Мудрый Юрист

Добровольные пенсионные накопления *

<*> Работа выполнена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".

Азарова Е., кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

С 1 октября 2008 года (и частично - с 1 января 2009 года) вступает в силу Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон о дополнительных взносах, Закон). В связи с этим 30 апреля 2008 года принят также Федеральный закон N 55-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации <1>.

<1> Изменения внесены в Налоговый кодекс РФ, а также в следующие Федеральные законы: от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"; от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Законодатель определил дополнительный страховой взнос, предназначенный для финансирования накопительной части пенсии (далее - дополнительный взнос) как индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый застрахованным лицом за счет собственных средств на условиях и в порядке, которые установлены Законом о дополнительных взносах (ст. 2). Этот взнос добровольный. Он может уплачиваться в дополнение к обязательным пенсионным страховым взносам либо к предусматриваемым для некоторых случаев другим добровольным пенсионным взносам.

Согласно ст. 2 Закона государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР).

Взносы застрахованных

Известно, что трудовая пенсия может состоять из трех частей. Базовая часть финансируется из федерального бюджета за счет поступающего туда единого социального налога, а страховая и накопительная - за счет соответствующих обязательных страховых взносов. При этом накопительные взносы уплачиваются только за лиц, родившихся в 1967 году и позже. Закон о дополнительных взносах никоим образом не ограничивает возможности их уплаты всеми желающими, в том числе и пенсионерами. Тем самым формируется финансовая основа для назначения или увеличения накопительной части трудовой пенсии. Отмечу, что эта часть пенсии может быть назначена лицам, получающим пенсию не только по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), но и по другим пенсионным законам. Соответственно, при уплате дополнительных страховых взносов они также смогут получать накопительную часть трудовой пенсии вместе со своей основной пенсией, например военной (если отвечают условиям назначения трудовой пенсии: в частности, достигли пенсионного возраста и имеют не менее пяти лет страхового стажа).

Граждане, изъявившие желание уплачивать дополнительные взносы, имеют право начиная уже с 1 октября 2008 года лично обратиться с заявлением о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов в территориальный орган ПФР по месту своего жительства. Заявление подается и через работодателя, который обязан направить его в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения, в территориальный орган ПФР, но уже по месту регистрации работодателя в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное количество, представляют полученные заявления (независимо от их числа) в ПФР в электронной форме. Формат их представления определяет ПФР.

Заявление может быть подано и иным способом, например по почте (при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном подп. 1 - 3 п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон об инвестировании)). Форму заявления и инструкцию по его заполнению утверждает ПФР. В заявлении должны быть указаны: страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в ПФР; его фамилия, имя, отчество и место жительства. Если индивидуальный лицевой счет еще не открыт, одновременно с заявлением представляются сведения, необходимые при начальной регистрации в ПФР в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете).

Территориальный орган ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления обязан направить гражданину уведомление о результатах его рассмотрения и дате вступления гражданина в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Размер дополнительного взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно, то есть он может быть как угодно мал и как угодно велик. Более того, это лицо вправе по своему усмотрению как прекращать, так и возобновлять уплату взносов (п. 2 ст. 3).

При желании платить взносы через работодателя в подаваемом ему заявлении работник указывает их ежемесячный размер - в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Этот размер в любое время может быть изменен (увеличен или уменьшен) застрахованным лицом на основании его заявления. Дополнительные страховые взносы исчисляются работодателем ежемесячно - отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Работодатель, получивший заявление об уплате либо об изменении размера взносов, исчисляет, удерживает и перечисляет их в ПФР начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения заявления. Прекращение либо возобновление уплаты взносов также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления <2>.

<2> Со дня прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам работодатель прекращает исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов без соответствующего заявления застрахованного лица.

Закон устанавливает порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса (ст. 6). Застрахованное лицо может платить его, минуя работодателя, - перечисляя деньги непосредственно в бюджет ПФР через кредитную организацию. В этом случае не позднее 20 дней со дня окончания каждого квартала необходимо представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей (в соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 32 Закона об инвестировании). Поскольку согласно ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) добровольно вступить в правоотношения по пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов за себя могут физические лица, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, соответственно и дополнительные страховые взносы могут уплачивать лица, не подлежащие пенсионному страхованию, в том числе вообще не осуществляющие никакой деятельности либо проходящие, например, военную службу или службу в правоохранительных органах.

