Мудрый Юрист

О неотложных следственных действиях в уголовном процессе

Сопнева Е.В., доцент кафедры уголовного процесса Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.

В соответствии с п. 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Законодательное закрепление понятия неотложных следственных действий не влечет достаточно ясного понимания иных характеристик рассматриваемых мероприятий, например их системы, признаков. И правоприменители в ряде случаев, исходя из сложившейся практики, теории уголовного процесса и криминалистики, самостоятельно определяют принадлежность того или иного мероприятия к неотложному следственному действию.

Вряд ли такая ситуация приемлема в ходе уголовно-процессуальной деятельности, нуждающейся в достаточно четком правовом регулировании, например, в силу следующих обстоятельств.

Необходимость точного определения принадлежности мероприятия к неотложным следственным действиям объясняется возможностью получения в результате их проведения доказательств или же признания их недопустимыми. В соответствии со ст. 86, 87, 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации собирание доказательств, их проверка и оценка при проведении следственных действий осуществляются дознавателем, следователем, прокурором и судом. Субъектом же проведения неотложных следственных действий согласно ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является орган дознания. Наблюдается несогласованность различных норм уголовно-процессуального закона. В таких случаях нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при получении доказательств влечет появление недопустимых доказательств, что предусмотрено в п. 3 ч. 2 ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные обстоятельства показывают необходимость уяснения характеристик неотложных следственных действий и аргументируют значимость исследуемого вопроса.

К характеристикам неотложных следственных действий, подлежащим уточнению, можно отнести: понятие, цель, условия, основания осуществления, субъекты производства, сроки, перечень.

Из анализа п. 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что целями <1> производства неотложных следственных действий являются: 1) обнаружение следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования; 2) фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

<1> "Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить". Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 713.

Условия <2> проведения неотложных следственных действий - это совокупность законодательно установленных правил, подлежащих соблюдению при принятии решения о производстве неотложных следственных действий. К ним мы относим: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) обязательность производства предварительного следствия по выявленному преступлению; 3) недопустимость промедления в их производстве в связи с возможной утратой значимой информации.

<2> "Условие - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь деятельности". Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 685.

Основаниями производства неотложных следственных действий, полагаем, являются достаточные данные, влекущие незамедлительность закрепления, изъятия и исследования объектов, имеющих значение для уголовного судопроизводства.

Субъект проведения неотложных следственных действий - это уполномоченное на проведение неотложных следственных действий лицо или орган.

Вопрос о законодательном закреплении субъекта неотложных следственных действий дискуссионен. Так, в соответствии со ст. 157 и п. 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации орган дознания уполномочен проводить неотложные следственные действия. Однако, обращаясь к п. 17 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, можно указать на участие в соответствующей деятельности начальника органа дознания, который уполномочен давать поручения о производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации начальник подразделения дознания имеет право поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий. В ч. 1 ст. 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (по производству дознания), возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Однако неотложные следственные действия могут производиться и следователем, что предусмотрено в ч. 5 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, указывающей, что следователь, установив, что дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия.

Таким образом, правом на проведение неотложных следственных действий законодательно наделены различные органы, например органы внутренних дел, или же лица, например Главный судебный пристав Российской Федерации. Фактически производство неотложных следственных действий осуществляет дознаватель по поручению начальника подразделения дознания, органа дознания, иное лицо по поручению органа дознания или следователь.

Законодательная установка по субъектам проведения неотложных следственных действий также влечет замечания ученых.

Например, В. Рохлин критикует содержание ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающей проведение дознания лицом, которое по данному делу проводит оперативно-розыскное мероприятие. Такой подход вряд ли правилен <3>.

<3> Рохлин В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Законность. 2004. N 9. С. 37.

В. Балакшин пишет: "...часть 3 ст. 40 и ст. 157 УПК РФ не согласуются в части субъектов проведения неотложных следственных действий. В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок уполномочены возбуждать уголовное дело и проводить неотложные следственные действия, но органом дознания не являются (ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Приведенное противоречие компенсируется прямыми указаниями, содержащимися в ч. 3 ст. 40, ч. 4 ст. 146, ст. 157 УПК РФ, хотя и должно быть устранено" <4>.

<4> Балакшин В. Неполное определение органов дознания // Законность. 2004. N 2. С. 53 - 54.

