Мудрый Юрист

Досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Какому порядку быть?

Митин Г.Н., советник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии. На практике часто возникают вопросы относительно порядка такого прекращения полномочий, затягивается процедура назначения новых членов комиссий, предложенных взамен старых, возможно, нарушаются и права общественных объединений, которые не знают о предоставленном им законом праве предложения новой кандидатуры. В связи с этим в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации готовится порядок досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и замещения вакансии, касающийся отдельных вопросов, законодательно не урегулированных. Как полагаем, он должен отражать следующие основные моменты.

Основания досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, перечисленные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" можно логически разделить на три группы:

В случае добровольного сложения своих полномочий член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации подает письменное заявление в назначивший его орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Заявление члена комиссии о сложении полномочий должно быть мотивировано.

Согласно подп. "а" п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявление члена комиссии о добровольном сложении своих полномочий не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников. В иных случаях орган государственной власти субъекта РФ должен отказать члену комиссии в удовлетворении заявления.

Орган должен выяснить факт добровольности подачи членом комиссии заявления о сложении полномочий: должно быть исключено какое-либо давление на члена комиссии. Сложнее, когда сам орган оказывает определенное влияние на члена комиссии. В связи с этим председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязан проявлять пристальное внимание к процедуре рассмотрения заявления члена комиссии о сложении полномочий. Кроме того, он должен поставить в известность члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, с которым избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет взаимодействие. Таблица распределения субъектов Российской Федерации, с избирательными комиссиями и органами государственной власти которых взаимодействуют члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, содержится в приложении к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. N 2/16-5 (в ред. Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. N 73/603-5) <1>.

<1> Вестник ЦИК России. 2007. N 4(207). С. 147 - 148; Вестник ЦИК России. 2008. N 3(225). С. 184 - 186.

Решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации об удовлетворении заявления члена комиссии в нарушение положений ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должно быть обжаловано председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в суд. На дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации распространяются общие правила подсудности <2>. В Гражданском процессуальном кодексе РФ и Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нет прямого указания на то, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов подсудны суду субъекта Российской Федерации <3>. Таким образом, дела об оспаривании решений органа государственной власти по данному вопросу подсудны районному суду.

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.
<3> Определение Верховного Суда РФ от 18 октября 2002 г., дело N 5-Г02-140. Документ не опубликован.

При наличии оснований, предусмотренных п. 1, 4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обращается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, назначивший члена комиссии, с предложением о досрочном освобождении члена комиссии от обязанностей.

В соответствии с п. 10, 11 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и назначении нового члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в течение месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления. Уклонение от принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть обжаловано в суд. Самостоятельно освободить члена комиссии от обязанностей избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не может.

В случае наступления событий, предусмотренных п. 8 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия члена избирательной комиссии прекращаются немедленно. Соответственно орган, в свое время принявший решение о назначении выбывшего члена комиссии, не должен принимать решение о прекращении полномочий данного члена комиссии <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации - НОРМА, 2003.

<4> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. М., 2007. С. 318.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации должна заактировать факт прекращения полномочий члена комиссии. Решение комиссии должно только подтверждать наступление указанных событий. Для этого председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации обязан принять все необходимые меры для получения от уполномоченных органов документов, подтверждающие указанные события. К ним относятся: копия решения суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; копия решения суда о признании члена комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; заверенная копия свидетельства о смерти; документы, подтверждающие утрату членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Решение суда должно вступить в законную силу, до этого момента член комиссии считается исполняющим свои обязанности.

В день освобождения члена комиссии от своих обязанностей (выбытия члена комиссии из ее состава) председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации извещает соответствующую политическую партию, если освобожденный от обязанностей член комиссии был назначен на основании предложения этой политической партии, об открывшейся вакансии и сроке внесения предложений по новой кандидатуре члена комиссии. Иное было бы нарушением права политических партий на квоту в составе избирательных комиссий.

Если член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации был назначен не на основании предложения политической партии, в течение рабочего дня со дня освобождения члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации от своих обязанностей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации следует разместить на интернет-сайте избирательной комиссии субъекта Российской Федерации информацию об открытии вакансии с указанием органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимающего предложения по кандидатуре нового члена комиссии, и сроков приема таких предложений. Также следует указать субъектов, имеющих право вносить предложения по кандидатурам членов комиссий: политические партии, представительные органы муниципальных образований, общественные объединения.

В случае если в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", новый член комиссии назначен не будет, этот вопрос должен быть решен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом положений п. 7 ст. 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При этом сроки принятия решения Центральной избирательной комиссией следует установить по аналогии. Общий срок - один месяц, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее чем через десять дней с момента истечения срока, установленного п. 11 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации также следует уведомить соответствующую политическую партию, если освобожденный от обязанностей член комиссии (выбывший член комиссии) был назначен на основании предложения этой политической партии, о необходимости предложения новой кандидатуры члена комиссии. Если же член комиссии не был предложен политической партией, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации размещает информацию об открытии вакансии члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации посредством интернет-сайта - www.cikrf.ru либо направляет соответствующее извещение в СМИ.

К сожалению, порядок не может предусматривать ответственности за нарушение указанных в нем сроков и процедур. Это прерогатива закона. Однако ее отсутствие не отменяет права заинтересованных субъектов на обращение в суд с заявлениями об отмене соответствующих решений. И, конечно же, соблюдение порядка в первую очередь зависит от самих избирательных комиссий.