Виды договоров об экономической интеграции государств
Ефремова Н.А., кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин АПУ.
Экономическая интеграция государств охватывает весьма широкий круг вопросов межгосударственного сотрудничества в области экономических отношений. Это ведет к большому разнообразию международных договоров об экономической интеграции, которые различаются и по числу участников договора, и по форме, и по объекту регулирования. В связи с этим большое теоретическое и практическое значение приобретает разработка научно обоснованной классификации договоров об экономической интеграции, выявление на ее основе особенностей отдельных видов договоров, что позволит более целенаправленно проводить работу по подготовке и принятию договоров об экономической интеграции в международной договорной практике.
В юридической литературе, посвященной проблемам международного экономического сотрудничества, экономические договоры, как правило, подразделяются на отдельные виды в зависимости от объекта правового регулирования. При этом объектом договорного регулирования выступают международные экономические отношения в конкретной области экономического сотрудничества государств. Данный подход был предложен А.С. Короленко в отношении торговых договоров <1>.
<1> См.: Короленко А.С. Торговые договоры и соглашения СССР с иностранными государствами. М., 1953. С. 102.Этот подход был воспринят и другими учеными-юристами. Детально разработанную классификацию экономических договоров применительно к сотрудничеству социалистических государств предложил в свое время Е.Т. Усенко <2>. При этом все международные экономические соглашения между социалистическими странами были разделены автором на восемь групп: 1) договоры, определяющие общие принципы и правовой режим экономического сотрудничества государств; 2) соглашения, регулирующие поставки товаров между странами; 3) соглашения об обмене техническими услугами; 4) соглашения о взаимном предоставлении транспортных и иных услуг; 5) соглашения, регулирующие платежи между странами; 6) соглашения о непосредственном регулировании производства; 7) соглашения о безвозмездной экономической помощи; 8) прочие экономические соглашения неторгового характера.
<2> См.: Усенко Е.Т. Международно-правовые формы экономического сотрудничества социалистических государств. М., 1962. С. 181 и др.Авторы "Курса международного права", в свою очередь, выделили девять видов международных экономических договоров, исходя из объекта регулирования <3>:
<3> Курс международного права: В 6 т. Т. IV. Основные институты и отрасли современного международного права. М., 1968. С. 237 - 238. Аналогичной точки зрения придерживается М.А. Коробова (см.: Коробова М.А. Международное право и экономические договоры. М., 1987. С. 38 - 39).В.И. Лисовский предлагал к международным экономическим договорам отнести также договоры, регулирующие отношения в области туризма, авторства, изобретательства, налогообложения <4>. Кроме того, было предложено включить в классификацию международных экономических договоров "другие международные акты (не являющиеся по форме международными договорами), имеющие большое значение для определения международно-правового режима экономических взаимоотношений между государствами" <5> (к ним были отнесены, в частности, Заключительный акт Общеевропейского совещания, Декларация об установлении нового международного экономического порядка, Хартия экономических прав и обязанностей государств и др.).
<4> См.: Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений. М., 1984. С. 95.<5> Бувайлик Г.Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. Киев, 1977. С. 29.
Классификация международных экономических договоров на основании объекта договорного регулирования в целом обоснованна. Однако напрямую использовать такой подход для классификации договоров об экономической интеграции не представляется возможным, поскольку многие такие договоры регулируют целый комплекс международных экономических отношений, а не ограничиваются рамками какого-либо одного конкретного направления экономического сотрудничества. При разработке классификации международных договоров, касающихся экономической интеграции, следует, во-первых, учитывать различия между договорами, учреждающими интеграционное объединение, и договорами, направленными на регулирование отдельных аспектов экономического сотрудничества между государствами. Во-вторых, следует учитывать, регулирует ли договор интеграционные процессы между многими государствами (на региональном или общемировом уровне) или он призван регулировать экономические отношения только между двумя государствами-участниками. С этой точки зрения можно предложить следующую классификацию международных договоров об экономической интеграции.
- Международные договоры, учреждающие интеграционные объединения.
1.1. Международные договоры, учреждающие объединения, направленные на многостороннее сотрудничество.
1.2. Международные договоры, учреждающие объединения, направленные на сотрудничество в конкретной области экономических отношений.
- Международные договоры по отдельным направлениям экономической интеграции и сотрудничества.
2.1. Многосторонние международные договоры.
2.1.1. Многосторонние договоры, заключаемые между государствами.
2.1.2. Многосторонние договоры с участием интеграционного объединения.
2.2. Двусторонние международные договоры.
2.2.1. Двусторонние международные договоры, участниками которых являются только государства.
2.2.2. Двусторонние международные договоры с участием интеграционного объединения.
Среди договоров об экономической интеграции особое место занимают договоры о создании интеграционных объединений, соответственно, и договоры зависят от видов интеграционных объединений. Существуют объединения широкого профиля, направленные на сотрудничество в различных сферах экономики. Среди таких интеграционных объединений можно выделить Европейский союз (ЕС), Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок Южного Конуса (МЕРКОСУР), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Договоры и соглашения о создании такого рода интеграционных объединений характеризуются тем, что охватывают широкий комплекс вопросов экономического сотрудничества государств, относящихся к различным областям: торговле, валютному регулированию, сотрудничеству в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и т.д. К примеру, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) предусматривает сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц. Кроме того, соглашение включает в себя нормы, регулирующие вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров. При этом предусматривается:
- ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к 2010 г.;
- поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;
- смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике;
- либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке и т.п.
Можно сказать, что своеобразным образцом для других интеграционных договоров является Маастрихтский договор, которым был учрежден ЕС. Однако этот договор имеет свои особенности и, например, предусматривает проведение государствами-участниками согласованной общей экономической, валютной и торговой политики, содержит общие положения о конкуренции, налогообложении, регулирует вопросы защиты потребителя, предусматривает меры по развитию трансъевропейских сетей в области транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур, регулирует вопросы научно-технического сотрудничества и сотрудничества в технологической сфере.
Договоры о создании интеграционного объединения широкого профиля могут также регулировать вопросы сотрудничества в области политики, культуры, социальной сфере, не ограничиваясь исключительно сферой экономических отношений. Так, например, упомянутый выше Маастрихтский договор регулирует не только вопросы экономического сотрудничества государств - участников Европейского союза, но также устанавливает гражданство ЕС, определяет принципы и основные ориентиры общей внешней политики и политики безопасности и др.
Соглашение о создании СНГ отличается от других международных договоров и включает не только вопросы экономического сотрудничества, но и касается широкого круга сфер сотрудничества.
Широкий круг вопросов экономического и политического сотрудничества включает в себя Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который направлен на формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства, на углубление взаимного сотрудничества в различных областях экономики и политики, а также на реализацию других целей и задач.
Помимо интеграционных объединений широкого профиля существуют интеграционные объединения, целью которых является укрепление экономической интеграции в какой-либо отдельной области экономических отношений. К таким специализированным интеграционным объединениям относятся, например, объединения, образующие зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и др.
Зона свободной торговли представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство - участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику. Договоры о создании зоны свободной торговли могут заключаться между государствами как в рамках действующего интеграционного объединения, так и вне рамок какого-либо экономического интеграционного объединения.
Зона свободной торговли создана в рамках СНГ <6>. Соглашение о ее создании направлено на постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, количественных ограничений во взаимной торговле; соглашение решает вопросы координации торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками Соглашения.
<6> Соглашение о создании зоны свободной торговли (заключено в г. Москве 15.04.1994) // Бюллетень международных договоров. 1994. N 9. С. 10 - 18.Примером договора о создании зоны свободной торговли, заключенного вне рамок какого-либо интеграционного объединения, может служить заключенная в г. Стокгольме 4 января 1960 г. Республикой Исландия, Княжеством Лихтенштейн, Королевством Норвегия и Швейцарской Конфедерацией Конвенция об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) <7>. Конвенция направлена на укрепление торговли и экономических связей между государствами-членами при справедливых условиях конкуренции. Она предусматривает отмену таможенных пошлин на импорт и экспорт между государствами - членами ЕАСТ, отмену внутреннего налогообложения продукции других государств-членов.
<7> Электронная справочно-правовая система "КонсультантПлюс".Договор о зоне свободной торговли в Юго-Восточной Европе (CEFTA) <8> от 19 декабря 2006 г. предусматривает новый уровень экономического сотрудничества между Албанией, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Румынией, Черногорией, Хорватией, а также Молдовой и Сербией, подтвердившими свое участие в данной организации. Договором, в частности, предусматривается уменьшение размера таможенных тарифов, упрощение процесса ведения коммерческой деятельности, защита прав интеллектуальной собственности. Договор отменил сложную систему существовавших между ними двусторонних договоров о свободной торговле.
<8> http://www.ukrindustrial.com/news/index.phpTnewsicU99715В таможенный союз, как и в зону свободной торговли, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от зоны свободной торговли, государства - участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли. Так, Соглашением о Таможенном союзе, заключенным в г. Москве 20 января 1995 г. между Белоруссией, Казахстаном, Россией и Таджикистаном <9> (в последующем к нему присоединилась Киргизия), сформирован единый Таможенный союз, целями которого являются обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами и создание условий для формирования общего экономического пространства и создание условий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок.
<9> Бюллетень международных договоров. 1995. N 6.Мировая практика выработала четкие международно-правовые правила создания таможенного союза, которые закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. К основным положениям договоров о создании таможенного союза относятся:
- создание единой таможенной территории;
- образование единого внешнего таможенного тарифа, принятие единых основных таможенных правил;
- введение свободного обращения товаров: товары внутри таможенного союза обращаются без взимания таможенных пошлин и экспортно-импортных налогов, а также без применения экспортно-импортных квот и лицензий;
- учреждение единой таможенной службы либо организация тесного взаимодействия и сотрудничества национальных таможенных служб между собой <10>.
Общий рынок представляет собой единое экономическое пространство нескольких государств со свободным без ограничений перемещением товаров, капитала и рабочей силы, между странами - участниками объединения, то есть он возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала. При этом режим свободного перемещения может распространяться на все товары или же на их отдельные категории.
Примером образования общего рынка, распространяемого на широкий спектр товаров и услуг, является, в частности, Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) <11>. ЦАОР создан в целях постепенного объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый общий рынок. Договор о ЦАОР предусматривает постепенную либерализацию взаимной торговли, введение в действие единой центральноамериканской таможенной номенклатуры, применение единого таможенного тарифа общего рынка в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и нелояльную конкуренцию, рассматривает вопросы финансирования экономического развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов промышленного развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах территории стран-участниц.
<11> http://www.cultinfo.ru/fulltext/l/001/008/120/561.htmВ рамках СНГ действует Соглашение об общем аграрном рынке государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Москве 6 марта 1998 г.) <12> и Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Ялте 25 мая 2007 г.) <13>.
<12> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. Т. 1. С. 26 - 37.<13> Электронная справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
Общий электроэнергетический рынок государств - участников СНГ создается в целях формирования единого рыночного пространства в области электроэнергетики государств - участников Содружества, базирующегося на принципах равноправия, добросовестной конкуренции и взаимной выгоде, что является новым направлением интеграции стран СНГ.
Другой тип интеграционных договоров (помимо договоров о создании интеграционных объединений) составляют договоры по конкретным направлениям экономической интеграции. В этой группе можно выделить, во-первых, многосторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества (которые могут заключаться и в рамках интеграционного объединения). Во-вторых, двусторонние договоры, регулирующие отдельные аспекты международных экономических отношений между двумя субъектами международного права. В-третьих, договоры между интеграционным объединением и иным субъектом международного права.
Многосторонние договоры и соглашения могут касаться вопросов сотрудничества в таких областях, как промышленность, транспорт, банковское дело и т.д. Так, Базовое соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН 1996 г. регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в список общих изъятий Соглашения об общем эффективном преференциальном тарифе, подписанном странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. Базовое соглашение применяется только к промышленному производству, но в дальнейшем предусматривается возможность распространения его и на другие секторы экономики.
Протоколом о взаимной защите и поощрении инвестиций, принятым странами - членами МЕРКОСУР в январе 1994 г., предусмотрена обязанность каждого государства - участника Протокола предоставлять друг другу не менее благоприятный, чем национальный, инвестиционный режим.
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг (заключено в г. Астане 18 июня 2004 г.) <14>, направленное на создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработку и принятие в рамках Евразийского экономического сообщества мер по защите интересов инвесторов межгосударственного рынка ценных бумаг, создание информационной базы данных о межгосударственном рынке ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней сторон.
<14> Бюллетень международных договоров. 2005. N 9. С. 3 - 6.Международной практике известны также многосторонние договоры, участниками которых являются интеграционные объединения (например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 г.; Программа развития межгосударственной информационно-вычислительной сети железных дорог государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии <15>), но большого распространения такие договоры не получили.
<15> Вестник Совета по железнодорожному транспорту. 1999. N 4. С. 51 - 64.Большую роль в укреплении экономического сотрудничества государств и развитии экономической интеграции играют двусторонние договоры, в которых устанавливаются режимы наибольшего благоприятствования в области торговли, инвестиций и т.д., усиливается кооперация в различных отраслях промышленного производства, интенсифицируется научно-техническое сотрудничество и т.д. Примером экономической интеграции на основе двусторонних договоров служит практика сотрудничества между Россией и Белоруссией. Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 8 декабря 1999 г.) <16> были закреплены принципы формирования единого экономического пространства.
