Мудрый Юрист

Политико-правовой аспект теории российского конституционализма

Осипян С.А., доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института системных исследований Счетной палаты РФ.

Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних Конституций СССР и РСФСР. Ее вступление в силу означало установление нового типа демократии, новых общественно-политических ценностей и институтов, которые доминируют в мировой практике и, в частности, в западных обществах.

Представление о конституции как государственном документе, фиксирующем в той или иной мере вопросы организации власти, были известны еще в древнем мире (Греция, Рим), в Средние века (Западная Европа). Сам термин "конституция" (от латинского "constitutio") имеет древнеримское происхождение и означает "установление", "учреждение". Однако идея о том, что конституция - основной закон страны, в указанный период и не воспринималась. Термином "конституция" в Риме обозначались некоторые императорские указы, в Средние века - некоторые акты, устанавливающие феодальные привилегии, даруемые монархами вассалам или городам. Это были чаще всего торжественные акты, в которых монарх жаловал народу те или другие права или привилегии. По своему содержанию и форме эти акты мало чем отличались от правовых актов, которые издавались под другими названиями. До великого движения идей, которое породило в XVIII в. американскую и французскую революции, конституционное право стран Европы в буквальном смысле этого слова не существовало.

Первые конституции или конституционные акты, в современном понимании этого слова, появились в XVII - XVIII вв. в процессе демократических революций в Англии, Франции и борьбы за независимость в Соединенных Штатах. Основными целями идеологов революции были: изменение формы государства, демократизация общественно-политического устройства и установление политической свободы путем основного закона. Особое значение на революционные конституции Америки и Западной Европы имело творчество Монтескье. Его доктрина разделения властей как политического принципа, способного обеспечить политическую свободу и права индивида, получила широкое признание, стала политико-правовым мировоззрением интеллектуального мира XVIII века. Эта доктрина была сформулирована в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в ст. 16 которой торжественно провозглашалось: "Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции" <1>. С этой поры, отмечает Б.С. Эбзеев, слово "конституция" стало политическим термином с вполне определенным значением. Если ранее это слово обозначало государственное устройство вообще, то теперь оно стало синонимом лишь определенного государственного устройства" <2>.

<1> См.: Конституционные акты Французской Республики. Декларация прав человека и гражданина // Конституции зарубежных стран. М., 2000. С. 33, 34.
<2> См.: Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997. С. 15.

Первая Конституция как кодифицированный Основной Закон была принята в США в 1787 г.; затем были приняты: во Франции Декларация прав человека и гражданина 1979 г., а затем и Конституции 1791 и 1793 гг.; в Польше - Конституция 1791 г. Концепция писаной конституции покоилась на таких идеях, как: конституционные нормы наиболее важные и основные в системе права; эти нормы выражают национальный суверенитет; служат средством политического воспитания и доступны гражданам для познания конституционного положения о правах и свободах <3>.

<3> См.: Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1898. С. 326.

Таким образом, появление конституций как основных законов страны исторически обусловлено борьбой за власть и ее устройство, факторами политического и социально-экономического характера. Природой этих факторов и характеризуется собственно сущность конституции, причины и цели ее появления.

Природа и сущность любой конституции всегда отражают соотношение различных общественных сил, различных мировоззрений и различных целей. В этой связи в известной мере прав С.А. Авакьян <4>, который с пониманием относится к известному определению сущности конституции, которое дал В.И. Ленин: "Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе" <5>. Результаты этой борьбы не могут не отразиться на положениях принимаемой конституции, которая в конечном итоге выражает соотношение борющихся сил и фиксирует это соотношение в конституции, но здесь, безусловно, следует согласиться с Б.С. Эбзеевым, который, относясь критически к гипертрофии классовых оценок, считает вместе с тем, что это вовсе не означает исчезновения или растворения классовых интересов или соответствующих оценок сущности конституции. Но несомненно, что воплощенные в ней интересы различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями <6>.

<4> См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е издание. М., 2000. С. 10.
<5> См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 17. С. 345.
<6> См.: Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 20.

Подобный подход учитывает и юридические, и социально-политические параметры, которые в сущностном плане характеризуют конституцию и как юридический документ, составляющий основу конституционного строя, и как документ социального компромисса, составляющий основу общественно-политических отношений в государстве.

Думается вместе с тем, что сущность конституции определяют не только факторы чисто социального и политического характера. Немалую роль играют идеи различных общественных сил, которые сопутствуют их противоборству и выражают позиции этих сил в процессе создания конституции. В результате в конституции отражается не только компромисс между различными силами, но и компромисс между различными идеями, которые в своей совокупности образуют субстанцию или базис общих идей, объясняющий характерные черты конституции, ее идейную сущность. Она представляет собой универсальную характеристику любой конституции и занимает ведущее положение в теории конституционализма.

Вопрос о сущности конституции тесно связан с понятием конституции.

