Правосудие, процесс, судопроизводство: соотношение категорий в аспекте концепции судебного права
Киминчижи Е.Н., адвокат, г. Белгород.
Проблема судебного права в последнее время все чаще обращает на себя внимание юридического сообщества. Потребность в эффективном правовом регулировании социальных связей, складывающихся в связи с судоустройством и судопроизводством, очевидна. На поисках критериев такой эффективности и основана концепция судебного права.
В литературе неоднозначно решен вопрос о соотношении таких юридических категорий, как правосудие, процесс и судопроизводство, выявление которых являются необходимым условием, в том числе для правильного понимания сущности феномена судебного права. Ряд авторов отождествляет их, другие проводят их различия. Наибольшее сближение юридического содержания испытывают категории процесса и судопроизводства. Необходимость теоретического осмысления данного предмета вызвана также тем, что при подготовке студентов-юристов ему не уделяется должного внимания. Однако в процессе практической работы требуется четкое представление о данных явлениях. Рассмотрим соотношение этих категорий применительно к концепции судебного права.
Признавая за судебным правом характер межотраслевой либо самостоятельной юридической науки, юристы в основном отрицают самостоятельность судебного права в качестве нормативного образования в позитивной системе отечественного права <1>. Надо полагать, у сложившейся ситуации имеются объективные предпосылки. Прежде всего, неуверенное по своей сути объединение всего процессуального права в рамках права судебного как обедняет теорию судебной власти, так и умаляет значение процесса. При этом на сегодняшний день нет единого мнения даже среди сторонников судебного права о том, входит ли в его состав только процессуальное право либо наряду с ним - и судоустройство <2>. Неприемлемо сводить судебное право исключительно к властным полномочиям судьи, выносящего акт правосудия. Последнее носит наименование судейского права, проблема которого хотя и входит предметно в науку судебного права (в части пределов судейского усмотрения и юридической природы актов правосудия), но все же не отождествляется с ним.
<1> Широко известно, например, следующее высказывание: "Да, судебное право - комплексная отрасль, но означает ли это, что на единстве трех ее составляющих возможна постановка проблемы создания Судебного кодекса России? Если вопрос так не ставится, то какой практический смысл теории судебного права?" См.: Гражданский процесс / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. М., 1996. С. 26.<2> Мурадьян Э.М. Истина как проблема судебного права. С. 16; Попова Ю.А. Совершенствование судебной системы защиты прав человека // Вестник Саратовской государственной академии права. 1999. N 1(16).
Для начала рассмотрим определения, которые приводятся в юридическом словаре <3>. Правосудие - форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел различных юридических категорий. Процесс - порядок рассмотрения дел в суде или административных органах, судопроизводство; судебное дело. Как видим, если понятие правосудия противостоит понятию процесса, то последнее дается полностью равнозначным термину "судопроизводство".
<3> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева и др. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 528, 566, 567.Судопроизводство как правовое явление охватывает собой правоприменительную деятельность государственных органов судебной власти всех уровней, заключающуюся в решении конкретных задач правового регулирования и осуществляемую в определенной процессуальной форме. Процесс представляет собой порядок деятельности особого юрисдикционного органа (суда) по разрешению споров и принудительному осуществлению права, а также включает и положительные моменты осуществления прав и обязанностей субъектов определенных (различных) общественных отношений.
Процессуальная норма есть установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения государственных органов, а также граждан при участии их в процедуре, имеющей целью достижение определенного правового результата или применение норм материального права. Процессуальная норма объективно необходима для эффективного решения вопросов, так как она способствует соблюдению законности при осуществлении субъектами правовых отношений своих прав и обязанностей.
Если прибегнуть к помощи "грубой" терминологии, то судопроизводство выступает как материальный (фактический) аспект судебной деятельности, а процесс - формальный (объективный). Судебная власть в этом отношении имеет собственную специфику, ибо она осуществляет такую особую форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия. Особенности данной формы заключаются в следующем. Во-первых, ее осуществление нацелено на особую сферу деятельности государства, в которой выкристаллизовываются правозащитные, упорядочивающие и правоприменительные элементы содержания власти, устанавливаются основы фактического и правового равенства всех социальных групп и слоев населения, каждого отдельного гражданина перед судом и законом. В силу этого сфера правосудия приобретает самостоятельный характер во всей деятельности государства, чем обусловлено ее закрепление в Конституции в качестве отдельного целостного блока. Во-вторых, реализация данной формы имеет четкую направленность на осуществление судебной политики в государстве. Возможность вычленения именно судебной политики говорит о ее особого рода воздействии на общество в определенной сфере жизни с целью приведения его к желаемым структурным и функциональным характеристикам. Такое воздействие обеспечивает определенную направленность правоприменения для достижения уголовно-правовой, хозяйственно-правовой, административной, эколого-правовой и прочей охраны прав личности в условиях справедливого устройства общества. В-третьих, для любой формы государственной деятельности характерно, что через ее посредство происходит осуществление определенных функций государства. Соответственно, правосудие тесно связано с реализацией таких государственных функций, которые четко выражают его конкретное назначение и связаны с необходимостью всемерной защиты права. При этом данная функция по своему характеру является именно правоприменительной, а не правоохранительной, как считалось ранее. В конкретных функциях выражается предметное содержание правосудия как формы государственной деятельности. Наконец, в-четвертых, осуществление правосудия приобретает качество особой формы государственной деятельности, поскольку оно выражается вовне через соответствующую систему органов государства - судебную систему. Суд "представляет власть, применяющую закон и в этом смысле творящую право, в некотором роде орган розничного отпуска гражданам права и справедливости" <4>.
