Мудрый Юрист

Опека и попечительство под охраной закона

Кирилловых А.А., юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений в системе российского права, в том числе в части модернизации правового института опеки и попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.

Конституция РФ <1> предусматривает государственную поддержку детства (п. 2 ст. 7), защиту детства и семьи государством (п. 1 ст. 38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.

<1> Российская газета. 1993. N 237.

Государственная семейная политика в целом должна найти отражение в целом ряде законов, регулирующих данную сферу (жилищное законодательство, семейное законодательство, уголовное и административном законодательство, блок, связанный с налоговым, трудовым законодательством и законодательством о соцобеспечении).

В этом направлении сделаны нужные шаги - принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон о попечительстве) <2> также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений.

<2> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

Достаточно символичным является факт, что один из самых важных актов в области защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц, в первую очередь несовершеннолетних, принят в год, объявленный в России годом семьи <3>.

<3> См.: Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. N 761 "О проведении в Российской Федерации года семьи" // СЗ РФ. 2007. N 25. Ст. 3009.

На заседании Организационного комитета по проведению в 2008 г. года семьи Д.А. Медведев подчеркнул: "Год семьи в нашей стране - это не набор памятных дат, не набор праздников и развлечений, это все-таки большая работа, работа практическая, работа исследовательская. Нам необходимы новые современные исследования в области экономики, посвященные семье как первичной ячейке государства и общества, области психологии и права" <4>.

<4> См.: Стенографическая запись заседания Организационного комитета по проведению в 2008 г. в Российской Федерации года семьи // Семейное и жилищное право. 2007. N 5.

Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития и в современных условиях требует качественно нового правового регулирования.

Гражданское законодательство в 90-х годах восприняло в своих нормах основные положения об опеке и попечительстве, которые до этого момента оставались по большей части институтом семейного права.

Как отметила заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ С.Ю. Орлова, "отношение к семье со стороны всех уровней власти... - это индикатор здорового общества, его будущего, перспектив развития, снижения пороков зла и насилия" <5>.

<5> См.: Стенографическая запись заседания Организационного комитета по проведению в 2008 г. в Российской Федерации года семьи // Семейное и жилищное право. 2007. N 5.

Поэтому эффективность деятельности государства в этой сфере - одна из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве, что предполагает развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизацию.

Между тем опека и попечительство - комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).

Принятие Закона о попечительстве вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (Гражданский (часть первая) <6>, Жилищный <7> и Семейный <8> кодексы РФ).

<6> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<7> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14.
<8> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Применение Закона о попечительстве предполагает обращение к соответствующим законам. При этом некоторые нормы Закона полностью (или в части) воспроизводят положения указанных нормативных актов, приобретая тем самым прямое действие. Часть регулируемых вопросов предполагает решение через принятие Правительством РФ соответствующих постановлений.

Необходимо проанализировать ряд принципиальных положений Закона, связанных с регулированием опеки и попечительства, а следовательно, и охраной прав и интересов соответствующих категорий граждан.

Заслуживает внимания предмет регулирования Закона (п. 1 ст. 1), который представляет специфические обязательственные правоотношения в сфере опеки и попечительства. Законодатель сформулировал достаточно широкий спектр подлежащих регулированию таких отношений. Тем самым положения Закона ориентированы на применение гражданских прав и обязанностей в сфере как семейных, так и гражданских правоотношений. Органично включены в состав регулирования не только гражданско-правовые и семейно-правовые отношения, но и публично-правовые аспекты опеки и попечительства.

Законодатель воспринял двоякий подход в использовании термина "опека" в юридическом обиходе. Опека для целей Закона - не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении (п. 2 ст. 1).

Пункт 1 ст. 3 Закона закрепляет правовую базу опеки и попечительства. Гражданский кодекс РФ устанавливает основы правового регулирования (ст. ст. 21, 27 - 30, 31 - 41) и одновременно условия для развития своих норм в специальном акте гражданского законодательства - Федеральном законе "Об опеке и попечительстве".

Регулирование гражданских правоотношений может осуществляться только на федеральном уровне посредством принятия федеральных законов, что согласно пункту 2 ст. 3 ГК РФ составляет гражданское законодательство.

Особенности регулирования закрепляются в отношении установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами. В данном случае применяются нормы Семейного кодекса РФ (ст. ст. 145 - 150). При этом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Тот же самый принцип разделения сфер нормотворчества заложен в семейном законодательстве (ст. 3 СК РФ).