Известный английский правовед А.В. Дайси определял конституцию как совокупность норм, "которые прямо или косвенно намечают распределение верховной власти в государстве" <7>. Французский правовед Леон Дюги считал, что конституция - это "совокупность норм, относящихся к внутренней структуре государства и к его организации, а также к границам его прав и объему его обязанностей" <8>. М. Ориу в своем объемном исследовании, посвященном основам публичного права, понятие конституции определяет как "статут государства и прежде всего как статут нации... который должен поставить преграду увлечениям правительства путем всемогущей силы установившегося права" <9>. Г. Еллинек конституцию определял как законодательный акт, которым устанавливается организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их компетенция и основы положения индивида по отношению к государственной власти <10>.

<7> См.: Дайси А.В. Основы государственного права Англии. М., 1905. С. 27.
<8> См.: Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 80.
<9> См.: Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 583.
<10> См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 371.

Немецкий государствовед Й. Изензее, давая описание современного конституционного государства, отмечает, что "задача конституции правового государства состоит в том, чтобы обеспечить свободу его граждан и связанность государственной власти правом" <11>, что конституция, "очерчивая границы государственной власти... ставит барьеры, препятствующие злоупотреблению властью" <12>.

<11> См.: Изензее Й. Государство и конституция. Государственное право Германии. Т. I. М., 1994. С. 8.
<12> Там же.

Таким образом, при оценке как "старых" конституций, так и конституций современных государств Запада в большей или меньшей степени признание ограничения государственной власти как сущностной черты конституций в целом остается неизменным.

В современной российской теории конституционализма, как и мирового конституционного процесса, начавшегося после крушения тоталитарных и авторитарных режимов, на первый план выступают определения конституции, отражающие принципы правового и социального государства, общественного строя, разделения властей, системы прав и свобод человека и гражданина. Именно через эти принципы в новейших конституциях (Российская Федерация, страны СНГ и др.) получает признание фактор ограничения государственной власти и связанность государства правом. М.В. Баглай определяет понятие конституции как "...основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу", который "закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления" <13>. Н.А. Михалева определяет понятие Конституции России как "нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему принципов организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления" <14>. Авторы вышедшего в 2000 г. учебника для вузов по конституционному праву, исходя из современной конституционной доктрины, определяют конституцию как "важнейший и основной политико-правовой нормативный акт (или ряд, совокупность, система таких актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином) <15>. С.А. Авакьян выражает более широкий сущностный подход. Он определяет конституцию как основной закон государства, "выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны" <16>.

<13> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 65.
<14> См.: Михалева Н.А. Понятие конституции // Государственное право Российской Федерации. М., 1996. С. 44.
<15> См.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М., 2000. С. 46 - 47.
<16> См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е издание. М., 2000. С. 9.

Из приведенных определений становится ясным, что у некоторых авторов преобладающим является определение конституции по ее содержанию, по предметам регулирования его общественных отношений, но отсутствует сущностная характеристика конституции как политико-юридического документа.

Не претендуя на полноту суждений, думается, что при определении понятия конституции следовало бы подчеркнуть ее качество как основного закона не только государства, но и общества, ее верховенство в правовой системе, отразить ценности и интересы, имеющие общее значение для всех социальных слоев и групп, компромисс этих слоев и групп по ключевым вопросам жизнедеятельности государства, правовые положения личности, организацию государственной власти и ее связанность правом.

В литературе вопрос функций конституции затрагивается крайне редко и, как правило, в связи с раскрытием вопросов, касающихся свойств, особенностей и других аспектов понятия конституции. С.А. Авакьян определяет функции конституции как "различные проявления ее назначения" <17>, считая, что "любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая" <18>.

<17> См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 11.
<18> Там же.

В целом следует согласиться с названными функциями конституции, однако здесь не упомянута такая, на наш взгляд, важная функция конституции, как функция централизации права. Суть этой функции, особенно в условиях федеративного государства, состоит в централизации права и создании единого конституционного пространства на территории федерации, скрепляющего государство на базе политико-правовой общности. Эта функция органически вытекает из качества конституции как первоосновы правовой системы, как своего рода юридической надстройки, так же как государство является надстройкой политической. В силу своей централизующей функции конституция устанавливает свое господствующее положение над всеми политическими, юридическими и социальными институтами, над всеми источниками права и вследствие этого связывает правом и государство, и общество.

Не ставя перед собой цели подробно рассматривать природу всех других функций конституции, хотелось бы вкратце остановиться на характеристике лишь двух функций: учредительной и юридической.

Термин "учредительная" в отношении конституции следует понимать в двух смыслах: в смысле конституции как учредительного акта, с принятием которого структурируется государство и все его институты, и, во-вторых, того, что должно быть создано в будущем, в результате поступательного развития общественных отношений, политической и правовой культуры и т.д. Учредительная функция конституции в этом смысле слова характерна для всех российских конституций: и конституций советского периода, и Конституции Российской Федерации 1993 г.

