Система дополнительного профессионального образования в сфере культуры: качество и стратегический менеджмент
Современное российское общество через образование постоянно пытается выдвинуть личность и реализовать через нее все новые и новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями XXI в. В большей мере эти требования связаны с повышением производительности умственного, а не физического труда, основным критерием и результатом которого выступает качество. Именно качество является конечным продуктом умственного труда.
С помощью современных методов менеджмента передовые страны добились лидирующих позиций в экономике, социальной сфере, общественном развитии. Являясь задачей первостепенной важности в условиях рынка, конкуренции и демократических перемен, качество становится важнейшим фактором повышения уровня жизни людей, моделью развития общества.
Справедливо оценивая значение повышения качества образования как стратегического фактора общественного развития и фундамента национальной безопасности, государство декларирует необходимость постоянного и планомерного наращивания потенциала образования, призывает делать все возможное для воспроизводства и накопления образовательных ресурсов. В современном мире увеличивается значение образования в формировании нового качества не только экономики, но и общества в целом.
Следует отметить, что стратегия развития образования в России определяется целым рядом актуальных вызовов современности: изменением демографической ситуации в стране и мире; нарастающей глобализацией; сложной экологической ситуацией и проблемами сохранения здоровья; неравномерностью социально-экономического развития различных регионов и социальных групп. Вызовы современности определяют структуру потребителей образования и их требования. Определенное место в этой структуре в ближайшие годы будет занимать образование взрослых, дополнительное профессиональное образование, образование в течение всей жизни.
Принятая отечественная Концепция непрерывного образования предполагает, что процесс профессионального развития становится постоянным: специалист в рамках своей деятельности и на специальных курсах получает новые знания, "наращивает" социальную и профессиональную компетентность, развивает способности, обеспечивающие эффективность его деятельности в условиях динамичного информационного общества.
Современное видение системы дополнительного профессионального образования предполагает такие черты, как:
- четко выраженная ориентация на определенную модель специалиста;
- системность и преемственность в удовлетворении профессиональных, образовательных и иных социально значимых потребностей (запросов) личности;
- динамизм, практическая направленность и повышенная информативность образовательного процесса, осуществляемого, как правило, с использованием передовых наукоемких социальных, педагогических, образовательных и информационных технологий;
- интенсивное коллегиальное взаимодействие, совместный напряженный профессиональный и социальный поиск, творчество преподавателя (наставника, консультанта) и слушателя (стажера).
Несомненно, что важным компонентом развития системы дополнительного профессионального образования в области культуры является стратегическое управление, ключевыми моментами которого являются выбор, анализ и выполнение стратегии.
"В стратегическом менеджменте под стратегией понимается долгосрочное целенаправленное развитие организации, определяющее средства достижения целей, и сферы ее деятельности, а также взаимоотношения внутри организации и ее позиции в окружающей среде. Стратегия дает ответы на вопросы, каким способом и посредством каких действий организация сможет достичь своих целей в условиях увеличения рассеянной на рынке информации и высокой динамики внешней среды".
Рассматривая систему дополнительного профессионального образования в сфере культуры, следует заметить, что в Докладе рабочей группы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2003) отмечалось, что структурный состав кадров отрасли культуры не в полной мере удовлетворяет перспективам ее развития. Так, работники культуры в возрасте от 30 до 39 лет, самая активная часть, составляют всего лишь 31,4%; 27,3% - те, кому 40 - 49 лет. А работники культуры в возрасте 20 - 29 лет составили всего 21,1%. Не изменилась эта ситуация и в настоящее время.
Вместе с тем жизненно важной составляющей успешной работы учреждения является его успешный персонал и особенно его менеджмент. Отметим, что подавляющее большинство учреждений и организаций социально-культурной сферы не готовы к приглашению на работу специалиста ни с дипломом бакалавра, ни с дипломом магистра, ни тем более специалиста международного уровня с дипломом MBA и MBI. Хотя в ближайшие 5 - 10 лет им потребуются именно такие работники - специалисты с высоким уровнем креатива, способные эффективно работать в условиях многоканального финансирования, основу которого будет составлять не бюджетное финансирование, а иные формы и источники (целевые программы, социальный заказ, гранты, благотворительность, платные услуги и т.п.).
Выступая на заседании Правительства Российской Федерации (сентябрь 2005 г.), министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов отметил, что "необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции РФ... Эти положения, конкретизированные в Посланиях Президента России Федеральному Собранию, позволяют определить следующие шесть основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на перспективу до 2010 г.:
- Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России.
- Сохранение многонационального культурного наследия народов России.
- Совершенствование отечественных систем художественного образования.
- Внедрение современных механизмов администрирования и бюджетирования.
- Совершенствование нормативной правовой базы.
- Интеграция в мировой культурный процесс и укрепление положительного образа России".
Эти шесть обозначенных направлений будут влиять на задачу кадрового менеджмента на уровне конкретного учреждения культуры - создание такой системы внутрифирменного развития персонала, которая вырабатывает в каждом работнике активную творческую позицию, направленную на развитие творчества и производство услуг, и вместе с этим формирует партнерские отношения в коллективе вне зависимости от того, кто какую должность занимает в его структуре.
