Мудрый Юрист

О добровольном участии адвокатов в отношениях по обязательному социальному страхованию

Степанова Е.А., старший преподаватель кафедры трудового и природоресурсного права Южного федерального университета, генеральный директор ООО "Юридический центр защиты корпоративных и трудовых прав", кандидат юридических наук.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В числе способов реализации права на социальное обеспечение, которые поощряются государством, часть 3 указанной статьи называет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Подобная формулировка не случайна, поскольку основным гарантом достойного уровня социального обеспечения человека в Российской Федерации является государство, что вытекает из содержания статьи 7 Конституции РФ. На это указывает и местоположение статьи 7 в главе 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя. Таким образом, социальная функция современного российского государства представляет собой синтез двух направлений: государственной поддержки лиц, утративших в силу определенных обстоятельств средства к существованию, а также повышения социальной активности трудоспособных лиц посредством вовлечения их в механизм формирования фондов социального обеспечения. Сообразно данным направлениям развиваются две основные формы социального обеспечения: 1) социальное обеспечение за счет средств бюджетов различных уровней и 2) обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование относится к числу динамично развивающихся форм социального обеспечения, доказательством чему являются активная нормотворческая и правоприменительная деятельность в данной сфере, появление дополнительных форм страхования (в виде добровольной уплаты взносов на обязательное социальное страхование), признание в качестве социального страхового риска не только риска утраты заработной платы, но и дохода, полученного от осуществления иных видов деятельности. Тем самым к числу застрахованных лиц относятся как работающие по трудовому договору, так и самостоятельно обеспечивающие себя работой, в частности лица, осуществляющие адвокатскую деятельность в установленных федеральным законом формах (адвокаты).

Часть 4 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1> гласит: "Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации". Комментируя эту норму, А.В. Гриненко отмечает, что на адвокатов в полной мере распространяются положения ТК РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы труда, отдыха и социального обеспечения <2>. Представляется, что позиция автора нуждается в ряде уточнений. Адвокаты участвуют в правоотношениях по обязательному социальному страхованию двояко. Во-первых, как страхователи по отношению к наемным работникам (помощникам, стажерам адвоката и иному персоналу адвокатского образования). Так, статья 20 ТК РФ, определяя виды работодателей (физическое лицо либо юридическое лицо), относит адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, к работодателям - физическим лицам. В этом случае на адвоката нормы трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении распространяются как на работодателя в полном объеме с целью обеспечения прав и законных интересов работающих у него по трудовому договору лиц.

<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
<2> Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко. М.: ООО "ТК Велби", 2003.

Во-вторых, адвокаты могут одновременно выступать в качестве страхователей и застрахованных лиц. Статья 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <3> содержит определение понятия "застрахованные лица", называя в их числе лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Статья 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <4> относит к страхователям по данному виду страхования лиц, производящих выплаты физическим лицам, и адвокатов. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

<3> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
<4> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

Адвокатская деятельность является одной из форм реализации человеком своей способности к труду. В сфере социального обеспечения осуществление трудовой деятельности (понимаемой в широком смысле, т.е. не только как работы по трудовому договору) в ряде случаев является обязательным условием предоставления определенного вида обеспечения либо гарантирует более высокий размер обеспечения по сравнению с обеспечением неработающих лиц. На наш взгляд, формулировка части 4 статьи 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" подчеркивает то обстоятельство, что некоторые виды социального обеспечения гарантируются адвокату именно в силу его статуса, а не как члену общества, т.е. имеют страховую природу. Анализируемая норма носит бланкетный характер, отсылая к Конституции РФ, а конституционная формулировка направляет к тексту федерального закона о конкретном виде социального обеспечения. Именно на уровне федерального закона урегулированы формы и порядок участия адвокатов в отношениях по обязательному социальному страхованию, а также указаны виды социального обеспечения, предоставляемого адвокату как застрахованному лицу.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" определяет обязательное социальное страхование как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. В данной дефиниции акцент сделан на цели обязательного социального страхования - в первую очередь обеспечить защиту работающих граждан от разнообразных социальных рисков. Причем термин "работающий гражданин" с учетом систематического толкования нормы означает именно лицо, работающее по трудовому договору. Действительно, обязательное социальное страхование исторически возникает и длительное время существует именно как форма социальной защиты работников.

