Мудрый Юрист

Правовой нигилизм и правовой цинизм: понятия, сходство и различия

Левентюк Андрей Владимирович, помощник юрисконсультации г. Краснодара, соискатель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России.

Большой российский энциклопедический словарь так определяет цинизм (от греческого "kynismos" - учение киников) - нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности; см. также Аморализм <1>. Он же (словарь) под аморализмом понимает имморализм, т.е. отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам <2>.

<1> Большой российский энциклопедический словарь. М., 2005. С. 1747.
<2> Там же. С. 55.

Таким образом, цинизм - это пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство <1>. А, по мнению В.А. Бачинина, "цинизм как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно попирающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах - индивидуальной и общественно-государственной.

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995. С. 863.

В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма способны совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства "с особым цинизмом" (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств). В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство. Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола государственной власти" <1>.

<1> Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 1021.

Нам представляется, что следует сопоставить дефиниции цинизма и нигилизма (в том числе и их правовых направлений), так как они зачастую употребляются вместе и может возникнуть обманчивое мнение, что это одно и то же. Полагаем, что это совсем не так.

Что такое нигилизм? Нигилизм - это полное отрицание всего, полный скептицизм <1>. Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: "Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа на вопрос "зачем?" <2>.

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., исправ. и доп. М., 1995. С. 408.
<2> Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей // http://www.nietzsche.ru/books/book12_1.shtml.

М. Хайдеггер определил нигилизм как "историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм - это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими - христианством, гуманизмом и просвещением - в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности - основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности" <1>. С. Франк также полагал, что нигилизм - это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей <2>.

<1> Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 63 - 176.
<2> Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России: Сборники статей 1909 - 1910. М., 1991. С. 159.

Ныне сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является "безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать" <1>. В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона "нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя" <2>.

<1> Толковый словарь Даля // http://dic.academic.ru/misc/enc2p.nsf/ByID/NT0004516A.
<2> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // http://encycl.yandex.ru.

Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как "отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития" <1>. А современная энциклопедия определяет нигилизм (от латинского "nihil" - ничто) как "отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п." <2>.

<1> Большой энциклопедический словарь // http://www.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00033DC2.
<2> Нигилизм. Современная энциклопедия // http://libriary.boom.ru/encyclo/modern/m00000015.htm.

М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет; во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из "психологических потребностей" и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность <1>.

<1> Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 63 - 176.

Характерным признаком нигилизма как одной из форм мироощущения и социального поведения является не объект отрицания, который может служить критерием для определения его конкретного вида, а интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания (т.е. степень) - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь проявляется гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных, политических и правовых норм <1>.

<1> О врагах нашей демократии // http://www.ani-vsevolod.narod.ru/democratiya.htm.

Что касается правового нигилизма, то это разновидность нигилизма, объектом отрицания которого является право. В Большой советской энциклопедии правовой нигилизм определяется как "направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений" <1>.

<1> Большая советская энциклопедия // http://encycl.yandex.ru.

В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как "скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость" <1>. В.И. Гойман считает, что правовой нигилизм - это "сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений" <2>. В свою очередь, Н.И. Матузов определяет сущность правового нигилизма как "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку" <3>. А, по мнению В.А. Бачинина, "нигилизм правовой - превратная форма автономии, самодостаточности индивидуальной и общественной воли, направленная против регулятивного действия норм права" <4>.

<1> Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. М., 1989. N 10. С. 20.
<2> Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. N 9. С. 4 - 5.
<3> Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Правоведение. 1994. N 2 // http://www.jurfak.nm.ru/statii/matyzov.htm.
<4> Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 527.

Особого внимания заслуживает взгляд Н. Варламовой, которая отмечает: "Речь может идти по меньшей мере о трех "нигилизмах": легистском, когда господствует негативное отношение к действующему законодательству и распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения; социологическом, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым; и, наконец, собственно правовом нигилизме, когда свобода и формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе" <1>. Таким образом, предлагается разделять нигилизм по отношению к действующему законодательству, так называемый легистский и собственно правовой нигилизм.

<1> Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2000. N 1. С. 90.

Уяснив суть нигилизма и его отличие от цинизма, мы можем выработать синтетическую дефиницию цинизма: цинизм - это деструктивное, дерзкое, беззастенчивое, лишенное чувства стыда с явно выраженной нелюбовью (ненавистью) к людям, отчужденностью от них, полное отрицание всего, откровенное попирание человеческой культуры и общепринятых правил внутренних духовных качеств, которыми руководствуется человек.

А что же такое правовой (юридический) цинизм? Исторически сложилось так, что юридические доктрины в России отражали довольно широкий диапазон взглядов. Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти. На Руси всегда правили люди, а не законы. Не случайно Герцен писал: "Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство" <1>. "Смею утверждать, - отметил известный профессор-хирург В.И. Русаков, - что важнейшей причиной всех бед и ненормальности происходящих преобразований является грубейшее попирание норм нравственности. И прежде всего начальствующими лицами и людьми в высших эшелонах власти" <2>.

<1> Герцен А.И. Собр. соч. Т. 7. М., 1950. С. 251.
<2> Русаков В.И. Некоторые мысли о нравственности и медицине // Гиппократ. 1998. N 1. С. 5.

Право зачастую трактуется в России как внешнее ограничение благородных политических порывов, уловка политического противника или как инструмент поддержки осуществления определенной политической линии или "одни видят в праве только этический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его принуждение, т.е. насилие" <1>. Сегодня право, в угоду олигархам и высокообеспеченным слоям, не более 10% всего населения, используется российским государством в качестве средства насилия для достижения своих политических целей. Поэтому-то мы и живем в эпоху "правового цинизма": право воспринимается как орудие достижения чьих-то корыстных интересов <2>.

<1> Кистяковский Б.А. В защиту права // http://www.philosophy.ru/library/vehi/kist.html.
<2> Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 1020 - 1021.

Таким образом, мы можем определить правовой (юридический) цинизм как деструктивное, дерзко-беззастенчивое, лишенное чувства стыда, с явно выраженной нелюбовью (ненавистью) к людям, полное отрицание права, криминально-откровенное попирание человеческой правовой культуры и общепринятых правил, внутренних духовных качеств, которыми руководствуется человек, попирание прав и свобод граждан.