Мудрый Юрист

Депутаты вышли за кадры. В госдуме выясняли, что мешает бороться с дефицитом профессионалов в здравоохранении

"Фармацевтический вестник", 2008, N 37

Ежегодно российские медицинские и фармацевтические вузы выпускают около 30 тыс. новых специалистов. Тем не менее, меры, принимаемые государством по закреплению специалистов, в т.ч. в рамках национального проекта "Здоровье", не позволяют остановить отток кадров из сектора здравоохранения. Система высшего медицинского и фармацевтического образования сегодня претерпевает структурные изменения, требующие соответствующего законодательного оформления. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения и фармацевтического сектора были рассмотрены на заседании "круглого стола" на тему "Законодательные аспекты подготовки и переподготовки кадров в сфере здравоохранения", прошедшего в Госдуме 6 ноября.

Кадровая ситуация в отрасли остается напряженной - ежегодно численность работающих врачей уменьшается на 0,1-0,2%, среднего медперсонала - до 1%. Напряжение, существующее в кадровом обеспечении, связано, как сообщила председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, с тем, что система высшего медицинского и фармацевтического образования не отвечает тем изменениям, которые происходят в сфере здравоохранения, как и ее существенная составляющая - нормативно-правовая база. Существует необходимость законодательного закрепления распределения обучающихся на бюджетной основе выпускников, усовершенствования номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей и приведения в соответствие с европейскими требованиями (с учетом региональной специфики) перспективного прогноза потребности населения в медицинском, лекарственном и санитарно-гигиеническом обеспечении.

Основной докладчик - зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, акад. РАМН Сергей Колесников - в начале своего выступления напомнил о касающихся качества российского образования пунктах из недавнего Послания президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию: "Несмотря на некоторые сдвиги, положение дел оставляет желать лучшего. Поэтому решающую роль в формировании нового поколения профессионалов должно сыграть возрождение российской образовательной системы". Полностью соглашаясь с мнением Президента России, Сергей Колесников констатировал, что "с передовых позиций мы уже откатились, и это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности".

В системе здравоохранения трудятся 2 млн. специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием. К сожалению, утверждает докладчик, меры по закреплению кадров, принимаемые в рамках национального проекта "Здоровье", не позволили остановить отток персонала. В последние годы возникли две проблемы: резко увеличилось количество отказов в предоставлении лицензий на медицинскую деятельность из-за отсутствия у персонала переподготовки за последние пять лет. Ко всему прочему, молодые специалисты, уезжающие получать образование в другие регионы, как правило, обратно, домой, уже не возвращаются. Казалось бы, говорит Сергей Колесников, " средства на систему медицинского образования выделяются приличные - почти 20 млрд. руб. Однако на переоснащение системы, в т.ч. на содержание образовательных учреждений и обновление их производственной базы, этих денег не хватает, забирает фонд заработной платы".

Согласно рекомендациям Болонского процесса одним из путей развития системы непрерывного образования является введение системы кредитов или баллов, которые начисляются не только за образование в рамках вуза или академии последипломного образования. Это, по мнению Сергея Колесникова, - выход из ситуации, при которой медработники не могут по финансовым соображениям получить переподготовку в вузах. Специалистам засчитываются не только публикации, но и участие в конференциях, конкурсах, дистанционных формах обучения.

По его словам, слагаемые развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования - это совершенствование законодательной базы, регламентирующей определение потребности в специалистах, составление кадровых реестров, уточнение номенклатуры специальностей, которая пока не соответствует международным стандартам; обеспечение контроля знаний; применение инновационных технологий, в т.ч. дистанционного обучения; материально-техническое обеспечение учебного процесса и социальная защита преподавателей.

Как считает Сергей Колесников, необходимо разработать стратегию развития медицинских вузов: "Они должны оставаться государственными и не должны отдаваться на рынок. Это принципиально, медицинское образование должно быть под контролем государства, которое будет нести финансовую и юридическую ответственность за возможные негативные последствия".

Тема "круглого стола" включает два взаимосвязанных блока, отметил зам. директора Департамента науки, образования и кадровой политики Минздравсоцразвития России Вадим Егоров. Это сама система кадрового обеспечения здравоохранения и медицинское и фармацевтическое образование. Указывая, что сегодня существует большая диспропорция в укомплектованности кадрами здравоохранения в крупных городах и на селе, он констатировал, что созданная в 1994 г. структура целевого приема, к сожалению, недостаточно эффективна. В связи с этим основные механизмы целевого приема должны быть направлены на улучшение нормативно-правового обеспечения заключаемых договоров.

