Мудрый Юрист

Составляем график проведения ежегодной инвентаризации

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2008, N 7

Казалось бы, совсем недавно еще было лето, а уже пора думать о годовом отчете. И конечно же, начинаем мы, как обычно, с проведения ежегодной "предотчетной" инвентаризации.

Когда можно начинать инвентаризацию?

Разумеется, провести полную инвентаризацию всего имущества и обязательств организации за один день физически невозможно.

Поэтому в соответствии с нормами ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 1.5. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, далее - Методические указания по инвентаризации) организации, в том числе и бюджетные учреждения, могут начинать проводить обязательные ежегодные инвентаризации уже с 1 октября 2008 г. Результаты этих инвентаризаций считаются достаточными для подтверждения фактического наличия имущества и состояния расчетов при подготовке годовой отчетности за 2008 г.

Руководителю и главному бухгалтеру организации целесообразно составить график проведения инвентаризации, позволяющий в течение всего четвертого квартала 2008 г. планомерно, без суеты и лишнего напряжения выполнить все необходимые процедуры и "во всеоружии" подойти к формированию годового отчета за 2008 г.

Учтите особые сроки

При разработке графика инвентаризации нужно учесть указания вышестоящих органов, поскольку не каждое бюджетное учреждение может начинать проводить инвентаризацию отдельных объектов имущества прямо с 1 октября.

Так, руководителям и главным бухгалтерам управлений здравоохранения административных округов, учреждений, государственных унитарных предприятий, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, нужно руководствоваться сроками, установленными Приказом Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 05.08.2008 N 592 "О проведении инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств".

В соответствии с данным Приказом все учреждения, подведомственные Департаменту, обязаны провести в полном объеме инвентаризацию:

Кроме того, необходимо провести инвентаризацию имущества, не принадлежащего учреждению или предприятию, находящегося на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученного безвозмездно и в централизованном порядке.

Департамент здравоохранения Правительства Москвы устанавливает следующие сроки проведения инвентаризации в 2008 г.:

       Сроки      
              Объекты инвентаризации:                 
     в учреждениях      
здравоохранения
     в государственных       
унитарных предприятиях,
подведомственных Департаменту
Не ранее 1 октября
материальные запасы     
(кроме продуктов
питания)
- незавершенное производство;
- готовая продукция
на складах;
- сырье и прочие материальные
ценности
Не ранее 1 ноября,
но в сроки,
позволяющие
подготовить
ведомости не
позднее 15 декабря
медицинское оборудование
медицинское оборудование     
Не ранее 1 ноября 
прочие основные средства
прочие основные средства     
Не ранее 1 декабря
незавершенное           
капитальное
строительство
капитальные вложения         
По состоянию на   
1 января 2009 г.
- продукты питания;     
- денежные средства;
- денежные документы;
- бланки строгой
отчетности;
- суммы, выданные
под отчет;
- расчеты с банками
(по бюджетным и другим
счетам);
- расчеты с налоговыми
органами;
- расчеты с дебиторами
и кредиторами;
- незаконченные
капитальные ремонты
- незавершенный капитальный  
ремонт;
- расходы будущих периодов;
- денежные средства, ценности
и бланки строгой отчетности;
- расчеты по платежам
в бюджет;
- расчеты предприятий
и организаций с их
производственными единицами,
выделенными на отдельные
балансы;
- расчеты с вышестоящей
организацией;
- расчеты с дебиторами
и кредиторами;
- остальные статьи баланса

В любом случае инвентаризацию необходимо полностью завершить к 1 января 2009 г.

Строго соблюдайте указания

Вышестоящие органы также дают дополнительные указания о порядке проведения инвентаризации и оформления ее результатов.

В частности, в рассматриваемом Приказе Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 05.08.2008 N 592 даются следующие указания.

Во-первых, при проведении инвентаризации следует считать обязательным сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета, в связи с этим строго проверять правильность, полноту организации первичного учета и состояние технической документации.

Во-вторых, особое внимание необходимо обращать на выявление неучтенных и не оприходованных ранее основных средств и других ценностей.

В-третьих, нужно выявить неиспользуемое оборудование и материалы и в пояснительной записке к годовому отчету сообщить причины наличия неиспользованного оборудования и сроки его реализации.

В-четвертых, при инвентаризации драгоценных металлов, алмазов и изделий из них руководствоваться Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них и ведение отчетности при их производстве, использовании и обращении".

В-пятых, для проведения инвентаризации должны быть созданы рабочие инвентаризационные комиссии. Прежде всего необходимо утвердить центральную рабочую инвентаризационную комиссию и календарный план проведения инвентаризации, после чего следует распределить работников централизованной бухгалтерии по учреждениям для участия в инвентаризационных комиссиях.

Предъявите документы

В заключение отметим, что в соответствии с рассматриваемым Приказом N 592 необходимо также вовремя представлять в Департамент здравоохранения Правительства Москвы следующие документы:

 Срок представления  
        Вид документа        
    Подразделение    
Департамента
здравоохранения
До 1 октября 2008 г. 
Копии приказов о создании    
инвентаризационных комиссий
Управление           
бухгалтерского учета
и отчетности
До 15 декабря 2008 г 
Копии инвентарных ведомостей 
с перечнем неиспользуемого
медицинского оборудования
Отдел материально-   
технического
обеспечения
Вместе с финансовым  
отчетом за 2008 г.
Протокол результатов         
инвентаризации
Управление           
бухгалтерского учета
и отчетности

В результате проведенной инвентаризации в учреждении выявлена недостача продуктов питания балансовой стоимостью 6500 руб. Рыночная стоимость недостающих продуктов питания составила 8000 руб. Сумма материального ущерба отнесена на счет виновного лица - работника учреждения. Недостача продуктов подлежит возмещению по заявлению работника путем удержания из заработной платы.

В бюджетном учете будут сделаны записи в рублях:

   Дебет    
   Кредит   
Сумма 
Операции                                
1 40101 172 
1 10502 440 
 6500 
Списана стоимость недостающих продуктов 
питания
1 20904 560 
1 40101 172 
 8000 
Начислены доходы по платежам в бюджет   
в связи с недостачей материальных
запасов, отнесенной за счет виновных лиц
(по рыночной стоимости)
1 30201 830 
1 30403 730 
 8000 
Удержана из заработной платы сотрудника 
учреждения, виновного в недостаче
продуктов питания, сумма возмещения
причиненного ущерба
1 21002 440 
1 30405 211 
 8000 
Перечислены в доход бюджета с лицевого  
счета университета суммы в возмещение
недостачи продуктов питания, удержанные
из заработной платы сотрудника
1 30403 830 
1 20904 660 
 8000 
Зачтены в счет погашения задолженности  
виновным лицом суммы произведенных
удержаний из заработной платы

Доцент кафедры

"Бухгалтерский учет и аудит"

Курганского филиала АТ и СО,

консультант-эксперт

ИД "Советник бухгалтера"

Н.Н.ШИШКОЕДОВА