Мудрый Юрист

Феномен христианской диаконии в отечественной и зарубежной историографии

Денисова Л.Е., старший преподаватель кафедры теории и методологии социальной работы Российского государственного социального университета.

История христианской церкви как научная дисциплина насчитывает более полутора тысяч лет. Ее основателем принято считать Евсевия Памфила (Кесарийского), жившего в IV в. н.э., автора "Церковной истории" и "Хроники". Истории христианства посвящены сочинения Иеронима, Руфина, Созомена, блаженного Августина, других выдающихся древних авторов. С наступлением Нового времени появилась критическая история. В этот период к истории христианской церкви обращались в своих трудах не менее именитые мыслители, такие как, например, Эразм Роттердамский, а в эпоху Просвещения - Монтескье. Оформление основных научных школ в церковной истории и исторической теологии происходит в XIX в. Развитие отечественной церковной истории этого периода тесно связано с развитием церковно-исторической и богословской науки ведущих западных школ, прежде всего немецких (тюбингенской, геттингенской и др.). К научной разработке проблемы христианской диаконии отечественные исследователи также обращаются впервые в XIX в. Особенностью данного историографического периода является тот факт, что именно в это время происходит возрождение института диаконов и диаконисс в протестантизме, что, в свою очередь, с учетом нарастания в Русской Православной Церкви так называемых реформаторских тенденций, не могло не найти сторонников в России.

Первой попыткой рассмотрения вопроса о женском диаконическом служении в Русской Православной Церкви был проект реформы миссионерского дела "Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе", составленный в 1837 - 1838 гг. архимандритом Макарием (Глухаревым), известным миссионером в связи с его служением на Алтае. Согласно данному проекту в инородческую среду должны были посылаться диакониссы в качестве катехизаторов, или проповедниц, православной веры и культурных начал. В 31-й главе проекта были подробно описаны положение и круг деятельности диаконисс <1>. В последующие годы в связи со вновь предпринимаемыми попытками к возрождению служения диаконисс в Русской Православной Церкви, в частности в связи с разработкой священником А. Гумилевским устава для Крестовоздвиженской общины сестер милосердия (1860 г., Санкт-Петербург), церковные издания публикуют материалы о женском служении в раннехристианской церкви. Так, в "Духе христианина" печатается работа И. Маслова, посвященная женскому диаконическому служению <2>.

<1> Извлечения из этого проекта были представлены в еженедельнике православного миссионерского общества "Миссионер" за 1874, 1875, 1878 гг. Полностью проект был опубликован в ежемесячнике ПМО "Православный Благовестник" за 1893 - 1894 гг., отдельное издание вышло в 1894 г.
<2> Маслов И. Диакониссы древней церкви // Дух христианина. Кн. 1 - 12. Отдел 1. СПб., 1861 - 1862; Он же. Очерки по истории христианской благотворительности. Сестры милосердия // Православное обозрение. Т. II. N 8. С. 1863.

В 1901 г. выходит "История Русской Церкви" Е.Е. Голубинского, том первый которой повествует о служении Русской Православной Церкви в домонгольский период. В нем автором была высказана гипотеза о существовании диаконисс в Русской Православной Церкви в ее домонгольский период <3>. В начале XX в., в связи с подготовкой к Поместному собору и рассмотрением вопроса о возобновлении служения диаконисс в Русской Православной Церкви, на заседаниях IV Отдела Предсоборного присутствия (20 и 21 марта 1906 г.) <4> отечественная церковная пресса публикует материалы, отражающие полемику по данному вопросу <5>. Появляется ряд монографий церковных историков: А.С. Лебедева <6>, А.Н. Надеждина <7>, Н.Д. Добронравова <8>, П.В. Гидулянова <9>, С.В. Троицкого <10> и др., посвященных вопросу женского служения в раннехристианской Церкви и, в частности, женского диаконического служения. Упорядочить и узаконить женское диаконическое служение в Русской Православной Церкви пыталась великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова. Ею была подготовлена "Пояснительная записка о задачах и целях открывавшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия" <11>, в которой была самым подробным образом представлена история женского диаконического служения в раннехристианской Церкви, определены цели и задачи христианской диаконии в современный ей период.