В последнее время участились случаи отказа муниципальных учреждений здравоохранения в предоставлении клинических баз для образовательных учреждений. Немаловажный момент - допуск специалиста к медицинской и фармацевтической деятельности. Тем не менее, законодательство, регламентирующее эти вопросы, несовершенно. Для разрешения этих проблем Минздравсоцразвития России подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральные законы, где будут определены порядок выдачи сертификата специалиста, формат реестра выданных сертификатов и уполномоченный орган, который будет вести этот реестр. С точки зрения Минздравсоцразвития России, "данный законопроект является крайне важным, т.к. позволит, во-первых, сделать прозрачной систему допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности и, во-вторых, сформировать необходимый регистр медицинских специалистов".

По мнению начальника отдела Росздравнадзора Евгения Никонова, материально-техническая база вузов недостаточна для подготовки высококвалифицированных специалистов: "Трамплином для вузов могли бы стать центры высоких технологий, которые сейчас вводятся в действие". К сожалению, отметил ректор Владивостокского госмедуниверситета Валентин Шуматов, данные центры - это здание модульного типа, "где нет ни одного сантиметра для размещения учебных комнат, аудиторий и т.д. В данной ситуации единственным выходом является строительство рядом небольшого здания учебного корпуса для совместного его использования вузами и центрами высоких технологий".

Кроме того, считает Евгений Никонов, "необходимо рассмотреть вопрос о введении госмонополии на высшее медицинское образование. Росздравнадзор предлагает также ввести институт лицензирования специалистов с обязательным страхованием их профессиональной ответственности, при этом для сертификации специалистов следует обязательно привлекать профессиональные общественные организации. Все эти вопросы должны быть отражены в соответствующих законодательных решениях". Сегодня сертификат никак не узаконен. "И самое главное, - говорит Валентин Шуматов, - в действующем трудовом законодательстве Российской Федерации не предусмотрена норма определения прав и обязанностей работодателей на прекращение трудового договора с работником в случае отсутствия сертификата или прекращения его действия. Хотя ст. 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" установлено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом, специальные знания и сертификат".

Анализ структуры и содержания учебных планов показывает, что обучение специалистов по специальности "Фармация" в России практически не отличается от подготовки специалистов-фармацевтов в ведущих высших учебных заведениях Европы. Но, как отмечается в справке о подготовке и переподготовке кадров для фармпромышленности Минпромторга России, действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по вышеуказанной специальности не в полной мере отвечают основным тенденциям в специализации кадров фармпромышленности и существенным образом отличаются от запросов современного рынка труда.

Лицензию на подготовку кадров по специальности "Фармация" имеют 47 вузов и только два вуза (в Курске и Санкт-Петербурге) имеют программы по обучению специальности "Биотехнология", которые предполагают подготовку специалистов для фармацевтических производств. Провизоры также имеют возможность работать в системе фармпромышленности, однако им необходима комплексная система повышения квалификации в данной области. Существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере отвечают задачам качественного непрерывного профессионального образования.

Немаловажная роль в сфере подготовки специалистов для фармацевтической промышленности должна принадлежать российским фармпроизводителям, участие которых может быть осуществлено по нескольким направлениям: совместная разработка государственных стандартов; организация практики студентов на базе ведущих фармпроизводств; проектирование индивидуальных образовательных траекторий.

В настоящее время многие отечественные предприятия, особенно те, которые проводят реконструкцию в соответствии с нормами GMP, столкнулись с проблемой подбора кадров. Существует острая потребность в подготовке для современных фармпроизводств квалифицированных специалистов, обладающих знаниями по новейшим технологиям производства лекарств, современному оборудованию, материалам, а также действующим стандартам производств. Одним из путей решения проблем обеспечения фармпромышленности высококвалифицированным кадровым ресурсом с учетом современных тенденций ее развития является совершенствование учебного процесса в системе вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также разработка системы привлечения и закрепления квалифицированных кадров в фармпромышленности, в т.ч. за счет повышения и гармонизации системы оплаты труда.

Необходимо дальнейшее совершенствование контрактной формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и работодателем с предоставлением студентам и молодым специалистам социальных гарантий.

В качестве оперативного включения механизмов адекватного правового регулирования общественных отношений, связанных с подготовкой и переподготовкой медицинских кадров, участники "круглого стола" рекомендовали рассмотреть вопрос о включении раздела "Подготовка и переподготовка кадров" в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Т.ПАНФИЛОВА