Развитие "электронной демократии" в странах запада 1
<1> Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. N 9(354). С. 40 - 44. В данной статье используются доклады международных организаций и материалы органов власти ряда стран об использовании ICT по вопросам развития "е-демократии": Council of Europe CAHDE Workshop on e-Parliament Vienna, 12 December 2007; The World e-Parliament Report 2008. United Nations. ST/ESA/PAD/SER.E/124; http://www.electoralcommission.org.uk/elections/.Сундатова О.Ю., ведущий советник ситуационного отдела Аналитического управления.
Ходина Э.В., консультант ситуационного отдела Аналитического управления.
Во всем мире активно создаются "электронные правительства" <2> (e-government) на базе сети Интернет. Это объясняется повышением политической активности населения в связи с появлением новых возможностей влияния на политическую и экономическую жизнь через сайты и порталы.
<2> Под "электронным правительством" обычно понимается единая социально ответственная и информационно открытая, с постоянной обратной связью, организация власти.По данным ООН, в мире отмечается существенное продвижение в развитии "электронного правительства" <3>. На сегодня из 192 стран - членов ООН только три страны не проводят политику информатизации государственного управления (Центрально-Африканская Республика, Сомали и Замбия).
<3> United Nations e-government Survey 2008: From e-government to Connected Governance. ST/ESA/PAD/SER.E/112, United Nations, New York, 2008.Согласно исследованию ООН в 2007 г. Швеция оказалась самой подготовленной страной по предоставлению Правительством своих услуг в режиме онлайн, затем идут Дания, Норвегия и США. Россия находится на 60-м месте.
В США самый высокий индекс участия граждан в диалоге с Правительством, далее следуют Республика Корея, Дания и Франция. Россия занимает 98-е место.
В соответствии с развитием концепции "электронного правительства" возникла и стала бурно развиваться идея "электронной демократии" <4> (e-democracy).
<4> Термин "электронная демократия" (e-democracy) впервые предложили ученые США и Великобритании, и он довольно быстро приобрел популярность в научных кругах. Как правило, под "электронной демократией" понимают использование новых информационных технологий для защиты и развития основных демократических ценностей, и в первую очередь для участия граждан в процессе принятия решений органами власти, т.е. в целях приобщения граждан к политическому процессу.Концепция "электронной демократии" направлена на предоставление гражданам возможности участвовать в политической жизни страны и видеть результативность своих действий. Возможности использования Интернета и его информационной структуры в данной области практически неисчерпаемы. Это информирование населения о претендентах на выборные должности, распространение информации о партиях, участие граждан в электронных форумах политической направленности, в электронном голосовании и выборах.
В разных странах есть свои особенности в продвижении мероприятий "электронной демократии".
В США "электронная демократия" развивается все интенсивнее, вытеснив "теледемократию" на второй план. Наиболее популярна в США такая сторона "электронной демократии", как компьютерное лоббирование (интернет-лоббирование). Оно включает в себя три основных направления: использование компьютерных сетей в качестве информационного ресурса для лоббирования; прямое информационное давление через компьютерные сети; использование компьютерных сетей для непосредственного общения с должностными лицами органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Например, компания бывшего советника Президента США Билла Клинтона Дика Мориса "Голосуй.ком" (Vote.Com) информирует общественность (на наиболее рейтинговых веб-порталах) о планах законодательных работ Конгресса США и дополняет законопроекты различными экспертными и аналитическими материалами, а также предлагает посетителям данных сайтов голосовать "за" или "против" по разным вопросам, которые рассматриваются в парламенте. Итоги интернет-голосования в электронном виде направляются официальному лицу законодательного органа. Помимо этого, данная служба берет на себя обязательства сообщать участникам голосования о количестве проголосовавших лиц по конкретному вопросу, а также о том, как проголосовал в парламенте конгрессмен или сенатор, получивший это электронное послание. Таким образом, Интернет постепенно становится одним из основных каналов информации в лоббировании, в особенности на национальном уровне.
С самого начала появления сети Интернет общественностью обсуждается возможность участия в выборах и референдумах, не выходя из дома. Несомненно, что прямые выборы через Интернет увеличат число голосующих.
В 2001 г. председатель Палаты общин британского парламента Робин Кук сообщил, что граждане Великобритании смогут голосовать через Интернет на следующих парламентских выборах. Такая инициатива была предложена в связи с чрезвычайно низкой избирательной активностью на выборах 2001 г. Тогда на участки пришло рекордно низкое для Великобритании количество граждан - 59%. Британские парламентарии надеются, что возможность голосования через Интернет привлечет к избирательному процессу молодежь.
Пилотные проекты - использование сети Интернет - были неоднократно опробованы на местных выборах в течение последних лет. Так, 3 мая 2007 г. в Великобритании состоялись выборы в местные органы власти. В 13 городах (Шеффильд, Свиндон и др.) выборы проходили с использованием голосования через Интернет, почту и телефон. Избирательная комиссия представила в Правительство свои выводы, на основании чего Правительство должно разработать стратегию модернизации избирательного процесса.
Аналогичные предложения получили поддержку парламентов Франции и Эстонии. Кроме того, подобные проекты рассматриваются законодательными собраниями ряда других европейских и азиатских стран.
Для США, учитывая, что более 70% взрослого населения имеют дома доступ к сети Интернет, большинство школ и библиотек подключены к Сети, характерно появление сетевых сообществ, позволяющих не только общаться, но и координировать свои действия. Причем материалы включают тексты, фотографии, звуковые файлы, видеоматериалы. Социальные сети ведут работу по поддержке своего кандидата, проводят сбор средств, привлекают на свою сторону граждан.
В парламенте Шотландии работает система подачи прошений (e-petitioning), которая позволяет каждому гражданину предложить для рассмотрения любой вопрос. Все запросы рассматриваются, и на каждый готовится ответ. Это новый тип политических дебатов.
Подобную систему попытается внедрить парламент Великобритании. В 2007 г. более 7% граждан обратились в парламент. В настоящее время не налажен механизм обработки обращений граждан. Члены парламента выступают за то, чтобы рассматривать обращения на заседаниях соответствующих комитетов.
В Великобритании существует ряд сайтов, относящихся к деятельности парламента и позволяющих гражданам не только получать подробную информацию о деятельности парламента, но и участвовать в обсуждении наиболее важных вопросов жизни страны. На сайте парламента можно найти подробную информацию о рассматриваемых законопроектах, этапах их прохождения. Однако отсутствует возможность участия граждан в обсуждении, обратная связь.