Уплаченные, то есть уже поступившие в ПФР взносы включаются им в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, о чем делается соответствующая отметка в специальной части индивидуального лицевого счета.

Взносы работодателя

Законодатель определил понятие работодателя применительно к рассматриваемому Закону как лицо, являющееся для застрахованного страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Согласно ст. 6 Закона о пенсионном страховании такими страхователями являются:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Закона о пенсионном страховании: например, в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с данным Законом. Эти страхователи могут уплачивать за таких лиц и дополнительные взносы.

Закон о дополнительных взносах предусмотрел возможность пополнить пенсионные накопления работника и за счет средств работодателя, но лишь при желании последнего (ст. 8). Однако работодатель (страхователь) вправе уплачивать собственные взносы в пользу только тех лиц, кто сам платит дополнительные взносы. Решение работодателя может касаться не всех, а лишь некоторых работников. Оно оформляется отдельным приказом или включается в коллективный либо трудовой договор. Например, одним из условий трудового договора при поступлении на работу может быть уплата работодателем взносов за данное лицо в определенной сумме. Очевидно, что и в коллективном договоре речь может идти как обо всех, так и об отдельных категориях работников, за которых работодатель обязуется платить взносы дополнительно к их собственным.

Уплата взносов за бывшего работника не предусмотрена. Если прекращаются трудовые правоотношения и (или) правоотношения по соответствующим гражданско-правовым договорам, прекращается и уплата взносов работодателем в пользу данного лица.

Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы (п. 3 ст. 8). Судя по этой формулировке, размер его взносов может меняться. При этом он никак не соотносится с размером взносов застрахованного лица, то есть может быть более высоким или более низким по сравнению с ним.

Взносы застрахованных лиц и работодателя перечисляются в бюджет ПФР единым платежом и оформляются отдельным платежным поручением в порядке и в сроки, установленные для уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. Они направляются на отдельные банковские счета ПФР, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Законом об инвестировании (п. 2 ст. 9).

Одновременно с перечислением взносов работодатель формирует реестр застрахованных лиц, в котором должны быть указаны: общая сумма перечисляемых средств (сведения о ней должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление); номер платежного поручения и дата его исполнения; страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица, его фамилия, имя и отчество, сумма его страховых взносов и сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу этого лица.

Реестр должен представляться в ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы и уплачивались взносы работодателя. Форма реестра и порядок его представления утверждаются ПФР. При среднесписочной численности работников, превышающей 100 человек, реестр представляется в электронной форме.

Работодатель обязан одновременно с расчетным листком представлять работнику информацию о его исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных взносах, а также о своих взносах, уплаченных в его пользу.

Взносы государства

Заинтересованность граждан в уплате дополнительных взносов подкрепляется материальной поддержкой государства - софинансированием формирования пенсионных накоплений. Статья 12 Закона устанавливает право на получение такой поддержки только тех застрахованных лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию лишь в определенный период, а именно с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, то есть в течение ближайших пяти лет. При подаче соответствующего заявления до 1 октября 2013 года софинансирование со стороны государства может осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов. В календарном исчислении период софинансирования рассчитан на 15 лет - до 1 октября 2023 года.

Оговаривается и наименьшая сумма взносов, дающая право на государственную поддержку. В текущем календарном году поддержка оказывается только тем, кто уплатил за себя в предыдущем календарном году не менее 2000 рублей. (Взнос работодателя при этом во внимание не принимается.) Таким образом, на софинансирование уже в 2009 году могут рассчитывать лица, сумма взносов которых в 2008 году составила 2000 и более рублей.

Размер взноса государства определяется исходя из суммы взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но в пределах 12000 рублей в год. Естественно, что лицо, не платившее взносы в данном году, претендовать на поддержку государства не может, равно как и на взносы работодателя.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста 55 (женщины) и 60 лет (мужчины) и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы взносов, уплаченной ими самими за истекший календарный год, но не может составлять более 48000 рублей в год. Иначе говоря, если работник, достигший пенсионного возраста, заплатил в текущем году не менее 12000 рублей, государственная поддержка в следующем году составит 48000 рублей. Это правило касается только лиц, которые не обращались за назначением пенсии. Если пенсия уже назначена или подано заявление о ее назначении, при уплате добровольных взносов взносы государства не могут превышать 12000 рублей в год.

