Мудрый Юрист

Уничтожение изъятых вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения

Гараев А., заместитель начальника отдела Смоленской таможни.

В соответствии со ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномоченное лицо, ведущее производство по делу об административном правонарушении, в целях его пресечения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу решения вправе, в пределах своих полномочий, применять меры обеспечения производства по делу, в число которых входит изъятие вещей и документов.

В случае изъятия вещей, подвергающихся быстрой порче, должностное лицо, ведущее производство по делу, должно принять решение об их реализации, а при невозможности этого - об уничтожении.

В целях обеспечения действия ч. 11 ст. 27.10 КоАП Правительство РФ Постановлением от 19 ноября 2003 г. N 694 утвердило Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (далее - Положение).

Применение Положения выявило его несовершенство и потому предопределило необходимость изучения практики, выявления проблемных мест и выработки предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов распоряжения изъятыми вещами, подвергающимися быстрой порче. С момента издания Постановления прошло достаточно много времени, и в условиях изменения компетенции государственных органов есть необходимость изменения старого или создания нового положения, регулирующего этот вопрос.

Практика применения Положения складывается под влиянием актов прокурорского реагирования и судебных актов.

В Положении не определены сроки приема РФФИ имущества, передаваемого на реализацию или уничтожение. На практике это нередко приводит к их растягиванию. В результате орган, осуществляющий производство по делу, ставится перед необходимостью соблюдения жестких процессуальных сроков, и в то же время РФФИ не торопится принимать у него имущество для распоряжения.

В ходе реализации или уничтожения вещей, подвергающихся быстрой порче, могут истечь предельные сроки проведения административного расследования, дело - быть передано на рассмотрение в суд и даже рассмотрено. Вопрос же, с каким органом в этом случае должно осуществлять взаимодействие РФФИ, Положение оставляет без ответа.

В процессе производства по делам, по которым изъяты вещи, подвергающиеся быстрой порче, есть правовая коллизия в части проверки качества (включая проверку их безопасности) органами, осуществляющими государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. Вместе с тем территориальные органы Роспотребнадзора не могут проверять качество изъятых мясных продуктов, ссылаясь на то, что проверка качества и безопасности этого вида продукции не входит в компетенцию ведомства. Привлечение в этом случае органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющих ветеринарный надзор на территории РФ, законодательством не предусмотрено. По мнению прокуратуры Смоленской области, отказ управления Роспотребнадзора по Смоленской области от проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продовольственного сырья - мяса, являющегося предметом административного правонарушения, на которое нет документов, подтверждающих его происхождение, и невыдача соответствующих заключений, необходимых для его последующего уничтожения, не нарушает требований действующего законодательства, а потому оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет.

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют документов, подтверждающих их происхождение. Они признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. В дополнение к этому согласно п. 4 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г., пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.

Таким образом, есть противоречия в действующем законодательстве по вопросам реализации и уничтожения пищевого сырья. Положение требует получения экспертизы качества и безопасности органов Роспотребнадзора на это сырье. Другие правовые акты определяют, что органы Роспотребнадзора не имеют на это полномочий, а пищевое сырье, на которое нет документов, подтверждающих его происхождение, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.

Уничтожение пищевых продуктов без проведения экспертизы может привести к нарушению ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов (утверждены Минсельхозпродом 4 декабря 1995 г.), согласно которым существует особый порядок уничтожения биологических отходов, инфицированных опасными возбудителями, обнаружение которых требует проведения специальных исследований.

Уничтожение изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, по делам об административных правонарушениях также возложено на РФФИ. Однако нечеткое закрепление в Положении процедуры уничтожения вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях дает возможность РФФИ уклоняться от исполнения этой функции, возложенной на него Правительством РФ.

В целях создания единой системы реализации и уничтожения арестованного, изъятого, конфискованного, иного имущества, обращенного в собственность государства, а также создания эффективного государственного контроля за этим процессом, Правительством РФ были изданы несколько постановлений. Согласно им функциями специализированной организации по реализации и уничтожению перечисленного имущества наделен РФФИ.

В силу положений Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" Российский фонд федерального имущества наделяется функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 694, сданные РФФИ изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению по решению уполномоченного органа исполнительной власти. Согласно п. 12 Положения уничтожение изъятых вещей оформляется актом, копия которого передается представителю органа исполнительной власти. Таким образом, РФФИ обязан не только уничтожить изъятые вещи, но и направить копию акта об уничтожении органу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении.

Согласно подп. 16 п. 11 Устава РФФИ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества", Фонд осуществляет в установленном порядке реализацию имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественным доказательством, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).

Споры о неправомерности отказа РФФИ в принятии для уничтожения изъятых вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, были рассмотрены Арбитражным судом г. Москвы, в апелляционной инстанции - Девятым арбитражным апелляционным судом, в кассационной инстанции - Федеральным арбитражным судом Московского округа. В результате полугодичного судебного разбирательства, с соблюдением предусмотренной законом процедуры обжалования, было установлено, что действия Российского фонда федерального имущества по отказу в принятии для уничтожения вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, незаконны. Суд обязал РФФИ принять для уничтожения товар, в отношении которого были вынесены Смоленской таможней постановления о его уничтожении.

Длительная процедура обжалования действий РФФИ создает для государства дополнительные расходы по хранению, опасность негативных последствий для жизни и здоровья населения, загрязнения окружающей среды в месте хранения имущества, которое подлежит уничтожению. Скорейшему решению этого вопроса могут содействовать акты прокурорского реагирования в отношении РФФИ. В указанном случае позиция органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, о том, что в РФ эксклюзивным правом распоряжения (реализация или уничтожение) изъятыми вещами, проходящими по делам об административных правонарушениях, подвергающимися быстрой порче, обладает РФФИ, подкреплена авторитетным мнением арбитражных судов трех инстанций.

Необходимо отметить положительные изменения в этом вопросе. Смоленская транспортная прокуратура 27 июня с.г. вынесла представление в отношении руководителя РФФИ в связи с незаконными действиями по отказу в приеме от Смоленской таможни имущества, изъятого по делам об административных правонарушениях, подвергающегося быстрой порче, для уничтожения.

Представляется, назрела необходимость уточнения в Положении о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, вопросов:

Прокуратуре целесообразно оказывать координирующую помощь органам, ведущим производство по делам об административных правонарушениях, при осуществлении взаимодействия с другими государственными органами, задействованными в производстве по делу об административном правонарушении. Полезно расширить практику использования актов прокурорского реагирования в целях оперативного воздействия на РФФИ, поскольку отказ производить уничтожение изъятых по делам об административных правонарушениях вещей создает неблагоприятную экологическую обстановку в месте их хранения.