Мудрый Юрист

Во власти совета. Фармотрасль получила "управленческий сигнал" от правительства

"Фармацевтический вестник", 2008, N 36

Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. создан Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ. По информации "ФВ", его возглавит зам. председателя правительства Игорь Сечин. Эксперты считают, что создание Совета является политическим сигналом того, что отрасль вошла в разряд приоритетных, а сам совет может стать эффективным инструментом для улучшения управления отраслью и ускорить процессы реструктуризации. Однако, по мнению участников рынка, это не самый оптимальный формат для проведения реформ в фармсекторе.

Постановление Правительства РФ N 785 о создании Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ опубликовано 27 октября. Соответствующее поручение было дано Владимиром Путиным еще на выездном совещании с министрами и руководителями крупнейших отечественных фармкомпаний в Курске в июле с.г. Предполагалось, что Минпромторг, Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки, МВД, ФАС и прочие ведомства внесут в правительство проект положения о постоянном совете и предложения по его составу до 1 августа 2008 г.

В конечном итоге предложения Минпромторга по созданию совета были рассмотрены только 13 октября на заседании президиума Правительства РФ.

Как рассказали "ФВ" сразу несколько участников рынка, знакомых с ситуацией, совет возглавит зам. председателя правительства Игорь Сечин, курирующий госполитику в области развития промышленности и энергетики, а также природопользования, охраны окружающей среды, осуществления экологического, технологического и атомного надзора. В настоящее время Игорь Сечин уже возглавляет комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Руководитель секретариата Игоря Сечина Олег Еровинкин официально подтвердить назначение не смог: документального решения пока нет.

Создание профильных отраслевых советов не является чем-то принципиально новым. Так, 18 декабря 2007 г. Постановлением Правительства РФ N 895 был создан Совет по развитию лесопромышленного комплекса, положение о котором практически полностью скопировано в положении о Совете по развитию фармацевтической и медицинской промышленности.

В АРФП считают, что опыт создания и работы аналогичных органов в других отраслях свидетельствует о том, что решения подобных советов, как правило, носят статус "обязательных к исполнению". Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Геннадий Ширшов полагает, что в ситуации, когда советом будет руководить зам. председателя правительства РФ, корректно говорить даже не о полномочиях, а об эффективности действий совета: "Эффективность будет зависеть от формы и содержания этой структуры. Скорее всего, будут выделены направления работы, под которые создадут рабочие группы, их деятельность и ляжет в основу работы совета".

Что касается позиций отраслевых лоббистских организаций, то создание совета на них никак не скажется. "Совет призван выполнять координирующие функции, и в этом качестве его значение трудно переоценить. Насколько мне известно, в совет также вошли представители соответствующих профессиональных и общественных организаций. Таким образом, мы получаем возможность ведения прямого активного диалога с государством, целью которого является развитие современной медицинской и фармацевтической промышленности в России", - считает г-н Ширшов.

Согласно положению, Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности призван стать "постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях разработки предложений, связанных с реализацией государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности". Круг его задач достаточно широк. Члены совета будут рассматривать предварительные варианты законопроектов и стратегий развития фармацевтической и медицинской промышленности, готовить предложения рекомендательного характера по привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности продукции, развитию научно-технического и инновационного потенциала, модернизации и технологическому развитию отраслей, а также о мерах господдержки экспорта продукции. Совету предстоит заняться и подготовкой предложений по созданию интегрированных структур разработчиков и производителей в фармацевтическом и медицинском комплексах, по развитию производства фармацевтических субстанций и комплектующих для медицинской промышленности и о мерах по переходу на инновационную модель. Развитие конкуренции на фармрынке, создание механизмов частно-государственного партнерства и рассмотрение предложений о совершенствовании профессионального образования и о подготовке научных, инженерно-технических кадров для фармацевтической и медицинской промышленности также будут в ведении совета.

В АРФП совет воспринимают как правительственный орган по реализации Стратегии-2020 и считают, что в повестку его заседаний нужно вынести комплекс вопросов, связанных именно с реализацией Стратегии: внесение изменений в нормативно-правовую базу, выделение финансирования, подготовка кадров и т.д.

"Если судить с точки зрения бюрократической и управленческой логики, то создание подобного совета есть придание взаимосвязанному развитию фармацевтической и медицинской отраслей, созданию сквозной линейки от разработки до внедрения продукции приоритетного статуса. Это такой управленческий сигнал. Раз такая структура создается, значит, отрасли придается большое значение, - комментирует политолог, зам. директора НИИ социальных систем при МГУ им. М.В.Ломоносова, член общественной палаты РФ Дмитрий Бадовский. - Это во-первых. Во-вторых, подобные советы - традиционный способ перевода отрасли на ручное управление для повышения его эффективности и скорости реагирования по той простой причине, что у нас управление традиционно ручное. Чтобы реально решать вопросы, преодолевать межведомственные разногласия, нужно зачастую выносить решения и проекты решений, так сказать, на суд высшего руководителя, способного действовать оперативно. Но для этого и нужна соответствующая управленческая инфраструктура. Ну и, наконец, наверное, учитывая современные тенденции в экономике, создание совета и перевод отрасли в разряд приоритетных может привести к тому, что ускорится ее реструктуризация. В свете общих тенденций в экономике нельзя исключать и появления госкорпораций. Так или иначе, как мне кажется, реструктуризация и оптимизация отрасли будут обсуждаться не в последнюю очередь".

С г-ном Бадовским не согласен экс-заместитель руководителя Росздравнадзора Андрей Младенцев: "Если мы говорим об изменении статус-кво в ситуации с развитием отрасли, то мне хотелось бы обратить внимание на то, что процесс инновационных изменений в методах государственного регулирования противоречит самой идее стабильности власти. Я сам был свидетелем того, насколько трудно внедрять инновации в жесткой вертикальной структуре исполнительной власти. И, на мой взгляд, совет не сможет ничего сделать для того, чтобы статус-кво начал меняться". По мнению г-на Младенцева, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс реформирования отрасли, возможны два сценария: революционный и технологический.

Революционный вариант предусматривает, что председатель правительства или его заместитель, наделенный соответствующими полномочиями, берет на себя всю ответственность за принятие прорывных решений и изменение статус-кво в фармацевтической и медицинской промышленности. Это же лицо принимает на себя ответственность за последствия своих решений, рассуждает Андрей Младенцев. В этом случае, по мнению эксперта, опубликованное положение о совете полностью соответствует логике совещательного органа при руководителе-реформаторе. Однако вопрос о том, будут ли приниматься динамичные решения, остается открытым.

Второй - технологический - вариант не предусмотрен логикой опубликованного положения, но рассматривается г-ном Младенцевым как наиболее результативный. Идея заключается в создании на базе администрации президента Национального координационного комитета в форме проектного офиса, который будет заниматься разработкой национальных проектов и осуществлять контроль за ходом их выполнения. При этом в Национальном координационном комитете создаются соответствующие управления по принципу отраслевой или потребительской принадлежности. Государственные служащие, работающие в федеральных органах исполнительной власти, в данном случае имеют двойное подчинение: в рамках своей текущей деятельности - по вертикали и в рамках проектной деятельности - Национальному координационному комитету. "В состав комитета должны входить ключевые работники министерств, ответственные за реализацию этих проектов, ключевые представители отраслевых и общественных организаций и СМИ, - говорит Андрей Младенцев. - Я считаю, что такое предложение является практически единственным надежным механизмом изменения статус-кво и четко вписывается в концепцию разделения интересов в системе государственной власти: правительству - обеспечение стабильности системы, президенту - движение вперед".

М.САВЧЕНКОВА