Срок проведения неотложных следственных действий - 10 суток. Началом исчисления указанного срока служит дата постановления о возбуждении уголовного дела, составленного дознавателем, органом дознания (ч. 1 ст. 156 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Окончание же срока приходится на 24 часа последних суток (ч. 2 ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Рассуждая о системе неотложных следственных действий, которая законодательно не закреплена, выделим основания, позволяющие относить то или иное действие к таковым. Во-первых, обратившись к нормам уголовно-процессуального закона, можно обнаружить в них указание, в соответствии с которым допустимо считать то или иное действие неотложным следственным действием. Во-вторых, используя теоретические разработки в части определения признаков неотложных следственных действий, возможно в соответствии с ними назвать то или иное действие неотложным.

В первом случае речь идет о законодательно закрепленном положении вещей, ибо в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации содержится указание на то, какое действие нуждается в незамедлительном производстве, а значит, может быть названо неотложным следственным действием. Например, согласно ч. 5 ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ряд действий проводится в случаях, не терпящих отлагательства без судебного решения. Речь идет о производстве осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска.

Во втором случае можно говорить о системе неотложных следственных действий, сформированной на базе теоретических разработок науки уголовного процесса и криминалистики.

Обратимся к учебному и научному материалу.

Ю. Савельев выделяет следующие требования, предъявляемые УПК РФ к неотложным следственным действиям: проведение их органами дознания по делам, по которым следствие обязательно; направленность данных следственных действий на обеспечение сохранности следов преступления, когда имеются основания полагать, что следы преступления и другие вещественные доказательства могут быть уничтожены <5>.

<5> Савельев Ю. О своевременности проведения неотложных следственных действий // Закон и право. 2007. N 7. С. 85.

В. Глебов пишет, что неотложными следственными действиями обычно считают: осмотр, освидетельствование, обыск, выемку, допрос подозреваемых, свидетелей и потерпевших <6>.

<6> Уголовный процесс: Учебник / Под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 257.

Б. Безлепкин указывает перечень неотложных следственных действий на основании сложившейся практики применения УПК РСФСР и относит к ним: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допросы потерпевшего и свидетеля <7>.

<7> Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учеб. / Л.Н. Башкатов и др. М.: Изд-во "Проспект", 2006. С. 340.

М. Абесалашвили к неотложным следственным действиям причисляет: осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы, обыск, выемку, задержание и допрос подозреваемого <8>.

<8> Абесалашвили М.З. Подозреваемый как участник уголовного процесса. Дис. ... канд. юрид. наук. Майкоп, 2005. С. 110.

В. Романюк неотложным следственным действием считает допрос <9>.

<9> Романюк В.В. Особенности допроса отдельных участников уголовного судопроизводства при расследовании организации преступного сообщества // Рос. следователь. 2006. N 10. С. 2.

В. Балакшин указывает, что неотложные следственные действия - это следственные действия, предусмотренные Особенной частью УПК РФ, осуществляемые органами дознания по возбужденному уголовному делу в целях установления лиц, причастных к совершению преступления, обнаружения и фиксации следов преступления, а также получения доказательств, собирание, закрепление и проверка которых не терпит отлагательства <10>.

<10> Балакшин В. Неполное определение органов дознания // Законность. 2004. N 2. С. 55.

С. Супрун отождествляет по своему содержанию и значению с неотложными следственными действиями систему следственных действий, сформированную В.В. Кальницким, а именно: осмотр, эксгумацию, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, личный обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очную ставку, предъявление для опознания, проверку показаний на месте, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство экспертизы <11>.

<11> Супрун С. Понятие и система неотложных следственных действий // Уголовное право. 2007. N 4. С. 99.

На наш взгляд, неотложные следственные действия носят первичный характер. Так, согласно правилам русского языка неотложный - "такой, который не может быть отложен, срочный" <12>.

<12> Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 328.

Все последующие мероприятия можно назвать вторичными, поскольку они проводятся после получения первичной информации, нуждающейся в уточнении. Например, очная ставка проводится для устранения ранее данных показаний, при наличии в них существенных противоречий.

