Мудрый Юрист

Президент утвердил неприватизацию... Предприятий, изготавливающих препараты из списка II

"Фармацевтический вестник", 2008, N 39

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал одобренный Советом Федерации Закон "О внесении изменений в ст. 17 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", которым установлен запрет на приватизацию имущества предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В России насчитывается около 150 унитарных предприятий, выпускающих продукцию из Списка II в малых объемах и дозировках.

О том, что Президент России Дмитрий Медведев подписал Закон "О внесении изменений в ст. 17 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", стало известно 26 ноября. До этого, 12 ноября, поправки были одобрены Советом Федерации. Цель поправок заключалась во внесении ясности в вопрос о возможной приватизации учреждений, занимающихся изготовлением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Разъяснения эта ситуация требовала практически 10 лет, с момента принятия Федерального закона N 3-ФЗ от 08.01.98 "О внесении изменений в ст. 17 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Поправками был предусмотрен запрет приватизации имущества предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. (Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 681 от 30.06.98.)

Согласно ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ под производством наркотических средств, психотропных веществ понимаются действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений, т.е. субстанций. Под изготовлением наркотических средств, психотропных веществ понимаются действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ строится, исходя из принципа государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона N 3-ФЗ определено, что производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется ГУПами и государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности. При этом установлен запрет на приватизацию указанных предприятий и учреждений.

В то же время пунктом 2 ст. 17 данного закона устанавливается, что изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется ГУПами, МУПами и государственными учреждениями. Однако в законе отсутствует норма по запрету приватизации предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II.

Сегодня в России производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ занимаются всего четыре государственных унитарных предприятия. Из них два не производят субстанции, а только изготавливают готовые лекарственные формы этих препаратов. Около 150 МУПов имеют лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II. Они выпускают эти лекарственные средства в малых объемах и малых дозировках (для детей), а также по оригинальной рецептуре. В случае проведения приватизации этих предприятий появляется возможность их перепрофилирования, что может сократить объем изготовления наркотических средств и психотропных веществ в целом по стране.

При подготовке принятого Госдумой в первом чтении 26.06.2008 г. проекта Федерального закона "О внесении изменений в ст. 17 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающих введение запрета на приватизацию предприятий, ко второму чтению депутатами Комитета Госдумы по охране здоровья на основании заключения Правового управления аппарата Госдумы были подготовлены поправки. Суть замечаний Правового управления состояла в том, что согласно ст. 1 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России, регионов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, а не самого предприятия. Как сообщил представлявший законопроект на пленарном заседании Госдумы первый зам. председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко, "в проекте закона следует вести речь о приватизации имущества соответствующих государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а не самих этих юридических лиц. В связи с этим возникла необходимость внесения нескольких изменений в ст. 17 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Новая редакция проекта закона изложена следующим образом. Пункт 2 ст. 17 дополнен словом "имущество", а также предложением "Приватизация имущества указанных предприятий и учреждений запрещается". Пункт 3 изложен следующим образом: "Имущество предприятий, осуществляющих разработку, производство, изготовление, приобретение, использование, уничтожение инструментов или оборудования, не подлежит приватизации и иным формам разгосударствления". Пункт 4 после слова "приватизация" дополнен словом "имущество".

Т.ПАНФИЛОВА