Мудрый Юрист

Особенности правового положения беременных женщин и женщин, имеющих при себе малолетних детей, заключенных под стражу, в российском законодательстве и международно-правовых стандартах

Караваев Иван Владимирович, адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права Академии Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

"Женская преступность, как и преступность несовершеннолетних, может быть показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям..." <1>. Несмотря на то что в пенитенциарной системе любого государства женщины составляют меньшинство <2>, правовому регламентированию их статуса уделено большое внимание. Не стал исключением и правовой статус женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в качестве меры пресечения.

<1> Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992. С. 4.
<2> Кочерова Н.В. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых женщин в следственных изоляторах // Актуальные проблемы и перспективы развития следственных изоляторов России: Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В.И. Семенюка. М.: НИИ ФСИН России, 2007. С. 41.

"Женщины очень чувствительны ко всякого рода угрозам, попыткам снизить их социальный статус, мнимым или действительным обидам. Они более пугливы, чаще и легче поддаются страху и тревоге" <1>. Именно поэтому особого внимания заслуживает проблема сохранения физического и психического здоровья женщин во время содержания под стражей. И оно должно рассматриваться в тесной взаимосвязи с улучшением санитарных, гигиенических и бытовых условий. Практически во всех международных документах, касающихся прав и свобод человека, говорится о том, что все лица равны в своих правах вне зависимости от расы, цвета кожи, языка, веры, а также пола (преамбула Всеобщей декларации прав человека <2>; ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах <3>; ч. 1 п. 5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме <4> (далее Свод принципов заключения); п. 2 Основных принципов обращения с заключенными <5>). Аналогичные нормы закреплены и в российском законодательстве (ст. 19 Конституции Российской Федерации <6>; ст. 6 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <7>). Однако данное обстоятельство не мешает вводить дополнительные гарантии в отношении некоторых категорий лиц. Так, например, ч. 2 п. 5 Свода принципов заключения и ч. 2 ст. 4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин <8> закрепили, что меры, применяемые в рамках закона и предназначенные специально для защиты прав и особого статуса женщин, в особенности беременных женщин и кормящих матерей, а также матерей, подростков, престарелых, больных или инвалидов, не рассматриваются как дискриминационные.

<1> Антонян Ю.М. Указ. соч. С. 62.
<2> Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов / Предисл. О.В. Филимонова. 2-е изд., испр. и доп. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. С. 30 - 34.
<3> Там же. С. 183 - 190.
<4> Там же. С. 63 - 73.
<5> СПС "КонсультантПлюс".
<6> Российская газета. 1993. N 237.
<7> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2759 (далее ФЗ "О содержании под стражей...").
<8> Ведомости ВС СССР. 1982. N 25. Ст. 464.

Международные документы по защите прав и свобод человека в разном объеме уделяют внимание вопросам, связанным со статусом женщин, заключенных под стражу. В числе актов общего характера необходимо назвать выше уже упомянутую Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую 18 декабря 1979 г. Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН и Резолюцию 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН "Декларация об искоренении насилия в отношении женщин" <1>. К числу специальных международных документов стоит отнести нормы Свода принципов заключения (п. 5); Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (п. п. 8, 23, 53) <2> (далее МСП); Европейских пенитенциарных правил (п. 34) <3> (далее ЕПП).

<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов / Предисл. О.В. Филимонова. 2-е изд., испр. и доп. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. С. 292 - 320.
<3> Там же. С. 338 - 379.

Стоит признать, что правовой статус женщин, которым в качестве меры пресечения было избрано содержание под стражей, незначительно отличается от правового статуса мужчин. Существуют лишь отдельные дополнительные нормы, улучшающие положение женщин, содержащихся под стражей (ст. ст. 23, 25, 30 ФЗ "О содержании под стражей..."). Тем не менее особую регламентацию имеет правовой статус беременных женщин и женщин, имеющих при себе малолетних детей.

Так, правило 36 ЕПП допускает оставление в местах заключения детей младшего возраста, но лишь в том случае, если это в максимальной степени отвечает их интересам. При этом с такими детьми, разумеется, не следует обращаться как с заключенными. Согласно законодательству России детьми младшего возраста считаются дети, не достигшие 3-летнего возраста. Подозреваемым и обвиняемым женщинам разрешено иметь при себе таких детей (ч. 1 ст. 30 ФЗ "О содержании под стражей...").

