Мудрый Юрист

Преемственность в общегосударственном, феодальном и манориальном праве великого княжества литовского

Щербик Д.В., преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Полоцкого государственного университета.

Для совершенствования правового взаимодействия восточнославянских народов на современном этапе необходимо исследовать историю становления их различных правовых традиций. В статье рассматриваются вопросы преемственности в развитии права Беларуси, когда ее земли составляли основу Великого княжества Литовского. Показан разрыв в преемственном развитии права восточнославянских племен, составивших Литовскую Русь, его обусловленность объединительными процессами между ВКЛ и Польским королевством, заимствованием элементов западной традиции устройства сословного общества и права.

В результате значительных изменений в общественной, экономической, правовой, культурной жизни в XI - XII вв. в Западной Европе, связываемых с Папской революцией 1050 - 1150 гг. [8, с. 164], было создано первое государство в современном его понимании - католическая церковь, первая современная западная система права - каноническое право [2, с. 119 - 120]. По его образцу были построены светские сословные системы права - королевское право, феодальное право, манориальное право, городское право, торговое и гильдейское право.

Славянские земли в Центральной Европе не принадлежали на тот момент к западноевропейской цивилизации. В то время, когда в Западной Европе в XI - XII вв. осуществлялся переход к развитому феодальному обществу и сословному государству, в славянские дружинные государства только начали проникать феодальные отношения. Через политические и личные контакты, принятие католичества, немецкую колонизацию, осознание необходимости перехода от дружинного войска к рыцарскому, опиравшемуся на воинов-рыцарей, осевших на землю, сословные устои внедрялись в западнославянские государства. В них с XI - XII вв. усиливаются индивидуальные права крестьян на наделы, а знать, особенно с XIII в., начинает получать от князей землю и иммунитетные привилегии, принятые в Западной Европе [1, с. 39]. Форсирование центральной властью перехода к феодализму опиралось на заимствование иностранного права.

К XIV в. Польша уже представляла собой сословное монархическое государство западноевропейского образца с обособлением государства (Короны Польской) от личности правителя.

В Великом княжестве Литовском, Русском и Жамойтском (далее - ВКЛ) процесс становления зрелого сословного общества и феодального государства и права проходил по выше рассмотренной схеме начиная с XIV в. и вызвал характерные особенности в развитии права. Если в Западной Европе феодальное право формировалось снизу, в форме обычаев, индивидуальных пожалований, затем в форме частных обобщений обычного права и только затем слилось с более сильным и динамичным королевским (общегосударственным) правом, то в ВКЛ феодальное и княжеское право были изначально слиты воедино. В издаваемых великим князем актах нормы, традиционно относящиеся к королевскому праву, - вопросы обеспечения мира, управления и юрисдикции, сочетались с нормами, предоставляющими сословные льготы всему классу феодалов.

Великое княжество Литовское, основную часть которого составляли земли Беларуси, было географически и культурно (синтез православия и язычества) обособленным до XIV в. К моменту заключения Кревской унии оно являлось обществом с ранней государственностью, а власть князя опиралась на патронимониальную концепцию. В отсутствие традиций отчуждения земель в частные владения все правящее сословие жило не за счет принадлежавших ему земель с крестьянами, а за счет государственных доходов. Поэтому крестьяне оставались лично свободными, наследственными держателями земель в общинах. Крупная земельная собственность отсутствовала [7, с. 62]. В данных обстоятельствах долго не формировалось землевладение служилого строя - рыцарей, задерживалось их оседание на землю.

Как и в случае с западными славянами несколькими веками раньше, международные факторы обусловили ускорение процессов феодализации. Необходимость отражать немецкую и монгольскую агрессии, соперничать в объединении славянских земель на Востоке с Московским княжеством вызвали заключение унии между Великим княжеством и Польшей в 1385 г. С этого момента начинается ускоренное преобразование княжества в направлении развитого сословного строя: минуя период индивидуальных привилеев, в ВКЛ с 1387 г. начинают выдаваться со ссылкой на польский пример земские привилеи, предоставляющие шляхте феодальные сословные иммунитеты и привилегии, формируется ленное сословное право. Так, по Привилею 1387 г. шляхта, принявшая католичество, получала права собственности и свободного распоряжения на родовые маентки, население которых освобождалось от различных работ в пользу государства.

