Мудрый Юрист

Причины отмены оправдательных приговоров судов с участием присяжных заседателей

Чурилов Ю.Ю., преподаватель Курского филиала Орловского юридического института МВД России.

В судебной практике оправдание по уголовным делам, рассмотренным судом с участием присяжных заседателей, носит распространенный характер. Средний показатель оправданных лиц (от общего числа лиц, в отношении которых были окончены производством дела) за период с 1994 по 2007 г. составил 17%, а количество оправданных мировыми судьями и районными судами традиционно не превышает 1% <1>. С учетом того что предварительное расследование по уголовным делам, рассматриваемым судами присяжных и обычными судами, проводят одни и те же следственные органы, критики суда присяжных со времени его появления в России указывали, что недостатки его деятельности следует искать как в области народного правосознания, так и в несовершенстве его организационных и процессуальных форм <2>. В качестве традиционного аргумента неэффективности суда присяжных выступает и высокий показатель отмены оправдательных приговоров, который в среднем за период с 1996 по 2007 г. составил 40,2% <3>. Даже если учитывать количество оправдательных приговоров, вступивших в законную силу, процент оправданий судом присяжных все равно остается достаточно высоким и отражает, на наш взгляд, действительную картину справедливого правосудия. Однако данный вывод не снимает актуальности проблемы отмены оправдательных приговоров, исследование которой имеет большое значение для оценки деятельности суда присяжных.

<1> См.: Судебная статистика. Сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ // http://www.cdept.spb.ru/.
<2> См.: Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности: Статьи по судебным вопросам. Т. 1. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1900. С. 221 - 222; Попова А. Суд присяжных - шаг в будущее или назад в прошлое? // http://metodt.narod.ru/juri.html.
<3> См.: Судебная статистика. Сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ // http://www.cdept.spb.ru/.

В соответствии с ч. 2 ст. 379 УПК РФ основаниями отмены судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, являются основания, предусмотренные п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 379 УПК РФ. При этом исключается такое основание, как несоответствие выводов суда изложенным в приговоре фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, поскольку оспаривать вердикт коллегии присяжных заседателей недопустимо (ч. 4 ст. 347 УПК РФ). В этой связи попытки государственных обвинителей обосновать в кассационных представлениях несогласие с оправдательным приговором ссылками на иное понимание доказательств вины подсудимых, исследованных в судебном заседании, расцениваются Верховным Судом РФ как непрофессиональные <4>. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ограничение круга оснований отмены оправдательного приговора, постановленного на основании вердикта присяжных, обусловлено тем, что присяжные заседатели решают только вопросы, касающиеся доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления, и что они, не будучи профессиональными судьями и основываясь при оценке доказательств и принятии решения преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе представлениях о справедливости, не обязаны это решение мотивировать <5>.

<4> См.: приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 367-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шайхутдинова Ф.А. на нарушение его конституционных прав положениями статей 42, 45, 49 - 52, 277, 328, 336, 377, 381 и 385 УПК РФ" // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. N 20. С. 15.

Подавляющее большинство случаев отмены оправдательных приговоров, постановленных с участием присяжных заседателей, связано с нарушением норм УПК РФ, к которым согласно ч. 2 ст. 385 УПК РФ относят только такие нарушения уголовно-процессуального закона, которые:

Выявление подобных нарушений является весьма сложным, поскольку УПК РФ не содержит их конкретного перечня.

Ограничение прав прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств, влекущее отмену оправдательного приговора, постановленного с участием присяжных заседателей, может быть связано с отклонением судьей обоснованных ходатайств прокурора, потерпевшего или его представителя об исследовании доказательств либо с необоснованным исключением допустимых доказательств <6>.

<6> См.: приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // СПС "КонсультантПлюс"; п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23 "О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2008. С. 401.

Анализ судебной практики отмененных оправдательных приговоров свидетельствует о следующих наиболее распространенных случаях нарушений норм УПК РФ, влияющих на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них.

