Мудрый Юрист

Взаимодействие - ключ к успеху

Саттаров В., заместитель прокурора Республики Коми.

Исаев А., первый заместитель руководителя следственного управления СК при прокуратуре РФ по Республике Коми.

Правоохранительные органы Республики Коми уделяют повышенное внимание раскрытию и расследованию таких особо тяжких преступлений, как убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ). Для достижения положительного результата налажено тесное взаимодействие Министерства внутренних дел, прокуратуры республики и следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми.

Создание следственного управления и выделение следователей из состава городских и районных прокуратур не ухудшило взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с насильственной преступностью в отношении личности. Но эту борьбу можно назвать по-настоящему эффективной лишь в том случае, если будут раскрываться все преступные деяния, в том числе совершенные в прошлые годы, предварительное расследование по которым было приостановлено.

Раскрытие названных выше особо тяжких преступлений требует творческого подхода различных служб правоохранительных органов, согласованного планирования следственной и оперативной работы, вдумчивого надзора прокурора за ходом предварительного расследования и ведением дел оперативного учета.

Раскрытию таких преступлений способствует разноплановый подход к ним со стороны прокуроров и работников следственного управления. При изучении уголовных и оперативно-поисковых дел тщательно проверяется обоснованность принятых ранее решений, устраняются факты недоработок по реальным версиям. Используются дополнительные возможности проверки по учетам выявленных в ходе следствия следов, которые не были идентифицированы по различным причинам в прошлые годы. Проводится проверка поступившей в следственные и оперативные органы информации о лицах, совершивших преступления. Инициируется проведение комплексных и комиссионных экспертиз при наличии оснований предполагать, что смерть человека не имеет криминального характера.

Организованное на должном уровне взаимодействие органов внутренних дел, следственного управления Следственного комитета и прокуратуры республики не замедлило привести к конкретным результатам. С января по май 2008 г. было раскрыто 10 преступлений прошлых лет: 6 - предусмотренных ст. 105 УК и 4 - предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК. Из них 3 раскрыты в Сыктывкаре, по 2 - в городах Печора, Воркута и Ухта, 1 - в Прилузском районе. За аналогичный период 2007 г. было раскрыто 4 преступления прошлых лет. В 2005 и 2006 гг. такие преступления не раскрывались. Кроме того, за первые пять месяцев этого года комплексными и комиссионными экспертизами было установлено 2 факта некриминального характера смерти людей, которые считались потерпевшими в уголовных делах, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК.

Одно из направлений совместной работы прокуратуры, МВД по РК и следственного управления Следственного комитета - непосредственное изучение уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в том числе и до приостановления следствия, а также дел оперативного учета в аппарате прокуратуры РК. При заместителе прокурора республики и руководстве следственного управления Следственного комитета ежемесячно утверждаются графики заслушивания уголовных дел по нераскрытым убийствам. В 2007 г. центральным аппаратом прокуратуры республики было проведено 36 оперативных совещаний. На них обсуждались следственно-оперативная работа по 44 нераскрытым умышленным убийствам, состояние розыскной работы по фактам безвестного исчезновения граждан и работа по 22 делам оперативного учета, по которым дано 8 письменных указаний.

Прокуратурой РК в 2007 г. принимались меры по организации прокурорского надзора в сфере соблюдения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по этому вопросу. Силами аппарата проведены семинар и учеба прокуроров и их заместителей по указанной тематике.

Следственным управлением Следственного комитета проводятся учебные семинары следователей, где на занятиях выступают руководители и сотрудники надзорных отделов прокуратуры республики.

С января 2007 г. налажена система контроля за фактами безвестного исчезновения граждан и проведения по ним проверок в порядке ст. ст. 144 и 145 УПК. Для улучшения деятельности сотрудников правоохранительных органов по розыску безвестно пропавших и прокурорского надзора на этом участке работы прокуратурой РК в марте 2007 г. введена в действие Программа комплексных мероприятий, направленных на предотвращение, раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений против личности на 2007 - 2009 гг. Кроме того, прокуратурой совместно с МВД по РК утвержден Порядок проведения заслушивания на оперативных совещаниях состояния следственной и оперативно-розыскной работы по нераскрытым убийствам и причинению тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. Разосланы информационные письма прокуратуры Республики Коми "О недостатках при разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан" (от 15 августа 2007 г.) и "Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе осуществления розыска без вести пропавших граждан и установления личности неопознанных трупов" (от 9 апреля 2008 г.).