Учредительная функция Конституции РФ во втором ее качестве состоит, например, в формировании и в будущем полном утверждении в стране правового государства (ст. 1); установлении реального равноправия субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 5); реального гарантирования местного самоуправления; утверждения в реальной практике положения Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления (ст. ст. 2, 18); в полном оформлении конституционного положения о том, что Россия - социальное государство, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и др.

Характеру учредительной функции свойственна ситуация, в условиях которой нормы конституции и реальность вступают в известное противоречие, между конституционной реальностью и нормой становится неизбежной определенная напряженность. Однако эта ситуация может быть несколько длительной, но должна иметь временный характер и не превратить основной закон в недостижимый идеал, а на практике - в формальную декларацию. Между конституционной нормой и политической реальностью, в силу учредительной функции конституции, может быть известный разрыв, но он не должен "переходить границы, за которыми возникает угроза эффективному действию конституционной нормы" <19>. Таким образом, обладая учредительным свойством, конституция, с одной стороны, является документом, который закрепляет фактический консенсус интересов политических и общественных сил, с другой же стороны - это документ, который устанавливает известные правила на будущее время. К нему должны стремиться государство и общество как более совершенному социально-политическому порядку своего существования.

<19> См.: Государственное право Германии. Том 1. М., 1994. С. 13.

Представляется, что само наличие у конституции учредительной функции, отражающей видение будущей социально-политической системы страны, уже содержит в себе огромный заряд идей желаемого переустройства на принципах демократии, социального государства, обеспечивающего достойную жизнь страны и свободное развитие человека, дает основание утверждать, что конституция осуществляет идеологическую и гражданско-нравственную функцию. В концептуальном плане идеологическая функция выражает идеи мира и согласия в обществе, основополагающую идею ценности человека, его прав и свобод, уважение к конституции и закону, национальным традициям, осознания равноправия народа и себя частью мирового сообщества.

В характеристике функций конституции нельзя хотя бы кратко не сказать о юридической функции. Суть этой функции состоит в том, что Конституция РФ, как и конституции других государств, является первоосновой правовой системы и правопорядка государства и ее положения являются первичными. Эти положения имеют базисный характер и регулируют политические, социальные, экономические и другие общественные отношения в стране. Конституция имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории государства. Она является главным и основным источником права и в силу ряда своих положений инициирует нормотворчество любого уровня и в любой сфере. Все другие правовые акты законодательных и исполнительных органов любого уровня могут издаваться в соответствии с конституцией и не должны противоречить ей.

Следует отметить, что юридическая функция конституции в известной мере проявляется в двух ипостасях: и как функция, и как свойство. Именно через юридическую функцию конституции раскрываются ее свойства: правовая природа и субстанциональная суть основного закона.

Понятия "конституция" и "Основной Закон" тождественны. В ряде стран конституция так и именуется - основной закон: Основной Закон ФРГ 1949 г., Основной Закон Монголии 1922 г. и т.д. Все конституции СССР и союзных республик в скобках, как тождественное понятие, употребляли термин "Основной Закон": Конституция (Основной Закон) Союза ССР 1936 г., Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 г.

Конституция как Основной Закон - это закон законов, юридическая база всего текущего законодательства. Конституция как Основной Закон по своим свойствам отличается от иных законов по своей сущности и занимаемому месту в системе национального права. Она отличается по форме, принципам, порядку принятия и изменения, содержанию и пределами закрепляемых общественных отношений и институтов.

И еще один важный момент, присущий юридической функции, или свойству Конституции РФ, - это свойство ее прямого действия. Как нормативный правовой акт она имеет прямое действие и в этом качестве может быть непосредственным основанием для возникновения различных общественных отношений во многих сферах жизнедеятельности общества, прав и свобод граждан. А это означает, что суды в своей правоприменительной практике должны не только толковать применяемые законы в соответствии с положениями Конституции, но и непосредственно применять нормы Конституции во всех тех случаях, когда они могут быть применены непосредственно или когда закон противоречит Конституции. Так, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и во всех случаях, когда федеральный закон противоречит Конституции РФ, то, разрешая дело, суд применяет Конституцию РФ в качестве акта прямого действия (пп. "б", "в" п. 2 Постановления) и лишь "в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона (п. 3 Постановления).

Нельзя не отметить, что принцип прямого действия конституции представляет наибольшую актуальность в сфере регулирования общественных отношений, касающихся прав и свобод граждан. Суды, как было сказано выше, обязаны, когда это возможно по смыслу положений конституции, прежде всего руководствоваться при решении дел соответствующей нормой конституции. К сожалению, однако, применение судами непосредственно положений Конституции (в возможных случаях) в Российской Федерации все еще не получило должного развития, а практика его активизации пока не имеет близкой перспективы.

В этом плане не будет преувеличением утверждение, что перед наукой конституционного права стоит очень важная задача разработки специальной концепции реализации принципа прямого действия Конституции РФ и форм прямой реализации всех тех ее норм, которые по своему содержанию подлежат прямому действию и непосредственному регулированию тех или иных правоотношений.