Установлена зависимость применения законов субъектов Федерации от положений Закона о попечительстве, которая определяется спектром решаемых вопросов. На уровне субъектов Федерации могут быть урегулированы вопросы, связанные с опекой и попечительством, не нашедшие отражение (решение) в комментируемом Законе. При этом особенности опеки и попечительства несовершеннолетних граждан регулируются законами субъектов Федерации в части вопросов, отнесенных к их ведению.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  2. контроля над деятельностью по опеке и попечительству;
  3. обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных (ст. 5 Закона).

В большинстве случаев определялось возложение обязанностей по организации деятельности по опеке и попечительству на субъекты Федерации, которые делегировали свои полномочия органам местного самоуправления. Муниципальные органы власти применительно к своим условиям и потребностям формировали систему организаций, выполняющих функции опеки и попечительства. Законом вводится новое правило: теперь органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Исполнение полномочий соответствующих органов и их правовой статус регламентируется на основе актов, принимаемых органами власти субъектов Федерации (п. 1 ст. 6 Закона).

Основные задачи органов опеки и попечительства вытекают из принципов государственного регулирования, определяющего публичные функции в сфере организации и осуществления опеки и попечительства.

К таковым законодатель относит:

В статье 8 Закона закреплены основные полномочия органов опеки и попечительства. В связи с характером деятельности среди полномочий органа опеки и попечительства можно выделить:

  1. учетные - выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), учет лиц, желающих стать опекунами (попечителями);
  2. контрольно-надзорные - надзор над деятельностью опекунов (попечителей), организаций, в которые помещены недееспособные (не полностью дееспособные); проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей);
  3. разрешительные - выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;
  4. защитно-представительские - обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; представление законных интересов несовершеннолетних (недееспособных) граждан, находящихся под опекой (попечительством), в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству, интересам подопечных;
  5. партнерские - подготовка в порядке, определяемом Правительством РФ, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия опекунам и попечителям в осуществлении ими прав по исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Деятельность по осуществлению опеки и попечительства имеет социально значимый характер и связана с надлежащим обеспечением интересов особой категории лиц, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы. Поэтому с учетом интересов подопечных Закон предъявляет специальные требования к лицам, которые вправе выступать опекунами или попечителями (п. 1 ст. 10).

Законодатель закрепляет право органа опеки и попечительства запрашивать информацию о лице, изъявившем желание оформить опеку (попечительство), как от самого кандидата, так и от компетентных органов. Причем данное право органа опеки определяется как его безусловная обязанность в целях подбора достойного кандидата для выполнения опекунских или попечительских функций (п. 2 ст. 10).

При этом устанавливается перечень лиц, которые в преимущественном порядке имеют право быть опекуном (попечителем) подопечного:

  1. бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного;
  2. бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного.

Первоочередность в предоставлении права указанным лицам быть опекунами (попечителями) определена близкой родственной либо семейной связью с подопечным.

Законодатель определяет возможность назначения подопечному нескольких опекунов. Такая новелла соответствует общей мировой практике установления опекунских отношений. При этом как в случае с множественностью лиц в обязательстве (ст. 322 ГК РФ) они несут за свои действия солидарную ответственность. Это означает совместное бремя последствий неисполнения (ненадлежащего исполнения) возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство такую возможность устанавливает в нормах семейного права для случаев создания приемной семьи (п. 7 ст. 10).

Представительство и защита прав и законных интересов подопечных при назначении им нескольких опекунов или попечителей осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями; при этом допускается передача полномочий по ведению дел подопечного одному из опекунов (попечителей) на основании доверенностей.

Одно и то же лицо может быть опекуном или попечителем нескольких подопечных, исходя из их интересов. Такое решение принимает орган опеки и попечительства.

Интересы подопечного не должны ущемляться. Противоречие интересов между подопечными и опекуном (попечителем) законодатель рассматривает как основание для назначения органом опеки и попечительства каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий (п. 10 ст. 10). Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.

В соответствии со статьей 11 Закона назначение опекунов (попечителей) определяется началами гражданско-правового регулирования. В соответствии с пунктом 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Поэтому отношения по установлению опеки или попечительства приобрели сегодня характер больше гражданско-правовых, нежели административных отношений.

Соответствующий опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства исключительно в добровольном порядке - по собственному заявлению либо при условии согласия.