<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 7. Ст. 786.Практика заключения двусторонних договоров, направленных на облегчение торговли между договаривающимися сторонами, введение режима наибольшего благоприятствования или создание зоны свободной торговли между ними, получила широкое развитие <17>, <18>.
<17> Бюллетень международных договоров. 1995. N 8. С. 43 - 50.<18> См., например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (заключено в г. Белграде 28.08.2000) // Электронная справочно-правовая система "КонсультантПлюс"; Торговое соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопия (заключено в г. Москве 26.11.1999) // Бюллетень международных договоров. 2002. N 6. С. 66 - 69.
Соглашения о зоне свободной торговли заключены, в частности, между Белоруссией и Арменией <19>, Болгарией и Македонией <20>, Болгарией и Турцией <21> и между рядом других государств.
<19> http://scripts.online.ru/misc/news/00/05/24_228.htm<20> http://www.cp-trast.ru/cp/Regulirovame_vnesnetorgovoi
<21> Там же.
Двусторонними договорами может вводиться благоприятный режим и в других сферах экономического сотрудничества. К примеру, Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о поощрении и взаимной защите капиталовложений (подписан в Софии 8 июня 1993 г.) предусматривается, что каждая из договаривающихся сторон обеспечивает на своей территории капиталовложениям инвесторов другой договаривающейся стороны и деятельности в связи с капиталовложениями справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями. При этом устанавливается, что такой режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется капиталовложениям и деятельности в связи с капиталовложениями собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства.
Двусторонними договорами регулируются и вопросы экономического сотрудничества и интеграции в тех областях, которые требуют повышенного внимания. Так, вопросы сотрудничества между Украиной и Россией в газовой сфере регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли (заключено в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) <22> и принятым в его развитие Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли (заключено в г. Сочи 18 августа 2004 г.) <23>.
<22> Бюллетень международных договоров. 2003. N 3. С. 67 - 70.<23> Бюллетень международных договоров. 2007. N 7. С. 51 - 55.
К рассматриваемой группе договоров можно также отнести и соглашения, принимаемые в форме программ развития экономического, промышленного, научно-технического сотрудничества и т.п. Такие международные договоры рассчитаны, как правило, на длительную перспективу. Они определяют направления и формы сотрудничества государств в соответствующей сфере, предусматривают организационные формы взаимодействия и интеграции ресурсов и другие меры, а также сроки исполнения принимаемых мер. Практика принятия таких программ практиковалась в Советском Союзе. Например, СССР и Италия приняли Долгосрочную программу развития экономического, промышленного и технического сотрудничества между Правительством СССР и Правительством Италии на период до 2000 г. (принята в г. Риме 30 ноября 1989 г.) <24>. Были приняты также Программа развития экономического и промышленного сотрудничества между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии на период 1991 - 2000 гг. (принята в г. Москве 8 июня 1990 г.) <25>, Долгосрочная программа развития экономического и промышленного сотрудничества между СССР и Королевством Норвегия (принята в г. Осло 17 октября 1990 г.) <26> и др.
<24> Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1990. N 6. Ст. 14.<25> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 320 - 330.
<26> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 364 - 366.
Между Россией и Белоруссией и в настоящее время действует ряд программ, предусматривающих меры по развитию различных областей экономики наших государств. Это Программа Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (принята 29 апреля 2003 г.) <27>, Программа Союзного государства "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" ("Космос-СГ") (принята 29 декабря 2003 г.) <28>, Программа Союзного государства "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года" (принята 29 октября 2005 г.) <29> и др.
<27> Документы, принятые и одобренные на заседании Совета Министров Союзного государства (Протокол заседания Совета Министров Союзного государства от 2 апреля 2003 г. N 1). С. 331 - 389.<28> Документы, принятые и одобренные на заседании Совета Министров Союзного государства (Протокол заседания Совета Министров Союзного государства от 2 декабря 2003 г. N 3). С. 75 - 175.
<29> Электронная справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
Следует также выделить договоры, участниками которых являются сами интеграционные объединения. Они могут заключаться как между интеграционными объединениями, так и между интеграционным объединением и иным субъектом международного права. Примером первых может служить упоминавшееся ранее Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), заключенное между ЕС и ЕАСТ. Примером вторых - Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали (заключено в г. Москве 3 ноября 2005 г.) <30>. Заключение договоров, направленных на развитие экономической интеграции, широко используется Европейским союзом в отношениях со странами, не входящими в него.
<30> Электронная справочно-правовая система "КонсультантПлюс".