Мудрый Юрист

Обеспечение открытости правосудия на основе компьютерных технологий

Симанович Л.Н., кандидат юридических наук, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин Серпуховского филиала НИЕВ.

Судебная власть в России принадлежит только судам. Суд, пользующийся судебной властью, - исключительно государственный орган. Место суда в обществе определено законом. Существующие общественные по сути организации, в названии которых содержится слово "суд", судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих законах, не обладают. Понятие "суд" может применяться также и в других значениях, например для обозначения здания, в котором размещается соответствующее учреждение, или как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д.

Для притока в судебную систему наиболее квалифицированных работников и сохранения лучшего из имеющегося кадрового состава судьи и сотрудники аппаратов судов должны получать заработную плату на уровне заработной платы за аналогичную работу в коммерческом секторе. Данную проблему возможно решить путем экономического стимулирования с учетом таких количественных показателей, как выслуга лет, степень служебной загруженности и качественных показателей - сложность и эффективность выполняемых задач.

Так, Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы предусматривает выделение средств в размере 125 млн. рублей на приобретение и установку стационарных и переносных металлоискателей, создание системы охранного телевидения и контроля доступа, 2672 млн. рублей - на обеспечение судей и работников судебной системы жильем.

Решению проблемы доступности правосудия будет способствовать развитие таких специфических квазисудебных форм, как примирительство и посредничество, коммерческий арбитраж. Корпус посредников для разрешения правовых конфликтов может быть составлен из судей в отставке, в первую очередь из председателей и заместителей судов, поскольку все они являются опытными юристами и обладают хорошими знаниями законодательства, достаточным авторитетом, незаурядной работоспособностью. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы указывает о необходимости разработки нормативных правовых актов, определяющих механизм внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, статус соответствующих организаций, осуществляющих функции медиации, а также регламент (процедуру) их работы.

Следует отметить, что доступ к правосудию тесно связан с возможностью получения квалифицированной юридической помощи лицом, которое обращается в суд. В связи с этим возникает вопрос не только о развитии системы юридической помощи вообще - по гражданским, административным и уголовным делам, но и о бесплатной юридической помощи для малообеспеченных граждан за счет государственного финансирования. Представляются целесообразными поддержка государством общественных организаций, которые оказывают бесплатную юридическую помощь, и применение института муниципальных защитников, т.е. адвокатов, сотрудников органов местного самоуправления, оплачиваемых из средств местного бюджета.

Расширению свободного доступа к правосудию способствует компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства, включающего такие информационные секторы, как: информация о суде, его предметной и территориальной подсудности (компетенции), месте расположения, времени работы, правилах обращения в суд и порядке судопроизводства; информация о действиях по обращению судебных актов к исполнению; информация о ходе конкретного судебного процесса; архивы.

Качество правосудия в значительной мере зависит от степени его открытости, поэтому следует добиваться общедоступности выносимых судебных решений, в частности путем их публикации.

Поскольку на примере работы судебных органов формируются представления граждан о состоянии правовой системы государства, о степени защищенности их прав и свобод, то необходимо дальнейшее проведение в жизнь положений судебной реформы для обеспечения всех нуждающихся в доступной судебной защите на высоком уровне, в соответствии с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека.

Огромное значение приобретает сегодня использование современных информационно-компьютерных технологий в судах применительно к сфере реализации прав граждан на информацию о деятельности судов, доступа к правосудию.

Одним из первых в декабре 1997 г. был разработан сайт Верховного Суда РФ. Сайт создан с целью оперативного и свободного предоставления разнообразной информации, касающейся деятельности Верховного Суда РФ, всем заинтересованным лицам и организациям, судебным учреждениям, средствам массовой информации, профессиональным юристам как в России, так и за рубежом. Сайт постоянно развивается, и в настоящее время на нем представлены следующие материалы:

  1. Законодательство о судебной системе РФ.
  2. Сборники документов и решений Верховного Суда РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ.
  3. Журналы "Бюллетень Верховного Суда РФ".
  4. Документы и решения органов судейского сообщества РФ.
  5. Расписание рассмотрения дел в коллегиях.
  6. Указы Президента РФ о назначении судей.
  7. Разнообразная справочная информация (структура Верховного Суда РФ, порядок личного приема граждан и т.п.).