В современном стратегическом управлении системой дополнительного профессионального образования в сфере культуры можно выделить ряд ключевых концепций, определяющих его основное содержание:
"1) отчетливое представление о своей компетенции на основе выработки видения того, в чем данная организация сильнее своих конкурентов или же в чем ее уникальность, что также является фактором конкурентоспособности;
- сосредоточение путем выявления ключевых моментов стратегического развития и концентрации на них организационно-технических усилий;
- устойчивые преимущества в конкуренции, достигаемые за счет постоянных инноваций во всех компонентах деятельности, повышения качества, быстрого обновления продукции, снижения цены, а также умения предлагать клиентам имеющие для них значение товары и услуги на рынках, где организация может выгодно выделяться среди своих конкурентов;
- синергизм - развитие продуктово-рыночного положения организации в сочетании с производительностью, что важнее простого суммирования двух данных факторов;
- анализ окружающей среды для того, чтобы ознакомить высшее руководство с сильными и слабыми сторонами организации, с угрозами и благоприятными возможностями, которыми она располагает;
- размещение ресурсов дает представление о потребностях организации в людских, информационных, финансовых и материальных ресурсах, а также об их получении и оптимальном использовании".
Применение в совокупности всех вышеуказанных концепций позволит сформировать план-прогноз стратегической деятельности учреждений системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры. А это крайне необходимо делать в период осуществляемой модернизации отечественного образования, которая в последнее время все больше принимает черты настоящей реформы высшей школы, требующей глубокого анализа угроз и возможностей системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры, а также ее сильных и слабых сторон, определения стратегии действий, которая является основой стратегического менеджмента.
Определяя стратегию системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры, необходимо дать ответы на три ключевых вопроса: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить, какие финансовые механизмы развивать или в какой бизнес перейти?
Предварительный анализ внешней и внутренней среды должен быть дополнен вариантами финансовых расчетов последствий реализации каждого из возможных вариантов стратегии деятельности при неблагоприятных и благоприятных обстоятельствах. Возможна деятельность в трех областях: лидерство в минимизации издержек производства; горизонтальная и вертикальная специализация в производстве образовательных и сопутствующих им услуг; выработка стратегии, связанной с определением и фиксацией на одном сегменте рынка за счет досконального выяснения потребности в определенном товаре или услуге со стороны групп (как правило, небольших) покупателей, и даже отдельных из них.
В системе дополнительного профессионального образования в сфере культуры могут использоваться наиболее распространенные "базисные или эталонные стратегии, отражающие четыре различных подхода к росту фирмы и всегда связанные с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукта, рынка, отрасли, положения организации внутри отрасли или же используемой технологии".
Среди этих стратегий выделяется четыре группы:
- Стратегии концентрированного роста, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
- Стратегии интегрированного роста, стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия впереди идущей вертикальной интеграции.
- Стратегии диверсифицированного роста, стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации, стратегия конгломеративной диверсификации.
- Стратегии сокращения, стратегия ликвидации, стратегия "сбора урожая", стратегия сокращения бизнеса, стратегия сокращения расходов.
Несомненно, что знание областей выработки стратегии и возможностей реализации эталонных стратегий с их достоинствами и системой ограничений позволяет руководству системой дополнительного профессионального образования в сфере культуры более четко определить направления будущей деятельности, что в конечном счете позволит минимизировать риск в системе менеджмента.
В заключение мы предлагаем ряд мер, которые, на наш взгляд, могут способствовать повышению качества системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры:
- Цели конкретных образовательных программ в дополнительном профессиональном образовании для конкретного контингента работников культуры должны быть логичны, конкретны, диагностируемы по этапам обучения, с проверяемой эффективностью и оценкой качества образовательного процесса.
- Данная система не должна копировать вузовские образовательные программы и процессы. Основу должны составлять организационно-проектные, консалтинго-проектные, проблемно-поисковые, тренинговые и т.п. модели образовательного процесса. Лекционные занятия должны выступать в качестве результатов коллективной рефлексии или проблематики конкретных запросов слушателей.
- Ведущей в данной системе должна стать эвристическая образовательная деятельность, включающая творческую, метатворческую, методическую и когнитивную деятельность слушателей. Слушатель - основной участник конструирования всех элементов своего образования: смысла, целей, содержания, оптимальных форм и методов, индивидуальной образовательной траектории.
- Организации-потребители (учреждения культуры) должны создавать ситуацию, когда не система дополнительного профессионального образования зазывает работника культуры как потребителя в свои учебные аудитории, а в самом коллективе учреждения культуры созревает активная творческая поисковая позиция, формируются потребности и запросы к системе дополнительного профессионального образования. Что будет резко повышать эффективность и повышения квалификации, и переподготовки кадров.
- Методические службы учреждений культуры в этом случае превращаются в распределенную корпоративную сеть, осуществляющую координацию в ходе работы всех структур системы дополнительного профессионального образования, выступают тьютерами, консультантами и кураторами по формированию профессионального саморазвития и самообразования работников культуры. Они должны вознаграждаться за организацию этой работы через системы морального и материального вознаграждения как органов и учреждений культуры, так и дополнительного профессионального образования.
- Необходимо через Интернет развивать информационную среду, поддерживающую способность работников культуры к профессиональному саморазвитию, успешному построению своей профессиональной деятельности и карьерному росту. Следует приступить к разработке дистанционных целевых курсов системы дополнительного профессионального образования, провести эксперимент на уровне отдельных учреждений культуры регионов.
- В дальнейшем развитии системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры нужны специальные профессионально подготовленные профессорско-преподавательские кадры, владеющие андрагогикой и инновационными подходами в организации и ведении образовательного процесса.