<4> Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучки. Т. 3. М., 1925 - 1927. С. 1082.Процесс есть юридическое отношение между сторонами судопроизводства. (Всякое право, в том числе и процессуальное, в различных формах существует объективно, независимо от нашей воли.) Традиционно считается, что участником процессуальных отношений является суд <5>. Однако мы придерживаемся позиции тех авторов, которыми было высказано мнение, что процессуальные отношения могут складываться между отдельными участниками процесса, помимо суда <6>. Процесс и судопроизводство соотносятся как общее и особенное <7>.
<5> См.: Чечина Н.А. Гражданские процессуальные отношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004; Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 1976. С. 18; Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975; Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М., 1961.<6> Козлов А.Ф. Место суда среди других субъектов советского гражданского процессуального права // Ученые труды. СОИ. 1966. Вып. 6. С. 148.
<7> Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях. Воронеж, 1990. С. 13.
Правосудие традиционно рассматривается в качестве специфической и одной из важнейших функций государственной власти, основанной на принципах верховенства права. Реализация функции по осуществлению правосудия возлагается на специально создаваемые для этих целей органы - суды, система которых призвана претворять в жизнь идеи законности и справедливости. Деятельность по отправлению правосудия строго регламентирована процессуальным законом. Саму же деятельность судебных органов по отправлению правосудия именуют судопроизводством. Таково краткое изложение соотношения правосудия - функции, процесса - нормативного регламентирования правосудной функции и судопроизводства - непосредственной (фактической) деятельности суда. При этом характер взаимодействия этих понятий не огранивается рассмотренными аспектами. Главная сложность, как мы уже указывали, состоит в установлении различий категорий процесса и судопроизводства. Полагаем, что процесс есть прежде всего урегулированная законом деятельность сторон, направленная на достижение истины спорного правоотношения с помощью применения предусмотренных законом средств доказывания. Процесс составляет предмет процессуального права. Субъекты процесса - стороны, права и обязанности которых состязательно противопоставлены друг другу. Судопроизводство - предмет позитивного судебного права, определяющий принципиальные основы судебной деятельности, полномочия правоприменительной функции суда в материальном смысле <8>. Субъект судопроизводства - судья. Такой вывод - единственно возможный в условиях состязательности процесса, где суд выполняет "посреднические" функции. Субъект судебного права - судебная власть в лице ее носителей - судей. Отношения с иными лицами строятся по модели абсолютного правоотношения и основаны на императивных принципах <9>. В уголовном судопроизводстве стороны обвинения и защиты менее свободны в вопросах установления уголовно-процессуальных отношений. Но и для него характерна состязательность. Суд в нем также играет роль посредника <10>. Вовлечение суда в процессуальные взаимоотношения спорящих о праве сторон обусловлено задачами процессуального производства.
<8> Следует отметить, что в отечественной юриспруденции категории судебного процесса и судопроизводства не разделяются, в том числе сторонниками судебного права, в связи с чем они и сталкиваются с проблемой определения предмета судебного права. Единственной известной нам работой, автор которой разделяет указанные категории, является: Рожкова М.А. Основные понятия арбитражного процессуального права. М., 2003. С. 9 и сл.<9> М.А. Гурвич, не отрицая того, что в отдельных случаях процессуальные отношения суда с другими субъектами строятся по принципу сочетания прав с корреспондирующими с ними обязанностями, считает, что процессуальные права по юридической природе являются правами на одностороннее волеизъявление, которым не противостоит соответствующая обязанность, т.е. являются абсолютными (Гурвич М.А. Судебное решение. М., 1976. С. 13 - 38).
<10> Для стран обычной системы права (Великобритания, США) такой вывод наиболее справедлив. См. также: Полянский Н.Н., Строгович М.С. и др. Проблемы судебного права / Под ред. В.М. Савицкого. М., 1983. С. 54 и сл.