Мудрый Юрист

Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности

Васильев С.В., директор Департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации III класса, подполковник юстиции запаса, автор более 100 публикаций по вопросам гражданского, налогового, жилищного, семейного законодательства, член редколлегии юридического журнала "Домашний адвокат".

В развитии инновационных процессов в экономике огромную роль призвано решать государство. Причин тому несколько.

С одной стороны, освоение и применение инноваций в производстве и управлении является сложным дорогостоящим и весьма рискованным процессом, в связи с чем требует поддержки или опеки со стороны органов власти. С другой стороны, активное внедрение инноваций государству выгодно, поскольку дает обществу значительный экономический эффект.

Более того, инновационная деятельность в последнее время выступает определяющим элементом международной конкурентоспособности. Ведь от масштабов и результатов инновационной деятельности во многом зависит место государства в мировой экономике и международном разделении труда.

Вместе с тем нельзя не отметить, что уровень инновационности современной российской экономики крайне низок. В настоящее время разрыв между Россией и лидирующими в этом отношении государствами, такими как Нидерланды, Австрия, Германия, Дания и Ирландия, достигает 10 - 12 раз. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии, Корее и Малайзии - примерно в 13 раз, Германии и Великобритании - в 27, Японии - в 38, США - в 70 раз.

К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Причиной тому служит высокая степень риска при осуществлении инноваций. Всем известно, что в российских условиях гораздо спокойнее и прибыльнее заниматься добычей и экспортом сырьевых ресурсов, а не производством высокотехнологичной наукоемкой продукции.

Кроме того, очевидно, что инновационная деятельность связана с высокими финансовыми затратами, вследствие чего возможность ее осуществления предприятием во многом зависит от наличия у него необходимых финансовых ресурсов.

Все это вместе взятое диктует необходимость участия государства в формировании и активном использовании институтов и инструментов финансовой поддержки инновационной деятельности.

По мнению автора, наиболее эффективной формой такой поддержки является налоговое стимулирование, осуществляемое через экономически обоснованную систему налоговых льгот и иных преференций. Эти меры, как правило, позволяют за счет снижения налогового бремени компенсировать финансовые потери, возникающие у налогоплательщиков в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности. С другой стороны, такое снижение одновременно побуждает налогоплательщиков направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики либо более активно заниматься определенными видами экономической деятельности.

Например, с помощью налоговых льгот можно снизить стоимость научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Вообще снижение цены товаров (работ, услуг) за счет уменьшения в их стоимости налоговой составляющей может привести к экономической привлекательности даже таких проектов, которые казались бы невыгодными без применения специальных льгот, т.е. в обычных условиях.

Следует отметить опыт таких стран, как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань, по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, что привело к бурному экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли.

В России же, несмотря на заявленный курс на инновационное развитие экономики, налоговое законодательство пока более благоприятно именно для отраслей с высокой долей материальных затрат и низкой добавленной стоимостью, чем для организаций, создающих высокотехнологичные, наукоемкие, интеллектуальные продукты, где доля добавленной стоимости очень высока.

В этой связи очевидно, что в ближайшее время необходимо принимать радикальные меры в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности.

В последние годы на уровне налогового законодательства государством делались определенные шаги в направлении стимулирования инновационной сферы. Достаточно вспомнить не так давно принятый Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности". Вместе с тем необходимо констатировать, что эти меры, к сожалению, не носили комплексный, системный характер и поэтому не решили многих проблем в сфере налогообложения инновационных организаций.

При этом необходимо отметить, что такое "вялотекущее" принятие некоторых точечных изменений в налоговое законодательство отнюдь не является эффективным и адекватным способом создания в России столь необходимой сейчас системы мер по налоговому стимулированию инновационной сферы.

Представляется, что этой цели можно достигнуть и другим более радикальным способом - путем введения для научных и инновационных организаций специального налогового режима.

Так, в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено четыре вида специальных налоговых режимов: глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"; глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения"; глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"; глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции". Эти режимы были установлены для различных видов организаций, которые в силу специфики осуществляемой ими деятельности требуют специальных подходов при налогообложении.

Видится, что такой спецификой, несомненно, обладают также научные и инновационные организации.

Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.

Очевидно, что наиболее значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

Таким образом, основным результатом введения нового специального налогового режима могло бы стать в первую очередь снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы.

Кроме того, эта мера, по мнению автора, позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать требующие уточнения с учетом специфики их деятельности проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.

В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6%. Необходимо подчеркнуть, что такая же по размерам ставка единого налога сейчас предусмотрена по упрощенной системе налогообложения (УСН). По мнению автора, необходимость заимствовать размер данной ставки обусловлена успешным применением на практике УСН. Однако предлагаемый автором налоговый режим все же более выгоден - он, в отличие от УСН, предполагает освобождение от уплаты земельного налога.

Теперь о некоторых принципиальных деталях.

Во-первых, об определении понятий научных и инновационных организаций. Как отмечалось ранее, понятие и порядок признания научных организаций таковыми сформулированы в ст. 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ. В этой связи в данной главе Налогового кодекса РФ необходимо сделать ссылку на указанные законодательные нормы.

Что касается определения инновационных организаций, то его предлагается сформулировать в соответствующей главе Налогового кодекса РФ, устанавливающей правила применения данного режима.

