Мудрый Юрист

Принцип правовой определенности в системе ценностей и принципов, установленной конституцией испании 1978 г.

Сухарева О.О., аспирантка кафедры конституционного права МГИМО (У) МИД России.

Некоторые особенности действующей Конституции Испании

Вступившая в силу 29 декабря 1978 г. Конституция Испании явилась продуктом политических преобразований, начавшихся в стране со смертью Ф. Франко, и ознаменовала собой переход от авторитаризма к демократии. В процессе разработки конституционного текста представителям ведущих политических, социальных и экономических течений удалось достичь консенсуса по наиболее важным вопросам правового и политического будущего Испании. В результате на референдуме 6 декабря 1978 г. за Конституцию проголосовало 87% избирателей, а в настоящее время Основной Закон пользуется массовой поддержкой населения независимо от социальной и политической принадлежности <1>.

<1> См: Peces-Barba G. La Constitucion Espanola de 1978: balance desus 25 anos // Revista electrynica del Departamento de Derecho de la Universidad de la Rioja. 2004. N 2. P. 7; Pendas B. Nuestra mejor Constitucion // Papeles de Ermua Diciembre 2003 - enero 2004. N 6. P. 48

Условия создания Конституции 1978 г. не могли не отразиться на ее содержании и основных характеристиках. Необходимость примирения различных интересов в рамках конституционного текста привела к тому, что он носит ярко выраженный консенсуальный характер, то есть представляет собой пакт, в котором участвовали ведущие социальные и политические силы страны <2>. Роль Конституции 1978 г. как общественного договора признается в Испании практически единодушно <3>.

<2> Peces-Barba G. La Constitucion Espanola de 1978: balance de sus 25 anos // Revista electrjnica del Departamento de Derecho de la Universidad de la Rioja. 2004. N 2. P. 8.
<3> См.: Celebramos la Constitucion porque celebramos Espana y Castilla-La Mancha // Miciudadreal. Diario digital ciudadano/miercoles, 05 de diciembre de 2007 // http://www.miciudadreal.es/content/view/49349/10005/.

Возможностью упомянутого консенсуса Конституция 1978 г. в значительной мере обязана обдуманной поливариантности и многозначности своего текста. По утверждению испанских конституционалистов, абстрактные и расплывчатые формулировки вводились в Конституцию 1978 г. преднамеренно, дабы сохранить возможность реализации различных политических сценариев без необходимости вносить изменения в Основной Закон <4>. Эту позицию подтверждает и Конституционный Суд Испании, указывая, что Конституция 1978 г. создает широкое поле для самых разнообразных политических и управленческих решений, которые при этом не заданы конституционным текстом заранее <5>.

<4> Torres del Moral A. Principios de Derecho Constitucional Espanol. Tomo I: Sistemas de Fuentes. Sistema de los Derechos. Madrid, 2004. P. 97.
<5> STC 11/1981 de 8 de abril.

Система конституционных ценностей и принципов, их значение

Поливариантность Основного Закона реализуется в значительной степени через систему конституционных ценностей и принципов, которые обеспечивают широкий спектр направлений развития страны и в то же время являются сдерживающими механизмами, позволяющими сохранить демократический вектор, заложенный конституционным законодателем <6>.

<6> Aragon Reyes M. Temas basicos de Derecho Constitucional (Vol I): Constitucion, Estado Constitucional y Fuentes del Derecho. Madrid, 2001. P. 41.

Следует отметить, что стремление к консенсусу и закреплению в Конституции 1978 г. многообразия вариантов развития государства привело к тому, что с точки зрения нормативной техники конституционный текст далеко не идеален. Он содержит неясные формулировки и ненужные уточнения, избыточно регулирует одни вопросы и недостаточно - другие, не менее значимые. В описанных условиях конституционные ценности и принципы приобретают особое значение, так как именно они используются как основной инструмент толкования Конституции <7>.

<7> См.: Freixes Sanjuan T., Remotti Carbonel J.C. Los valores y principios en la interpretacion constitucional // Revista Espanola de Derecho Constitucional. N 35. Mayo-Agosto 1992. P. 97 - 109.

Под конституционными ценностями в испанской науке конституционного права понимаются этико-социальные цели, необходимость достижения которых обосновывает существование и функционирование государства и системы права в конкретном культурно-историческом контексте. В Конституции закрепляются те из них, которые конституционный законодатель с одобрения общества позиционирует как фундаментальные. Такого рода позитивация ценностей делает невозможным отказ от их соблюдения, усиливая их в правовом смысле и упрощая их применение.