<3> Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. I. Период первый, киевский или домонгольский. В 2 ч. Первая половина тома. Изд. 2-е, испр. и дополн. М., 1901. С. 467.
<4> Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. СПб., 1906. Т. II. С. 29; Т. IV. Отд. IV. С. 83.
<5> Знаменский Ф. Диакониссы древней церкви // Прибавление к "Церковным Ведомостям". 1906. N 16. С. 898; Говоров А. Женский вопрос в связи с историческими судьбами женщины // Церковно-общественная жизнь. 1907. N 22. С. 662; N 23. С. 668 - 692; N 24. С. 718 - 725; N 25. С. 750 - 752; N 26. С. 785 - 789; N 27. С. 828 - 883; Рецензия на книгу Ильинского Вл. Общественное служение женщин в христианской церкви // Церковный вестник. 1908. N 31. С. 976; Церковнослужительницы в православной церкви // Церковные ведомости. 1912. N 8 - 13; Троицкий С.В. Восточные диакониссы Магна и Марфана // Прибавление к "Церковным Ведомостям". 1913. N 15 - 16.
<6> Лебедев А.С. Попечение древней церкви о бедных и нуждающихся. Православное обозрение. Т. X. 1863. N 3. С. 213 - 227; Он же. Христианская помощь нуждающимся в древние времена христианства. Харьков, 1905.
<7> Надеждин А.Н. Права и значение женщины в христианстве. СПб., 1873.
<8> Добронравов Н.Д. Уход за больными в древнем христианстве // Московские "Церковные Ведомости". 1902. N 51 - 52; 1903. N 37; Он же. Попечение о бедных в древнем христианстве. М., 1908; Он же. Диакониссы в древнем христианстве // Душеполезное чтение. Сергиев Посад, 1912. Февраль. С. 188 - 196.
<9> Гидулянов П.В. Участие женщины в древнехристианском богослужении / Юридические записки. Вып. 1 / Под ред. П.В. Гидулянова, Р.М. Орженцкого и др. Ярославль: Типо-литогр. Наследн. Э.Г. Фальк, 1908. С. 139 - 166.
<10> Троицкий С.В. Диакониссы в православной церкви. СПб.: Синодальная типография, 1912.
<11> Великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова. Пояснительная записка о задачах и целях открывшейся в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия // Вдали от мирской суеты. Нижний Новгород, 1996. С. 68 - 85.

В рамках рассматриваемого историографического периода за рубежом выходит большое число отвечающих научным интересам данной публикации работ, в первую очередь по истории древней Церкви <12>, истории социального служения Церкви <13>, истории женского служения <14>, по проблеме служения диаконических организаций и учреждений в раннехристианской Церкви и в новейшей истории <15>, представляющих ведущие научные церковно-исторические и богословские школы того времени. Особого внимания в контексте проводимого исследования заслуживают работы А. фон Гарнака, прежде всего его классическое исследование "Миссия и распространение христианства в первые три века" <16>, в котором ученый представляет наиболее полную классификацию категорий и видов раннехристианской диаконии, а также труды Г. Ульгорна <17> и Г. Литцмана <18>. Следует отметить, что в начале XX столетия большое число трудов западных исследователей христианской диаконии публикуется в России в переводе известных российских богословов, философов, церковных и светских историков Н.М. Никольского, П.В. Гидулянова, свящ. П. Флоренского и др. <19>.

<12> Augusti J.Ch.W. Die christlichen Altertiimer. Lehrbuch fur akademische Vorlesungen. Leipzig: Dyk, 1819. XII; Bingham J. The Antiquities of the Christian Church V. 1. London, 1856; Hatch E. The Organisazion of the Early Christian Churches. Bampton Lectures 1880. London: Rivingtons, 1881. pp.xxviii + 216; Engels F. Zur Geschichte des Urchristentums. Entstanden zwischen 19. Juni und 16. Juli 1894. Erstdruck in: Die Neue Zeit. Berlin. 13. Jg., 1894 - 95, 1. Band, Nr. 1 und 2.
<13> Zahn T. Die soziale Frage und die Innere Mission nach dem Briefe des Jacobus: Zeitschrift fur kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben 9. 1889. S. 295 - 307; Ratzinger G. Geschichte der kirchlichen Armenpflege, Freiburg, 1884; Lallemand L. Histoire de la charite. Paris: A. Picard et fils, 1910 - 1912.
<14> Pankowski A.J.Ch. De diaconissis commentatio archaeologica. Ratisbonnae, Typis ac Sumptibus G.J. Manz. 1866; Dieckhoff A.W. Die Diakonissen der alten Kirche: ein Vortrag // Monats-Schrift fur Diakonie und innere Mission. 1876 - 1977. S. 289 - 309, 348 - 357, 394 - 408; Ludlow J.M.F. Woman's work in the church: historica notes on deaconesses and sisterhoods. London & New York: A. Strahan, 1865, Zenger Pub. Co. 1978; Robinson C. The Ministry of Deaconesses. London, 1878; Schiifer T. Die Geschichte der weiblichen Diakonie. Vortriige von Theodor Schiifer P. Hamburg 1879; Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Realenzyklopiidie fur protestantische Theologie und Kirche/begr. von J.J. Herzog. 3. Aufl. hrsg. von A. Hauck. Leipzig: Hinrichs, Bd. 4, 1898. S. 616 - 620.
<15> Klunne F. Uber das Wiederaufleben der Diakonissinnen der altkirchlichen Kirche. Leipzig, 1820; Spangenberg A.G. Idea fidei fratrum oder kurzer Begriff der Christlichen Lehre in den evangelischen Briidergemeinen. Gnadau, Chr. E. Senft, 1824; Howson J.S. Deaconesses; or the Official Help of Women in Parochial Work, and in Charitable Institutions. London: Longman's, 1862; Schufer T. Leitfaden der Inneren Mission, zunpchst fur den Berufsunterricht in Diakonen- und Diakonissen-Anstalten (5 Aufl.). Hamburg, 1914.
<16> Harnack A.v. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. 2 Bde. Leipzig; Hinrichs, 1902 (4. Aufl. 1923 - 1924, Wiesbaden, VMA-Verlag).
<17> Uhlhorn G. Die christliche Liebestutigkeit in der alten Kirche, Stuttgart. 1882 - 1890.
<18> Lietzmann H. Zur altchristlichen Verfassungsgeschichte; in: Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie 55. 1914. S. 97 - 153.
<19> Ульгорн Г. Новая заповедь Христова о любви и христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1900; Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906; Гарнак А., Велльгаузен Ю., Юлихер А. Из истории раннего христианства // Сб. ст. из серии "Религия и церковь в свете научной мысли и свободной критики" / Под ред. Н.М. Никольского. М., 1907; Каутский К. Античный мир, иудейство и христианство: Единственный разрешенный автором перевод с рукописи. СПб., 1909; Функ Ф.К. История христианской церкви от времен апостольских до нашего времени. М., 1911.