Размер взносов государства рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета.

Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений переводятся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет ПФР в порядке, установленном Правительством РФ, в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявки ПФР. Эти взносы также включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, а соответственно, учитываются на их индивидуальных счетах.

Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет ПФР, не позднее 15 мая того года, в котором они получены, передаются им - в соответствии с заявлениями застрахованных лиц - управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Налоговые льготы

Уплата добровольных взносов поощряется налоговыми льготами. Так, взносы работодателей и государства, фактически являющиеся доходами работников, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При этом для взносов работодателей установлена верхняя планка - не более 12000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого они уплачивались <3>.

<3> См. п. п. 38 и 39 ст. 217 НК РФ, которыми она дополнена Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ. Эти нормы вступают в силу с 1 января 2009 года.

Это, в частности, означает, что при более высокой сумме взносов разница между ними и указанной суммой должна таким налогом облагаться. Для государственных взносов никакого ограничения нет.

Что касается взносов самих застрахованных лиц, то на них распространен режим налоговых вычетов. При определении размера налоговой базы по доходу физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, перечисленных в ст. 219 НК РФ. С 1 января 2009 года будет действовать подп. 5 п. 1 этой статьи, согласно которому налоговый вычет производится в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных взносов - в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного п. 2 этой статьи <4>. Налоговый вычет предоставляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика.

<4> Согласно этому пункту социальные налоговые вычеты, указанные в п. 1 ст. 219, предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. В абз. 2 этого пункта (в новой редакции) предусмотрено, что социальные налоговые вычеты, указанные в подп. 2 - 5 п. 1 данной статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика (подп. 2) и расходов на дорогостоящее лечение (подп. 3)), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 рублей в налоговом периоде (в прежней редакции данной нормы предел составлял 100000 рублей). При наличии у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в данном пункте.

Внесены изменения и в главу 24 НК РФ - о едином социальном налоге. С 1 января 2009 года не подлежат обложению ЕСН взносы работодателя, уплаченные им в соответствии с Законом о дополнительных взносах - в сумме этих взносов, но не более 12000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого они уплачивались (подп. 7.1 п. 1 ст. 238).

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, в том числе расходов на оплату труда (ст. 247 НК РФ). К последним относятся, в частности, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Законом о дополнительных взносах (абз. 1 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ). Совокупная сумма этих взносов, а также платежей (взносов) по договорам долгосрочного страхования жизни работников, их добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения учитывается в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз. 7 п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ).

Инвестирование пенсионных накоплений

На дополнительные взносы распространяются правила, установленные для инвестирования обязательных взносов на накопительную часть пенсии. При этом законодатель исходит из того, что лица, за которых уплачиваются обязательные накопительные взносы, при наличии у них добровольных пенсионных накоплений должны определять одинаковый порядок инвестирования тех и других.

Согласно ст. 5 Закона об инвестировании средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации. Следовательно, ПФР распоряжается ими по праву оперативного управления. В то же время законодатель предоставляет застрахованным лицам возможность самостоятельно определить направление их инвестирования и тем самым взять на себя ответственность за его результаты. Понятно, что такими результатами могут быть как прирост, так и сокращение пенсионных накоплений. Доход от инвестирования является неотъемлемой составной частью пенсионных накоплений и вместе с ними предназначен для финансирования накопительной части трудовой пенсии данного лица.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) <5> либо перевести причитающиеся им средства пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) <6>. Перечень управляющих компаний и НПФ имеется в территориальных отделениях ПФР. Если ранее при инвестировании обязательных пенсионных накоплений уже было реализовано право на выбор, дополнительные (добровольные) взносы после их учета в специальной части индивидуального лицевого счета будут переданы туда же.

<5> Управляющая компания - это акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; инвестиционный портфель - активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных ПФР в доверительное управление одной управляющей компании. В одной управляющей компании может быть несколько инвестиционных портфелей: например, актуальный, сбалансированный и перспективный. Основная задача управляющей компании - инвестировать эти средства исключительно в интересах застрахованных лиц. Для этого она осуществляет сделки со средствами пенсионных накоплений, используя услуги брокеров.
<6> Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Деятельность фонда в качестве страховщика включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, учет этих средств, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии (см. п. п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").