  1. Неправильное формулирование председательствующим судьей вопросов в вопросном листе и непринятие мер по соблюдению процедуры судопроизводства. Неправильное формулирование вопросов в судебной практике связано со случаями, когда не поставлен основной вопрос о доказанности совершения подсудимым деяния (например, формулируется вопрос о том, доказано ли присутствие подсудимого во время причинения ранений, повлекших смерть потерпевшего, на месте происшествия); не поставлен вопрос о доказанности совершения подсудимым всех вмененных ему деяний; основной вопрос о доказанности совершения подсудимым деяния разделен на два вопроса (например, вопрос о событии преступления разделен на два: о доказанности причинения потерпевшему огнестрельного ранения в результате выстрела в живот и о доказанности наступления смерти потерпевшего от этого выстрела, т.е. о причине смерти при взаимоисключающих ответах на оба вопроса); постановлен вопрос, требующий юридической оценки при вынесении вердикта (о формах вины, способах совершения преступления и т.п.); постановлены вопросы таким образом, что по сравнению с формулой обвинения изменены время, место и другие обстоятельства совершения преступления <7>.
<7> См.: Шурыгин А. Правоприменительная практика рассмотрения дел с участием коллегии присяжных заседателей // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 1, 2. С. 10; приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // СПС "КонсультантПлюс".

Нарушения процедуры судопроизводства могут быть связаны с незаконным воздействием на присяжных заседателей, когда в присутствии присяжных заседателей исследовались вопросы, не указанные в ч. 2 ст. 334 УПК РФ, которые могли повлиять на содержание вердикта (например, исследование вопросов о допустимости доказательств, в т.ч. вызов и допрос свидетелей по указанным обстоятельствам, а также постановка перед присяжными заседателями вопроса о допустимости доказательств) <8>; в судебном заседании в присутствии присяжных заседателей исследовались данные о личности подсудимого в нарушение ч. 8 ст. 335 УПК РФ; в судебном заседании стороны ссылались на неисследованные судом доказательства, на доказательства, признанные недопустимыми, или на применение незаконных методов ведения следствия <9>; председательствующий при произнесении напутственного слова нарушил ч. 2 ст. 340 УПК РФ (например, высказал свое мнение о достоверности каких-либо доказательств, о доказанности обвинения, не напомнил присяжным о всех исследованных доказательствах, а только лишь о доказательствах защиты, либо ограничился перечислением протоколов следственных действий и пр.); в нарушение ст. 336 УПК РФ в прениях стороны ссылались на криминологическую ситуацию в стране, данные статистики, какие-либо примеры из судебной практики, мнение общественности по рассматриваемому делу или по аналогичным делам <10>.

<8> Обзор судебной практики рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 7. С. 10; приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2008. С. 401.
<10> См.: приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // СПС "КонсультантПлюс".

В случаях, когда подобного рода нарушения являются существенными и принимают массовый характер, судебная практика допускает возможность отмены оправдательного приговора независимо от того, принимались ли нет меры по прекращению незаконного воздействия на присяжных заседателей. И, наоборот, отдельные попытки кого-либо из участников судебного разбирательства довести до присяжных заседателей сведения, не подлежащие исследованию в их присутствии, если они председательствующим судьей своевременно пресекались, а присяжным заседателям давались соответствующие разъяснения о том, что такую информацию они не должны принимать во внимание при вынесении своего вердикта, не расцениваются в качестве основания отмены оправдательного приговора <11>.

<11> См.: Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 68-О07-3СП // СПС "Гарант".

Непринятие председательствующим мер по соблюдению процедуры судопроизводства влечет отмену оправдательного приговора также в случаях, когда председательствующий незаконно распустил коллегию присяжных заседателей <12>, не выполнил просьбу присяжных заседателей о возобновлении судебного следствия в порядке ст. 455 УПК РФ, если это могло существенно повлиять на исход дела; присяжные не дали ответ на один из вопросов и старшина единолично внес ответ на этот вопрос в зале суда; присяжные заседатели положительно ответили на первый вопрос о доказанности деяния, но не ответили на остальные вопросы о доказанности совершения деяния подсудимым и его виновности; согласно вопросному листу присяжные заседатели отрицательно ответили на один из поставленных вопросов, однако за указанный ответ проголосовало меньшинство; присяжные заседатели дали противоречивые ответы на поставленные вопросы, а председательствующий не принял меры к устранению противоречий <13>.

<12> См.: Обзор практики Кассационной палаты Верховного Суда РФ за 2002 год по делам, рассмотренным краевыми и областными судами с участием присяжных заседателей // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 5. С. 10.
<13> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел в кассационном и надзорном порядке в 1995 году // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 7. С. 10; Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 19.06.1997 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 2. С. 10; Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2004 N 16-о04-36сп // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 10; Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2005 N 67-о04-94сп // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
  1. Нарушение процедуры судопроизводства присяжными заседателями наиболее распространено на практике в случаях нарушения присяжным заседателем обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 333 УПК РФ (например, когда присяжный заседатель самостоятельно проводил расследование, во время перерыва беседовал с потерпевшим, в результате чего другие присяжные могли получить сведения помимо тех, которые исследовались в судебном заседании; выходил из совещательной комнаты и общался с посторонними лицами) <14>.
<14> См.: Обзор судебной практики рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 7. С. 10.

