Мудрый Юрист

Нужен ли государственный контроль за реактивами двойного назначения?

"Фармацевтический вестник", 2008, N 32

Тревожная ситуация, связанная с увеличением масштабов незаконного оборота наркотиков, требует адекватного ответа со стороны государства. Наркобизнес - понятие емкое, и оно не ограничивается одним сбытом наркотиков. Это - бизнес, включающий поставку сырья (прекурсоров), изготовление, транспортировку и сбыт наркотиков; бизнес, построенный на общих экономических законах, и только нарушение всех элементов его инфраструктуры способно серьезно снизить эффективность деятельности наркобаронов.

Тем не менее, ключевым звеном этого "бизнеса" является сырьевая база для изготовления наркотиков, т.к. изготовление практически всех наркотиков невозможно без использования прекурсоров. Для героина, например, таковыми являются этиловый эфир, ангидрид уксусной кислоты, толуол и соляная кислота, ацетон, а для стимуляторов амфетаминового ряда - эфедрин, псевдоэфедрин, 1-фенил-2-пропанон, ацетон, этиловый эфир, серная и соляная кислоты. Для наркотиков кустарного изготовления - ряд препаратов, широко используемых в медицине.

Эти наркотики представляют собой настоящее бедствие для России, которая заинтересована в том, чтобы наркопроизводители не получали прекурсоры в местах их производства, а также в ликвидации крупных лабораторий, где используются прекурсоры.

Данные обстоятельства обусловливают необходимость установления контроля над их производством и последующими операциями с ними. Статьями 188, 234 и 228.2. УК России предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил оборота прекурсоров, отнесенных к сильнодействующим и ядовитым веществам.

Однако УК России введен в действие до вступления в силу Федерального закона, и его понятийный аппарат в формулировках диспозиций "антинаркотических" статей уголовного закона не использовался. По этой причине предметом преступления, предусмотренного статьями 188 и 234 УК России, являются не прекурсоры из Списка IV Перечня, а сильнодействующие и ядовитые вещества из списков сильнодействующих и ядовитых веществ, до недавнего времени утверждаемых негосударственным, независимым экспертным органом, которые никаким нормативным актом не утверждены. Более того, в отличие от прекурсоров, сами понятия таких веществ в законодательстве Российской Федерации не определены.

Таким образом, прекурсоры попали сразу в три списка веществ, оборот которых ограничен и подлежит контролю. Их отнесли к прекурсорам, сильнодействующим или ядовитым веществам, а двойная классификация одних и тех же веществ исключается. Такая ситуация может порождать значительные проблемы в правоприменительной и судебной практике. Реализация контрольно-разрешительной и оперативной функций позволяет ФСКН России не только своевременно выявлять и устранять причины и условия для поступления подконтрольных веществ в незаконный оборот, но и содействовать обеспечению экологической и промышленной безопасности, а также защите здоровья населения.

Тем не менее, уголовная ответственность за нарушение правил оборота прекурсоров, отнесенных Правительством Российской Федерации к указанным веществам, законодательством определена, а каковы же сами эти правила?

В соответствии с нормами Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года правительствам предлагается требовать получение разрешения на осуществление операций, связанных с оборотом прекурсоров, а также осуществлять лицензирование объектов, где происходит такой оборот. Этот принцип сформулирован и в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Но такие нормы в нашей стране отсутствуют, так как законодательство России в сфере лицензирования отдельных видов деятельности не предусматривает регулирование такой деятельности. И это с учетом того, что прекурсоры используются для изготовления наркотиков, порохов, взрывчатых веществ и химического оружия, они являются так называемыми веществами "двойного назначения", оборот которых ограничен, то есть установление государственного контроля над оборотом прекурсоров преследует одну цель - обеспечение безопасности Российской Федерации.

С одной стороны, пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации препятствуют установлению должного контроля за производством, изготовлением, использованием и хранением прекурсоров, позволяют транснациональным организованным преступным группировкам, действующим в сфере наркобизнеса, получать сырье для нарколабораторий за счет его утечки из легального оборота.

С другой стороны, предприятия, осуществляющие оборот прекурсоров, должны в основном руководствоваться нормативными актами, регулирующими производственно-технологические отношения, вопросы обеспечения промышленной безопасности и иными нормами, не связанными с антинаркотической политикой. Наблюдение за выполнением этих норм не входит в прямую компетенцию ФСКН России, но важность такого аспекта деятельности становится понятной, если обратиться к следующему примеру.

Легальный оборот наркотиков в настоящее время осуществляется на 28 тысячах объектах различных форм собственности, в том числе на предприятиях фармацевтической и химической промышленности, в медицинских, научных, учебных и экспертных учреждениях. Реализация контрольно-разрешительной и оперативной функций позволяет своевременно выявлять и устранять причины и условия для поступления подконтрольных веществ в незаконный оборот.