Прокурорам городов и районов дано указание о проведении оперативных межведомственных совещаний по особо тяжким и тяжким нераскрытым преступлениям с участием руководителей всех оперативных служб УВД (ОВД), с обязательным предварительным изучением дел оперативного учета. Результатами совещаний является создание групп по раскрытию и расследованию преступлений, в которые включаются наиболее опытные следователи, оперативные работники, криминалисты, а также представители иных служб. По всем нераскрытым убийствам проводятся оперативные совещания с целью выработки плана оперативно-следственных действий, выдвижения и проверки версий и мероприятий, направленных в целом на раскрытие преступления.

В декабре прошлого года прокуратурой РК было проведено координационное совещание правоохранительных органов по вопросам раскрытия особо тяжких и тяжких преступлений.

В марте этого года состоялось совместное заседание коллегий следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми и МВД по Республике Коми, на котором обсуждалось состояние взаимодействия следователей следственных подразделений Следственного комитета и оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в том числе прошлых лет, был принят ряд решений, направленных на повышение уровня взаимодействия между следственными отделами, оперативными сотрудниками МВД по РК и прокуратурой РК при раскрытии и расследовании таких преступлений прошлых лет.

Обсуждение нераскрытых преступлений на оперативных совещаниях при заместителе прокурора РК, а в последующем при руководстве следственного управления привело к принятию мер, которые способствовали раскрытию ряда преступлений, совершенных в условиях неочевидности.

Так, в июле 2007 г. прокуратурой г. Сыктывкара было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК, по факту обнаружения в реке напротив сыктывкарской гостиницы "Югор" трупа М. с множественными колото-резаными ранениями. Расследование дела не принесло результатов и было приостановлено производством в декабре 2007 г. в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

В ноябре 2007 г. следственным отделом по г. Сыктывкару возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК, по факту обнаружения в п. Заречье г. Сыктывкара трупа Б. с признаками насильственной смерти. В январе 2008 г. расследование дела было также приостановлено.

Несмотря на приостановление производства следственных действий, уголовное дело об убийстве М. постоянно находилось на контроле в прокуратуре РК и следственном управлении Следственного комитета. Дело неоднократно заслушивалось на оперативных совещаниях при заместителе прокурора РК и первом заместителе руководителя следственного управления Следственного комитета. Выработанные совместно направления работы, поэтапная проверка всех выдвинутых версий привели к раскрытию этих преступлений.

Оба потерпевших относились к лицам без определенного места жительства и обитали в п. Заречье. Отработка круга общения М. и Б. позволила заподозрить в причастности к совершению обоих преступных деяний С.

Предварительное следствие по уголовным делам было возобновлено. Их соединили в одно производство. Расследованием установлено, что в июле 2007 г. С. в ходе совместного распития спиртных напитков с М. начал избивать его, а затем нанес не менее четырех ударов ножом в область шеи, лица, лобно-теменную и затылочную области головы потерпевшего. От полученных повреждений М. скончался на месте происшествия. После совершения преступления С. сбросил труп в реку Сысола.

В октябре 2007 г. С., распивая спиртные напитки с Б., заподозрил его в краже денег. Он начал избивать Б., а когда тот упал, ударил его по голове металлическим ломом. От полученных повреждений Б. скончался.

С. было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК. Уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено для рассмотрения в Сыктывкарский городской суд.

Продолжая работу в указанном направлении, следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми 11 февраля 2008 г. издало Приказ N 34 "О создании аналитической группы по раскрытию преступлений прошлых лет". Этим же Приказом утверждено Положение об аналитической группе следственного управления по раскрытию преступлений прошлых лет. В группу включены опытные сотрудники следственного управления, прокуратуры РК и оперативно-розыскной части криминальной милиции МВД по РК.

