Мудрый Юрист

Передвижные аптечные пункты поставят на законодательные рельсы

"Фармацевтический вестник", 2008, N 31

Комитет Госдумы по охране здоровья работает над концепцией законопроекта, который разрешит торговлю лекарствами в передвижных аптечных пунктах. Депутаты уверены, что подобная мера поможет решить проблему лекарственного обеспечения сельского населения, численность которого в России превышает 38 млн. человек. В ряде регионов власти с нетерпением ждут принятия законопроекта и уже подсчитывают, в какую сумму им обойдется создание автопарка. Расчеты они приводят разные - от 80 до 300 тыс. руб. за один передвижной пункт. Между тем в надзорных органах предрекают, что в случае прохождения этой инициативы встанет вопрос в отношении контроля качества реализуемых в передвижных аптеках лекарственных средств.

Депутаты Комитета по охране здоровья вместе с Минздравсоцразвития России работают над концепцией закона, который разрешит торговлю лекарствами в передвижных аптечных пунктах. Об этом сообщила 22 сентября председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова. По ее словам, такой закон поможет решить проблему лекарственного обеспечения населения сельской местности, где отсутствуют стационарные медицинские и аптечные организации. Она также отметила, что вся система лекарственного обеспечения граждан нуждается в реформировании: "Это касается в первую очередь обеспечения равнодоступности эффективных и качественных лекарств для всех слоев населения при амбулаторном и стационарном лечении".

В Минздравсоцразвития России "ФВ" пояснили, что знакомы с данной инициативой Комитета Госдумы. Как отмечают в министерстве, в данный момент лицензирование деятельности по продаже лекарств в передвижных аптечных пунктах не осуществляется, а вопрос обеспечения равнодоступности лекарственных средств для сельских жителей решается на региональном уровне - прежде всего за счет открытия аптечных пунктов при ФАПах, а также при кабинетах общеврачебной практики (ОВП). "В случае, если это невозможно, медицинские работники могут доставлять лекарственные средства жителям сельских территорий на основании договора, заключенного с аптечным учреждением. Подобная практика реализуется во многих регионах", - заявили в Минздравсоцразвития России.

Представители федеральных и региональных органов здравоохранения уже говорят, что работа над концепцией законопроекта будет крайне непростой, а его реализация - весьма проблемной для некоторых регионов. В сельской местности проживает около 38 млн. россиян.

Советник руководителя Росздравнадзора Максим Лакомкин, в частности, отмечает, что в концепции нужно учесть необходимость разработки и утверждения четких стандартов комплектования необходимым оборудованием и порядок работы таких пунктов: "Для возможности контроля их деятельности они должны работать только при наличии маршрутного листа и графика перемещений". Кроме того, передвижные аптечные пункты должны быть закреплены за конкретными стационарными аптечными учреждениями, крупными фармацевтическими дистрибьюторами или лечебно-профилактическими учреждениями, а не существовать сами по себе. "И, наконец, непременное условие работы таких аптечных пунктов - жесткий контроль условий хранения и порядка обеспечения качества лекарственных средств", - уверен Максим Лакомкин.

"Для организации таких передвижных аптечных пунктов потребуются разработка нормативного обеспечения и внесение изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, в отраслевой стандарт, регламентирующий правила розничной торговли, и в другие документы", - считает проректор по внебюджетной деятельности Пермской государственной фармацевтической академии, докт. фарм. наук, проф. Анна Солонинина.

С г-ном Лакомкиным и г-жой Солонининой соглашается директор ГУП "Аптека N 117" Егорлыкского района Ростовской области Наталья Сухомлинова: "Контроль за передвижным пунктом должен осуществляться государственным аптечным учреждением". По ее оценке, стоимость пункта не превысит 300 тыс. руб. Зам. министра здравоохранения Астраханской области (в регионе уже проводили первичную оценку запуска такого проекта передвижных аптечных пунктов) Игорь Ливинсон оценивает стоимость создания одного передвижного аптечного пункта в 80-130 тыс. руб.: "В нашем регионе для этого планируем закупать специальные автомобили с оборудованием. Также важно, что впоследствии к этому процессу можно будет привлекать и частные аптечные сети. Если они закупят необходимое оборудование, пройдут его лицензирование, то наравне с региональными аптечными пунктами смогут заниматься торговлей в селах. От этого аптеки увеличат свою прибыль, и население будет иметь доступ к лекарственной помощи".

Примечательно, что не только в Астраханской области заинтересованы в скорой разработке такого законопроекта. Как рассказала "ФВ" зам. министра здравоохранения Свердловской области по фармацевтической деятельности Нина Муратова, ее ведомство уже обращалось в Минздравсоцразвития России с просьбой разрешить работу передвижных аптечных пунктов. "Это необходимо для того, чтобы можно было обеспечить лекарствами жителей населенных пунктов, где нет аптечных учреждений, ФАПов и ОВП. Обеспечить все деревни области фармацевтами для работы в стационарных аптечных учреждениях практически невозможно. Предварительная договоренность с одним из свердловских автозаводов по выпуску автоаптек уже достигнута. Однако возможная стоимость одного передвижного аптечного пункта пока еще не просчитана", - заметила г-жа Муратова.

Однако отраслевые эксперты и участники рынка считают, что сложностей в случае разрешения деятельности передвижных аптечных пунктов и фармкомпаниям, и надзорным органам не избежать. "В условиях передвижного аптечного пункта невозможно строго выдерживать санитарно-технические требования", - говорит директор аптечной сети ОАО "Смоленск-Фармация" Александр Иванов. Руководитель Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан, докт. фарм. наук, проф. Рустэм Сафиуллин предполагает, что в случае разрешения деятельности передвижных аптечных пунктов остро встанет вопрос в отношении контроля за качеством реализуемых лекарственных средств: "Очевидно, что мобильная аптека ограничит возможности контрольно-надзорных органов по проверкам соблюдения лицензионных требований и условий".

"Нельзя исключить возможности использования таких пунктов для недобросовестной конкуренции. В частности, торговля лекарствами из передвижных аптечных пунктов в тех территориях, где есть стационарные аптечные объекты, может привести к снижению рентабельности имеющихся и без того малорентабельных аптечных объектов", - предупреждает Анна Солонинина.

О.КОНСТАНДОГЛО,

И.ПЕТРУХИНА,

А.ТЮХ,

С.МАМАЙ,

Е.КОЗЛОВА