Мудрый Юрист

Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ

Ястребова А.Ю., доцент кафедры конституционного и международного права юридического факультета Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук.

Сегодня миграция населения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений политической стратегии Российской Федерации. Проблемы правового регулирования процессов миграции тесно связаны с вопросами обеспечения законного въезда и пребывания на территории РФ.

Как известно, сам предмет международного права прав человека (Human Rights Law) предполагает взаимодействие и сочетание права государства и права индивида. Если мы применим этот общий подход к миграции, то право государства будет выражаться в установлении и соблюдении иммиграционных норм. Право же индивида состоит в установленной системе определения правового статуса иммигрантов и его гарантий в государстве пребывания. Как правило, существует несколько типов правового статуса иммигрантов: обычные иностранцы, лица без гражданства, лица, ищущие убежища, беженцы, трудящиеся-мигранты и т.д.

Отметим принципиальное положение, которое может быть применено к любому правовому подходу в рамках глобализации международной миграции. Исследователи опираются на тезис о том, что возможности "управления миграцией "сверху" весьма ограничены, ибо существуют объективные факторы, влияние которых можно учитывать и прогнозировать, но которым едва ли можно противодействовать" <1>. Действительно, иммиграционная стратегия строится на соотношении целого ряда условий, начиная от социально-экономических возможностей страны приема и оценок демографической ситуации. Баланс многих факторов определяет и основные принципы, которые использует законодатель в области миграции.

<1> Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002. С. 100.

Что касается современного миграционного регулирования в России, то здесь идет постепенный процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как миграционное право. Как считает Ю.А. Тихомиров, эта отрасль "отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. "Опорный слой" системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов" <2>.

<2> Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. Третий выпуск (N 6). 2006. С. 17.

Когда мы говорим об основах иммиграционной политики, это подразумевает, что проблемы первичного приема, пересечения государственной границы, правильного и своевременного заполнения миграционных карт, определения места пребывания, постановки на миграционный учет занимают первое место по значимости. С соблюдения этих процедур начинается процесс цивилизованной миграции. Миграционный учет, представляющий собой взаимные обязанности государственных служащих и иммигрантов, дает возможность установить данные статистики, намерения, основания, цели и период пребывания таких лиц на территории РФ.

Не менее важным моментом становится собственная безопасность иммигрантов, которая состоит в оформленном документально правовом статусе, доступе к социальному обслуживанию, наличии трудовых контрактов и страховых полисов, получении нормальных условий быта и отдыха, семейных гарантиях. Индивидуальное стремление к указанным условиям также является составляющей правового регулирования миграции. Сложность незаконного пребывания этих лиц заключается в отсутствии каких бы то ни было гарантий (правовых, социальных, медицинских, бытовых, трудовых) по отношению к ним со стороны государства. Следовательно, они должны сделать свой выбор в пользу легальных условий иммиграции еще до момента въезда на территорию принимающей страны.

Оценивая опасности незаконной миграции, западные эксперты отмечают: "Неуправляемая миграция зачастую может приводить к неизмеримым социальным, финансовым и политическим издержкам для отдельных людей, общества и правительства в любой точке миграционного спектра, т.е. в стране происхождения, транзита или назначения. ...Определение основных составляющих национальной миграционной политики является важным шагом в разработке стратегии управления миграционными потоками. Помимо этого, политика должна стремиться учитывать влияние одних составляющих на другие и по возможности интегрировать их в единое целое" <3>.

<3> Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской. М.: Гендальф, 2004. С. 11 - 12.

К настоящему моменту правовая сфера иммиграции в России включает в себя Федеральные законы о беженцах и о вынужденных переселенцах (в редакции 1997 г.), о правовом положении иностранных граждан N 115-ФЗ (в редакции 2006 г.) и о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства N 109-ФЗ с соответствующими подзаконными актами. Нужно констатировать, что термин "незаконная иммиграция" во всех этих нормативных документах отсутствует. В ст. 2 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан содержится определение законно находящегося в РФ иностранного гражданина. Это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные документы, подтверждающие его право на пребывание или проживание в РФ.

На наш взгляд, можно говорить о незаконной миграции как о въезде, пребывании и выезде с территории РФ, происходящих с нарушением норм общего и специального (иммиграционного) законодательства РФ. Как уже говорилось, процесс легализации иммигрантов может успешно осуществляться только при условии взаимной заинтересованности в нем принимающего государства и въезжающих на его территорию лиц. При этом далеко не всегда желание иммигрантов пребывать законно осуществимо с позиции законодательных норм.