Лица, в пользу которых не уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, а также те, кто впервые вступает в правоотношения по пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных взносов, при подаче заявления о таком вступлении вправе подать заявление и о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ (при условии заключения с ним договора о пенсионном страховании). То же могут сделать и лица, ранее имевшие, но не реализовавшие свое право на выбор управляющей компании или на перевод средств в НПФ.

Выбор возможен из числа управляющих компаний, отобранных по результатам конкурса и заключивших договор с ПФР о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений. В соответствии с конкурсом, проведенным в 2003 году, к работе с пенсионными накоплениями было допущено 56 частных управляющих компаний из 200 работающих на рынке. Список этих компаний есть на сайте ПФР (www.pfrf.ru). По заявлениям застрахованных лиц ПФР перечисляет их пенсионные накопления на отдельные банковские счета соответствующей компании не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи заявления.

Средства пенсионных накоплений лиц, которые не выбрали частную управляющую компанию или НПФ, перечисляются на отдельный банковский счет государственной управляющей компании (ГУК), с которой ПФР заключен договор доверительного управления <7>. Такой компанией Постановлением Правительства РФ от 22 января 2003 года N 34 был назначен Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк).

<7> Более подробно о пенсионных накоплениях, передаваемых в управление ГУК, см. в Типовом договоре доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и ГУК, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2003 года N 730 (в ред. от 22 мая 2007 года).

Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" Внешэкономбанк преобразован в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", определены статус, цели деятельности, функции и полномочия этой корпорации. Функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений осуществляются Внешэкономбанком до даты, установленной Правительством РФ (ст. 21) <8>. Такая формулировка предполагает передачу функций ГУК с указанной даты другим органу или организации, определенным Правительством РФ. Пока новая ГУК не назначена.

<8> Там же сказано, что в целях выполнения указанной функции Внешэкономбанк вправе осуществлять брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень активов, в которые ГУК вправе размещать средства пенсионных накоплений, ограничен. Он включает: государственные ценные бумаги Российской Федерации; денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах кредитных организаций; ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ. Предусмотрена максимальная доля соответствующих активов в инвестиционном портфеле.

У частной управляющей компании возможностей больше, чем у ГУК. Кроме перечисленных активов они вправе инвестировать средства в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; облигации российских эмитентов; акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов и др. Это может привести к большему доходу. Но, как говорят специалисты, понятие "доход" на рынке ценных бумаг неразрывно связано с понятием "риск". Управляющие компании не могут гарантировать определенный уровень доходности, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется.

Бланки заявлений о выборе управляющей компании есть практически на всех сайтах компаний. Заявление подается в отделение ПФР. Далее с управляющей компанией общается исключительно ПФР. Он назначает и выплачивает накопительную часть пенсии, а также выплачивает пенсионные накопления правопреемникам умершего застрахованного лица за счет средств, получаемых от управляющих компаний.

Пенсионные накопления, как отмечалось, могут инвестироваться и негосударственными пенсионными фондами. Согласно ст. 3 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ) пенсионные накопления - совокупность средств, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с заключенными с ними договорами и находящихся в собственности НПФ.

НПФ работают не с ПФР, а непосредственно с гражданами. Они же назначают и выплачивают накопительную часть пенсии, равно как и полагающуюся правопреемникам сумму пенсионных накоплений. В отличие от управляющих компаний, НПФ не могут сами вкладывать деньги в ценные бумаги, а перепоручают это выбранным ими управляющим компаниям. Распределение средств между различными компаниями снижает риск потерять все деньги. Но оно же приводит к большим расходам и, следовательно, меньшей доходности.

В России более 250 негосударственных пенсионных фондов. Но работать с пенсионными накоплениями имеют право только порядка 100. Эта деятельность обязательно лицензируется. Вложенные в НПФ средства непременно страхуются, а распределение их по управляющим компаниям строго регламентируется законодательством. Для передачи пенсионных накоплений в НПФ необходимо заключить с ним договор, а затем обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.

По действующему законодательству ежегодно в срок до 1 сентября застрахованное лицо должно быть извещено ПФР или НПФ о состоянии накопительной части его счета. Такое извещение позволяет решить, стоит ли далее продолжать сотрудничество. Гражданин может раз в год в период с 1 сентября до 31 декабря выбирать между государственной или частной управляющей компанией либо НПФ. Вся накопленная ранее сумма передается вновь выбранной компании или фонду.