В тексте действующего Основного Закона Испании конституционные ценности закреплены дважды: в преамбуле и п. 1 ст. 1. В первом случае в качестве конституционных ценностей выступают справедливость, свобода, безопасность и благополучие испанской нации, а во втором - свобода, справедливость и равенство провозглашаются высшими ценностями системы права и правопорядка. Привлекает внимание асимметрия формулировок преамбулы и п. 1 ст. 1 Конституции: ценности, перечисленные в них, частично не совпадают. Кроме того, указание на высшие ценности наводит на мысль о существовании иных ценностей, более низкого порядка. В качестве таковых теоретически можно было бы рассматривать упомянутые только в Преамбуле безопасность и благополучие испанцев или основы политического строя и общественного мира, содержащиеся в п. 1 ст. 10 Конституции. Однако под упомянутыми основами конституционный законодатель понимал, в частности, достоинство личности, что само по себе не меньшая ценность, чем, например, политический плюрализм. На этом основании А. Торрес дель Мораль справедливо утверждает, что понятия "высшие ценности правопорядка" и "основы политического режима и социального мира" равнозначны <8>. Таким образом, действующая Конституция Испании в той или иной форме закрепляет в качестве конституционных ценностей достоинство личности, свободу, справедливость, равенство, безопасность, благополучие испанцев и политический плюрализм. Тем не менее в испанской правовой науке под конституционными ценностями принято понимать именно те из них, которые в качестве высших ценностей правопорядка перечислены в п. 1 ст. 1 Конституции <9>.

<8> Torres del Moral A. Principios de Derecho Constitucional Espanol. Tomo I: Sistemas de Fuentes. Sistema de los Derechos. Madrid, 2004. P. 54
<9> См.: Vilas Nogueira J. Los valores superiores del Ordenamiento juridico // Revista Espanola de Derecho Constitucional. N 12 Septiembre-diciembre 1984. P. 87 - 102; Freixes Sanjuan T., Remotti Carbonel J.C. Los valores y principios en la interpretacion constitucional // Revista Espanola de Derecho Constitucional. N 35. Mayo-Agosto 1992. P. 97 - 109.

Наряду с конституционными ценностями, представляющими собой конечные цели существования и деятельности государства, Конституция Испании закрепляет и магистральные пути достижения этих целей, то есть конституционные принципы.

Свод принципов, зафиксированных Конституцией 1978 г., весьма разнообразен. Наиболее важные вдохновляющие, или направляющие принципы (principios inspiradores) содержатся в Вводном разделе действующей Конституции. Эти принципы являются предустановленными конституционным законодателем характеристиками испанского государства, наиболее тесно связанными с конституционными ценностями, и именно поэтому они должны направлять деятельность всех органов публичной власти, в том числе и деятельность по толкованию Конституции. К вдохновляющим принципам относятся: провозглашение Испании социальным, правовым, демократическим государством; признание источником суверенитета испанской нации в целом; парламентарная монархия как форма правления; единство и солидарность испанской нации наряду с признанием права на автономию и некоторые другие положения Вводного раздела, менее важные в контексте настоящей статьи <10>.

<10> Полный список вдохновляющих принципов включает в себя также: признание кастильского языка государственным языком Испании и сохранение языкового разнообразия; положения о государственном флаге и столице; признание политических партий инструментом формирования и выражения воли народа, а профессиональных союзов работников и предпринимателей - инструментом защиты соответствующих интересов; наличие вооруженных сил для защиты территориального единства и конституционного строя Испании; обязанность соблюдать Конституцию и остальные правовые нормы.

Среди вдохновляющих принципов выделяют общие принципы права, закрепленные конституционно в п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г.: принцип законности, принципы иерархии и публичности норм, запрет обратной силы неблагоприятной нормы и произвола, принцип правовой определенности. В системе конституционных принципов положения п. 3 ст. 9 действующей Конституции играют особую роль, которая будет подробнее рассмотрена далее.

Грань между конституционными ценностями и принципами настолько тонка, что даже Конституционный Суд Испании зачастую применяет эти понятия как взаимозаменяемые. Так, например, и правовая определенность, и равенство фигурируют в решениях высшего органа конституционного контроля и как принципы, и как ценности <11>. Основное различие между принципами и ценностями в степени их конкретизации. Ценности относятся к так называемым непредсказуемым понятиям, предполагающим наличие максимально широкого поля разнообразных правовых возможностей. Принципы, в свою очередь, являются неопределенными понятиями: конкретное содержание принципа может меняться в зависимости от ситуации, но в заранее заданных рамках. Принцип, в отличие от ценности, вполне предсказуем и конкретен до такой степени, что содержит в себе зародыш нормы <12>.

