Мудрый Юрист

Трудовые сессии народного суда

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. признал необходимым учредить особые сессии народных судов, которые должны были рассматривать все дела по нарушению законов о труде, а также все споры, возникавшие на почве применения наемного труда (ст. 168). Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. закрепило создание специализированных судов, в том числе особых трудовых сессий народных судов по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде. Это объяснялось особой сложностью подведомственных им дел и необходимостью специальных знаний и навыков для рассмотрения трудовых дел. Трудовые сессии народных судов образовывались при каждом губернском суде в составе председателя - народного судьи и двух членов: представителя от органов НКТ и представителя от профсоюзов. Действовали они в том же порядке, что и народные суды.

Помимо участия в разрешении трудовых споров в суде Наркомтруду было предоставлено право надзора за решениями трудовых сессий, их истребования и опротестования. Однако совмещение органами НКТ судебных и надзорных функций вскоре было прекращено. Циркуляр НКТ РСФСР и ВСНХ РСФСР N 74/1210 от 3 июля 1924 г. предложил заменить представителей НКТ в трудовых сессиях представителями государственных хозяйственных органов на том основании, что это совмещение неблагоприятно отражается на работе судебных органов, является нарушением процессуальных правил и не вызывается необходимостью.

В трудовых сессиях народных судов могли рассматриваться также все индивидуальные и групповые споры между нанимателями и рабочими и служащими, если они не направлялись на рассмотрение в примирительные камеры (ст. 169 КЗоТ).

Нормы об организации особых сессий народных судов по трудовым делам были включены и в положения о судоустройстве союзных республик <1>. Аналогичные положения устанавливались также общесоюзным законодательством <2>.

<1> СУ РСФСР. 1922. N 77. Ст. 960.
<2> В Основах судоустройства СССР и союзных республик, утвержденных сессией ЦИК СССР 29 октября 1924 г., предусматривалось, что для рассмотрения дел особой категории, требующих специального состава суда и специального порядка рассмотрения, законодательством Союзных республик могли быть создаваемы судебно-административные органы постоянного характера: камеры народных судов по трудовым делам (СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 203).

Трудовым сессиям народных судов по месту их нахождения были подсудны:

а) все гражданские иски, вытекавшие из трудовых отношений, если они не были направлены к рассмотрению в примирительном порядке. Дела этой категории трудовые сессии рассматривали независимо от суммы иска и от того, кто являлся ответчиком по делу;

б) все уголовные дела по обвинению в нарушении КЗоТ и других законоположений о труде, нарушении коллективных договоров и другие - независимо от служебного и должностного положения обвиняемого <3>.

<3> ИНКТ. 1924. N 29.

Трудовые сессии народных судов, как правило, рассматривали иски рабочих и служащих или коллективов работников к предприятиям и учреждениям; на практике иногда возникал вопрос о подсудности трудовым сессиям исков администрации предприятий и учреждений к отдельным рабочим и служащим в тех случаях, когда эти иски вытекали из трудовых отношений. На основе обобщения материалов судебной практики НКЮ РСФСР издал специальное разъяснение, из которого следовало, что подсудность дел трудовым сессиям определялась существом исковых требований, а не статусом истца и ответчика или размером исковых требований. В соответствии со смыслом ч. 2 ст. 169 КЗоТ РСФСР разъяснялось, что трудовые сессии обязаны были принимать к своему рассмотрению также все иски администрации предприятий и учреждений к рабочим и служащим, если эти иски были основаны на трудовом или коллективном договоре и вытекали из существовавших трудовых отношений <4>.

<4> ИНКТ СССР. 1927. N 4.

По мнению юристов того времени, трудовые сессии являлись наиболее совершенным юрисдикционным органом, участвующим в разрешении трудовых дел. Главный недостаток их деятельности заключался в слабом материальном обеспечении <5>.

<5> См.: Жемчужникова М. Недостатки существующей системы конфликтного разбирательства и меры к их устранению // Ежегодник советской юстиции. 1927. N 17. С. 501.

В 1926 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, в котором был закреплен новый порядок организации и деятельности трудовых сессий народных судов. По этому Положению особые сессии народного суда по трудовым делам образовывались по постановлениям пленумов соответствующих судов в главных городах автономных республик, в центрах краевых и областных административно-территориальных объединений, областных, губернских и окружных городах и промышленных центрах. В остальных местностях трудовые дела рассматривались судами в общем порядке. Положение закрепило новый принцип формирования состава трудовых сессий. Постоянные члены этих сессий уже не назначались, а избирались: один - от профессиональных союзов, другой - от местного исполкома из числа работников хозяйственных органов по представлению отделов местного хозяйства или советов народного хозяйства <6>.

<6> См.: Изв. НКТ РСФСР. 1927. N 4.

29 августа 1928 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов <7>. Это был первый общесоюзный законодательный акт, которым регулировался весь комплекс вопросов, связанных с рассмотрением трудовых споров.

<7> СЗ СССР 1928. N 56. Ст. 495.

Глава III Правил целиком была посвящена трудовым сессиям народного суда. Правила 1928 г. содержали лишь основные положения об организации и деятельности трудовых сессий народного суда. Правила исходили из того, что трудовые сессии народного суда организуются согласно законодательству союзных республик (ст. 6).

Согласно ст. 35 Положения о судоустройстве РСФСР (в редакции 1926 г.) трудовые сессии народных судов действовали в составе народного судьи и двух постоянных членов народного суда.

Правила 1928 г. относили к функциям трудовых сессий народных судов рассмотрение споров, возникавших вследствие неисполнения законов о труде, коллективных и трудовых договоров и правил внутреннего распорядка. На трудовые сессии народных судов наряду с разрешением трудовых споров возлагались также функции по рассмотрению уголовных дел о нарушениях трудового законодательства и коллективных договоров.

Таким образом, Кодекс законов о труде 1922 г. предусмотрел организацию специальных судов по трудовым делам.

К 1938 г. трудовые сессии народных судов были ликвидированы. Все трудовые дела, которые раньше рассматривались трудовыми сессиями народных судов, стали рассматриваться общими судами.