Мудрый Юрист

Право как элемент социального контроля над оборотом наркотиков

Воронин М.Ю., доцент, кандидат юридических наук.

Противодействие наркотизации, защита населения от этого явления неразрывно связаны с правовым регулированием. Мы согласны с авторами, предполагающими, что общество - саморегулирующаяся система, которая в случае возникновения угроз ее безопасности задействует весь арсенал средств противодействия неблагоприятным тенденциям <1>, включая вопросы правового регулирования, а зачастую и начиная с них. Представляется, что данная деятельность, как, впрочем, и другие направления политики в сфере контроля над оборотом наркотиков, не может быть предоставлена стихийному самоосуществлению, должна быть обеспечена должным правовым регулированием. Как и любой управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

<1> См.: Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. М., 2004. С. 17.

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов через механизм правового регулирования. В свою очередь, "механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права" <2>.

<2> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 516.

Возможности права в противодействии наркотизации населения не должны сводиться только к правовым запретам и их превентивному воздействию, а заключаться в воздействии на детерминанты, способствующие данному негативному социальному явлению. Причем осуществляемая деятельность направлена либо на устранение негативных факторов, либо на их ограничение. Право не только устанавливает запреты, но и обеспечивает присущими ему средствами условия позитивного поведения, эффективного функционирования социальной системы в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, тем самым противодействуя наркотизации. Обращаясь к специально-юридическим функциям права, следует отметить, что разделять охранительную и регулятивную функции права в сфере предупреждения можно лишь условно. Регулятивная и охранительная функции права как в целом, так и в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, внося свою лепту в упорядочение социальных связей.

Стимулируя социально-позитивное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности и членов общества, правовые акты обеспечивают и оптимальное осуществление целенаправленной предупредительной деятельности, определяя задачи и меры профилактики, порядок, формы и методы ее осуществления, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение их обязанностей в этой области и за строгое соблюдение личных и имущественных прав и законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу профилактической деятельности <3>.

<3> См.: Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. С. 94.

Представляется, что вся нормативная правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере противодействия наркотизации населения, представляет собой определенную систему. По известному выражению Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений". Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию "правовая система" для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею <4>.

<4> См.: Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с франц. М., 1986. С. 276, 277.

Основанием возникновения правотворческого процесса является, как мы уже установили выше, выявление объективной необходимости наличия нормативного правового регулирования и принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта. В какой бы форме это решение ни выражалось, оно является юридическим актом, который создаст права и обязанности.

Необходимо отграничить действия, предшествующие правотворческой деятельности, от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, касающиеся проблем наркотизации населения, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства в исследуемой сфере еще не свидетельствуют о начале процедуры подготовки нормативного правового акта. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности, т.е. правотворческий акт следует отличать от акта, регламентирующего процедурно-организационные формы, которые выражаются в регламентированном правом порядке совершения правотворческих операций, представляющем собой процедуру особого рода.

Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного правового акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки.