Мудрый Юрист

Проблемы противодействия рецидиву преступлений

Козлов В.И., кандидат юридических наук.

Прохорова М.И., кандидат юридических наук.

В условиях криминальной нестабильности все большее значение приобретают проблемы противодействия рецидиву преступлений, совершаемых лицами, имеющими судимость за ранее совершенное умышленное преступление <1>, характеризующееся повышенной общественной опасностью <2>.

<1> Далее - рецидивисты.
<2> Статья 18 УК РФ предусматривает три вида рецидива преступлений: простой (ч. 1), опасный (ч. 2) и особо опасный (ч. 3) (в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ).

Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения числа зарегистрированных преступлений, реальный спад криминальной напряженности в России в 2007 г., 29,1% (383418) от всех выявленных преступников составляют лица, ранее совершавшие преступления, число ранее судимых преступников достигло 79,8% (306105), а признанных опасными и особо опасными рецидивистами - 3,4% (13159). По сравнению с показателями 2006 г. удельный вес ранее судимых лиц не изменился и составил 23,2%. Почти каждое третье (30,1%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления. Данная тенденция носит устойчивый характер со времени отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора, являвшейся одним из основных способов противодействия рецидиву преступлений.

Обращаясь к факторам, приведшим к подобному развитию криминологической обстановки, прежде всего, должно быть учтено то обстоятельство, что в России накопился необычайно большой криминологический потенциал: число лиц, прошедших "школу исправительных" учреждений, оценивается почти в 20 млн. человек; кумулятивная численность лиц, совершивших латентные преступления и могущих (по срокам привлечения к уголовной ответственности) быть признанными преступниками, составляет приблизительно 15 - 17 млн. человек <3>. Итак, округленно 35 - 40 млн. человек (каждый третий взрослый) в России причастны к преступной деятельности. Таково криминальное наследие, при наличии которого общество пытается построить правовое, демократическое государство.

<3> См.: Колодкин Л.М. Взаимодействие правоохранительных органов в профилактике (превенции) преступлений: проблемы и перспективы // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 - 20 апреля 2002 г.). Выпуск 1. М.: МИ МВД России, 2002. С. 194; Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, практика. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при ГП России, 2001. С. 50.

Социальная опасность рецидивистов базируется на высокой и устойчивой антиобщественной направленности их личности, готовности к совершению новых тяжких преступлений. Таким образом, их преступное поведение является не просто случайным отступлением от правовых норм, а целенаправленной осознанной деятельностью. Вместе с тем само участие рецидивистов в совершении преступлений характеризуется признаками профессионализма, основанного на преступном личном опыте и совокупном опыте типичной среды их общения <4>.

<4> См.: Гуров А.И. Теория и практика борьбы с криминальным профессионализмом: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. С. 34.

Таким образом, специфическими особенностями общественной опасности рецидива преступлений, вытекающей из вышеизложенного и того факта, что в соответствии с уголовным законодательством рецидив преступлений влечет более строгое наказание (ч. 5 ст. 18 и ч. ч. 1, 2 ст. 68 УК РФ), на наш взгляд, являются:

Наличие рецидива преступлений является серьезным криминогенным фактором, значительно осложняющим деятельность правоохранительных органов по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства не только в отдельно взятом регионе, но и в целом в России.

Выбор наиболее целесообразной и правильной организации и тактики противодействия рецидиву преступлений предполагает соблюдение ряда условий. К основным из них, на наш взгляд, следует отнести:

  1. надлежащий подбор граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для внедрения их в среду рецидивистов;
  2. надлежащее информационное обеспечение деятельности по противодействию рецидиву преступлений и оперативно-профилактическому воздействию на рецидивистов;
  3. качественное обеспечение документирования оперативно-розыскной деятельности по противодействию рецидиву преступлений и противоправной и антиобщественной деятельности рецидивистов.

Важное место в системе противодействия рецидиву преступлений принадлежит административному надзору. Его применение позволяет держать в сфере предупредительного воздействия значительное число лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и осуществлять контроль, в том числе оперативно-профилактический, за поведением тех, кто не оставил намерений возобновить свою преступную деятельность <5>. В ходе осуществления административного надзора:

<5> См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI (в ред. УПВС СССР от 12 июня 1970 г. N 5255-VII; от 5 марта 1981. N 4087-X; от 22 сентября 1983 г. N 10007-X) "Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".<6> Организация и тактика борьбы с рецидивной преступностью: Учебное пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1987. С. 40.

Сотрудникам правоохранительных органов, особенно из числа уголовного розыска, важно помнить, что административный надзор является в первую очередь мерой превентивной и его цель достигается при условии правильного использования следующих тактических приемов:

При проведении с поднадзорными индивидуальной оперативно-профилактической работы необходимо учитывать:

В качестве конечных результатов такой работы можно выделить в числе базовых следующие показатели:

Следует подчеркнуть, что деятельность по противодействию рецидиву преступлений является составной частью единого процесса предупреждения преступлений, осуществляемого правоохранительными органами во взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями, и является необходимой, хотя и специфичной социально полезной деятельностью оперативных подразделений органов внутренних дел.

Предпринимаемые же попытки по разработке законодательного акта по предупреждению преступности в целом до настоящего времени не увенчались успехом, подтверждая нежизнеспособность предлагаемых мер по совершенствованию ее правового регулирования и мысль о том, что функция противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, осуществляемая с использованием негласных возможностей ОРД в целом и применительно к противодействию рецидиву преступлений, должна быть урегулирована путем изменения и дополнения отдельных положений уголовного и оперативно-розыскного законодательства, ряда других правовых актов <7>. Наличие соответствующих норм позволит издавать ведомственные нормативные акты, более четко регламентирующие организацию и тактику оперативно-профилактической функции правоохранительных органов в отношении рецидивистов.

<7> Об этом также см., например: Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Возможности оптимизации законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в свете нового законодательства. М.: Академия МВД России, 1995. С. 42 - 43.

В частности, целесообразно внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты, являющиеся правовой основой противодействия рецидиву преступлений:

I. Дополнить УК РФ ст. 321.1:

"Статья 321.1. Систематическое нарушение правил административного надзора.

Систематическое нарушение правил административного надзора лицами, в отношении которых установлен надзор, -

наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет".

II. Внести добавления и редакционные уточнения в Федеральный закон "Об ОРД" следующего содержания:

Дополнить ст. 7 (Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий) частью третьей в следующей редакции:

"Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлен административный надзор, установленных для них в соответствии с законом иных ограничений".