, в Правительстве РФ сейчас находится проект постановления, предусматривающий очередную корректировку по состоянию на 1 октября 2008 г. Эта сумма составит 30,6 млрд. руб.

На финансирование федеральной части программы лекарственного обеспечения в 2009 г. в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете Российской Федерации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 годов" выделено около 35 млрд. руб. Особенностью этой программы является софинансирование совместно с субъектами РФ, а также то, что препаратами для лечения семи высокозатратных нозологий обеспечиваются больные независимо от того, являются они федеральными льготниками или нет. К сожалению, отметила Диана Михайлова, "еще не во всех субъектах знают, что в этой программе участвуют все больные, страдающие этими заболеваниями". Вторая трудность в реализации этой части программы состоит в том, что нередко больные выходят из программы в связи с тем, что им меняются схемы лечения. По ее мнению, большую помощь в управлении программой должно оказать составление четко выверенных федеральных регистров больных. Это позволит проводить мониторинг целесообразности назначения лекарственных средств и их использования, принимать в оперативном режиме административные решения.

Наконец, участники заседания дошли до обсуждения антикризисных мер, способных смягчить воздействие неблагоприятной конъюнктуры. Мера, правда, была озвучена одна, однако решение о необходимости совместной работы над комплексом этих предложений было принято единодушно. По мнению председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Ольги Борзовой, в настоящее время необходима разработка действенного механизма регулирования цен на лекарства, что особенно актуально в условиях общего финансового кризиса: "Международный опыт говорит о том, что производство и поставки лекарственных средств сокращаются. К прогнозам надо относиться осторожно, но не учитывать их нельзя".

Та же мера, о которой говорилось выше, заключается в принятии поправок в Федеральный закон N 94-ФЗ о госзакупках. Как рассказала Ольга Борзова, "в течение восьми месяцев депутаты работают над двумя проектами федерального закона о внесении изменений в закон. Эти два варианта как антикризисная мера предусматривали замену аукционов при закупках ЛС". Необходимость замены аукционов на другой способ отбора участников льготных программ поддерживает и Николай Юргель: "Аукционы были выбраны как форма для решения главных задач: получение качественных препаратов и доступных по стоимости. Однако аукционы этих целей не достигли, т.к. большой экономии получено не было". По его словам, контролем цен и ценообразования не занимается ни одна структура - ни федеральная, ни региональная. В качестве варианта решения этой проблемы он предложил опыт Ханты-Мансийского автономного округа, в котором заключено как бы тарифное соглашение между администрацией Нижневартовска и аптечной сетью, согласно которому по перечню ЖНВЛС цены не будут повышаться до апреля 2009 г.

"Медикаментозное обеспечение - одно из главных условий обеспечения стабильности в стране. Поэтому очень важно вовремя разработать антикризисные меры. В противном случае в аптеках могут остаться только бинты и зеленка", - подвел итог встречи член комитета депутат Николай Герасименко.

По данным мониторинга, осуществляемого Росздравнадзором, по состоянию на 1 декабря 2008 г. поставлено лекарственных средств на общую сумму 61 млрд. руб., что на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. с учетом переходящих остатков лекарственных средств, в т.ч. 31 млрд. руб. по семи высокозатратным нозологиям. При этом выписано 56 млн. рецептов, что на 30% меньше, чем в 2007 г., при снижении численности льготников с 7 до 5,6 млн. человек по состоянию на 1 января 2008 г. В т.ч. по высокозатратным нозологиям выписано 313087 рецептов, из них по 310673 рецептам отпущены лекарственные средства на сумму 24470165 тыс. руб. На отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях Российской Федерации находятся 101714 рецептов (в 3,6 раза меньше, чем в 2007 г.), в т.ч. по высокозатратным нозологиям - 58. Средняя стоимость рецепта в целом по России составляет 472 руб. (без учета высокозатратных нозологий). В отдельных субъектах РФ средняя стоимость рецепта значительно превышает средний показатель: от 767 руб. в Воронежской области до 1474 руб. в Санкт-Петербурге.

Е.ДЕНИСОВА