Поскольку от поступления сумм дополнительных взносов работника и работодателя в ПФР до их отражения на индивидуальных лицевых счетах проходит определенное время, они до такого отражения инвестируются самим ПФР в порядке, который установлен Законом об инвестировании. Доход от инвестирования отражается ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передается в соответствии с его заявлением управляющей компании или НПФ вместе с пенсионными накоплениями по основаниям и в порядке, которые установлены Законом об инвестировании и Законом о НПФ. Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в индивидуальных лицевых счетах и переданы управляющим компаниям и НПФ, не может превышать трех месяцев со дня получения ПФР реестров застрахованных лиц либо (в случае самостоятельной уплаты взносов застрахованным лицом) копий платежных документов за истекший квартал.

Как уже отмечалось, самый консервативный инвестиционный портфель у государственной управляющей компании (ГУК). Около 90 процентов пенсионных накоплений она вкладывает в государственные ценные бумаги РФ. У частных управляющих компаний доля вложений в государственные ценные бумаги РФ составляет 10 процентов, вложения в акции российских открытых акционерных обществ достигают почти 30 процентов, более 20 процентов инвестируется в государственные ценные бумаги субъектов РФ.

Существенно различается и доходность инвестиций по финансовым институтам. Л. Аникеева приводит показатели доходности управления пенсионными накоплениями ключевых игроков рынка за 2005 - 2006 годы <9>.

<9> Аникеева Л. Это должен знать каждый // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. N 9.
-------------------------------------T------------T-----------¬
¦ ¦ 2005 г., % ¦ 2006 г., %¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦ 1. Государственная управляющая компания ¦
+------------------------------------T------------T-----------+
¦ ¦ 12,18 ¦ 6,57 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦ 2. Частные управляющие компании ¦
+------------------------------------T------------T-----------+
¦"Тройка-диалог" ¦ 51,72 ¦ 31,81 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Агана" ("Сбалансированный") ¦ 34,14 ¦ 34,99 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"УралСиб" ¦ 36,16 ¦ 31,45 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Доверие Капитал" ("Перспективный") ¦ 26,49 ¦ 35,74 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"ВТБ Управление активами" ¦ 21,22 ¦ 19,05 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"КапиталЪ" ¦ 20,80 ¦ 18,22 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Альфа-Капитал" ¦ 11,69 ¦ 18,24 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Доверие Капитал" ("Актуальный") ¦ 18,63 ¦ 9,62 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦НВК ¦ 16,07 ¦ 6,20 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦ 3. Негосударственные пенсионные фонды ¦
+------------------------------------T------------T-----------+
¦"СтальФонд" ¦ 41,00 ¦ 21,50 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Стратегия" ¦ 22,00 ¦ 20,00 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Первый национальный НПФ" ¦ 22,30 ¦ 18,60 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Вимм-Билль-Данн" ¦ 28,00 ¦ 10,50 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Благосостояние" ¦ 18,70 ¦ 16,00 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Газфонд" ¦ 16,35 ¦ 15,48 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Система" ¦ 13,45 ¦ 18,05 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Лукойл-Гарант" ¦ 12,07 ¦ 15,18 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦"Пенсионный капитал" ¦ 9,83 ¦ 15,18 ¦
+------------------------------------+------------+-----------+
¦4. Уровень инфляции ¦ 10,9 ¦ 9,00 ¦
L------------------------------------+------------+------------

Но, как отмечают специалисты, если доходность управляющей компании, к примеру, составляет 25 процентов, то на индивидуальный лицевой счет из них за вычетом различных расходов попадет примерно 17. Точно определить личный доход можно лишь из уведомления о состоянии индивидуального лицевого счета, ежегодно рассылаемого ПФР и НПФ.

Государственный контроль над формированием и инвестированием пенсионных накоплений осуществляет уполномоченный федеральный орган, в обязанности которого входит также проведение конкурсов по отбору управляющих компаний и НПФ. Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ).

Прибавка к пенсии за счет пенсионных накоплений и выплата их правопреемникам

Накопительная часть пенсии назначается лицам, имеющим право на трудовую пенсию по старости или по инвалидности в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Пенсия назначается после обращения за ней в ПФР. При этом по желанию заявителя ему может быть назначена лишь часть (части) пенсии: он может, например, заявить о том, чтобы накопительная часть ему пока не назначалась.