Благодаря принятию Привилея 1387 г. осуществилась кристаллизация сословной структуры в ВКЛ, что способствовало политической активизации боярства. Так, в 1398 г. Витовт собрал съезд феодалов на острове Салин, в 1401 г. в заключении Виленско-Радомской унии приняли участие 30 бояр как представители "кровных и родных", а при заключении Городельской унии 1413 г. 47 представителей литвинских родов заключили побратимство с польскими феодалами. Литвинское представительство, имея сословный характер, еще опиралось на живую в современной им Литве родовую организацию магнатства и высшего боярства, а не на принцип земской, т.е. территориальной организации шляхты, которая доминировала уже в соседней Польше.

Ускоренность процесса, обеспеченная насаждением его сверху, первоначально вызвала отчуждение в среде членов династии и местных князей. После ряда гражданских войн первой половины XV в. великие князья в своей централизаторской и модернизационной политике в борьбе с сепаратизмом князей опирались на оформившееся сословие шляхты. В первую очередь на это повлияло распространение иммунитетов и привилегий по земским Привилеям 1432 и 1434 гг. на всю шляхту независимо от вероисповедания. Предоставление шляхте привилегий и наделение ее землями привело к возникновению сословных органов. Совет при князе, существовавший еще в эпоху Киевской Руси и в первые годы существования Великого княжества Литовского [10, с. 112 - 113], был совещательным органом при князе. В него входили родственники князя - правители удельных княжеств и близкие слуги, помогавшие ему в управлении. В сословный орган Рада перерождается в середине XV в., когда с ростом влияния крупной шляхты именно ее представителей великий князь начинает призывать в свой совет. К концу XV в. Рада приобретает законодательные полномочия, а по Привилею 1492 г. великий князь уже не может отменять или изменять постановления, принятые им с согласия панов - рады. Перерождение пережил и институт сойма. Большинство исследователей сходятся в том, что данный институт берет свое начало в общих собраниях племенного строя и раннего этапа развития государственности [9, с. 4]. Преобразование съездов военно-служилых людей в представительный орган привилегированного сословия ускорилось после Кревской унии. В течение XV в. имеют место лишь их эпизодические собрания [6, с. 375], но уже с конца XV в. сойм формируется как орган шляхетского представительства. Первоначально он представлял собой расширенное собрание Рады, и роль шляхты в нем была невелика, однако к середине XVI в. шляхта в союзе с королем добилась заключения унии с Польшей, расширения своих прав и вывела соймы из-под влияния магнатерии. На Бельском сойме ВКЛ в 1564 г. магнаты под давлением шляхты дали согласие на создание земских сословных судов, где кандидатов на должности судей назначали шляхетские соймики. Одновременно была произведена новая административно-территориальная реформа. Новые поветы, созданные в 1565 - 1566 гг., были не только единицами судебной, административной, военной организации, но и сословной организации шляхты, так как каждый повет имел свой поветовый соймик.

Таким образом, как и на предыдущем этапе развития государственного права, широкие полномочия великого князя по оперативному управлению государством [5, с. 53] сочетались с законодательными и контрольными полномочиями представительных органов власти, но если ранее последние носили общинный характер, то теперь они стали сословными. Государственное право строилось на сословных принципах равенства всех членов шляхетского сословия, что вытекало в принцип единогласия при принятии решений на соймиках и Вальном сойме, принцип законности, который ограничивал все органы власти требованием подчиняться праву и давал право рокаша (восстания) шляхте при нарушении монархом ее привилегий. Принцип равенства затрагивал и сферу правосудия, все (а подразумевалась шляхта) были равны перед законом и судом и могли быть судимы только равными по положению. Данные принципы обеспечивали неизменность в дальнейшем развитии государственного права сословного государства и общества.

После принятия Кревской унии земельные правоотношения также были подвергнуты кардинальному переустройству, что нашло отражение в появлении и развитии ленного права в ВКЛ. В Великом княжестве этот процесс сопровождал рост политического влияния шляхетского сословия. Первоначально верховным собственником всех земель государства к XV в. был великий князь. Только с конца XIV - начала XV в. параллельно с переходом к рыцарскому войску осуществляется массовое наделение мелких феодалов землями под условия военной службы. В актах дарения часто отмечалось, что право нового держателя земли составляет получение той данины и службы, которые ранее исполнялись в пользу Великого князя [4, с. 69]. Ленное право ВКЛ, как и в Западной Европе, опиралось на ряд принципов, обеспечивавших его преемственное развитие и существование до середины XVIII в.: наследуемость феода, его отчуждаемость вассалом, взаимность прав короля (сеньора) и шляхты (вассалов) (например, служба и повинности шляхтича корреспондировались с обязательством князя без причины не отнимать феод, не допускать иноземцев (поляков) к владению землями), равенства в рамках сословия. Возникновение феодального права в ВКЛ тесно связано с возникновением и развитием манориального права. Как и в первом случае, имело место привнесенное извне ускорение социальных процессов центральной властью, отразившееся в быстром формировании сословного манориального права, регулирующего отношения между помещиком и феодально-зависимыми крестьянами.

До конца XIV в. подавляющее большинство крестьян были свободными общинниками, жившими на великокняжеских государственных землях и платившими "данину" в виде натурального "оброка", участвовавшими в несении воинской службы [3, с. 40]. После Кревской унии, с процессом формирования феодальных отношений, начинается ускоренное закрепощение крестьян. Вместе с даренными в держание землями, где проживали общинники, великий князь передает в пользу феодала часть или большинство повинностей крестьян этой земли. Данную практику с перечислением повинностей в пользу феодалов и в пользу государства, а также право феодалов судить своих крестьян закрепил Привилей Казимира 1447 г. Если в Западной Европе манориальное право в XIV - XVI вв. развивалось в сторону сначала перевода крестьян на денежные повинности, затем выкупа ими своей свободы и превращения в лично свободных арендаторов земли, то в ВКЛ поздний приход феодальных отношений, слабость городов и выгодная рыночная конъюнктура в виде высоких цен на сельскохозяйственную продукцию обеспечили закабаление крестьян и консервацию феодальных отношений до конца XVIII в. В целом манориальное право строилось, как это ни покажется странным, на принципе взаимности прав и обязанностей феодалов и крестьян, являвшемся одновременно и результатом, и источником преемственности. Обязанность хозяина манора не изменять повинности крестьян сначала вытекала из обычного права, ранее регулировавшего их повинности в отношении великого князя, а затем с укреплением крепостничества повинности крестьян были расписаны в "Уставе на валоки" 1557 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что в конце XIV - начале XV в. в развитии права ВКЛ произошел разрыв в преемственности. Заключение Кревской унии с Польской Короной, иные международные факторы привели к переустройству общества и права по образцу западного сословного общества. Реформы вызвали появление и интенсивное развитие общеземского права и сословных правовых систем: феодального, манориального, городского права. Заимствование западноевропейского опыта в условиях общества с ранней государственностью привело к ряду особенностей белорусского права. Во-первых, основным источником всех сословных правовых систем и в материальном, и в формальном смыслах стали государственная власть и ее правовые акты. Во-вторых, искусственное ускорение построения развитого феодального общества привело к его длительному укоренению в XV - первой половине XVI в., длительному оформлению корпоративных правовых систем, их принципов, функций.

Литература

  1. Бардах Ю., Линодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. Пер. с польск. М.: Юрид. лит., 1980. 560 с.
  2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ; Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 624 с.
  3. Вiшнеўскi А.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: вучэб. дап. Минск: Акад. МУС Рэспублiкi Беларусь, 2003. 319 с.
  4. Доўнар Т.I. Развiцце асноўных iнстытутаў грамадзянскага i крымiнальнага права Беларусi ў XV - XVI стагоддзях. Минск: Пропилеи, 2000. 224 с.
  5. Матарас В.Н. Государственная власть в Великом княжестве Литовском (XIV - XVI вв.) // Магдэбургскае права на Беларусi: матэрыялы навуковай канферэнцыi, прысвечанай 500-годдзю выдачы гораду Мiнску граматы на магдэбургскае права. Мiнск, 26 сакавка 1999 г. / БДУ; Акадэмiя МУС Рэспублiкi Беларусь; БНiП. Рэдкалегiя: У.М. Хомiч, Т.I. Доўнар, А. Юхо. Мiнск: Права i эканомка, 1999. С. 49 - 55.
  6. Радаман А. Сойм // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi: у 6 т. / Пад рэд. Г.П. Пашкоў [i iнш.]. Минск: БелЭн, 2001. Т. 6. Кн. 1: Пузыны - Усая. Беларус. С. 375 - 382.
  7. Риер Я.Г. Цивилизации средневековья и начала нового времени: опыт структурного анализа: Монография. Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. 154 с.
  8. Розин В.М. Генезис права: методологический и культурологический анализ. М.: Nota bene Медиа Трейд Компани, 2003. 336 с.
  9. Сiльчанка М.У. Ад князя i веча да вялкага князя. Сейма i магдэбургскага права // Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь: материалы республиканской научно-практической конференции. Новополоцк, 25 - 26 мая 2000 г. / Полоцк. гос. университет. Редкол.: А.А. Головко и др. Новополоцк: ПГУ, 2000. С. 3 - 4.
  10. Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi: вучэб. дапам.: у 2 ч. Минск: РiВШ БДУ, 2000. Ч. 1. 352 с.