Существует и другой аспект, связанный с общей картиной иммиграции. Российская Федерация активно подключилась к борьбе с нелегальной миграцией и деятельностью контрабандных перевозчиков людей. Правовые эксперты указывают, что "причины работорговли в значительной степени обусловлены... разницей в социальном положении различных слоев населения и в уровне доходов между различными регионами России, что заставляет людей покидать постоянное место жительства в поисках лучшей жизни и даже просто работы. Эта же причина толкает наших сограждан, граждан других государств СНГ к выезду за их пределы" <4>.

<4> Профилактика и противодействие торговле людьми. Особенности деятельности органов внутренних дел. Ростов-на-Дону, 2005. С. 10.

Проблемы трафика, на пресечение которого направлены многие международные проекты, также представляют собой составляющую современной миграции. Они имеют во многом трансграничные аспекты. Это достаточно специфичная вынужденная миграция, в сфере которой иммиграционные вопросы (пересечение границ и особенности легализации) представляются вторичными явлениями. Международное сообщество пытается пресечь определенные виды преступлений и правонарушений, связанных с незаконной торговлей людьми. Латентные формы трудовой занятости и сомнительные пригласительные документы говорят о той опасности, которой может подвергнуться иммигрант при въезде в страну. Усилия межправительственных и общественных организаций, действующих в области предупреждения трафика, нацелены главным образом на оказание информационных услуг и консультирование трудовых мигрантов в предвыездной период.

Нельзя игнорировать вопрос о выполнении международных обязательств РФ по Конвенции 1951 г. о статусе беженцев. Федеральный закон о беженцах в редакции от 28 июня 1997 г. следует современным правовым тенденциям в области регулирования основ вынужденной миграции. Казалось бы, он детально регламентирует все моменты процедуры получения статуса. Закон следует тому определению понятия "беженец", которое содержится в Конвенции 1951 г. Специально оговорено (п. 2 ст. 2), что в сферу действия не попадают лица, покинувшие свое государство по экономическим причинам или вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Законом используются унифицированная международно-правовая терминология и формы защиты, такие, как временное убежище и воссоединение семьи.

Одновременно Федеральный закон о беженцах не содержит норм, отвечающих на вопросы легализации лиц, ищущих убежище в РФ. Международное право определяет, что незаконные иммигранты и беженцы - это различные с правовой точки зрения категории. Если лицо, заявившее о своем намерении пройти процедуру признания его беженцем, въехало в страну нелегально, ему не может быть отказано в ее прохождении. Пункт 1 ст. 31 Конвенции 1951 г. освобождает беженцев от взысканий за нелегальные въезд и пребывание, при условии, что они без промедления сами явятся к властям и представят удовлетворительные объяснения.

Представляется, что российское законодательство могло бы быть дополнено термином "недокументированный вынужденный мигрант". На наш взгляд, этот термин обозначает лицо, въехавшее и/или пребывающее на территории РФ без действительных проездных или идентификационных документов, которое по объективным причинам не может быть возвращено в страну гражданства или исхода. Нужно заметить, что далеко не всегда такие мигранты приобретают статус беженца. Государства зачастую ограничиваются в отношении их институтом временного убежища. Этот термин необходимо учитывать исходя из основных целей иммиграционного контроля, которые состоят в определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию РФ.

В.А. Волох справедливо отмечает: "Федеральным законом "О беженцах" до выдачи свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу не предусмотрена выдача лицу... никакого документа, подтверждающего факт его обращения с соответствующим ходатайством. Кроме того, в силу различных причин территориальные органы миграционной службы откладывают прием ходатайств на неопределенное время... что лишает лицо, ходатайствующее о признании беженцем, возможности подтвердить легальность своего правового положения на территории РФ" <5>.

<5> Волох В.А. Международная защита лиц, ищущих убежище, и пути совершенствования российского законодательства о беженцах // Россия и Совет Европы. М., 2006. С. 168.

Прежде всего, интересы собственной безопасности страны пребывания требуют, чтобы лица, ищущие убежище, находились на территории РФ на законных основаниях. Нужно создать дополнительную правовую норму по легализации их нахождения, подтверждающую выполнение Россией своих международных обязательств по Конвенции 1951 г.

