Мудрый Юрист

Некоторые вопросы правовой защиты коммерческой тайны

Мельникова Е.И., адвокат, аспирантка юридического факультета Института права и государственной службы Ульяновского государственного университета, кафедра государственного и административного права.

Институт тайн в настоящее время приобретает важный юридический, экономический и социальный смысл, а информационные ресурсы предприятия имеют столь же важное стратегическое значение, как материальные, финансовые и производственные ресурсы. Информация, составляющая коммерческую тайну, как своеобразный нематериальный актив дает предпринимателю гарантию устойчивости и экономической безопасности бизнеса.

Несанкционированная передача коммерческой информации конкурентам или иным заинтересованным лицам является распространенным явлением в современном мире. Как показывает российская практика и практика развитых стран, более 50% угроз может быть ликвидировано путем введения и поддержания системы защиты коммерческой тайны <1>.

<1> Коломиец А. Защита информации, составляющей коммерческую тайну // Закон. 1998. N 2. С. 60.

Подобная система служит хорошим профилактическим средством, систематизирует внутрикорпоративный оборот информации и оказывает определенное психологическое воздействие на персонал.

Для того чтобы понять, какие именно меры и в какой степени будет применять предприниматель, защищая коммерческую информацию, обратимся к основным положениям Федерального закона "О коммерческой тайне" (далее - Закон) <2> с учетом того, что этот нормативно-правовой акт является на сегодня основным консолидированным актом в данной области.

<2> ФЗ 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

В соответствии с Законом коммерческая тайна есть режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду <3>.

<3> Пункт 1 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне".

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны <4>.

<4> Пункт 2 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне".

В соответствии со ст. 1465 Гражданского кодекса РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Нетрудно заметить, что определение "секрет производства", содержащееся в Гражданском кодексе РФ, совершенно идентично тому, что содержится в Законе о коммерческой тайне.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю. Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны <5>.

<5> Пункт 4 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне".

Таким образом, для того чтобы предпринимателю решить, нуждается ли та или иная информация в режиме коммерческой тайны, необходимо соотнести ее с критериями, указанными законодателем: действительная или потенциальная коммерческая ценность информации, неизвестность третьим лицам, отсутствие свободного доступа к таковой третьих лиц на законном основании и режим коммерческой тайны, установленной обладателем информации.

Под коммерческой ценностью большинством авторов понимается способность информации быть объектом рыночного оборота и дать предпринимателю определенные конкурентные преимущества в настоящем или будущем (в последнем случае речь идет о потенциальной коммерческой ценности). Как отмечает А.А. Кузьмин, "в отношении сохранения тайны должно быть наличие оправданного экономического интереса" <6>. Об этом писал еще в начале XX в. В. Розенберг. По его мнению, "охрана тайны допустима постольку, поскольку с сохранением тайны сопряжен какой-либо защищаемый правом интерес, в сфере промышленной тайны этот интерес имеет характер имущественного" <7>. Таким образом, если информация не представляет для ее обладателя коммерческой ценности, она не может считаться коммерческой тайной.

<6> Кузьмин А.А. Правовая защита коммерческой тайны // Правоведение. 1992. N 5. С. 49.
<7> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Юристъ, 1999. С. 619 - 620.

Критерий неизвестности третьим лицам означает, что информация не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной и иной тайне.

В соответствии со ст. 5 Закона о коммерческой тайне следующие сведения не могут составлять коммерческую тайну:

  1. содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

По сравнению с прежним перечнем (перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35) список сведений претерпел существенные изменения.

Во-первых, из него теперь исключена бухгалтерская и налоговая отчетность. Следовательно, сведения, которые приведены в бухгалтерской и налоговой отчетности, могут быть признаны коммерческой тайной. Есть только одно исключение - годовая бухгалтерская отчетность открытых акционерных обществ, кредитных и страховых организаций, а также паевых и инвестиционных фондов. По Закону о бухгалтерском учете (ст. 16 "Публичность бухгалтерской отчетности") "акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным".

Во-вторых, из перечня исключены "сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов". Фактически это означает, что коммерческую тайну могут составлять все первичные документы.

В-третьих, из открытого списка исчезли документы об уплате налогов и документы, подтверждающие платежеспособность организации. Таким образом, различного рода банковские гарантии и справки о состоянии счета можно признать коммерческой тайной.

Следующий критерий тайны - информация может быть признана коммерческой тайной, если к ней отсутствует свободный доступ третьих лиц на законном основании. Наличие доступа означает, что информация не должна быть общеизвестна. Как писал В. Розенберг, "общеизвестное одною только индивидуальною волею не может быть превращено в тайну". Под общеизвестным можно понимать то, что "известно неопределенно большому кругу лиц и доступно восприятию каждого желающего" <8>. Общеизвестная информация, даже если она имеет экономическую ценность, не может считаться коммерческой тайной.

<8> Розенберг В. Промысловая тайна. СПб., 1910. С. 31.

И наконец, еще один критерий признания информации коммерческой тайной - это меры по охране конфиденциальности информации, предпринятые ее обладателем.

На теоретическом уровне большинство правоведов (И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, Ф.Г. Панкратов, А.П. Сергеев и другие) условно выделяют три группы мер по охране конфиденциальности информации: технические, организационные и юридические.

К техническим относятся меры, связанные с использованием различных технических средств, препятствующих несанкционированному доступу к информации (кодирование сообщений, передаваемых по каналам электронной или факсимильной связи; установление различных устройств, препятствующих снятию информации в процессе ее прохождения по каналам связи; использование аппаратов для уничтожения документов и т.д.).

К организационным можно отнести меры по ограничению доступа к конфиденциальной информации работников организации (введение пропускного режима на предприятии; ограничение доступа лиц к информации коммерческого характера и т.д.).

К юридическим мерам относятся такие способы охраны конфиденциальности информации, которые предполагают использование определенного комплекса правовых средств, предоставленных законом и подзаконными актами обладателям информации (разработка и принятие таких корпоративных актов, как Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, Положение о коммерческой тайне, и других) <9>.

<9> Северин В.А. Коммерческая тайна России. М.: Зерцало, 2007. С. 76.

В соответствии с Законом права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им режима коммерческой тайны, который считается установленным после принятия обладателем подобной информации мер, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона, среди которых:

  1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  2. ограничение доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  3. учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  5. нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Наряду с этими мерами обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации и другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

  1. исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  2. обеспечивается возможность использования и передачи информации без нарушения режима коммерческой тайны.

Законом предусмотрена недопустимость злоупотребления режимом коммерческой тайны, так как режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Можно сказать, что уровень защиты коммерческой тайны должен соответствовать степени ценности информации.

Охрана конфиденциальности коммерческой тайны самими правообладателями может выражаться в самых разных организационных мероприятиях, связанных, в частности, с подбором кадров, организацией документооборота, введением пропускного режима и так далее. Немалое значение имеют разработка и принятие локальных правовых актов, таких, например, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране коммерческой тайны, инструкция по делопроизводству, и других. При этом обладатель информации имеет право сохранять коммерческую информацию в режиме коммерческой тайны до тех пор, пока он может обосновать ценность такой информации.