Мудрый Юрист

Незаконная выдача паспорта и незаконное приобретение гражданства

Халиков А., кандидат юридических наук.

Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 43-ФЗ перечень должностных преступлений, указанных в гл. 30 УК РФ как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, пополнился новым составом, предусмотренным ст. 292.1: незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

С учетом распространенности этого вида деяний следственная и судебная практика испытывала необходимость в отграничении действий, связанных с незаконной выдачей паспорта гражданина РФ и незаконным приобретением гражданства России, от других видов преступлений. Механизм указанного преступления неодномоментный и предполагает совершение ряда разнообразных действий по изготовлению документов и иных шагов, ведущих к конечной цели - незаконному получению паспорта или приобретению гражданства вопреки учрежденному порядку. Только в Республике Башкортостан в 2004 - 2007 гг. за преступления в сфере паспортно-визовой службы при работе с иностранными гражданами были осуждены начальник Управления паспортно-визовой службы МВД РБ и его первый заместитель, несколько начальников районных отделов паспортно-визовой службы. Есть аналогичные примеры и в других регионах России.

Для борьбы с этим видом преступлений и в целях оптимального применения уголовной ответственности законодатель внес в ст. 292.1 УК ряд принципиальных положений. Во-первых, рассматриваемый состав преступления будет иметь место в случае незаконной выдачи паспорта гражданина РФ только иностранному гражданину или лицу без гражданства; во-вторых, субъектом этого преступления являются не только должностные лица, но и государственные служащие, а также служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами; в-третьих, преступлением будет не только незаконная выдача паспорта гражданина РФ, но и внесение ложных сведений в любые документы, используемые в соответствующей юридической сфере, которые повлекли незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. И, наконец, в ч. 2 ст. 292.1 определена неосторожная форма вины должностных лиц и государственных служащих, не исполнивших или ненадлежаще исполнивших свои обязанности вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, что повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ или незаконное приобретение гражданства.

При расследовании преступлений, предусмотренных ст. 292.1, установлению подлежат типичные обстоятельства преступления: время, место, способ его совершения, права и обязанности должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, его функции. Из установленных фактических обстоятельств следует выявить причинную связь между умышленными или неосторожными действиями лица, совершившего правонарушение по службе, и наступившими последствиями в виде незаконной выдачи паспорта или приобретения гражданства.

Путем выполнения следственных действий подлежат выяснению также специфические обстоятельства преступления, характерные именно для рассматриваемых действий. При установлении этих обстоятельств прежде всего требуется изучить и руководствоваться основными правовыми актами, регулирующими приобретение гражданства РФ и получение паспорта гражданина РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. К ним относятся: ФЗ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"; Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.; Административный регламент ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденный Приказом МВД России от 28 декабря 2006 г.; Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС от 19 марта 2008 г., а также ряд других нормативных документов.

В перечисленных законодательных актах излагаются порядок приема в гражданство Российской Федерации, выдачи паспортов гражданина РФ лицам, которые приобрели гражданство России, а также полномочия государственных органов и должностных лиц в этой сфере. Там же есть перечень необходимых документов, которые требуется оформлять для получения паспорта или приобретения гражданства, процедура их получения, предъявления и проверки органами миграционной службы и иными организациями. Основными документами в этом случае являются: заявление о приеме в гражданство России, вид на жительство, документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию, а также подтверждающие обращение заявителя об отказе от имеющегося гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, документы о получении образования, сертификат о прохождении тестирования по русскому языку. В зависимости от юридического положения лица, физических или социальных его особенностей, могут быть потребованы другие документы, дополняющие необходимый перечень. Кроме этого, подразделения ФМС истребуют из различных учреждений и организаций и другую информацию, связанную с приобретением гражданства или выдачей паспорта, а также проводят специальные проверки на предмет установления подлинности запрашиваемых данных. Соответственно, внесение ложных сведений в указанные документы, иные нарушения, повлекшие последствия, указанные ст. 292.1 УК, могут повлечь уголовную ответственность должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, причем независимо от умышленной или неосторожной формы вины.