В первом случае кандидатуру опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства выбирает самостоятельно. Необходимо лишь последующее согласие соответствующего лица принять на себя обязательства по опеке (попечительству).

Во втором случае лицо самостоятельно выражает желание стать опекуном (попечителем) путем подачи соответствующего заявления в орган опеки и попечительства.

Исключается возможность назначения опекунов (попечителей) лицам, помещенным под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанности опекунов (попечителей) в отношении таких подопечных исполняют указанные организации. Такое правило корреспондирует с общими положениями о правах и обязанностях и ответственности лиц, изложенными в пункте 2 ст. 1 Закона.

Закон вводит новый институт опеки и попечительства - предварительную опеку (ст. 12 Закона). Институт предварительной опеки определен практикой существующих отношений и продиктован в первую очередь интересами недееспособного или не полностью дееспособного лица.

Потребность в предварительной опеке возникает, когда необходимо немедленное устройство несовершеннолетнего. Такая ситуация возможна, например, при непосредственной угрозе жизни ребенка (ст. 77 СК РФ).

Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин. Акт о предварительной опеке или попечительстве может быть вынесен на основании представленного документа, удостоверяющего личность (например, паспорта) конкретного лица, и соответствия необходимым требованиям условий его жизни.

При этом орган опеки и попечительства разрешает вопрос о назначении опекунов (попечителей) без представления ими необходимых сведений о себе, в том числе сведений о состоянии своего здоровья.

Законом предусмотрен механизм установления опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного отсутствия по уважительным причинам (ст. 13).

Назначение опекуна или попечителя в этом случае не рассматривается как санкция и не является основанием для лишения или ограничения родительских прав.

Обращение родителя в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением при наличии уважительных причин свидетельствует об их желании защитить права и интересы ребенка на период своего отсутствия. Такие действия родителей ведут к так называемой срочной опеке.

Срочная опека (попечительство) - это опека (попечительство), устанавливаемая органом опеки и попечительства на определенный период времени, указанный в акте о назначении опеки (попечительства). Такой вид опеки необходим в ситуации временного отсутствия законных представителей ребенка (например, длительная командировка). Прекращение такой опеки и соответственно полномочий опекуна (попечителя) связывается с истечением срока, на который она была назначена.

Нормы закона закрепляют право родителя определить опекуна (попечителя) своего ребенка на случай своей смерти. Закон определяет возможность соответствующего распоряжения органу опеки и попечительства в заявлении, подписанном родителем с указанием даты написания.

В статье 14 Закона определена возможность установления опеки и попечительства по договору. В зависимости от форм опеки и попечительства такой договор может именоваться как договор об осуществлении опеки и попечительства, договор о приемной семье либо договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Для возникновения правоотношений по возмездному осуществлению опеки и попечительства необходимо издание органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна (попечителя) и заключение с ним соответствующего договора.

Законодатель устанавливает последствия уклонения органа опеки и попечительства от заключения соответствующего договора. Опекун (попечитель) вправе предъявить к органу опеки и попечительства требования, указанные в статье 445 ГК РФ, определяющей правила заключения договора в обязательном порядке.

Отношения по опеке и попечительству во многом приобретают гражданско-правовую природу, определяя полномочия опекуна (попечителя) в гражданском законодательстве. При этом обязанности опекуна (попечителя) должны реализовать его волю и интерес, что может быть подкреплено встречным предоставлением имущественного характера. На этих принципах строятся отношения между опекуном (попечителем) и органом опеки и попечительства.

Кроме того, Семейный кодекс РФ (ст. 148) также следует возмездности осуществления обязанностей опеки (попечительства). Аналогию можно провести с нормами о приемной семье (ст. 152), определяющей применение положений об опеке и попечительстве к отношениям, возникающим из договора о приемной семье.

Договор об осуществлении опеки и попечительства Законом рассматривается как гражданско-правовой. Содержание прав и обязанностей, ответственность сторон являются предметом регулирования федерального законодательства (ст. 71 Конституции РФ). Для конструирования данного договора в основном используются положения Гражданского кодекса РФ, могут быть применены нормы семейного законодательства (Семейный кодекс РФ), а также некоторых иных федеральных законов.

Закрепляется принцип раздельного имущественного режима опекунов (попечителей) и подопечных. Собственность опекунов (попечителей) отделена от собственности подопечных. Имущество, принадлежащее подопечному, находится в его собственности. Равным образом это правило распространяется на алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, которые предоставляются на содержание подопечных (ст. 17 Закона).

