Мудрый Юрист

Минпромторг предложил правила игры для розницы

"Фармацевтический вестник", 2008, N 34

Министерство торговли и промышленности России завершило подготовку законопроекта "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ". Документ, который министерство планирует вскоре обсудить с представителями торговых компаний, имеет несколько отличий от первоначальной версии, которую некогда представляли первые идеологи создания торгового законодательства - Минэкономразвития и ФАС.

Минпромторг опубликовал законопроект "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ", направленный на согласования в ведомства, 20 октября. В Минпромторге отметили, что закон о торговле должен носить не только регулятивный характер, но и создавать условия для развития всех форматов торговли, "поэтому, в частности, в названии документа появилось слово "развитие". После того, как документ будет согласован в профильных структурах, его вынесут на обсуждение общественности, а затем направят скорректированный вариант в правительство.

Шефство над законопроектом о торговле Минпромторг взял на себя после реорганизации правительства в мае 2008 г. и получения функций по регулированию торговой деятельности от Минэкономразвития. Минпромторгу предстояло дорабатывать, в принципе, уже сформированный документ, над которым до этого плотно работали все то же Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На суд общественности они вынесли свою концепцию законопроекта о торговле еще в ноябре прошлого года. В документе предлагалось сформировать единую нормативно-правовую базу для торговцев, определить понятийный аппарат, методы и формы госрегулирования торговой деятельности, а также способы ее осуществления. В концепции законопроекта также приводилась классификация торговых объектов: по видам - стационарные или нестационарные, по размеру, по группам товаров. Но главное - законопроект предлагал серьезное ужесточение регулирования деятельности торговых компаний - положение об обязательном установлении географических границ для игроков розничной торговли электробытовой техникой, продовольственными товарами, а также лекарственными средствами. Концепция предлагала установить первоначальный порог доминирования для продуктовых и аптечных сетей на уровне 15% в муниципальных образованиях (сейчас 35% на региональном уровне), для непродуктовых сетей - также 15%, но уже на региональном уровне. Порог коллективного доминирования для трех сетей с долей на локальном рынке более 3% на каждую предполагается установить на уровне 20%, а для пяти сетей с долей более 3% - на уровне 30%. Представители торговых сетей на предлагаемые ограничения авторов законопроекта тогда отреагировали бурным протестом. В отличие от законопроекта Минэкономразвития, в новом проекте документа решено отказаться от применения пониженного порога доминирования для сетей.

Вместе с тем, взявшись за доработку вызвавшего неоднозначную реакцию законопроекта, Минпромторг первым делом пообещал быть с ритейлерами полиберальнее. В новой версии предполагалось смягчить жесткие антимонопольные нормы. В частности, предлагалось пересмотреть предложение ФАС о снижении планки доминирования торговых сетей с 35 до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге - до 5%. Ведомство обещало убрать эту главу.

Однако норма о доминирующем положении в законопроекте осталась, хотя и с изменениями. Как говорится в законопроекте Минпромторга, компания может быть признана "доминирующей", если она может оказывать решающее влияние на рынок. "Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара в границах субъекта РФ, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам", - отмечается в документе. В окончательной версии законопроекта доминирующей признается торговая сеть, доля которой "на рынке определенных товаров в границах субъекта РФ превышает 50%". При этом законопроект допускает, что доля может быть и выше, если компании удастся доказать, что она не ограничивает конкуренцию на рынке. Доминирующей также может быть признана компания, доля которой на рынке менее 50%. При этом факт ее доминирования должен быть установлен антимонопольным органом, "исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок". Однако в п. 3 ст. 25 "Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности" отмечается, что компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах региона не превышает 35%.

Особое внимание в законопроекте уделяется сфере защиты интересов потребителей; к примеру, торговые компании теперь должны будут уведомлять администрацию регионов о форме торговли, используемых площадях, ассортименте. При этом перечень видов товаров, относящихся к непродовольственным или медицинским, определяется федеральным антимонопольным органом. При этом антимонопольный орган должен согласовать перечень с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Содержит проект Минпромторга также закрытый перечень методов госрегулирования торговли. Таким образом, ведомство намерено оградить бизнес от излишнего вмешательства государства.

В отличие от проекта Минэкономразвития и ФАС, законопроект Минпромторга предполагает возможность создания в торговой сфере саморегулируемых организаций. Так, в новой версии законопроекта содержатся две статьи, посвященные саморегулируемым организациям в сфере торговли. В частности, саморегулируемые организации вправе разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими торговой деятельности, правила взаимодействия с производителями и поставщиками товаров, представлять законные интересы своих членов в федеральных, региональных и муниципальных органах, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и других нормативно правовых актов по вопросам, связанным с государственным регулированием торговой деятельности и т.д.

Кроме того, в новом проекте документа было решено отказаться от возможности введения государством предельных наценок на социально значимые товары.

Эксперты рынка отмечают, что законопроект особого влияния на фармрозницу не окажет. По мнению генерального директора петербургского ОАО "Фармация" Евгения Богданова, доминирующего игрока на локальных рынках нет и в ближайшее время не предвидится: "В Санкт-Петербурге доминирующей компании нет в силу представленности различных игроков на рынке". Отметим, что в целом по России коммерческие сети занимают долю более 6%, а согласно данным ЦМИ "Фармэксперт", ни одна частная аптечная сеть до сих пор не освоила более 35% региональных рынков. Так, аптечная сеть "Вита" занимает 32,49% рынка Самары, а "Доктор Столетов" приближается к 35% в Саратове. Напротив, по классификации Минпромторга близки к доминирующим игрокам или уже являются таковыми как раз не частные, а государственные сети. Так, в Московском регионе "Мособлфармация" занимает 34,09% рынка; ОГУП "Липецкфармация" в Липецком регионе - 62,86; ГУП "Воронежфармация" - около 44,27; НП КК "Губернские аптеки" в Красноярске - 61,70. "Доля государственных и муниципальных сетей на отдельных локальных рынках действительно весьма высока. Но большой вопрос: решатся ли после принятия законопроекта антимонопольщики вводить против них санкции? Автоматически это может перерасти в конфликт с их собственниками - местными органами самоуправления, у которых будет достаточно аргументов в пользу сохранения и поддержания доминирующего положения своих розничных игроков, которые помимо коммерческого отпуска несут на себе и социальную функцию - работают в сегменте ДЛО и т.д.", - отмечает аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Елена Олейник. "Фармацевтическая розница и так зарегулирована. Не думаю, что законопроект что-то изменит в фармритейле. Все эти ограничения можно легко обойти", - добавляет Евгений Богданов.

Кроме того, аналитики полагают, что для фармрозницы, наоборот, необходимо смягчить законодательство. "В ситуации, когда аптеки не имеют права предлагать желаемый спектр нелекарственных продуктов, цены и маржа на которые назначаются исходя из политики каждой отдельной аптечной сети, сокращается потенциально возможный объем наличности на счетах компании, что является заметным минусом в условиях текущего кризиса ликвидности. Таким образом, важным пунктом, который пока отсутствует в законодательстве, регулирующем фармритейл, может стать смягчение регулирования перечня товаров, разрешенных для продажи в аптеках", - замечает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Екатерина Лощакова.

О.КОНСТАНДОГЛО