Мудрый Юрист

Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы № 2

Федосеева Н.Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" <1> в Российской Федерации с 2002 г. осуществляется построение системы электронного государства. Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531, а также на специально созданном сайте по адресу: http://www.e-rus.ru.

В странах, которые в числе первых серьезно обратили внимание на ИТ-разработки, в первую очередь в США <2> и Великобритании, электронное государство рассматривается как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом <3>.

<2> Известно, что сам термин "electronic government" впервые начал использоваться во времена администрации президента США Билла Клинтона. Русский вариант термина - "электронное правительство" появился как калька с английского вслед за такими категориями, как "электронная торговля" (e-commerce), "электронный бизнес" (e-business) и др. Англоязычный термин e-government достаточно многозначен. Широко распространенный в России его перевод - "электронное правительство". Однако это только одно из его значений. В современном английском языке, например в международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин "government" применяется для обозначения государства как политического института в целом, представленного тремя ветвями власти, а не только центральным органом исполнительной власти (правительством). Поэтому представляется более правильным использование термина "электронное государство".
<3> См.: Голобуцкий А.П., Шевчук О.Б. Электронное правительство. Киев: UMC-Атлант, 2002; Knowledge Management and ICT for Public Administration // The Network of Institutes and Schools of Public Administration in Central and Eastern Europe (www.nispa.sk); Компьютеризация государственного управления // Бюро международных информационных программ. Государственный департамент США // usinfo.state.gov, 30.10.2002.

Электронное государство в западном восприятии состоит из трех основных модулей <4>:

<4> См.: Андронова О., Николаев А. Электронное правительство в Европе и мире // http://www.ci.ru/inform22_01/p_06oo.htm.<5> Примером сегмента G2G в России является электронное взаимодействие между участниками бюджетного процесса, включающее в себя следующие каналы: финансовое управление - казначейство, главные распорядители бюджетных средств - казначейство, получатели бюджетных средств - казначейство, казначейство - уполномоченная кредитная организация. См.: Аналитический обзор возможных механизмов взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами на основе использования ИКТ. М.: ООО "АЙ-ФЕРСТ", 2003.<6> См.: Что такое электронное правительство? // Global Internet Policy Initiative (gipi.internews.ua).<7> См.: Голоскоков Л.В. К вопросу об элементах и структуре сетевого права // Право и государство: теория и практика. 2006. N 3. С. 133; Голоскоков Л.В. Будущие технологии сетевого права // Компьютерра. 2001. 30 янв. С. 46 - 47; Асфура А. Прошлое и будущее // Мир ПК. 2005. N 6. С. 78; Киви Б. Новояз для новых паспортов // Компьютерра. 2005. N 15. С. 10 и др.
<8> См.: Бачило И.Л., Петровский С.В. Нормативно-правовое обеспечение применения личных электронных социальных карт в субъекте Российской Федерации // Государство и право. 2005. N 6. С. 50 - 51.

Е.А. Яковлева добавляет также дополнительные модули - взаимодействие государственных органов определенной страны с зарубежными субъектами (иностранными гражданами, бизнесом, правительствами других стран и международными организациями), взаимодействие государственных органов с общественными организациями и органами местного самоуправления; взаимодействие государственных органов с партнерами и поставщиками необходимых услуг и др. <9>.

<9> См.: Яковлева Е.А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского государства: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. С. 54 - 55.

В странах ЕС принята официальная совокупность правительственных услуг, оказываемых on-line. Для граждан: поиски работы, налоги на прибыль, социальная безопасность, извещение о перемене адреса, персональные документы, общественные библиотеки, регистрация в высших учебных заведениях, регистрация автомобилей, регистрация рождения и вступления в брак, декларации для полиции, получение разрешения на строительство, медицинские услуги. Для бизнеса: налоги на добавленную стоимость, корпоративные налоги, регистрация новых компаний, таможенные декларации, передача информации для статистических организаций, социальные отчисления работодателей, общественное и административное снабжение, сфера окружающей среды. Для государственных служащих: устройство на работу, отчеты по командировкам, пенсии, субсидии и дотации, контроль за графиком работы, обучение служащих, перечень должностных лиц и служащих. Для других правительств: управление государственными закупками, управление кадрами, управление финансами, управление цепочками поставщиков, администрирование, управление деловыми поездками (командировками) служащих.

Концепция электронного государства предусматривает переход не только к электронному правительству, но также становление электронного правосудия и электронного парламента. В России также имеется опыт перехода к электронным сервисам в данной сфере.

Так, Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 1082-р) <10> основной целью имеет повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Основными задачами Программы являются: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности и др. Обеспечение открытости судебной власти предусматривает обеспечение подотчетности и контроля со стороны общества, достижение открытости судебной власти, в том числе: формирование информационных ресурсов правовых баз и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции; обеспечение открытого доступа к указанным базам и банкам данных при условии соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации; учет общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества и эффективности работы судов (2007 - 2011 годы).

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 33. Ст. 3652

В рамках данной Программы представляется необходимым создание единой информационной системы судов и Федеральной службы судебных приставов. Это позволит не только ускорить процесс исполнения судебных актов, но и избежать случаев предъявления для принудительного исполнения поддельных исполнительных судебных документов.

Приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизация деятельности судебной системы, в том числе: создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации; реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов; введение информационной системы судов общей юрисдикции государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие"); формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N 805) <11> предусматривала информационное обеспечение судебной системы в целях простого создания в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами, т.е. о концепции электронного государства в то время речи не шло.

<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4623.

Следует отметить, что необходимо разграничивать понятия "электронное правосудие" и "информатизация судов". Информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве подсобного средства, но не как процессуальное средство.

Несмотря на то что информатизация судов в России идет полным ходом, единой сети для всех арбитражных судов пока нет. Тем не менее само по себе объединение арбитражных судов в единую компьютерную сеть - это еще не электронное правосудие. Публикация всех судебных решений в Интернете, появление веб-сайтов судов - тоже не электронное правосудие. "Электронное правосудие возникает тогда, когда в наше процессуальное законодательство будут внесены изменения, позволяющие совершать процессуальные действия в цифровой форме..." <12>.

<12> http://www.elrussia.ru/09/06/2008.

В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение этого дела из суда в суд в электронной форме, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений и пр.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) Антон Иванов считает, что уже через год-полтора иски в российские суды можно будет подавать через Интернет. Об этом он сообщил 9 июня 2008 г. на прошедшем в городе Москве совещании председателей советов судей субъектов Российской Федерации. Говоря об арбитражных судах, он заметил, что многие спорящие стороны готовы подавать иски в электронном виде - в этом заинтересованы и госструктуры, например налоговые органы, крупные компании и крупные объединения адвокатов. При этом председатель ВАС РФ предложил ограничить круг лиц, уполномоченных подавать иски через Интернет, и рассказал, что в США такое право есть только у адвокатов. В случае реализации этой инициативы может возникнуть проблема: компания, не имеющая корпоративного адвоката, получит информацию о подаче иска против нее только после того, как он поступит в суд. Зато о нем узнают другие, пусть даже легальные пользователи, имеющие доступ к базе, что может нанести вред репутации ответчика. Один из выходов из подобной ситуации - платный доступ всех желающих к полной базе электронного правосудия. Такая практика существует, в частности, в Соединенных Штатах Америки <13>.

<13> См.: Плешанова О. Бизнесу обещано электронное правосудие // Коммерсантъ. 2006. 25 мая.

Кроме того, разработаны также изменения в процессуальное законодательство, которые позволят свидетелям и представителям сторон выступать в суде посредством видеоконференцсвязи. "Это повысит доступность суда и даст экономию средств. У нас огромные пространства, и людям не придется летать за 2 тысячи километров, а достаточно будет прийти в свой суд и выступить там в специально оборудованной (системой видеоконференцсвязи) комнате, чтобы принять участие в судебном процессе, проходящем за пределами его родного города" <14>.

<14> http://www.elrussia.ru/09/06/2008

Однако в данном случае возникает проблема, связанная с подтверждением личности при использовании видеосвязи. Судья на заседании сможет видеть лицо истца, но он не будет уверен, что именно этот человек подал заявление. На первом этапе видеосвязь будет применяться в так называемых удаленных регионах. Как решение данной проблемы предлагается возложить установление личности на суд, в котором установлена видеоконференцсвязь <15>.

<15> См.: http://www.elrussia.ru/11/12/2006_Электронное_правосудие_становится_реальностью.