МСП устанавливают, что, если заключенные матери содержатся вместе с младенцами, нужно предусматривать создание яслей, располагающих квалифицированным персоналом, куда дети помещаются на то время, пока родитель занимается такой деятельностью, при которой ребенок не может присутствовать (ч. 2 п. 23 и ч. 2 п. 36 ЕПП). Согласно п. 7 ПВР СИЗО женщины, имеющие при себе детей в возрасте до 3-х лет, могут быть приняты в следственный изолятор на основании свидетельства о рождении или других документов, подтверждающих принадлежность ребенка матери. При отсутствии таких документов необходимо письменное указание лица или органа, в производстве которых находится данное дело. Мы согласимся с мнением экспертов Совета Европы, что подобное разрешение должно выдаваться не широким кругом лиц, "в производстве которых находится уголовное дело", а судом, поскольку первое может привести к вседозволенности <1>.

<1> См.: Морозов В.М., Пантелеев В.А., Ильин В.А. Проблемы соблюдения международных стандартов и решений Европейского суда по правам человека в деятельности уголовно-исполнительной системы России. Сравнительно-правовой анализ законодательства РФ о содержании под стражей и предложений экспертов Совета Европы по его совершенствованию / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.М. Никитина; ВЮИ Минюста России. Владимир, 2003. С. 15.

МСП требуют, чтобы в учреждениях, где содержатся женщины, располагались особые помещения, предназначенные для ухода за беременными женщинами и роженицами, и, если это возможно, чтобы сами роды происходили не в тюремном, а в гражданском госпитале (ч. 1 п. 23). ЕПП, в свою очередь, исходят из того, что роды должны происходить за пределами пенитенциарного учреждения, а в случае рождения детей в местах заключения администрация должна оказывать всю необходимую поддержку и создавать соответствующие условия (ч. 3 п. 34). В любом случае, если ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в метрическом свидетельстве (ч. 1 п. 23).

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ "О содержании под стражей..." в местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения.

Улучшенные материально-бытовые условия проявляются, в частности, в том, что женщины содержатся в наиболее сухих и освещаемых естественным светом камерах, по возможности обеспеченных горячей водой. Такие камеры оборудуются только одноярусными кроватями. Кроме этого, камеры для содержания женщин с детьми оборудуются детскими кроватками, ванночкой детской пластмассовой, плиткой электрической, стеллажами полочными. На ребенка выдается детская кроватка. Женщины с детьми получают предметы ухода за детьми: пеленки, детское белье, одежду, обувь. Создаются условия для ухода за детьми, для стирки, сушки пеленок, белья, выдается необходимый инвентарь. При отсутствии в камерах горячей воды она туда доставляется. Помимо обычных столов для приема пищи в камерах, где живут женщины с детьми, должны быть столики для пеленания детей (п. п. 22 и 42 ПВР СИЗО).

С учетом всей этой специфики сами камеры для беременных или женщин с детьми располагаются в отдельных режимных корпусах или изолированных отсеках режимных корпусов (п. 22 ПВР СИЗО). Относительно увеличения камерной площади для заключенных женщин с детьми ничего не сказано ни в международных документах, ни в российских нормативных актах. Тем не менее высказывались мнения об увеличении приходящейся площади до 10 кв. м на беременную женщину и женщину, имеющую при себе детей <1>. К сожалению, на сегодняшний день для нашей страны надлежащее оборудование камер для содержания женщин с детьми пока является исключением <2>.

<1> Кочерова Н.В. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых женщин в следственных изоляторах // Актуальные проблемы и перспективы развития следственных изоляторов России: Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В.И. Семенюка. М.: НИИ ФСИН России, 2007. С. 41.
<2> См.: Михайлов Н. Каков начальник, таков и СИЗО // Преступление и наказание. 2008. N 1. С. 43.

Специализированное медицинское обслуживание беременных женщин и женщин с малолетними детьми предусматривает наличие в штате медицинских работников врачей узкой специализации, в частности гинекологов. Если в следственном изоляторе по тем или иным причинам отсутствуют такие врачи, они должны приглашаться из медицинских учреждений органов здравоохранения. С беременными женщинами в следственных изоляторах проводятся различного рода программы психологического сопровождения беременности. Программа состоит из трех основных блоков: информационного блока; блока социально-психологического тренинга; блока телесно-динамической подготовки <1>.

<1> См.: Жислина И.Б., Трубецкой В.Ф. Психотерапевтическое сопровождение беременности у осужденных женщин в учреждениях УИС // Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика: Сборник материалов международной научно-практической конференции. Вологда. 2007. С. 270 - 273.