<11> STC 173/1996 de 31 de octubre.
<12> См.: Thomas Puig P.M. Valores y principios constitucionales // Parlamento y Constitucion. Anuario. 2001. N 5. P. 129 - 143; Freixes Sanjuan T., Remotti Carbonel J.C. Los valores y principios en la interpretacion constitucional // Revista Espanola de Derecho Constitucional. N 35. Mayo-Agosto 1992. P. 97 - 109.

Ценности и принципы, закрепленные в Конституции, становятся нормами конституционного права, обязательными к применению. Установленная в п. 1 ст. 9 действующего Основного Закона Испании обязанность соблюдать Конституцию распространяется и на соблюдение ее абстрактных положений, каковыми и являются ценности и принципы. Несмотря на неоспоримость юридической силы конституционных ценностей и принципов, их применение имеет некоторые особенности. Прежде всего возможность их непосредственного применения объективно ограничена степенью их конкретизации. Так, например, теоретически для признания Закона неконституционным было бы достаточно его коллизии с ценностями равенства или политического плюрализма, но затруднительно было бы отменить Закон как несправедливый, опираясь только на положения п. 1 ст. 1 Конституции 1978 г. Ценности, будучи целями развития государства и общества, конкретизируются в принципах, путях развития, а те, в свою очередь, - в остальных нормах права. "Руководящая" роль ценностей и принципов выражается в том, что они служат инструментом толкования Конституции, критерием конституционности норм, составляющих систему права, и деятельности органов публичной власти, действуя "негативно", отменяя то, что им противоречит <13>. И если роль ценностей в большей степени пассивна, то принципы действуют активно, налагая обязанности на органы публичной власти, обеспечивая тем самым связь между системой права и конституционными ценностями.

<13> Torres del Moral A. Principios de Derecho Constitucional Espanol. Tomo I: Sistemas de Fuentes. Sistema de los Derechos. Madrid, 2004. P. 56 - 57.

Место и роль правовой определенности в системе ценностей принципов Конституции 1978 г.

Пункт 1 ст. 1 Конституции 1978 г., провозглашая высшие ценности испанской системы права и правопорядка, рассматривает их в качестве неотъемлемой принадлежности правового социального демократического государства <14>. Тем самым конституционный законодатель определяет инструмент достижения основных целей развития общества, который обозначается формулой "правовое демократическое социальное государство". Затем в п. 3 ст. 9 закрепляются общие принципы права, которые, войдя в свод конституционных норм, очерчивают содержание понятия "правовое государство". Таким образом, положения п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г. обеспечивают такое качество системы права, которое способствовало бы реализации конституционных ценностей <15>.

<14> Пункт 1 ст. 1 Конституции Испании 1978 г. гласит: "Испания конституируется в правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм".
<15> SSTC 104/2000 de 13 de abril; 27/1981 de 20 de julio.

Как уже отмечалось выше, в п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г. закреплены следующие принципы: правовой определенности, законности, иерархии и публичности норм, принцип запрета обратной силы неблагоприятной нормы и запрета произвола. Однако, по мнению испанских конституционалистов, подтвержденному Конституционным Судом Испании, именно правовая определенность является главенствующим принципом, а остальные - ее проявлениями <16>. Необходимо также отметить, что правовая определенность как таковая не упоминается в других статьях Конституции 1978 г., однако латентно включается в конституционные нормы, носящие более конкретный характер.

<16> Perez Luno A.E. La seguridad juridica. Barcelona, 1994. P. 29; Torres del Moral A. Principios de Derecho Constitucional Espanol. Tomo I: Sistemas de Fuentes. Sistema de los Derechos. Madrid, 2004. P. 56 - 57; Ugartemendia Eceizabarrena J.I. El concepto y alcance de la seguridad juridica en el Derecho constitucional espacol y en el Derecho comunitario europeo: un estudio comparado // Cuadernos de Derecho Publico. N 28. Mayo-agosto 2006. P. 21.

Конституционный Суд Испании рассматривает правовую определенность как общий принцип системы права и распоряжение конституционного законодателя, обращенное к органам государственной власти, но при этом не относящееся к правам человека и основным свободам <17>. Следовательно, правовая определенность не может пользоваться защитой в рамках конституционного судопроизводства по жалобам частных лиц о нарушении прав человека и основных свобод. Тем не менее рассматриваемый принцип, как будет показано ниже, связан с некоторыми из основных прав, подлежащих защите по жалобе граждан.

<17> SSTC 122/1987 de 14 de julio; 325/1994 de 12 de julio.