В послереволюционные годы в отечественной историографии было издано немного работ по интересующей автора проблеме; наиболее значительными среди них являются исследования Н.М. Никольского <20>. В последующем издававшиеся в СССР научные труды, прямо или косвенно затрагивающие проблему общественного служения церкви, представлены исследованиями, отражавшими марксистско-ленинский подход к явлениям политической и культурной жизни и особенно к проблемам религии. Работы последователей мифологической школы в отечественной историографии Р.Ю. Виппера <21>, А.Б. Рановича <22>, Я.А. Ленцмана <23>, следовавших в своих научных изысканиях данному подходу, подвергали достижения церковной исторической науки и богословской традиции прошлого острой критике.

<20> Никольский Н.М. Иисус и ранние христианские общины. М., 1918; Он же. Древний Израиль. Изд. 2-е, испр. и дополн. М., 1922; Он же. Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства. М., 1922.
<21> Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954.
<22> Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1935; Он же. О раннем христианстве. М., 1959.
<23> Ленцман Я.А. Изучение советскими учеными раннего христианства // Вопросы научного атеизма. М., 1967.

Начиная с 60-х годов прошлого века в отечественной историографии наметился пересмотр многих ранее существовавших научных положений. Новая точка зрения нашла отражение в работах М.М. Кубланова <24>, И.Д. Амусина <25>, И.С. Свенцицкой <26> и др.

<24> Ковалев С.И., Кубланов М.М. Находки в Иудейской пустыне (Открытия в районе Мертвого моря и вопросы происхождения христианства). М., 1964; Кубланов М.М. Возникновение христианства. Эпоха, идеи, искания. М., 1974.
<25> Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960; Он же. Кумранская община. М., 1975.
<26> Свенцицкая И.С. От общины к церкви: О формировании христианской церкви. М.: Политиздат, 1985; Он же. Раннее христианство: Страницы истории. М.: Политиздат, 1987.

Значительные исторические и богословские исследования создаются в период с 20-х по 80-е годы прошлого столетия представителями русского зарубежья, а также религиозными деятелями, тесно связанными с ним. Это исследования социальной природы христианства и социальной миссии Церкви: Б.П. Вышеславцева <27>, Г.П. Федотова <28>, Н.А. Бердяева <29>; работы по истории раннехристианской церкви И. Вознесенского <30>, епископа Кассиана (Безобразова) <31>, М.Э. Поснова <32>; по вопросу происхождения диаконата в Восточной и Русской православных церквях: протопресв. Г. Граббе <33>, свящ. Г. Флоровского <34>; по проблеме женского служения: Э. Бер-Сижель <35>. Большинство этих работ были введены в научный оборот отечественной исторической науки уже в постсоветское время.

<27> Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929.
<28> Федотов Г.П. Социальное значение христианства. Париж: YMCA, 1933.
<29> Бердяев Н.А. Христианство и социальный строй // Философия духа Н.А. Бердяева: брошюра / Сост. Р. Редлих. Изд.: Possev-verlag, V. Gorachek K.G. Frankfurt / М., 1972.
<30> Вознесенский И. История православной христианский церкви (от основания церкви до разделения церквей в 1054). Харбин, 1922.
<31> Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950.
<32> Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
<33> Протопресв. Георгий Граббе. О семи диаконах (Деяния, 6:2-7) // Русская жизнь. 1962. 23 июня.
<34> Прот. Георгий Флоровский. Проблема диаконата в православной церкви. The Diaconate now (ed. by Richard T. Nolan) Washington, 1968.
<35> Behr-Sigel E. Le ministre de la femme dans l'Eglise. Paris, 1987 (рус. пер.: Служение женщины в церкви / Пер. М.: ББИ, 2002); Она же. L'ordination des femmes dans l'Eglise orthodoxe. Paris: Cerf. 1998 (рус. пер.: Рукоположение женщин в православной церкви / Пер. М.: ББИ, 2002).

До сих пор остаются малоизвестными российской науке исследования, созданные представителями ведущих школ мировой исторической и богословской науки за период с начала 20-х годов прошлого века по настоящее время. Таким образом, следует говорить о необходимости продолжения научного исследования феномена христианской диаконии в отечественной истории.