Мудрый Юрист

Об административных производствах в уголовно-исполнительной системе

Поникаров В.А., доцент, кандидат юридических наук (Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний).

В соответствии с действующим законодательством правоведы определяют в сфере уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС) следующую классификацию административно-юрисдикционных производств:

Кроме указанных, автор относит к административным производствам еще два пока не исследованных:

<1> См., напр.: ст. 115 - 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.<2> См., напр.: ст. 28 - 30, 32 и 46 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В основу предлагаемой классификации положены такие критерии, как организационно-правовой характер индивидуально-конкретных дел и субъект применения мер государственно-правового принуждения.

Проанализируем последние два производства.

Производство по делам о нарушениях установленного порядка отбывания наказания осужденным к лишению свободы. В работах российских ученых в области пенитенциарной сферы тема правового регулирования указанных мер является актуальной и проблемной. Однако они в основном были связаны с дисциплинарной ответственностью осужденных граждан <3>. Производство по делам о нарушениях установленного порядка отбывания наказания осужденным (исключительно к лишению свободы) фактически не изучалось. Данное производство частично регламентировано ст. 117 УИК России. Автор полагает, что применение к осужденному мер взыскания, указанных в ст. 115 УИК России, тоже реализуется в рамках административной юрисдикции УИС, так как осуществляется методом власти и подчинения.

<3> См.: Аванесов Г.А. Эффективность мер дисциплинарного воздействия на заключенных. МООП СССР. М., 1968; Бабаян С.Л. Регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003; Курбатова Г.В. Дисциплинарная ответственность осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003 и др.

Так, например, начальник исправительного учреждения (субъект управления) за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным (исключительно к лишению свободы) имеет право применять многие меры взыскания, зафиксированные в ст. 115 УИК России. По своей природе такая деятельность руководителя пенитенциарного учреждения является административно-юрисдикционной, в границах полномочия должностных лиц самим начальником либо иными руководителями структурных подразделений исправительного учреждения.

Изложенное выше утверждение подтверждается интервьюированием должностных лиц УИС. Опрос проводился на факультете управления и Высших академических курсах Академии ФСИН России. Всего было проинтервьюировано 120 руководящих работников УИС из различных подразделений ФСИН России. Так, на вопрос: "Является ли деятельность начальника ИУ по применению мер взыскания к осужденным (исключительно к лишению свободы) административной?" - большинство респондентов (98,4%) ответили положительно, считая, что сама администрация в лице руководителя налагает подобные взыскания <4>.

<4> Всего было опрошено 400 должностных лиц УИС из 42 регионов страны.

Анализ ст. 117 УИК России позволяет утверждать, что процедура применения названных взысканий регламентирована кратко. Так, например, в соответствии с указанной статьей взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Надо отметить, что в комментируемой статье определены сроки проводимой проверки, а также исключительные случаи. Срок такой проверки составляет один месяц. Этот срок может быть продлен начальником исправительного учреждения еще на один месяц при болезни, чрезвычайных обстоятельствах техногенного характера.

В целях наиболее полной правовой регламентации анализируемого производства целесообразно было бы принять Дисциплинарный кодекс для осужденных к лишению свободы либо детально отразить в УИК России процедуру применения взысканий к осужденным.

Таким образом, проанализированное производство по применению к осужденным к лишению свободы мер взыскания относится к административно-юрисдикционной деятельности, которая является составной частью административной деятельности администрации исправительного учреждения.

Производство по делам о нарушениях порядка и условий отбывания осужденным наказания, не связанного с лишением свободы.

Исполнению уголовных наказаний без изоляции от общества (штраф, обязательные и исправительные работы) в России посвящены многие научные работы ученых в сфере уголовного права, социологии, криминологии и уголовно-исполнительного права <5>. Эти исследования были посвящены исключительно привлечению осужденных к исправительным и обязательным работам, т.е. базировались на основе уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

<5> См.: Арямов А.А. Общетеоретические основы учения об уголовном наказании: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002; Данелян Р.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания в теории и практике: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002; Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973; Перминов О.Г. Проблемы реализации уголовного наказания: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. Рахмаев Э.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания. Рязань, 2005; Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ: Монография. Томск, 2005 и др.

Производство о нарушениях порядка и условий отбывания осужденным наказания, не связанного с лишением свободы, не исследовалось учеными в области административного, уголовного и уголовно-исполнительного права.

Вследствие этого, восполняя данный пробел, автор обозначил его в рамках административно-юрисдикционной деятельности УИС. Данное производство в основном частично регламентировано уголовно-исполнительным законодательством. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 46 УИК России за нарушение осужденному к исправительным работам уголовно-исполнительная инспекция вправе назначить следующие виды наказаний:

а) предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания;

б) обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

По правовой природе указанные меры относятся к дисциплинарным взысканиям, назначает их административный орган управления УИС, а именно уголовно-исполнительная инспекция в лице начальника учреждения. Вследствие этого субъект (должностное лицо УИС) выполняет административные процедуры по привлечению осужденного к дисциплинарной ответственности.

Автор полагает, что подобное направление деятельности необходимо отнести к административным функциям, так как, во-первых, сама администрация (уголовно-исполнительная инспекция) УИС осуществляет производство о нарушениях порядка и условий отбывания осужденным наказания, не связанного с лишением свободы, а во-вторых, анализируемая деятельность регламентирована не только нормами уголовно-исполнительного права, но и иными мерами. Ч. 1 ст. 39 УИК России изложена в следующей редакции: "Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного". Следовательно, эта деятельность фиксируется и нормами муниципального права.

Осужденный к исправительным работам осуществляет свою трудовую деятельность на предприятии, заводе, фабрике независимо от форм собственности. Значит, на него распространяются и нормы трудового законодательства. Следовательно, производство о нарушениях порядка и условий отбывания осужденным наказания, не связанного с лишением свободы, регламентировано не только уголовно-исполнительным законодательством, но и административным, муниципальным и трудовым. Анализируемое производство протекает в сложных правоотношениях, в том числе и в административных.

Таким образом, проанализированные производства входят в состав административно-юрисдикционной деятельности УИС, так как она осуществляется исключительно в рамках административной деятельности учреждений и органов УИС.