Далее в этой же статье законодатель устанавливает, что действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

Иными словами, непременным условием возникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, является факт уплаты страховых взносов. На различие в правовом регулировании отношений по обязательному социальному страхованию работников и адвокатов указывает и нормативное определение оснований возникновения социально-страховых отношений: у работника они возникают с момента заключения трудового договора <5>, а у адвоката - с момента уплаты страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

<5> Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878) статья 61 ТК РФ была дополнена нормой, гарантирующей работнику право на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию в случае аннулирования трудового договора, т.е. признания его незаключенным.

Повышенная защита социально-страховых прав работников в сравнении с самозанятыми лицами применительно к обязательному пенсионному страхованию нашла свое отражение в правовой позиции Конституционного Суда РФ, подчеркнувшего, что "неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию" <6>.

<6> Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" // СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

В действующей системе правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию адвокаты в обязательном порядке участвуют в пенсионном и медицинском страховании. В отличие от работников, взносы за которых уплачивает работодатель, адвокаты уплачивают их за самих себя. При этом в области обязательного пенсионного страхования страховые взносы уплачиваются в виде фиксированного платежа (ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Законодатель установил лишь минимальный размер фиксированного платежа. Это означает, что достойный уровень будущего пенсионного обеспечения адвоката зависит от факта его добровольного участия в отношениях по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно части 1 статьи 245 Налогового кодекса РФ адвокаты не уплачивают в составе единого социального налога взносы на обязательное социальное страхование в части, которая подлежит зачислению в Фонд социального страхования РФ и предназначена для выполнения обязательств Фонда по выплате страхового обеспечения в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <7> относит к числу застрахованных следующих лиц: 1) выполняющих работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем <8>; 2) осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем; 3) лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы. Тем самым данный Федеральный закон не предусматривает возможности участия адвоката в соответствующем виде социального страхования ни в обязательном, ни в добровольном порядке.

<7> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.
<8> Термин "контракт" в тексте данного Федерального закона по-прежнему употребляется в качестве синонима термину "трудовой договор". Подобная синонимичность имела место в трудовом законодательстве в период действия КЗоТ РФ. С принятием же Трудового кодекса РФ основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор (ст. 16). Контракт является юридическим фактом, порождающим отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы. При этом данный термин используется в составе словосочетания "служебный контракт", а его стороны (наниматель и служащий) не являются субъектами правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Да и сама отраслевая принадлежность служебных отношений продолжает оставаться предметом научных дискуссий.

В целях реализации права адвоката на получение социального обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности и в связи с материнством 31 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" <9>.

<9> СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 5.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона адвокаты вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части 2 Налогового кодекса РФ для соответствующих категорий плательщиков. В настоящее время порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" <10>, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" <11> и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.

<10> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18.
<11> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

В нормативных правовых актах, регулирующих социальное обеспечение адвокатов в порядке обязательного социального страхования, содержится ряд положений, которые препятствуют добровольному вступлению в соответствующие отношения.

Прежде всего, речь идет об определении момента, с которым закон связывает возникновение права на социально-страховое обеспечение. Часть 6 статьи 7 и часть 3 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ гарантируют застрахованному лицу (к числу которых, судя по дефиниции части 2 статьи 2, относятся и адвокаты, добровольно вступившие в социально-страховые отношения), имеющему страховой стаж менее шести месяцев, выплату пособия по временной нетрудоспособности, а застрахованной женщине - пособия по беременности и родам в пределах минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц. Однако у адвокатов право на получение пособия по обязательному социальному страхованию возникает при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ в течение шести месяцев (ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 190).

Истоки данной нормы обнаруживаются в ст. 17 Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <12>, согласно которой пособие обеспечивается по меньшей мере тем подлежащим обеспечению лицам, которые приобрели стаж, признанный необходимым для предотвращения злоупотреблений. Однако подобное различие в правовом регулировании не согласуется с установленной частью 1 статьи 39 Конституции РФ гарантией каждому права на социальное обеспечение в случае болезни и принципом равенства граждан перед законом. Более того, применительно к выплате пособия по беременности и родам в данном случае не учитываются задачи социально-демографической политики современного государства, а также целевое назначение данного пособия - создать нормальные условия для рождения ребенка и поддержать здоровье женщины в этот период.