При этом под инновационными организациями предлагается понимать организации, использующие результаты экспериментальных разработок, научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности, у которых доля доходов от реализации усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), реализации прав интеллектуальной собственности на новые или усовершенствованные способы (технологии) производства и иные нововведения, используемые при производстве и (или) реализации продукции (товаров, работ, услуг), составляет не менее 50% от суммы всех доходов за календарный год. При этом сумма указанных доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ.

Во-вторых, переход на указанный налоговый режим организации должны осуществлять строго добровольно, как это предусмотрено, например, для упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, при создании специального налогового режима, по мнению автора, налоговые органы не должны самостоятельно принимать решение о признании организации научной или инновационной. Видится, что указанные организации должны предварительно обращаться за таким признанием (аккредитацией) в иные компетентные органы исполнительной власти, способные определить, является ли данная организация научной либо инновационной (например, Министерство науки и образования Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации). Такая аккредитация необходима, прежде всего, для того, чтобы в предварительном порядке урегулировать спорные моменты о признании той или иной продукции в качестве научной или инновационной, а здесь без привлечения "узких" специалистов не обойтись.

Представляется, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные выдавать документ о государственной аккредитации в целях налогообложения, а также порядок проведения аккредитации и выдачи указанных документов должны определяться Правительством Российской Федерации. При этом указанные документы о государственной аккредитации должны выдаваться с единственной целью - обеспечения перехода на специальный льготный режим налогообложения.

Процедура перехода на этот режим видится следующей.

Научные и инновационные организации, изъявившие желание перейти на новую систему налогообложения, должны будут подать в налоговый орган по месту нахождения организации соответствующие заявления и документы об аккредитации в период с 1 октября года, предшествующего году перехода на специальный налоговый режим, по 25 января года, в котором организация предполагает перейти на него. Функция налогового органа на данном этапе сводится лишь к проверке представленных документов, что немаловажно.

Объектом налогообложения предлагается признавать полученные доходы. Причем в качестве доходов представляется целесообразным считать следующие виды доходов:

  1. доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;
  2. внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Что касается доходов, предусмотренных ст. 251 Налогового кодекса РФ (в ней перечислены изъятия по учету доходов при исчислении налога на прибыль), а также доходов в виде полученных дивидендов, то их предлагается в рамках данного специального налогового режима не учитывать.

Налоговой базой по единому налогу предлагается признавать денежное выражение вышеуказанных видов доходов.

Налоговым периодом по данному налогу целесообразно определить календарный год. Отчетными же периодами следует установить первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, т.е. как при применении упрощенной системы налогообложения. При этом налогоплательщику по итогам каждого отчетного периода будет необходимо самостоятельно исчислять сумму квартального авансового платежа по налогу, которые должны суммироваться и засчитываться в счет уплаты всего налога по итогам налогового периода.

Кроме того, предлагается при установлении указанного налогового режима также предусмотреть норму, согласно которой сумма единого налога (авансовых платежей по налогу) уменьшалась бы на сумму страховых взносов, внесенных налогоплательщиком на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму начисленных за этот же период пособий по временной нетрудоспособности работникам организации.

Срок оплаты квартальных авансовых платежей по налогу можно было бы определить, например, не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом), а всей суммы налога по итогам налогового периода (года) - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также необходимо предусмотреть правовую норму, согласно которой по итогам налогового (отчетного) периода налогоплательщик в эти же сроки должен был представлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения. При этом полномочия по установлению формы налоговой декларации по данному виду налога и порядка ее заполнения предлагается закрепить за Министерством финансов Российской Федерации.

Что касается налогового учета, то, по мнению автора, в данном случае налогоплательщики могут уже не вести его в полном объеме, как ранее. Представляется, что было бы достаточно иметь налоговый учет только доходов, взяв за основу правила такого учета, установленные главой 25 Налогового кодекса РФ.

Если затронуть вопрос о распределении по бюджетной системе налоговых поступлений от единого налога, то следует предложить такую схему: 10% - в федеральный бюджет (в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5%; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 4,5%; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5%); 45% - в бюджет субъекта Российской Федерации; 45% - в местный бюджет.

Указанное распределение предлагается закрепить в ст. 56 и ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При таком распределении будут учтены интересы всех участников бюджетного процесса. В данном случае субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления компенсируется частичное выпадение их налоговых доходов по налогу на имущество организаций (региональный налог) и земельному налогу (местный налог).

Необходимо отметить, что реализация предложения по введению специального налогового режима для научных и инновационных организаций позволит решить основные назревшие проблемы в сфере налогообложения указанных организаций почти по всем основным видам налогов (ЕСН, НДС, налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что для более комплексного решения имеющихся проблем необходимо также внести поправки в главу 23 Налогового кодекса РФ. Эти изменения должны быть направлены на освобождение от налога на доходы физических лиц (ст. 217 Кодекса) сумм вознаграждений и премий, выплачиваемых авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), рационализаторских предложений.

Представляется, что введение специального налогового режима для научных и инновационных организаций является наиболее эффективной мерой по созданию целостной системы стимулирования научной и инновационной деятельности. И дело не только в том, что эта система налогообложения наиболее простым путем решает основные задачи по налоговому стимулированию инновационных организаций. Видится, что ее введение создаст дополнительные стимулы для активизации работы региональных и муниципальных властей по развитию научной и инновационной деятельности на своих территориях, поскольку основную массу налоговых доходов (90%) от ее применения предлагается в равных долях зачислять в региональные и местные бюджеты. Таким образом, в сочетании с проводимой в последнее время активной политикой по развитию инновационной деятельности на федеральном уровне (в первую очередь за счет финансовых и административных мер) в эту работу будут вовлечены и все остальные уровни власти.