Так, в соответствии с Положением по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации интернет-сайты судов общей юрисдикции создаются для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности суда, реализации механизмов доступа к правосудию в условиях информационного общества, создания механизмов информационного взаимодействия с гражданами и гражданским обществом, а также для решения иных задач в области информационной политики судебной власти России.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы предусматривает создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, которые позволят размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности.

Ключевым моментом является доступ к судебным решениям - главному "продукту" судебной власти, который сегодня фактически закрыт, несмотря на то что в соответствии с действующими нормами закрытыми могут быть решения только по очень узкому кругу гражданских и уголовных дел.

Положением по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации предусмотрены:

  1. Разделы, размещаемые на интернет-сайте суда в обязательном порядке:

а) официальное наименование суда и его реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты);

б) организационная структура суда (руководство, судебные коллегии, подразделения суда, контактные телефоны, адреса электронной почты);

в) нормативные акты, регламентирующие деятельность суда;

г) документы суда, бюллетень (вестник) суда, обзоры судебной практики и т.д.;

д) сведения по судебному делопроизводству: дата рассмотрения дела, участники судебного заседания (истец, ответчик, подсудимый), решение по делу, обжалованные нормативно-правовые акты;

е) справочная информация:

образцы документов, используемых при обращении в суд, сведения об оплате государственной пошлины;

сведения о порядке предъявления исков, заявлений и жалоб в суд;

правила поведения в здании суда и в залах судебного заседания.

  1. Разделы, размещаемые на интернет-сайте суда в рекомендательном порядке:

а) историческая справка суда;

б) пресс-обозрения о проблемах и достижениях в работе суда и судей, новости о работе суда, органов судейского сообщества данного региона. Интервью руководства суда, судей и ответственных работников аппарата в средствах массовой информации;

в) материалы, относящиеся к деятельности органов судейского сообщества;

г) информация о работе районных и городских судов, управления судебного департамента региона;

д) используемые информационные технологии;

е) интернет-ссылки на информационные ресурсы других судов.

  1. На сайте суда не допускается размещение:

а) предвыборных агитационных материалов, агитационных материалов при проведении референдумов;

б) рекламы любого рода;

в) информации, не связанной с деятельностью суда и органов судейского сообщества региона;

г) информации, отнесенной к категории конфиденциальной.

К информации конфиденциального характера относятся:

В настоящее время большинство областных судов имеют интернет-сайты (Московский областной суд, Волгоградский областной суд и другие), а вот создание интернет-сайтов федеральных городских и районных судов только начинается. Считаю, что целесообразным было бы размещение информации о мировых судьях судебных участков одного района вместе на сайте районного федерального суда. Например, в случае вынесения районным судом определения об отказе в принятии заявления и разъяснении права обратиться с заявлением к мировому судье гражданин сможет найти на сайте не только почтовый адрес мирового судьи, но и схему проезда.

В соответствии с Положением по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации "судебные решения, вступившие в законную силу, размещаются на интернет-сайте с разрешения судьи, докладывавшего дело, и председателя соответствующего судебного состава. При рассмотрении судебных дел Президиумом решение об их размещении на интернет-сайте принимается на заседании после рассмотрения дел. С учетом обстоятельств дела судья-докладчик может принять решение о замене фамилии, имени и отчества любого участника судопроизводства на первую либо иную букву его фамилии, которая позволит отличить его от иных лиц".

Интересна позиция Верховного Суда РФ, предложившего проект Федерального закона "О праве граждан на информацию о деятельности судов". Законопроектом предусмотрена обязанность судей публиковать судебные решения в Интернете, при этом судья вправе наложить запрет на публикацию решения, если сочтет, что дело носит исключительно частный характер.