В 2006 году наркополицейскими на Пермском предприятии "ТРИВЕКТР" пресечен канал утечки из легального производства химического вещества БМК, включенного как в списки прекурсоров, так и в списки сильнодействующих веществ и являющегося основным ингредиентом для изготовления наркотиков амфетаминового ряда. Во взаимодействии с правоохранительными органами Белоруссии, Литвы, Латвии, Польши, Германии и Нидерландов осуществлена международная контролируемая поставка. В результате при пересечении литовско-польской границы изъято около 400 литров БМК стоимостью 400000 долларов США. По данному факту прокуратурой Польши возбуждено и расследуется уголовное дело.

В ходе этой операции наркополицейскими во взаимодействии с сотрудниками МВД Белоруссии и МВД Литвы на российско-белорусской границе было дополнительно изъято 405 кг БМК, предназначавшегося для изготовления амфетаминов в подпольных лабораториях, расположенных в Западной Европе.

В ноябре 2005 года представители деловых кругов, прокуратуры, МВД России, ФСКН России, МЗСР РФ, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ на совместном расширенном заседании Комитета Торгово-Промышленной Палаты по безопасности предпринимательской деятельности и Российского союза химиков высказались за установление строгого государственного контроля над оборотом такого вида веществ - прекурсоров.

Однако в последнее время в некоторых СМИ высказывается мнение, что такой контроль явится дополнительным административным барьером в развитии химической отрасли промышленности и фармацевтической деятельности.

Действительно, зачем современной российской экономике нужен какой-то дополнительный административный барьер? Зачем России осуществлять контроль над веществами, столь широко используемыми в здравоохранении, промышленности, науке? На первый взгляд, это - нецелесообразно, но только на первый взгляд.

Вопрос о необходимости установления государственного контроля над оборотом прекурсоров, необходимо изучать в контексте наркоситуации, складывающейся в нашей стране.

В настоящее время трудно возразить против того, что активное проникновение наркопреступности в сферу экономики ухудшает обстановку в области кредитно-финансовых отношений, деструктивно влияет на стабильность экономического положения в стране. Рост объемов наркотиков на нелегальном рынке представляет угрозу национальной безопасности России, является реальной угрозой здоровью нынешнего и будущего поколения россиян.

В последние десятилетия злоупотребление наркотиками стало одной из наиболее острых криминальных и социальных проблем, решение которых требует принятия и реализации активных мер по противодействию их незаконному изготовлению и распространению. Россия теряет сотни тысяч людей. Огромные ресурсы тратятся на ликвидацию негативных последствий.

За последние пять лет ФСКН России изъято 3 млрд. средних разовых доз только синтетических наркотиков. Употребление такого количества наркотиков сравнимо с последствиями ядерной войны. Такого количества наркотиков хватило бы, чтобы несколько раз уничтожить все население бывшего СССР.

Развивается наркопроизводство и в России. За последние четыре года в стране ликвидировано 14266 мест незаконного изготовления наркотиков и специально оборудованных лабораторий их изготавливающих. Непосредственно в лабораториях из незаконного оборота изъято 6870 кг прекурсоров.

Как уже говорилось, сырьем для изготовления практически всех наркотиков являются прекурсоры, которые поступают в подпольные лаборатории из производственных и медицинских учреждений.

В г. Пензе за оказание пособничества в приобретении наркотиков без цели сбыта и неоднократный сбыт около 5 л ангидрида уксусной кислоты по цене 1900 руб./л (его заводская стоимость 28 руб./л) суд назначил наказание гражданину И. 2 года и 6 месяцев лишения свободы. Уксусный ангидрид приобретался в поликлинике у фельдшера-ветеринара.

Контроль оборота прекурсоров является одной из тех областей, где незаконная деятельность соприкасается с законным рынком. Поэтому, по мнению ФСКН России, основанному на рекомендациях Международного комитета по контролю над наркотиками, целесообразно на более широкой основе привлекать к сотрудничеству законопослушные промышленные компании и фирмы - дистрибьюторы, вести профилактическую и информационную работу. Это, несомненно, позволит сглаживать острые углы, нивелировать давление на общественное мнение, следствие, прокуратуру и суды, а также оказывать влияние на заблуждающихся или предвзято информированных правозащитников и журналистов "сочувствующих" изданий.

В заключение необходимо отметить, что меры, направленные на установление государственного контроля за оборотом прекурсоров, не продиктованы "ужесточением" российского законодательства в указанной сфере. Основной их целью является создание стройной и эффективной системы предупреждения поступления прекурсоров в незаконный оборот, не препятствующей вместе с тем развитию предпринимательства в фармацевтической, химической и других отраслях хозяйства Российской Федерации.

Такой подход ФСКН России к решению вопроса государственного контроля за оборотом прекурсоров поддерживает В.П.Иванов, президент Российского союза химиков, в состав которого входит около 1000 крупных производителей и потребителей прекурсоров, а также многие другие законопослушные участники рынка этой категории веществ.

Начальник отдела

Управления по контролю

за легальным оборотом

наркотиков ФСКН России,

к.т.н.

А.ШЕНДЕРЕЙ