Конституционный законодатель, фиксируя принцип правовой определенности, не раскрыл его суть, поскольку строгая конкретизация принципов в нормативном тексте невозможна без ущерба для их содержания и функций в силу того, что принципы являются широкими абстрактными идеями <18>. В конституционных текстах принципы закрепляются простым упоминанием, а конкретным содержанием наполняются в процессе толкования.

<18> Guastini R. Los principios en el derecho positivo // Distinguiendo. Estudios de teoria y metateoria del derecho. Barcelona, 1999. P. 148.

Практика Конституционного Суда Испании позволяет сделать некоторые выводы о нормативном содержании и значении принципа правовой определенности.

Рассматриваемый принцип имеет два концептуальных измерения. Во-первых, правовая определенность представляет собой "принцип-сумму" других конституционных принципов, закрепленных в п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г. Во-вторых, она обладает и собственным значением, отличным от результата простого сложения упомянутых принципов, поскольку в противном случае ее не стоило бы упоминать отдельно <19>. Конституционный Суд Испании указывает, что правовая определенность представляет собой такую "сумму достоверности и законности, иерархичности и публичности норм, запрета на обратную силу неблагоприятной нормы и произвол", которая "позволяет развивать справедливость в рамках правопорядка и равенство при сохранении свободы" <20>. Высший орган конституционного контроля также отмечает, что правовая определенность обладает и самостоятельным значением <21>. Конституционный Суд Испании четко не указывает, в чем же состоит самостоятельное значение принципа правовой определенности. Однако практика Суда и доктринальные исследования позволяют считать, что именно адаптация требований принципов п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г. к достижению конституционных целей равенства и справедливости и является этим самостоятельным значением принципа правовой определенности. Иными словами, защита конституционных ценностей, или достижение конституционных целей простым следованием принципам, зафиксированным в п. 3 ст. 9 Конституции, невозможна. Напротив, необходима консолидирующая сила правовой определенности, с тем чтобы сделать идеалы правового государства достижимыми в юридической сфере.

<19> Ugartemendia Eceizabarrena J.I. El concepto y alcance de la seguridad juridica en el Derecho constitucional espanol y en el Derecho comunitario europeo: un estudio comparado // Cuadernos de Derecho Publico. N 28. Mayo-agosto 2006. P. 21 - 22.
<20> STC 27/1981 de 20 de julio.
<21> SSTC 173/1996 de 31 de octubre; 235/2000 de 15 de noviembre.

Принцип правовой определенности имеет также объективное и субъективное выражение. В объективном аспекте правовая определенность проявляется в точности, ясности и непротиворечивости системы права, а в субъективном - в предсказуемости последствий применения права органами публичной власти <22>. Адресатами принципа правовой определенности в его объективном преломлении являются органы, создающие правовые нормы, а в субъективном - применяющие их. Таким образом, правовая определенность, как и большинство конституционных принципов, относится к метанормам, то есть нормам, регулирующим выработку норм, и является в первую очередь критерием, которому должны следовать органы публичной власти в своей деятельности.

<22> SSTC 273/2000 de 20 de julio; 36/1991 de 14 de febrero.

Не преуменьшая собственной ценности принципа правовой определенности, следует признать, что в большинстве случаев его требования выражаются через связь с прочими принципами, закрепленными в п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г., а также материализуются в иных положениях Основного Закона Испании. Ниже будут рассмотрены некоторые аспекты объективной (правотворческой) и субъективной (правоприменительной) сторон правовой определенности.

Так, одним из непременных условий точности права является публичность правовых норм - принцип, не только закрепляющийся в п. 3 ст. 9 наряду с правовой определенностью, выражением которой он и является, но и материализующийся в положениях ст. 91, 96, 151, 164 Конституции Испании, регулирующих порядок принятия и вступления в силу некоторых видов нормативно-правовых актов. С одной стороны, указанные нормы направлены в основном на уточнение порядка обнародования законодательства, и даже в отсутствие таких положений неопубликованные законы не могли бы применяться в силу п. 3 ст. 9 Конституции 1978 г.; но с другой - именно благодаря конкретике перечисленных статьей возможна определенность относительно, например, даты вступления в силу того или иного нормативно-правового акта, а также относительно того, считать ли его опубликованным или нет.