Сейчас в рамках Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы реализуется проект "Портал публикаций судебных актов": все решения, принятые ВАС РФ, будут бесплатно доступны в Интернете. Планируется также запуск проекта "Электронное дело": судья может в любое время прочитать дело, дать его своим коллегам, которые в силу своей компетенции имеют право с ним ознакомиться. Доступ к материалам дел в цифровом виде позволит судьям надзорной и апелляционной инстанций, получив заявление, быстро ознакомиться с деталями дела, а не ожидать его получения в бумажном виде. Этот проект интересен и сторонам процесса. Истец или ответчик могут ознакомиться с делом, это их право. В суде им выдадут компакт-диски с копиями всех материалов. Этот проект технологически удобен как для ВАС РФ, так и для участников процесса. Планируется создание справочно-информационной службы арбитражного суда. Любой предприниматель сможет зайти на портал, ввести необходимые данные, и система проинформирует его о ближайшем месте нахождения суда, подскажет, какую форму необходимо заполнить при подаче иска. Система предложит ознакомиться с примерами решений, принятых по подобным ситуациям. На портале можно будет набрать название компании, и система проинформирует, где, когда и в качестве кого (истца, ответчика или третьей стороны) эта фирма будет судиться в ближайшее время. Данная услуга представляет интерес для крупных организаций и холдингов. Часто обстоятельства складываются таким образом, что руководитель компании может и не знать, что вскоре ему придется присутствовать на судебном заседании в другом городе, например в качестве ответчика. Например, если обратиться к американскому опыту, то там на каждый иск есть свой бланк. Мы пока это себе позволить не можем, но будем стремиться к формализации. Планируется, что истец на портале заполняет необходимый бланк, распечатывает его, подписывает и относит в суд. Система автоматически оформит заявление необходимыми атрибутами. В суде специалист отсканирует штрих-код иска и сообщит номер дела.

Для становления в России электронного правосудия целесообразно введение правила, предоставляющего возможность осуществлять третейское разбирательство в режиме on-line, что способствовало бы доступности и эффективности данного способа защиты нарушенного или оспоренного права. Например, согласно п. 7 проекта Закона правил арбитража Интернета Великобритании (Draft of The Law of the Internet Arbitration Rules) <16> предварительное или окончательное решение арбитра должно быть отправлено в форме сообщения по электронной почте каждому из арбитров и сторонам спора. Подобное решение считается совершенным в письменной форме и подписанным арбитрами. По запросу любой из сторон арбитры в течение семи дней должны изготовить бумажную копию решения, если это необходимо для реализации последнего. В таком решении указывается место рассмотрения дела - Лондон, а также дата рассмотрения дела.

<16> См.: http://www.endispute.co.uk/cliff/dciaac.htm.

Если говорить о зарубежном опыте, то безбумажная технология ведения судебных дел используется в отдельных штатах США и Канады, а также в Великобритании. В Великобритании система электронного правосудия успешно строится с 2005 г. (данный процесс курирует созданная Судебная служба Ее Величества). Отмечается, что благодаря использованию в судебной деятельности современных технологий правосудие стало более доступным населению, ускорились судебные разбирательства <17>, увеличился процент исполнения судебных решений. В частности, были созданы следующие сервисы: центр обработки электронных денежных требований в основном от банков (в 2005 г. обработано 900000 таких требований), обработка денежных требований от индивидуальных заявителей (если возражений на такое требование не поступает, то оно рассматривается в упрощенном порядке без судебного разбирательства, за 2005 г. обработано 70000 исков), обработка и рассмотрение "владельческих" исков (за 2005 г. обработано 240000 исков) <18>.

<17> Сторонам в процессе сообщают о переносе слушаний по SMS.
<18> http://egg.elrussia.ru./index.php/26/07/06_Новые_электронные_услуги_в_английском_правосудии.

Английский пример показывает, насколько эффективным может быть применение современных технологий в судебной сфере, и доказывает, что электронное правосудие действительно работает.

Таким образом, становление электронного правосудия в России при условии решения отмеченных выше проблем, несомненно, несет в себе явные удобства и преимущества для граждан и бизнеса. Однако для перехода к новой системе отправления правосудия общество и государство должны быть готовы. А вследствие того, что гражданам ввиду известных причин гораздо сложнее перестроиться, чем бизнесу, электронное правосудие имеет больше перспектив скорейшего введения и распространения в арбитражных судах, нежели в судах общей юрисдикции.