При выявлении и расследовании преступлений этого вида необходимо установление следующих фактов и условий, им способствующих. С целью определения объективной стороны преступления в первоочередном порядке следует выявить предмет преступления - незаконно полученный паспорт со всеми соответствующими реквизитами и незаконно внесенными данными о гражданине РФ, который был выдан либо подготовлен для выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства. Это обстоятельство устанавливается путем изъятия паспорта в ходе осмотра места происшествия, обыска или выемки либо при получении материала доследственной проверки, проведения осмотра паспорта, технической, почерковедческой и других экспертиз на предмет установления изготовителя документа. Может быть истребовано заключение специалиста о незаконном порядке получения паспорта, а также проведены допросы свидетелей и других участников уголовного судопроизводства об обстоятельствах незаконной выдачи паспорта гражданина РФ.

Другим предметом преступления является вынесенное в порядке п. п. 13 и 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., решение о приеме в гражданство в упрощенном порядке, вынесенное территориальным органом ФМС на основании согласования с территориальным органом ФСБ России. По действующему порядку указанное решение должно быть основано на представленных в органы ФМС документах, которые проверены надлежащим образом. Решение согласовывается письменно с районными подразделениями ФМС и подразделением территориального отдела ФМС по вопросам гражданства, после чего утверждается руководителем территориального управления ФМС субъекта Российской Федерации.

В практике расследования уголовных дел мы не встречали фальсифицированных решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке, вынесенных от имени Президента Российской Федерации.

После выявления и процессуального фиксирования факта незаконной выдачи паспорта гражданина РФ или приобретения гражданства России следует установление лиц, причастных к этому деянию, и их служебного статуса, т.е. соответствующих прав и обязанностей, которые напрямую могут повлечь совершение данного преступления или способствовать ему.

Полномочия должностных лиц, а также государственных служащих или служащих органа местного самоуправления определяются на основании вышеперечисленных нормативных актов, внутренних положений и индивидуальных должностных и служебных инструкций, а также приказов о приеме на работу и назначении на должность. В этом случае проводятся выемка и осмотр документов, регулирующих деятельность должностных лиц или государственных служащих, допросы вышестоящих руководителей, допросы работников соответствующего учреждения, где работает подозреваемое или виновное лицо, с целью определения практической деятельности последних.

Конкретно речь прежде всего идет об учреждениях Федеральной миграционной службы, их районных и городских подразделениях, которые в первую очередь принимают заявления и другие документы для получения паспортов иностранными гражданами или лицами без гражданства и для подготовки их приема в гражданство России. Там же происходит проверка всех документов, истребование дополнительных сведений и справок. Вместе с тем, как уже указывалось, окончательное заключение о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке принимается управлением ФМС субъекта Федерации, где происходит окончательная проверка и обработка всех документов для вынесения соответствующего решения. Территориальными органами ФМС также выдается "Разрешение на временное проживание" сроком на 3 года и "Вид на жительство" сроком на 5 лет, которые могут стать основанием для приобретения гражданства России и при выдаче которых могут быть допущены злоупотребления.

Соответствующие документы, которые влекут незаконное приобретение гражданства России и, как следствие, незаконное получение паспорта гражданина РФ, могут быть выданы должностными лицами и государственными служащими соответствующих государственных учреждений и органов местного самоуправления для последующего их представления в органы ФМС. Такими документами могут быть справки о регистрации (прописке), выдаваемые муниципальными предприятиями жилищного хозяйства или предприятиями, имеющими общежития; справки учебных заведений об обучении там проверяемых лиц; справки налоговых органов о доходах физического лица; справки об операциях с недвижимостью, выдаваемые регистрационными службами; справки предприятий по технической инвентаризации жилых и нежилых строений о принадлежности жилого дома и т.д. Все перечисленные и другие документы, получаемые от государственных или муниципальных органов, могут входить в число обязательных сведений, предоставляемых в органы ФМС и в иные учреждения, и тем самым влиять на решение о приобретении гражданства РФ.