Отдельную группу нарушений, влекущих отмену оправдательного приговора, составляют нарушения, связанные с формированием коллегии присяжных заседателей, выражающиеся в сокрытии кандидатами в присяжные заседатели информации об обстоятельствах, исключающих участие лица в качестве присяжного заседателя в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 31.03.2005) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ". В эту группу нарушений следует отнести и неисполнение кандидатами в присяжные заседатели ч. 3 ст. 328 УПК РФ, обязывающей их правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и предоставлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. Подобные нарушения препятствуют выяснению сторонами обстоятельств, исключающих участие присяжных заседателей в рассмотрении уголовного деле, не дают сторонам возможности воспользоваться правом на заявление отвода (ст. ст. 328, 330 УПК РФ) и в конечном итоге могут повлиять на вынесение вердикта присяжными заседателями. Однако УПК РФ не раскрывает, какая именно информация о личности, сокрытая кандидатами в присяжные заседатели, имеет квалифицирующее значение для решения вопроса об отмене оправдательного приговора. Судебная практика приводит лишь ее примерный перечень: сведения об осуждении кандидатов в присяжные заседатели и их близких родственников, о привлечении их и родственников в прошлом к административной либо уголовной ответственности, о прохождении службы в органах внутренних дел, о знакомстве с подсудимым, о наличии родственных связей со свидетелями <15>. Наоборот, судебная практика не рассматривает в качестве нарушения ч. 3 ст. 328 УПК РФ, влекущего отмену оправдательного приговора, например, сокрытие кандидатом в присяжные заседатели информации о его проживании с государственным обвинителем в одном доме; наличие у супруга погашенной судимости; помещение кандидата в присяжные заседатели в прошлом в медвытрезвитель; незнание кандидатом в присяжные заседатели сведений о судимости близкого родственника либо осуждение родственника после формирования коллегии присяжных заседателей; работа кандидата в присяжные заседатели в прошлом водителем в органах внутренних дел и состояние в браке с сотрудником милиции, которые могут быть истолкованы в пользу обвинения, а не оправдания <16>. Также согласно судебной практике, если участники процесса не задавали кандидатам в присяжные заседатели соответствующих вопросов, их неосведомленность об указанной информации не может в последующем влиять на законность приговора <17>.

<15> См.: приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс"; Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2006 N 13-о06-1сп // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс"; Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2003 N 15-о03-25спр // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 8. С. 10; Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2006 N 49-о05-94сп // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
<16> См.: приложение к письму Генеральной прокуратуры РФ от 09.03.2004 N 12/12-04 "Обзор судебных решений по уголовным делам, рассмотренным судами присяжных" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс". Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2006 г. N 22-О06-23СП; Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2007 N 66-о07-92сп // СПС "КонсультантПлюс".
<17> См.: Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2008 N 72-о07-46СП // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10.04.2006 N 59-П06ПР // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9. С. 10.

В связи с распространенностью практики отмены оправдательных приговоров по указанным основаниям следует признать, что существующая процедура отбора кандидатов в присяжные нуждается в совершенствовании. Представляется необходимым создать более эффективные механизмы установления подлинных данных о личности присяжных заседателей, не зависимых от правдивости самих кандидатов в присяжные, и ввести в УПК РФ примерный перечень обстоятельств, выработанных судебной практикой, препятствующих участию присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела и являющихся основанием для их мотивированного отвода.

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с особенностями процедуры рассмотрения уголовных дел в суде присяжных роль профессиональных юристов возрастает на всех этапах уголовного процесса. Именно от качества их деятельности во многом зависит, будет ли виновный осужден, а невиновный оправдан. Большое количество ошибок при постановлении оправдательных приговоров в суде с участием присяжных заседателей допускается по вине профессиональных судей, в т.ч. после того, как вердикт коллегии присяжных заседателей постановлен в соответствии с требованиями закона. Высокий показатель отмены оправдательных приговоров также является следствием несовершенства уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок формирования коллегии присяжных заседателей.