Проследить переход абстрактной идеи принципа в конкретную норму можно и на примере тандема "правовая определенность - законность". В этом случае связь правовой определенности с составляющим ее принципом выражается, в частности, в требовании достаточного уровня конкретизации норм, нарушение которых влечет за собой санкцию. По словам Конституционного Суда Испании, противоправное поведение должно быть в достаточной степени подробно описано в полной и недвусмысленной норме уголовного закона <23>. Следует также отметить, что помимо точного описания противоправного поведения (причем не только уголовно наказуемого) необходима и конкретизация санкции <24>. Сочетание указанных условий обеспечивает не только правовую определенность и законность наказания, но и равенство перед законом <25>. Таким образом, критерий правовой определенности латентно включен в положения ст. 14 (равенство перед законом) и п. 1 ст. 25 (право быть наказанным только на основании Закона, действовавшего на момент совершения правонарушения) Конституции 1978 г., относящихся к нормам-гарантам прав человека и основных свобод.

<23> ATC 395/2004 de 19 de octubre.
<24> Ferres Comellas V. El principio de taxatividad en materia penal y el valor normativo de la jurisprudencia. Madrid, 2002. P. 23.
<25> Требование ст. 14 Конституции 1978 г., образующее субъективное право, подлежащее защите Конституционным Судом Испании по жалобе частного лица о нарушении прав человека и основных свобод.

Для Испании, государства с множественной правовой системой (ordenamiento plural), одним из важнейших проявлений принципа правовой определенности является соблюдение нормативной иерархии и принципа компетенции. Это требование латентно присутствует в статьях Конституции 1978 г., разграничивающих сферы ведения государства и автономных сообществ <26>. Кроме того, принцип нормативной иерархии формулируется и в виде закрепления в ряде статей Конституции 1978 г. некоторых сфер регулирования за законом, простым <27> или органическим <28> (reserva de ley).

<26> Испания делится на 17 автономных сообществ и 2 автономных города-анклава.
<27> Статьи 11, 13, 17, 20, 23, 28, 30, 36 и др. Конституции Испании 1978 г.
<28> Статьи 136, 141, 148, 151, 165 и др. Конституции Испании 1978 г.

В сфере применения норм наиболее важными являются требования принципа правовой определенности, обращенные к судьям, поскольку последние не только обязаны сами подчиняться рассматриваемому принципу, но и своими действиями и решениями гарантировать его соблюдение в отношении частных лиц. Имея в виду эту двойную обязанность, можно выделить два проявления принципа правовой определенности в области судебного правоприменения. Во-первых, это требования, вытекающие из латентного закрепления правовой определенности в ст. 24 Конституции 1978 г., гарантирующей право на эффективную судебную защиту и справедливое судебное разбирательство <29>. Примерами таких требований являются легитимная и подлежащая защите заинтересованность участников судебного разбирательства в получении безошибочного судебного решения, право на стабильность окончательных судебных решений и их исполнение и т.д. Во-вторых, правовая определенность проявляется и в принципе подчинения судьи закону, подразумевающем безусловную обязанность судьи применять действующее законодательство.

<29> Статья 24 Конституции Испании 1978 г. гласит: "1. Каждый имеет право на эффективную защиту судьей и судом в осуществлении своих законных прав и интересов, и ни в коем случае не допускается отказ в такой защите. 2. Каждый имеет также право: на рассмотрение его дела тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, на защиту и содействие адвоката, на информацию о предъявленном ему обвинении, на публичное разбирательство дела, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, пользоваться всеми средствами доказательства, предусмотренными для защиты, не свидетельствовать против себя самого, не признавать себя виновным, а также право на презумпцию невиновности.

Закон определяет те случаи, когда в силу родственных связей или профессиональной тайны человек не обязан свидетельствовать о действиях, которые предварительно могут быть рассмотрены как незаконные".

Проведенный краткий анализ позволяет сделать некоторые выводы относительно роли и места правовой определенности в системе ценностей и принципов, установленной действующей Конституцией Испании.

Принцип правовой определенности обладает характерными чертами конституционного принципа: представляет собой конституционно закрепленную "неопределенную" идею, конкретное содержание которой может меняться в определенных рамках; обладает одновременно достаточной степенью конкретизации и абстракции, что позволяет ему быть связующим звеном между конституционными ценностями и прочими нормами; не порождает прав для частных лиц, используется в качестве критерия конституционности нормативно-правовых актов и деятельности органов публичной власти; латентно включен во многие положения Конституции 1978 г.

В системе ценностей и принципов действующей Конституции Испании принцип правовой определенности входит в свод направляющих принципов, закрепленных в ее Вводном разделе, а значит, является одним из важнейших критериев, которым органы публичной власти обязаны руководствоваться в процессе правотворчества и правоприменения. Олицетворяя собой юридический аспект правового социального демократического государства, он служит инструментом достижения целей такого государства, заданных в форме конституционных ценностей.