Вместе с тем допустимо исключить из возможного перечня неотложных следственных действий ряд мероприятий, исходя из времени их проведения, сопутствующих действий. Например, на первоначальном этапе уголовного судопроизводства вряд ли проводятся допрос обвиняемого, контроль и запись переговоров.

При таком подходе к неотложным следственным действиям можно отнести: осмотр; допрос подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, специалиста; освидетельствование; обыск; выемку; назначение и производство судебной экспертизы. Однако в ряде случаев назначение и производство судебной экспертизы могут быть проведены после получения образцов для сравнительного исследования. Тогда и получение образцов для сравнительного исследования может занять статус неотложного следственного действия.

Осмотр является неотложным следственным действием в силу следующих обстоятельств. Цель осмотра - обнаружить следы преступления, что предусмотрено в ч. 1 ст. 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, достигается на первоначальном этапе уголовного судопроизводства. Результаты осмотра кладутся в основу всей последующей деятельности: выдвижение версий, планирование и проведение различных мероприятий.

Допрос подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, специалиста может быть проведен как неотложное следственное действие. Субъект проведения рассматриваемых действий уполномочен создать процессуальный статус таких участников, как подозреваемый, потерпевший, свидетель, специалист, а значит, и допросить их. Допрашивать же обвиняемого и эксперта дознаватель не уполномочен. Показания эксперта связаны с его заключением в связи с проведением экспертизы, содержание которого он уточняет в рамках допроса. Обвиняемый - это участник последующего этапа уголовного процесса.

Целевая установка делает освидетельствование неотложным следственным действием. Так, согласно ч. 1 ст. 179 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации освидетельствование проводится в том числе для обнаружения на теле человека следов преступления, телесных повреждений, установления состояния опьянения. Перечисленные признаки имеют свойство исчезать по истечении времени. Кроме того, оно процессуально допустимо при осуществлении рассматриваемого вида деятельности, так как проводится в отношении ее участников - подозреваемого, потерпевшего, свидетеля.

Обыск и выемка занимают статус неотложных следственных действий. Во-первых, на первоначальном этапе уголовно-процессуальной деятельности именно обыск и выемка являются возможными способами изъятия объектов, имеющих значение для уголовного дела. Во-вторых, разрешая проводить обыск и выемку в жилище без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, законодатель придает этим действиям неотложный характер. В-третьих, цель производства обыска и выемки должна быть достигнута неотложно.

Получение образцов для сравнительного исследования может предшествовать такому действию, как судебная экспертиза. Ведь получение различных образцов осуществляется для проведения сравнительного исследования, которое производится в ходе судебной экспертизы (ч. 1 ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). При этом и сведения о его проведении эксперт отражает в своем заключении (ч. 4 ст. 202 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, данное действие также допустимо рассматривать как неотложное следственное действие, так как оно направлено на получение объектов, позволяющих провести судебную экспертизу.

Судебная экспертиза также носит неотложный характер, что объясняется следующими факторами. Ряд значимых по уголовному делу обстоятельств можно установить лишь посредством экспертизы, и альтернативы доказательственным возможностям этого действия нет. Решение о назначении экспертизы должно быть принято как можно раньше, поскольку ее производство занимает существенный промежуток процессуального времени.

С учетом вышеизложенного допустимо констатировать, что наблюдается, с одной стороны, законодательное "молчание", с другой стороны разноплановость взглядов теоретиков и практиков на вопрос о системе неотложных следственных действий.

Выявленный недостаток, полагаем, целесообразно устранить посредством провозглашения системы неотложных следственных действий на законодательном уровне, ибо разночтения закона, индивидуальное усмотрение правоприменителя в столь принципиальном вопросе, как система неотложных следственных действий, вряд ли уместны.

Возражения в части ограничения возможностей дознавателя и следователя по проведению следственных действий предлагаем компенсировать законодательно закрепленным правом названных лиц в любой момент производства передать материалы уголовного дела по подследственности с целью производства всех необходимых действий. Если же расширительно толковать перечень неотложных следственных действий, то стирается грань между различными видами деятельности по расследованию преступления.

Сформулированное предложение позволит исключить многообразие воззрений правоприменителя на систему неотложных следственных действий, допустимых в науке уголовного процесса, но вряд ли приемлемых в уголовно-процессуальной практике, а также придать ей единообразный характер, исключив возможность признания в этой связи доказательств недопустимыми.