<12> www.ilo.org/ilolex/russian/docs/conv102.htm.

Другим сдерживающим фактором на пути развития дополнительных форм социального обеспечения является законодательное закрепление максимального размера выплаты ряда социально-страховых пособий. В частности, максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам определяются федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ "О бюджете ФСС РФ на 2007 год" определила максимальный размер указанных пособий в сумме 16125 рублей. Конституционный Суд РФ признал данную норму не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данной нормой несоразмерно ограничивается размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму <13>.

<13> Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной // СЗ РФ. 2007. N 14. Ст. 1742.

Несмотря на использование Конституционным Судом РФ трудоправовой терминологии ("средний заработок"), что связано с правовым статусом заявителя как субъекта трудовых правоотношений, выраженная правовая позиция должна касаться любого застрахованного лица, в том числе адвоката. Доказательством тому служит и то обстоятельство, что статья 11 Федерального закона N 255 определяет размер пособия по беременности и родам в сумме 100% среднего заработка. Доходы, получаемые адвокатом от осуществления адвокатской деятельности, не являются заработной платой. В то же время Постановлением Правительства РФ установлено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия адвокатам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в ФСС РФ <14>.

<14> Пункт 3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375) // СЗ РФ. 2007. N 25. Ст. 3042.

В анализируемом Постановлении Конституционного Суда РФ законодателю было предписано в течение шестимесячного срока внести изменения в действующее законодательство, поскольку по окончании данного срока соответствующая норма утрачивает силу. 21 июля 2007 г. был принят Федеральный закон N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" <15>, которым максимальный размер пособия по беременности и родам с 1 января 2008 г. увеличен до 23400 рублей. Во избежание правового вакуума в период между отменой действия нормы части 1 статьи 13 Федерального закона N 234 и вступлением в силу Федерального закона N 183 Фонд социального страхования РФ в письме от 7 августа 2007 г. N 02-13/07-7134, игнорируя правовую позицию Конституционного Суда РФ, определил, что до принятия специального закона максимальный размер пособия по беременности и родам не может превышать 16125 рублей <16>. Тем самым порождается заведомо незаконная практика принятия территориальными органами ФСС РФ решений относительно размера выплачиваемого пособия.

<15> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3797.
<16> Экономика и жизнь. 2007. N 34.

Представляется, что незначительное увеличение с 1 января 2008 г. максимального размера пособия по беременности и родам не повлечет значительного увеличения числа адвокатов, желающих в добровольном порядке вступить в отношения по обязательному социальному страхованию на случай материнства. Во-первых, для женщин-адвокатов, чей уровень ежемесячных доходов превышает указанную величину, выплата пособия по беременности и родам не возместит утраченный доход. Во-вторых, право на получение некоторых пособий, выплачиваемых в порядке обязательного социального страхования, также предоставляется лицам, не являющимся застрахованными, а страховой характер пособия существенно не влияет на его размер.

Так, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей или лицо, его заменяющее, вне зависимости от того, относится ли оно к числу застрахованных. Размер пособия установлен в твердой сумме (8000 рублей) для всех лиц. Аналогичным образом реализуется и право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При получении пособия по уходу за ребенком (выплачиваемого до достижения им возраста полутора лет) статус застрахованного лица оказывает влияние на определение размера пособия: 40% среднего заработка или иного дохода, но не свыше 6000 рублей. Для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай материнства, размер пособия установлен в твердой сумме 1500 рублей <17>.

<17> См.: Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865) // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 313.

Рассмотренные в настоящей статье особенности развития добровольной формы участия адвокатов в отношениях по обязательному социальному страхованию позволяют прийти к следующему заключению. Дальнейшее развитие данной формы страхования диктуется необходимостью социальной защиты самозанятых лиц от социально-страховых рисков, которым они подвержены при осуществлении своей профессиональной деятельности. При этом некоторые нормативные положения, создающие объективные препятствия в ее развитии, нуждаются в изменении с целью нивелирования необоснованных различий в правовом положении лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.