Размер накопительной части (НЧ) трудовой пенсии и по старости, и по инвалидности определяется по одинаковой формуле: сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии (ПН), делится на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), то есть НЧ = ПН : Т (см. п. 9 ст. 14 и п. 5 ст. 15 Закона о трудовых пенсиях). В данном случае должен применяться специальный показатель Т, предназначенный для расчета именно накопительной части пенсии, определенный в порядке, установленном федеральным законом, который пока не принят. Очевидно, что величина Т для исчисления накопительной части пенсии не будет принципиально отличаться от аналогичного показателя, применяемого для исчисления страховой ее части, а он составит к 2013 году 19 лет (228 месяцев).

С учетом этого показателя можно ориентировочно рассчитать прибавку к пенсии за счет добровольных пенсионных накоплений. Так, если, например, взносы застрахованного в течение 15 лет, государства - в течение 10 лет и работодателя - в течение 5 лет составят по 2000 рублей в месяц и при этом не принесут особого дохода и не обесценятся, то такая прибавка составит примерно 1579 рублей в месяц (2 тыс. руб. x 160 мес. : 228 мес.) <10>.

<10> По расчетам Е. Гонтмахера, максимум пенсионной прибавки составит 1056 рублей в месяц. См.: Гонтмахер Е. Чтоб Вам жить на одну пенсию // Российская газета. 2008. 28 мая. N 113. Л. Вульф оценивает возможную номинальную прибавку в 1118 рублей и пишет, что реальная ее стоимость в 2013 году, скорее всего, будет на 50% меньше, чем сегодня. См.: Вульф Л. Государственная поддержка накоплений: несостоятельность обещаний // Социальная защита. 2008. N 7. С. 9.

Пенсия по случаю потери кормильца накопительную часть не содержит. Однако пенсионные накопления умершего при определенных условиях могут быть выплачены членам его семьи или (по его заявлению) также другим лицам, как предусмотрено п. 12 ст. 9 и п. 6 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях. Главное условие выплаты состоит в том, чтобы накопительная часть пенсии еще не была назначена застрахованному лицу. При ее назначении пенсионные накопления не могут быть выплачены кому бы то ни было независимо от продолжительности жизни пенсионера после назначения пенсии. Речь может идти лишь о новых пенсионных накоплениях, образовавшихся, например, в период трудовой деятельности после назначения накопительной части пенсии и до ее перерасчета с учетом этих новых накоплений.

Застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в ПФР или в НПФ определить, кому и в каких долях могут быть выплачены его пенсионные накопления в случае его смерти. Ограничений по кругу таких лиц законодатель не устанавливает. Заявление о распределении средств пенсионных накоплений подается застрахованным лицом в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Если было подано несколько заявлений, к рассмотрению принимается поданное позднее.

При отсутствии такого заявления выплата производится родственникам умершего, к числу которых отнесены независимо от возраста и состояния трудоспособности: его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители) (первая очередь); братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки (вторая очередь).

Выплата пенсионных накоплений всем родственникам одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение этих средств только при отсутствии родственников первой очереди. Если накопления выплачиваются в соответствии с волеизъявлением застрахованного лица, приведенные правила очередности не применяются. Какой-либо обязательной доли для нетрудоспособных иждивенцев также не установлено.

Пенсионные накопления выплачиваются правопреемникам застрахованного лица при их обращении в ПФР в течение шести месяцев со дня его смерти (п. 3 ст. 38 Закона об инвестировании). При пропуске правопреемником срока обращения за выплатой он может быть восстановлен в судебном порядке. Аналогичные правила установлены ст. 36.21 Закона о НПФ.

Правила выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного лица ПФР и негосударственными пенсионными фондами утверждены Постановлениями Правительства РФ от 3 ноября 2007 года N 741 и 742 соответственно.

Территориальный орган ПФР или негосударственный пенсионный фонд, получив документ о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению его правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений. Они вправе подать заявление о выплате этих средств с приложением необходимых документов.

Соответствующее решение должно быть вынесено в срок не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, установленный для обращения правопреемников за пенсионными накоплениями.

При отсутствии заявления застрахованного лица и перечисленных родственников, а также в случаях, когда накопительная часть пенсии была назначена застрахованному лицу, средства пенсионных накоплений или оставшаяся их часть учитываются ПФР в составе пенсионного резерва, а если они находились в НПФ, то передаются в этот резерв.