Другие проблемы иммигрантов связаны с отказами в приобретении статуса беженца. В этом случае они не всегда смогут немедленно покинуть страну пребывания. Вопросы обеспечения депортации из России, отсутствие альтернативного выезда в третью принимающую страну, опасения самих иммигрантов - все это приводит к пополнению категории нелегальных иностранцев. Гуманитарная часть проблемы состоит в том, что отказ в правовом статусе беженца на территории РФ еще не означает отсутствия факта преследования в своем государстве. Международная практика показывает, что таким людям необходимы специальные программы помощи по переселению в третьи безопасные страны. В России для подобных иммигрантов из дальнего зарубежья (Афганистана, Эфиопии, Ирака) нужно создавать программы перемещения, которые должны стать предметом многосторонних межправительственных соглашений.

Классический пример регионального сотрудничества государств по предотвращению незаконной миграции представляет собой механизм Шенгенских соглашений 1985 и 1990 гг. Создание "европейского пространства свободы, безопасности и правопорядка" было направлено на весьма четко установленные цели и имеет под собой крепкую опору в форме согласования политики ЕС в сфере внутренних дел. Свобода подразумевает наиболее упрощенное передвижение граждан стран ЕС по его территории. Безопасность и правопорядок относятся к иммиграционному контролю над въездом и пребыванием граждан третьих стран, который унифицирован. Целям сохранения "чистого" европейского пространства служат и соглашения о реадмиссии (возврате, транзите и приеме) незаконных мигрантов, которые заключены ЕС со странами Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ. Иллюзий по поводу широкой иммиграционной политики приема западных стран питать не приходится.

В 2000 г. акт денонсации Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении для граждан СНГ поставил перед Россией вопрос о дальнейшем процесса миграционного обмена с соседними странами. На смену многостороннему соглашению пришли двусторонние договоры о взаимных безвизовых поездках, облегчающие свободное передвижение и прохождение пограничных формальностей для их граждан (с Азербайджаном, Украиной, Молдовой, Арменией). Кроме того, в рамках Таможенного союза 30 ноября 2000 г. в Минске подписано Соглашение между Правительствами Беларуси, Казахстана, Киргизии, РФ и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан. Указанные механизмы создают режим наибольшего благоприятствования для граждан стран СНГ по отношению к иностранцам из стран дальнего зарубежья. Тем не менее специальной системы иммиграционного контроля, подобной шенгенской, они не предусматривают. Очевидно, что эти механизмы складываются в национальном иммиграционном законодательстве каждого принимающего государства - участника безвизовых соглашений.

Современные приоритеты миграционной политики РФ определяются высоким уровнем трудовой миграции. Так, в 2007 г. квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, составила 6 млн. (Постановление Правительства РФ N 682 от 15 ноября 2006 г.), в нынешнем году она была определена в количестве 1828245 разрешений (Постановление Правительства РФ N 982 от 29 декабря 2007 г.). По официальной статистике ФМС, на 1 января 2008 г. количество работодателей, имеющих разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, составило 22009 <6>.

<6> Статистика ФМС приводится согласно информации, представленной на официальном сайте ФМС России // http://www.fms.go.ru.

Объемный пакет документов для оформления трудовых отношений с иностранным работником снижает интерес потенциальных работодателей к легализации их занятости. Сложности документирования иногда перекрывают значимость реального найма, особенно при сезонных работах и на поточном производстве, где смена рабочей силы происходит быстро. Помимо этого, Трудовой кодекс, регулирующий сферу трудовых правоотношений в РФ, оставляет вне своего содержания социальные гарантии для работников-иностранцев. Очевидно, что эти факторы значительным образом влияют на масштабы незаконного привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.

Таким образом, формирование иммиграционной политики государства происходит под влиянием как принимающих сторон, так и собственных намерений иммигрантов. И.Н. Молодикова замечает: "Что недостаточно изучено, так это роль индивида как главного участника миграционного процесса. В основном в наших исследованиях решения о миграции интерпретируются в рамках определенных политических или экономических конструкций, которые влияют на мигранта и его решение уехать" <7>.

<7> Молодикова И. Западные подходы к исследованию миграции - возможности сравнений с российской исследовательской школой // Методология и методы изучения миграционных процессов. М., 2007. С. 28.

Представляется, что проблема незаконной миграции в России должна быть изучена совместно с возможностями совершенствования действующего иммиграционного законодательства и широкой дискуссией государства и гражданского общества о современных иммиграционных приоритетах. В качестве срочных мер по облегчению проблем незаконной миграции может быть предложено следующее:

Если такие действия будут предприняты, то они смогут стать основой такой иммиграционной политики, которая обеспечивает совместные усилия принимающего государства, международных организаций, гражданского общества и самих мигрантов.

Процессы глобализации, происходящие в мировом масштабе, требуют современного понимания правовых основ и механизмов управления миграцией на межгосударственном и национальном уровнях.