Мудрый Юрист

Дмитрий рейхарт: для реформы есть все возможности

"Медицинский вестник", 2008, N 32

Подводя итоги очередного расширенного совещания исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, состоявшегося в Краснодарском крае, и.о. директора Федерального фонда ОМС Дмитрий Рейхарт ответил на вопросы корреспондента "МВ" Марины Савченковой, рассказав о перспективах развития страховой модели здравоохранения в России.

Что касается неработающих граждан, то здесь, чтобы иметь гарантии поступления средств, необходимо законодательно установить минимальный размер взносов субъекта Федерации в систему ОМС.

В целом, сейчас самое главное для государства - определить, какая модель нам нужна. Качественное здравоохранение требует финансирования. Когда мы эти вопросы решим, можно будет говорить о пропорциях вливаний из бюджета и страховых взносов, о нюансах моделей, о миссии и роли страховых компаний, Федерального и территориальных фондов ОМС. Это надстроечные элементы главного.

Напомню, что в начале года Минздравсоцразвития предложило участвовать в обсуждении концепции развития здравоохранения, были созданы рабочие группы, в которые мы направили и продолжаем направлять свои предложения. Но нужно политическое решение. Концепция - это документ общего плана, который просто фиксирует приоритеты. Вот вы, например, готовы платить больше налогов, в том числе и в ОМС? А сельский учитель? А пенсионер? Это очень сложный вопрос, вопрос концептуального построения уровня ответственности за здоровье человека.

Сегодня мы говорим о том, что медицина в государственных и муниципальных учреждениях должна быть бесплатной, но количество платных услуг растет. Наша тактическая задача сейчас - довести тарифы взносов в ОМС до того уровня, чтобы они могли реально покрывать стоимость медицинских услуг. В этом случае возникнет заинтересованность учреждений всех форм собственности в качестве работы. В некоторых регионах такая система уже действует, но их меньшинство.

Вторая часть - это платежи субъектов РФ на неработающее население. Это не менее важная составляющая бюджета ОМС, поскольку большая часть застрахованных - дети, пенсионеры, инвалиды, просто неработающие люди. В некоторых регионах, например в Чечне, уровень неработающих достигает 85%. Поэтому нам очень важно иметь конструктивные отношения с территориями, убеждать их в необходимости платить. А еще лучше законодательно установить минимальный размер взноса.

Мы настаиваем на том, чтобы потоки в ОМС увеличивались за счет общего перераспределения доходов в пользу медицины. Возможно, это приведет к росту налоговой нагрузки, возможно, будут найдены другие нестандартные решения. Например, мы уже присоединились к Конвенции по табаку, это подразумевает повышение акцизов. Куда направлять эти деньги, как не в систему здравоохранения? Правительству предстоит найти оптимальное решение, чтобы и доходы найти, и не повлиять на параметры экономического роста. Сейчас макроэкономические показатели очень хорошие, налоговые поступления растут. У государства есть все возможности для этой реформы, нужно задействовать работодателей более эффективно, подключать внутренние ресурсы.

Конечно, есть определенные риски, связанные с управлением. Нужно ограничить перечень препаратов, очень важно обеспечить контроль за ценообразованием. Здесь должны применяться различные подходы к разным сегментам рынка - дженерикам и оригинальным препаратам. Производители должны обеспечить приемлемый уровень цен на лекарства, не имеющие более дешевых аналогов. Есть много нюансов, о которых пока еще не время говорить. Но мы достаточно далеко продвинулись в понимании того, как должна выглядеть система лекарственного страхования. Я считаю, что уже в среднесрочной перспективе она станет частью ОМС.

Редакционный материал