Перспективы добровольных пенсионных накоплений

Сегодня трудно предвидеть как активность населения в уплате дополнительных взносов, так и возможный уровень повышения будущих пенсий добровольцев. К проблеме плачевного состояния пенсионной системы привлечено внимание многих исследователей. Однако среди специалистов нет единодушия в вопросе о путях ее решения, нет однозначной оценки и предлагаемых Законом добровольных накоплений. Обращение к опыту зарубежных стран показало, что там существует множество разнообразных планов добровольного пенсионного накопления, реализуемых с учетом предоставляемых налоговых льгот. Случаев прямого софинансирования таких накоплений государством обнаружить не удалось <11>.

<11> См.: Николаев А.И. Добровольные пенсионные накопления: новые инициативы и их перспективы // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.

Между тем Е. Гонтмахер полагает, что достижение заветной 40-процентной планки замещения пенсией заработка нужно обеспечивать еще более мощными программами софинансирования государством и бизнесом добровольных индивидуальных взносов работников, а потому механизм, созданный принятым Законом, необходимо укреплять и укреплять финансами <12>.

<12> Гонтмахер Е. Указ. соч.

Е. Гайдар называет четыре стратегические альтернативы развития пенсионной системы. Первая - отказаться от нее вообще. "Когда пенсия меньше 15% заработной платы, считайте, что пенсионной системы нет". Вторая - резко повысить налоги, что недопустимо. Третья - "печатание" денег, то есть развал финансовой системы. "Есть четвертый путь, тот, который мы предлагаем: ускоренно вводить накопительный элемент пенсионной системы, пока для этого есть сверхдоходы от высоких цен на нефть" <13>. Подавляющую часть пенсионных накоплений Е. Гайдар предлагает направлять в финансовые активы, а не в конкретные инвестиционные проекты: "Если предполагать, что наша государственная бюрократия абсолютно не коррумпирована и идеальна, то можно избрать стратегию инвестирования пенсионных накоплений в конкретные инвестиционные проекты. Примерно такую стратегию избрал в предшествующий период высоких нефтяных цен Советский Союз. Средства были вложены в неэффективные проекты... Потом, после падения цен на нефть, СССР обанкротился. Имея за плечами этот опыт, отдавать нашему государственному аппарату распоряжение деньгами нашей пенсионной системы я бы не стал" <14>.

<13> Велетминский И. Нечастный капитал // Российская газета. 2004. 18 апреля. N 18.
<14> См.: Там же.

Получается, что именно направление части средств Стабилизационного фонда Российской Федерации руками (волей) застрахованных лиц в частные управляющие компании и НПФ для их игры на финансовом рынке будет способствовать существенному повышению уровня пенсионного обеспечения.

Несколько последних лет, в течение которых застрахованные могли распоряжаться уплачиваемыми за них обязательными взносами, предназначенными для накопительной части пенсии, показали как их пассивность, так и недоверие к негосударственному управлению пенсионными накоплениями. В итоге более 90 процентов этих лиц попали в разряд так называемых "молчунов", то есть не перевели вложенные за них деньги ни в частные управляющие компании, ни в НПФ. Соответственно они направлялись в ГУК и там обесценивались. Так, по состоянию на 1 января 2007 года в управлении Внешэкономбанка было 267,1 млрд. руб. - 93,2 процента всех обязательных накоплений - против 3,3 процента - в управлении частных управляющих компаний и 3,5 процента - НПФ <15>.

<15> Николаев А.И. Указ. соч.

Согласно финансово-экономическому обоснованию проекта Закона о дополнительных взносах (первоначально его введение планировалось с 1 июля 2008 года и взносы работодателей не предусматривались) предполагалось, что число добровольцев составит в 2008 году 1 миллион и увеличится к 2012 - 2017 годам до 7 миллионов, или до 15 процентов от всех возможных плательщиков. При этом наибольшие ежегодные расходы на софинансирование прогнозировались в сумме от 4,79 млрд. руб. в 2009 году до 66 млрд. руб. в 2018 году - с последующим снижением этой суммы. Даже если эти прогнозы подтвердятся, при огромных государственных расходах за пределами добровольной накопительной системы останутся каждые 85 человек из 100 застрахованных. Но и приведенные расчеты вызывают сомнение у исследователей.