Деятельность аналитической группы организована на системной основе. За прошедший период группа собиралась трижды. На оперативных совещаниях рассматривается состояние следственной и оперативно-розыскной работы по нераскрытым преступлениям прошлых лет, уточняются списки уголовных дел прошлых лет, подлежащих изучению, обсуждается возможность раскрытия каждого конкретного деяния, вынесенного на рассмотрение. Аналитической группой также вырабатываются направления в работе как для всех подразделений правоохранительных органов на местах, так и в отношении конкретных подразделений.

Активно участвуют в работе входящие в состав аналитической группы руководители прокуратуры РК и ОРЧ КМ МВД по РК, которые инициативно изучают уголовные и оперативно-поисковые дела, в том числе с выездом в города и районы республики. Так, в 2008 г. они совместно выезжали в города Ухту и Сыктывкар, где изучили более 35 оперативно-поисковых дел, 70 дел оперативного учета по данным о пропавших без вести гражданах. По результатам проверок прокурорами внесено 61 требование об устранении нарушений ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и 2 представления в адрес министра внутренних дел республики.

Немаловажная роль в раскрытии преступлений указанной категории принадлежит взаимодействию отдела криминалистики Следственного комитета, оперативных служб и прокуратуры республики.

Чтобы повысить эффективность работы по раскрытию преступлений прошлых лет, отделом криминалистики разработана памятка по изучению уголовных дел по нераскрытым преступлениям, которая в марте 2008 г. разослана всем руководителям городских и межрайонных следственных отделов. Доведена данная памятка и до прокуроров. В городские и межрайонные следственные отделы также направлено письмо о необходимости проверки всех приостановленных дел по нераскрытым преступлениям, предусмотренным ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК, за 2004 - 2006 гг.

По заданию прокуратуры РК прокурорами городов и районов составлены списки нераскрытых преступлений прошлых лет, ежеквартально составляются графики заслушивания уголовных дел, которые согласовываются с руководителями следственных отделов следственного управления Следственного комитета. На совместных оперативных совещаниях заслушивается состояние следственной и оперативно-розыскной работы по уголовным и оперативно-поисковым делам, составляются планы совместных следственно-оперативных мероприятий, даются поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, готовятся приказы о создании следственно-оперативных групп, координируются совместные действия.

Прокуроры в порядке взаимодействия со следственными отделами регулярно проверяют, как работают оперативно-розыскные органы и какие меры приняты ими для раскрытия конкретных преступлений. Копии протоколов оперативных совещаний и акты прокурорского реагирования представляются в прокуратуру РК.

Примером успешного взаимодействия прокуроров со следственными отделами является проведение в г. Сыктывкаре совместных оперативных совещаний по материалам о безвестном исчезновении граждан, а также по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям. Взаимодействие прокурора Сыктывкара и руководителя следственного отдела по Сыктывкару дало положительный результат.

Перед каждым совещанием руководитель следственного отдела намечает список материалов, подлежащих заслушиванию. Этот список заранее представляется прокурору города. Прокурором проверяются дела оперативного учета, заведенные в отделе уголовного розыска УВД г. Сыктывкара по поступающим заявлениям о безвестном исчезновении граждан. На совещания приглашаются следователи, в производстве которых находятся материалы по заявлениям о безвестном исчезновении граждан, и курирующий это направление криминалист. Следователи докладывают об установленных по материалам обстоятельствах. После этого прокурор, руководитель следственного отдела и следователь принимают решение о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, о необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Так, 16 апреля 2008 г. на очередном оперативном совещании обсуждался материал проверки по факту безвестного исчезновения в декабре 2007 г. гражданина Л. Было установлено, что Л. на длительное время никуда не выезжал, регулярно ходил на работу. Поисковые мероприятия, проведенные следователем совместно с оперуполномоченными ОУР УВД по г. Сыктывкару по обычному маршруту передвижения исчезнувшего без вести, ничего не дали - труп обнаружен не был. Согласно запрошенной медицинской документации, у Л. не было заболеваний, которые могли бы привести его к скоропостижной смерти. Родственников исчезнувшего за пределами г. Сыктывкара проверка не установила. На оперативном совещании обратили внимание на сведения, собранные сотрудниками уголовного розыска, из которых следовало, что информацией о совершении преступления в отношении Л. может обладать М., предварительная работа с которым результатов не дала.

В связи с установленными обстоятельствами прокурор города и руководитель следственного отдела приняли решение о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения Л. Решение было поддержано отделом криминалистики. В тот же день, 16 апреля, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК. А уже 18 апреля при производстве оперативно-розыскных и поисковых мероприятий обнаружили труп Л., на голове которого имелись раны, свидетельствующие о прижизненной открытой черепно-мозговой травме. На следующий день М., допрошенный в качестве подозреваемого в совершении убийства, показал, что во время ссоры он несколько раз ударил Л. по голове лопатой. От полученных повреждений тот скончался на месте.

В ходе совместных совещаний обсуждается возможность оперативного сопровождения при раскрытии каждого из преступлений прошлых лет. При необходимости составляются дополнительные планы оперативно-следственных мероприятий.

Профессионально спланированные и тактически правильно проведенные сотрудниками следственного отдела по г. Воркуте и ОРЧ МВД по РК оперативно-розыскные мероприятия позволили раскрыть убийство К., совершенное в п. Комсомольский г. Воркуты в условиях неочевидности.

Уголовное дело было возбуждено в феврале 2007 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК, по факту обнаружения трупа К. с признаками насильственной смерти в квартире, где проживал погибший. Для раскрытия и расследования преступления была создана следственно-оперативная группа, в состав которой вошли и сотрудники ОРЧ КМ МВД по Республике Коми в г. Воркуте. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия положительных результатов не дали. Дело неоднократно заслушивалось на совместных совещаниях при прокуроре города. Выдвинутые версии о причастности к совершенному преступлению окружения потерпевшего либо его родственников были полностью отработаны и исключены. Следствие неоднократно приостанавливалось в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Однако работа по делу продолжалась. Характер преступления постоянно сопоставлялся с характером других убийств.

В марте 2008 г. по подозрению в другом убийстве была задержана жительница п. Комсомольский, которая совершила преступление совместно с другой женщиной. При расследовании этого преступления сотрудниками городского следственного отдела и ОРЧ МВД по РК с дислокацией в Воркуте было обращено внимание на то, что причиненные К. телесные повреждения имеют аналогичный характер. Схожие обстоятельства совершения преступления позволили возобновить уголовное дело по убийству К. и инициировать проведение оперативной работы с задержанной. Поступившая оперативная информация вскоре подтвердила подозрение в том, что одна из фигуранток уголовного дела причастна к совершению убийства К. Этот результат был получен благодаря умелому взаимодействию следователя следственного отдела с сотрудниками оперативно-розыскной части, высокой активности и профессионализму последних. Под тяжестью собранных доказательств подозреваемая дала признательные показания, которые затем были закреплены при их проверке на месте преступления.

Способы и методы раскрытия данного рода преступлений в виде информационных писем направляются в следственные отделы Республики Коми, наиболее интересные - в издания российского уровня. Так, в декабре 2007 г. для опубликования в сборнике "Вестник следственного комитета" была направлена статья об опыте раскрытия и расследования убийства Аскерова, совершенного по найму в 2003 г.

Тесное взаимодействие следственных отделов и органов прокуратуры на местах с оперативными службами МВД по РК находит поддержку и поощрение со стороны руководства всех ведомств. Так, руководителем следственного управления Следственного комитета неоднократно вносились представления о поощрении проявивших себя при раскрытии особо тяжких преступлений прошлых лет сотрудников ОРЧ КМ МВД по РК.

Прокуратура республики и следственное управление регулярно направляют в средства массовой информации, в первую очередь в республиканские газеты, информацию о раскрытии тяжких преступлений, в том числе прошлых лет.