Установлена обязанность опекуна (попечителя) принять имущество подопечного от лиц, осуществлявших его хранение. Имущество должно быть принято по описи (п. 1 ст. 18).

При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом (п. 1 ст. 38 ГК РФ).

Устанавливается обязанность опекуна (попечителя) незамедлительно обратиться с иском в суд об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения при наличии таких оснований (п. 4 ст. 18).

В качестве иных мер, направленных на защиту имущественных прав и интересов подопечного, могут выступить соответствующие обращения опекуна (попечителя), например, в органы опеки и попечительства, прокуратуру и т.п.

Общие правила определяют, что опекун (попечитель) обязан:

Аналогичные обязанности у доверительного управляющего при управлении имуществом подопечного (ст. 19 Закона).

Закон запрещает договор займа (кредита) с участием подопечного. Кроме того, установлен общий запрет передачи имущества в заем. Исключение составляют случаи, когда возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости). Установлен общий запрет на отчуждение недвижимого имущества подопечного (ст. 20 Закона).

К сделкам, на совершение которых предварительное разрешение должно быть получено, Закон относит:

а) сделки, связанные с обременением имущества:

б) сделки, связанные с отчуждением имущества:

в) сделки, влекущие отказ от принадлежащих прав, раздел имущества и выдел из него долей;

г) сделки, влекущие уменьшение стоимости имущества.

К их числу Закон также относит отказ от иска, поданного в интересах подопечного; заключение в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; заключение мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

Имущественные права ограниченно дееспособных граждан подлежат охране по правилам статьи 37 ГК РФ. При этом охрана соответствующих прав таких лиц регулируется аналогичным образом с правами несовершеннолетних и полностью недееспособных совершеннолетних лиц.

Компетенцией по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей наделены органы опеки и попечительства. Установлена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества (ст. 24 Закона).

Опекун (попечитель) обязан предоставлять отчет ежегодно до 1 февраля текущего года в письменной форме о хранении, использовании имущества подопечного и управлении имуществом подопечного (состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, расходах, произведенных за счет имущества подопечного) за предыдущий год с приложением оправдательных документов.

Закон определяет обязанность опекунов нести ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных. Следует руководствоваться общим правилом гражданского законодательства: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

Кроме того, установлена возможность применения к опекунам (попечителям) мер уголовной и административной ответственности за свои действия или/и бездействие (ст. 26 Закона).

К числу таких действий законодатель относит издание не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, повлекшего причинение вреда подопечному (ст. 28 Закона). При этом особо оговаривается, что вред подлежит возмещению по правилам гражданского законодательства. Это позволяет подопечному либо лицу, выполняющему функции опекуна (попечителя), предъявить иск к органу опеки и попечительства (должностному лицу органа) в суд в порядке статьи 1069 ГК РФ, устанавливающей ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления гражданину или юридическому лицу.

Основанием для прекращения опеки и попечительства является:

Предусматривается возможность постоянного и временного освобождения опекуна и попечителя от выполнения соответствующих обязанностей, если это идет вразрез с интересами подопечного в вопросах воспитания, образования и иных нематериальных отношений, отстранения органами опеки и попечительства опекунов (попечителей) от исполнения ими возложенных на них обязанностей. При этом отстранение в отличие от освобождения (в том числе временного) рассматривается как санкция в отношении опекуна или попечителя в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей (ст. 29 Закона).

Закон определяет права подопечных, опекунов и попечителей на установленные в законодательном порядке соответствующие формы поддержки. В соответствии с конституционным распределением предметов ведения вопросы опеки и попечительства закреплены в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Тем самым законодатель устанавливает соответствующие источники поддержки: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.

Доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Суммы форм обеспечения, выплачиваемые непосредственно на нужды опекуна (попечителя), принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. На эти суммы подопечный не имеет права. Определяется возможность установления субъектами Федерации видов (форм) обеспечения, не предусмотренных федеральным законодательством (ст. 31 Закона).

В целом реформирование законодательства об опеке и попечительстве должно способствовать решению накопившихся проблем реализации прав и законных интересов категорий лиц, особо нуждающихся в защите со стороны государства и общества.

При этом действие Федерального закона об опеке должно дать оценку эффективности практики опеки и попечительства и направлений законотворческой деятельности в данной сфере общественных отношений.