При приближении родов администрация следственного изолятора информирует об этом орган или должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, и решает вопрос о возможности отмены или изменения меры пресечения.

Совместным Приказом от 17 октября 2005 г. N 640/190 Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции Российской Федерации утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу <1>. Отдельная глава данного Приказа посвящена особенностям медицинской помощи женщинам (гл. VIII). Пункт 225 Приказа называет специфические задачи медицинских частей учреждений уголовно-исполнительной системы по медицинскому обеспечению женщин, которые в большинстве своем сводятся к проведению необходимых мероприятий по предупреждению гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Роды могут проходить либо в самом следственном изоляторе, если в медицинской части есть родильное отделение, либо в расположенной в районе следственного изолятора женской колонии с домом ребенка и родильным отделением, или же в областной (межобластной) больнице уголовно-исполнительной системы. В случае отсутствия всего вышеперечисленного женщину направляют в родильный дом органов здравоохранения. Лабораторные исследования, осмотры и обследования заключенных беременных женщин осуществляются в соответствии с общим установленным порядком. Также беременным женщинам и женщинам с малолетними детьми, содержащимся под стражей в следственных изоляторах, устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения.

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 46.

Постановлением Правительства от 11 апреля 2005 г. N 205 <1> (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 275) беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей, обеспечиваются питанием по повышенным нормам. Питание детей, находящихся с матерями в следственных изоляторах, осуществляется по нормам питания, установленным для детей, находящихся в домах ребенка системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 125 <2> устанавливает практически аналогичные нормы за некоторыми исключениями. Так, например, в приложении 4 Приказа указывается, что беременные женщины за четыре месяца до родов, кормящие матери и кормилицы на время кормления до 9-месячного возраста ребенка (по заключению врачей) обеспечиваются особыми, повышенными нормами питания.

<1> Постановление Правительства от 11.04.05 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 16. Ст. 1455.
<2> Приказ Минюста России от 2 августа 2005 г. N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15.02.05 N 33.

На беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не распространяется ограничение по весу посылок и передач, которые они вправе получать в течение месяца. В посылках и передачах, адресованных им, могут передаваться (помимо общих разрешенных для всех вещей) также предметы ухода за ребенком (п. 66 ПВР СИЗО).

ФЗ "О содержании под стражей..." не допускает ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей (ч. 3 ст. 30). Для них оснащаются специальные прогулочные дворы, которые засаживаются зеленью и оборудуются песочницами (п. п. 134, 136 ПВР СИЗО). В летнее время там должны быть столы для ухода за детьми (для пеленания и т.п.). Как нам кажется, по смыслу ст. 30 и гл. XV ПВР СИЗО на данную категорию подозреваемых и обвиняемых не должны распространяться требования относительно обязательности выхода на прогулку и одновременного вывода на прогулку всех лиц, находящихся в камере.

ФЗ "О содержании под стражей..." не допускает применение к беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, такой меры взыскания, как водворение в карцер. Условия содержания в карцере достаточно суровы, и это может неблагоприятно повлиять на здоровье женщины и особенно ребенка (в том числе и неродившегося). Однако если женщина систематически нарушает установленный порядок содержания под стражей или не проявляет заботу о ребенке, администрация места содержания под стражей может в соответствии с законом возбудить ходатайство о временной передаче ребенка родственникам или иным лицам либо в детское учреждение.

Передача ребенка родственникам, иным лицам либо в детское учреждение производится по достижении им 3-летнего возраста. Передача ребенка может произойти и раньше, если того требуют обстоятельства расследования уголовного дела, (например, если женщина должна участвовать в ряде следственных действий в разных городах, особенно в холодное время года, когда перевозки женщины с ребенком, во-первых, затруднят проведение следственных действий, а во-вторых, могут неблагоприятно сказаться на здоровье ребенка <1> и пр.).

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, 1999.

<1> Комментарий к Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. М.: ИД "Юриспруденция", 2005. С. 165.

Поскольку даже в специальных актах особенностям содержания под стражей беременных женщин и женщин, имеющих при себе малолетних детей, посвящены лишь отдельные статьи, на наш взгляд, данной проблеме уделено недостаточно внимания. Статус этой категории заключенных под стражу нуждается в более детальной регламентации в законодательстве и практическом совершенствовании, учитывающем психологические, социально-демографические и иные особенности женщины. В частности, необходимо уделять больше внимания социальной работе, в связи с чем уделить особое внимание реализации следующих принципов, провозглашенных в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин: