Мудрый Юрист

Алгоритм действий следователя и сотрудников оперативных служб при необходимости дополнительной квалификации по ст. Ст. 209, 210 УК РФ деяний лиц, совершивших серию преступлений против собственности

Карликов О.И., адъюнкт ВНИИ МВД России, капитан юстиции.

Введение

Практика расследования преступлений, совершаемых бандой или преступным сообществом, показала, что деяния банд и преступных сообществ охватывают широкий круг уголовно наказуемых деяний, относящихся к различным объектам правоотношений, содержащихся в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако при рассмотрении особенностей квалификации создания и деяний банды и преступного сообщества необходимо учитывать, что понятие устойчивой вооруженной группы (банды) по своему содержанию и цели создания более узко в сравнении с понятием и целью создания преступного сообщества. Представляется, что банда, имея специфичный признак "вооруженность", является одной из разновидностей преступного сообщества. Исходя из этого будут в совокупности рассмотрены особенности сбора доказательств и квалификации по ст. ст. 209, 210 УК деяний лиц, совершивших серию преступлений против собственности.

Действия следователя и сотрудников оперативных служб в этом направлении работы должны быть подчинены отысканию и процессуальному закреплению доказательств, подтверждающих наличие в деяниях подозреваемых и обвиняемых именно тех специальных признаков, которые позволяют отграничить совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 209, 210 УК, от преступлений, предусмотренных другими статьями Кодекса.

Доказав наличие в деяниях специальных признаков, следователь получает возможность исследовать процесс создания банды и преступного сообщества, определить характеристику функциональных обязанностей рядовых участников, руководителей и организаторов банды и преступного сообщества, что позволяет определить степень их ответственности и объем квалификации их деяний.

Приведенные рекомендации могут быть учтены только при наличии в уголовном деле доказанных эпизодов совершения обвиняемыми отдельных преступлений, являющихся реализацией цели создания банды и преступного сообщества.

Обязательные для доказывания признаки преступного сообщества (преступной организации) и устойчивой вооруженной преступной группы (банды)

Преступное сообщество представляет собой сплоченную организованную группу (организацию), созданную для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение преступных групп, созданных в тех же целях. Характерными признаками преступного сообщества (организации) являются организованность, сплоченность и цель - совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Банда представляет собой организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, объединившихся для совершения нападений на граждан и организации. Характерными признаками банды являются вооруженность, устойчивость и цель - совершение нападений на граждан и организации.

Таким образом, налицо определенное единство признаков, характеризующих данные составы преступления, за исключением признака "вооруженность" и более узкой цели создания банды - именно нападения, а не любые тяжкие и особо тяжкие преступления, к категории которых относятся и сами нападения (ст. 162 УК).

Признак организованности характерен как для банды, так и для преступного сообщества. Указания на данный признак содержатся в самих диспозициях статей Кодекса и проистекают из буквального понимания Закона, называющего банду организованной группой, а преступное сообщество - преступной организацией. Однако банда представляет собой объединение одной группы лиц, имеющих единый умысел, распределение между членами ролевого участия в подготовке и совершении преступлений. В то же время преступное сообщество, как правило, представляет собой объединение нескольких организованных преступных групп, имеющих как своих непосредственных руководителей групп, так и общее руководство преступной организацией, координирующее действия отдельных преступных групп. В оценке степени организованности преступного сообщества применим термин "иерархичность" в отношении рядовых членов и руководителей подразделений и всего преступного сообщества. Именно при наличии доказанности иерархичности организаторов и руководителей преступного сообщества можно с большой долей уверенности квалифицировать деяния обвиняемых по ст. 210 УК. Однако закон не исключает возможность квалификации по ст. 210 УК деяний лиц при наличии одной сплоченной организованной группы.

Признаки "сплоченность" и "устойчивость", необходимые для квалификации деяний по ст. 210 и ст. 209 УК соответственно, являются в высокой степени оценочными? и на практике достаточно сложно их разграничить.

Об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений.

Аналогичные характеристики можно применить и к понятию "сплоченность", применительно к ст. 210 УК.

Однако в данном случае также имеются особенности. Так, применительно к преступному сообществу можно констатировать тесную взаимосвязь между рядовыми членами только одной организованной группы, входящей в преступную организацию. В то же время тесная взаимосвязь между несколькими преступными группами, входящими в структуру преступного сообщества, может осуществляться на уровне руководителей групп и организаторов сообщества. Как правило, рядовые члены отдельных групп могут быть даже незнакомы с членами других преступных групп.

В остальном содержание терминов "устойчивость" и "сплоченность" достаточно сходно.

Одним из необходимых признаков, позволяющих квалифицировать деяния обвиняемых по ст. 209 УК, является "вооруженность".

Пленум Верховного Суда характеризует его как наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия.

Использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности.

Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом остальных.

Практика расследования подобных преступлений показывает, что при своевременном обнаружении и процессуальном изъятии предмета (оружия) процесс сбора доказательств для установления признака "вооруженность" редко представляет особую сложность.

Возможные источники доказательств, методы сбора и процессуального закрепления доказательств

Признаки "сплоченность" и "устойчивость" членов банды и преступного сообщества базируются на достаточно тесных взаимоотношениях членов преступных групп, в том числе и родственных, и постоянстве их состава, что влечет за собой согласованность и длительность их преступной деятельности.

В ходе расследования уголовного дела в первую очередь возникает необходимость доказать факт знакомства и длительных постоянных взаимоотношений между членами преступной группы.

Необходимые действия следователя и сотрудников оперативных подразделений:

Признак организованности устойчивой вооруженной группы и преступного сообщества может быть доказан в ходе расследования установлением широкого круга фактических данных. К ним можно отнести наличие разделения на руководителей и исполнителей, наличие достаточно автономных структурных подразделений, объединенных под общим руководством, оснащенность группы средствами транспорта и связи, развитая система конспирации деятельности, постоянное место встреч и постоянные каналы реализации имущества, добытого преступным путем, наличие общей кассы и система распределения прибылей между исполнителями и руководителями, тщательная подготовка к совершаемым преступлениям с разработкой планов и распределением ролевого участия каждого соучастника, наличие профессионального сленга и т.д.

Необходимые действия следователя и сотрудников оперативных подразделений по установлению фактических данных, свидетельствующих об организованности банды или преступного сообщества:

При сборе доказательств наличия признака вооруженности в деяниях преступной группы необходимо учитывать необходимость реального изъятия предмета, экспертное отнесение данного предмета к категории оружия, доказанность факта принадлежности данного оружия хотя бы одному из членов преступной группы и факта осведомленности о его наличии остальных членов группы.

Для установления данных обстоятельств в ходе реализации оперативных материалов и при расследовании уголовного дела необходимо:

Проведя вышеуказанные и другие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых были получены доказательства наличия в уголовно наказуемых деяниях специфических признаков, характеризующих организованную группу как банду либо преступное сообщество, следователь получает возможность перейти к следующему этапу - квалификации действия каждого из обвиняемых и подозреваемых, в зависимости от их ролевого участия в совершенном преступлении.

Особенности квалификации деяний отдельных членов банд и преступных сообществ

Анализ диспозиций ч. 1 ст. 209 и ст. 210 УК показывает, что законодатель выделяет две формы так называемого высшего звена банды и преступного сообщества. Это организатор и (или) руководитель банды и преступного сообщества.

Организацией (созданием) банды и преступного сообщества следует считать любые действия, результатом которых стало образование устойчивой вооруженной преступной группы с целью совершения нападений на граждан и организации либо создания преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Подобными действиями могут являться вербовка членов группы, разработка планов нападений либо совершения иных тяжких и особо тяжких преступлений, подыскание орудий и средств совершения преступлений, распределение ролей между соучастниками, разработка систем конспирации, приобретение оружия (в случае создания банды) и т.д.

Создание устойчивой вооруженной преступной группы (банды) с целью совершения нападений на граждан и организации либо создание преступного сообщества (преступной организации) с целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений является оконченным преступлением, квалифицируемым по ч. 1 ст. 209 либо ч. 1 ст. 210 УК, вне зависимости от реализации поставленных целей (совершения конкретных преступлений).

Чрезвычайно близко по своему содержанию к организации банды и преступного сообщества понятие руководства данными преступными объединениями. Основными элементами, позволяющими отграничить руководителя от организатора, являются само лингвистическое определение понятия руководства, т.е. непосредственная дача указаний подчиненным соучастникам о видах и формах преступной деятельности, осуществление текущего планирования совершения преступлений и распределение материальных благ, добытых преступным путем, между соучастниками.

Кроме того, диспозиция ч. 1 ст. 210 УК вычленяет отдельный вид криминального руководителя - руководитель отдельного подразделения, входящего в преступное сообщество (преступную организацию). Объем полномочий данного вида преступного руководителя определяется руководством конкретной организованной группой, выполняющей поставленную перед ней преступную цель - совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в зависимости от своей специализации в преступном сообществе.

Создание объединения организаторов, руководителей и иных представителей организованных групп для соединения усилий нескольких преступных сообществ, координация их деятельности и т.д. также охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК.

Организаторы и руководители банды и преступного сообщества несут ответственность за все преступления, совершенные членами банды либо преступного сообщества, которыми они руководили, независимо от того, принимали ли они сами участие в совершении этих преступлений или нет.

Учитывая высокую степень общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. ст. 209, 210 УК, а также, как правило, наличие разветвленной и разнонаправленной структуры преступного сообщества (преступной организации) и банды как одного из его видов, законодатель предельно жестко подходит к определению участия в данных преступных формациях.

Участие в преступном сообществе либо банде может квалифицироваться не только по непосредственному совершению тяжких и особо тяжких преступлений (либо нападений, применительно к банде), но и в выполнении любых иных действий, направленных на достижение поставленной преступной цели. Это может быть финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов преступлений, обеспечение транспортом и другими средствами совершения преступлений, обеспечение режима конспирации и установление контактов с представителями государственных структур, участие в разработке планов совершения преступлений, сокрытие последствий преступной деятельности и реализация имущества, добытого преступным путем, и т.д.

Основным моментом, позволяющим отграничить участника банды и преступного сообщества от соучастника, не входящего в состав данных преступных групп, является осознание лицом того факта, что оно является именно участником банды либо преступного сообщества. Данное обстоятельство достаточно сложно по способам доказывания, как и любой иной умысел, являющийся, по сути, уникальным психическим восприятием реальности отдельным индивидуумом.

Установление умысла лица, участвовавшего в совершенных бандой нападениях, позволяет уточнить также и квалификацию по ч. 2 ст. 209 УК Российской Федерации. Участие в совершаемых бандой нападениях заключается в непосредственном участии хотя бы в одном нападении вооруженной группы лица, которое осознавало, что принимает участие в преступлении, совершаемом бандой, однако не являлось участником таковой, т.е. помимо нападения не выполняло иных функций, характерных для участника банды.

Квалификация деяний субъекта преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 209 и ч. 3 ст. 210 УК, с квалифицирующим признаком "использование своего служебного положения" обычно не вызывает большой сложности. Под использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом своих властных и иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебного удостоверения или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением при подготовке и совершении бандой либо преступным сообществом преступлений. Это может быть также финансирование деятельности преступного сообщества либо банды, сокрытие следов совершенных преступлений, вооружение, материальное оснащение и т.д.

Основным моментом, позволяющим квалифицировать деяния лица по ч. 3 ст. 209 либо по ч. 3 ст. 210 УК, является установление субъекта данных преступлений, который должен иметь специфический признак - обладать должностными полномочиями в государственных и муниципальных организациях и учреждениях.

Заключение

Приведенные выше рекомендации по алгоритму действий следователя и оперативных служб при квалификации действий лиц, совершивших преступления против собственности, по ст. ст. 209, 210 УК РФ не являются исчерпывающими по своему объему и содержанию. Выполнение рекомендованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, исходя из практики расследования подобной категории уголовных дел, достаточно эффективно позволяет определиться с особенностями квалификации деяний привлеченных к уголовной ответственности лиц применительно к указанным статьям Уголовного кодекса. Развитие технических средств, появление новых методик расследования преступлений позволяют непрерывно совершенствовать средства и методы борьбы с организованной преступностью.

Однако применительно к устойчивым вооруженным группам (бандам), а более всего к преступным сообществам (преступным организациям), являющимся высшей формой организованной преступности и обладающим большим потенциалом адаптации к общественной ситуации и достижениям научно-технического прогресса, те же факторы являются стимулом к совершенствованию форм и методов преступной деятельности.

Несмотря на коррупционные проявления, обеспечивающие определенную степень безнаказанности деятельности банд и преступных сообществ, именно высокая профессиональная квалификация сотрудников следственного аппарата и оперативных служб позволяет пресекать деятельность одной из самых общественно опасных форм организованной преступности.