Так, доктор экономических наук А. Николаев обращает внимание на то, что потенциальное число добровольцев можно было бы определить социологическими исследованиями, однако таковые не проводились. В 2004 году по сходному вопросу были опрошены читатели "Финансовых известий". Только 4,4 процента согласились бы отдать добровольно на будущую пенсию 4 процента своего заработка при условии, что еще 2 процента добавит государство. Эта цифра свидетельствовала о бесперспективности идеи и дает основание сомневаться в прогнозах относительно будущих плательщиков добровольных взносов <16>.

<16> Там же.

А. Николаев обоснованно отмечает: тот, для кого размеры предлагаемого Законом софинансирования значимы, никогда не пойдет на это, поскольку безболезненно отдать 1000 рублей при средней зарплате 12000 - 13000 рублей невозможно. Те же, для кого эта тысяча не является значительной суммой, имеют уже иные более-менее зарекомендовавшие себя формы сбережения - ценные бумаги, недвижимость, банковские депозиты. Получается, что "одни не могут, а другие не хотят". Ситуация не самая обнадеживающая для того, чтобы начинать что-то практически реализовывать. Поэтому автор полагает, что главная задача принятия Закона - пополнение активов управляющих компаний, причем наполовину за счет бюджетных средств, а отнюдь не уменьшение дефицита ПФР и не повышение уровня пенсионного обеспечения в перспективе <17>.

<17> См.: Там же.

В некоторых публикациях обращается внимание на значительные риски накопления. Так, Т. Евдокимова пишет, что большое влияние на эту систему оказывает инвестиционная политика государства, которая должна быть направлена на стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики <18>. "Считается, что в долгосрочном периоде значимость инвестиционного риска значительно снижается. Однако такая позиция не всегда точна. Например, между 1973 и 1975 гг. котировки фондового рынка США снизились примерно на 50% в реальном выражении, и понадобилось около 10 лет для его возвращения на уровень начала 1973 г. В других крупнейших странах в течение последних 100 лет рост фондового рынка в долгосрочной перспективе был всего около 1,5% в реальном выражении. Так что даже для долгосрочных инвесторов проблема рисков, связанных с инвестированием, является первостепенной". И далее она отмечает: теоретически пенсионные накопления должны инвестироваться в низкорисковые инструменты, доходность которых перекрывает инфляцию, причем портфели должны быть сильно диверсифицированы. Но доходность вложений в любые ценные бумаги связана с риском. Долгосрочные вложения в государственные ценные бумаги (по сути это самый низкорисковый вариант вложений) более или менее гарантируют компенсацию инфляционной составляющей. В то же время государственные ценные бумаги, даже в условиях сбалансированного бюджета и отсутствия дефолтов, не могут на долгосрочных отрезках в несколько десятилетий приносить доходность выше инфляции - об этом говорит весь опыт развитых стран <19>.

<18> Ср. с позицией Е. Гайдара.
<19> Евдокимова Т.С. Риски накопительной пенсионной системы // Финансы. 2006. N 9.

Успешная реализация пенсионной реформы зависит от способности финансовых и фондовых рынков поглотить денежные потоки и обеспечить индивидуальным инвесторам разумный уровень доходности, гарантируя при этом сохранность пенсионных активов. Для достижения этих целей необходима не только макроэкономическая стабильность, но и реформа фондового и финансового рынков <20>.

<20> См.: Там же.

Как пишет Л.Вульф, пятилетняя практика показала, что эффективной стратегии инвестирования пенсионных накоплений у государства нет. Из-за низкой доходности, не покрывающей инфляцию, произошло обесценение накоплений, а внутренний долг государства по страховым обязательствам вырос <21>.

<21> Вульф Л. Указ. соч. С. 9.

Обобщая изложенное, можно сказать, что внедрение накопительных элементов в пенсионную систему, в частности элементов добровольного накопления, при современном уровне развития финансовых институтов и реальной экономики не дает каких-либо существенных гарантий светлого будущего застрахованных граждан. Такие опасения вызывает и большое число участников этого процесса, заинтересованных в личной выгоде, а не в благосостоянии будущих пенсионеров. В любом случае дополнительные (добровольные) накопления реальны для небольшой части населения.

Отмечу также и то, что значительные объемы вложений накапливаемых средств в государственные ценные бумаги приведут к последующей обязанности государства возвращать этот долг с процентами, причем за счет налогов с граждан, как имевших, так и не имевших пенсионных накоплений.