Ряд судов уже публикуют все принятые судебные акты. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Созданные интернет-сайты судов пользуются большой популярностью, например, официальный сайт Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (www.fas.spb.ru) был открыт 27 сентября 2000 г. До 1 октября 2004 г. его посетило более 92000 пользователей, а на 15 июля 2005 г. - уже более 112000 пользователей. Рост числа пользователей говорит о том, что такие сайты пользуются популярностью и облегчают доступ к правосудию: те граждане и юридические лица, которые имеют техническую возможность, могут не выходя из дома или офиса ознакомиться с правилами подачи заявлений суд, с реквизитами по оплате госпошлины и обратиться в суд с полностью готовыми документами.

Считаю, что решения по делам, рассмотрение которых проводилось в закрытых судебных заседаниях, опубликованию на интернет-сайтах не подлежат даже в случае замены фамилии участников судопроизводства, поскольку, во-первых, это может затронуть те интересы, для защиты которых и проводилось рассмотрение дела в закрытом судебном заседании - по гражданским делам об усыновлении, о смене пола, по уголовным делам, связанным с изнасилованием и насильственными действиями сексуального характера, а во-вторых, процент таких дел невелик и для широкой публики достаточно будет показателей в статистических отчетах.

Решение проблемы доступности правосудия возможно также и с помощью создания в судах информационных киосков, в которых граждане могли бы получить не только информацию о том, как подать заявление, где, когда и каким судьей рассматривается дело, порядок получения решений и исполнительных листов, но и получить доступ к нормативной базе, например, посредством использования справочных правовых систем "Гарант" и "КонсультантПлюс". Это поможет гражданам при составлении ими заявлений ссылаться на конкретные статьи закона в обоснование своих требований, а ответчикам - в обоснование своих возражений по уже поданным искам.

Использование информационных технологий в судах необходимо повсеместно внедрять в самое ближайшее время. Это будет способствовать повышению эффективности работы судей и сотрудников аппаратов судов, поможет решить проблему обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, снизит высокую судебную нагрузку, которая является одной из основных причин нарушения процессуальных сроков и оказывает определенное влияние на качество судебной работы.

Необходимо пересмотреть основополагающие принципы, касающиеся доступности правосудия, представления доказательств, рассмотрения дел в судебном заседании, устности, непосредственности, гласности и процессуальной экономии. Поскольку действующее законодательство, а также сложившаяся практика документооборота не позволяют полностью исключить работу с бумажными документами, необходимо подготовить изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ с целью легализации электронного документооборота, в том числе представления доказательств в электронном виде, их допустимость и особенности оценки.

Необходимо в ближайшее время создать и постоянно обновлять сайты судов, информация, представленная на сайтах судов, будет способствовать доступности граждан к правосудию, поможет оперативно получать информацию по движению и рассмотрению дел. Поскольку в настоящее время идет оживленная дискуссия о необходимости представления в сети Интернет всех судебных решений, вынесенных в открытых судебных заседаниях, учитывая, что публикации судебных решений на сайтах судов могут затронуть вопросы частной жизни граждан и содержать другие сведения, не подлежащие разглашению, этот вопрос заслуживает законодательного урегулирования.

Литература

  1. Афиногенов Е. Актуальный разговор о переподготовке судей // Судья. 2007. N 3.
  2. Егоров С. Юрист должен быть юристом, а не чем-то около // Законность. 2006. N 1.
  3. Колоколов Н.А. Есть ли альтернатива бумажному протоколу? // Мировой судья. 2006. N 12.
  4. Комаров А.Н. Информирование общественности о деятельности судов // http://www.vkks.ru/second.php?columnValue7.
  5. Куликов В. Получи приговор по Интернету // Российская газета. 2006. 15 августа.
  6. Мирза Л.С. Доступ к правосудию и доверие граждан суду // Российский судья. 2005. N 10.
  7. Руднев В.Н. Подготовка юриста в свете российского образования // Российская юстиция. 2006. N 2.
  8. Тихомиров Ю.А. О состоянии и проблемах юридического образования в Российской Федерации. М., 2003.