Переходя к субъективной стороне преступления, предусмотренного ст. 292.1, следует отметить его определенную сложность, поскольку речь идет одновременно об умышленной (ч. 1) и неосторожной (ч. 2) формах вины.

Умышленность действий должностного лица или государственного служащего, повлекших незаконную выдачу паспорта гражданина РФ, или умышленность действий должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом и внесшим заведомо ложные сведения в документы, что повлекло незаконное приобретение гражданства РФ, устанавливается путем допросов подозреваемых или обвиняемых должностных лиц, свидетелей, вышестоящих руководителей или подчиненных лиц, проведения очных ставок, приобщения к делу результатов оперативно-розыскной деятельности и их проверки. В данном случае объективная сторона преступления должна явно указывать на умышленный характер действий указанных субъектов преступления. Доказательствами этого будут служить систематичность действий и нарушение действующего порядка по одному или нескольким фактам преступлений, сокрытие подлинных сведений, которые препятствовали принятию законного решения, данные о близких отношениях с лицами, которые незаконно приобрели гражданство, и их знакомыми, а также соответствующие результаты оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных и иных переговоров, оперативный эксперимент, негласное наблюдение и т.д.), проверенные путем проведения следственных действий, иные данные.

Более сложен вопрос установления неосторожной формы вины, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения перечисленными выше лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства России. Не будем здесь анализировать весьма дискуссионный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 292.1 УК, но отметим два спорных положения:

  1. в ч. 2 ст. 292.1 законодатель указал новую уголовно-правовую категорию - "недобросовестность", которой нет в гл. 5 и в ст. 26 УК, регламентирующей и определяющей неосторожную форму вины, а есть лишь понятия "небрежность" и "легкомысленность". Отсюда вряд ли практические работники могут и вправе сами определять и формулировать понятие недобросовестности, связанное больше с этическими и нравственными суждениями. Вследствие этого понятие недобросовестности, видимо, должно входить в содержание приведенной категории небрежности, поскольку другого в диспозиции ст. 292.1 не дано;
  2. законодатель отнес к субъектам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292.1, практически всех лиц, которые могут быть причастны так или иначе к незаконной выдаче паспорта или получению гражданства РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако исходя из ст. 28 УК, указывающей на основания невиновного причинения вреда, вряд ли возможно отнести к действиям, за которые наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 292.1 УК (т.е. с неосторожной формой вины), действия должностных лиц и государственных служащих, которые не связаны с вопросами выдачи паспортов иностранным гражданам и лицам без гражданства и, соответственно, с приобретением гражданства России. То есть указанные лица при ошибочности своих действий (т.е. небрежности или недобросовестности) не могли и не могут осознавать общественной опасности своих действий (бездействия), а значит, не предвидели их и по обстоятельствам дела не могли предвидеть реальных последствий своих действий.

На наш взгляд, субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292.1 УК, являются лишь лица, деятельность и полномочия которых напрямую связаны с решением вопросов выдачи паспортов иностранным гражданам и лицам без гражданства и вопросами приобретения гражданства России, т.е. которые реально могут предвидеть последствия своей небрежности. Ими могут быть работники ФМС, специальных органов и комиссий по приобретению гражданства и иные лица, служебные полномочия которых касаются сферы выдачи паспортов и вопросов гражданства. При доказывании их вины необходимо отталкиваться от объективной стороны преступления, нарушения соответствующих правил, которые напрямую влекут незаконное получение паспорта или приобретение гражданства России.

Таким образом, применение на практике ст. 292.1 УК будет составлять определенную сложность как при установлении объективной, так и субъективной стороны преступления. В данном случае необходимо изучение ряда законодательных и иных нормативных актов, внутренних инструкций и положений соответствующих учреждений, а также установление лиц, виновных в совершении преступления, их умысла и целей. Вместе с этим нельзя не отметить и необходимость новой нормы уголовного закона в деле борьбы с коррупцией в указанной сфере, связанной с деятельностью государственных и правоохранительных органов.