Мудрый Юрист

Реорганизация органов военной юстиции и военно-судебного управления СССР в 1948 - 1957 гг.

Кодинцев А.Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

В 1948 г. органы военной юстиции подверглись жесткой чистке. Критике подвергались органы военно-судебного управления и военные коллегии Верховного Суда (далее - ВС) СССР. После ревизии Министерства юстиции (далее - МЮ) СССР в 1948 г. система управления военными трибуналами (далее - ВТ) подверглась радикальной реорганизации.

Начальники главных управлений ВТ Минюста Советского Союза (Е.Л. Зейдин, Г.Н. Пуговкин, И. Мирошниченко) были уволены весной 1948 г. В.И. Ширвинский (главный военный прокурор железнодорожного транспорта в 1945 - 1948 гг.) возглавил Главное управление военных трибуналов транспорта (далее - ГУВТТ). Уволенный министр юстиции СССР Н.М. Рычков упрекался в плохой организации ревизий, самовольном назначении военных судей и т.д.

Чистке подверглась Военная коллегия (далее - ВК) ВС СССР. Летом 1948 г. Управление кадров ЦК ВКП(б) провело проверку ВС СССР. По мнению комиссии, военная юстиция выносила много мягких приговоров за измену Родине! Члены ВС СССР Каравайков и Орлов "необоснованно снизили наказание троцкисту Копелеву до 6 лет". Также снижали наказания Сюльдин, Машков, Добровольский. Жена Ульриха А.Д. Кассель вмешивалась в рассмотрение судебных дел и ходатайствовала за тех или иных лиц. Не зная, в чем обвинить Ульриха, комиссия напирала на его аморализм (пьянство, любовницы). В аппарате ВС СССР работало 30 человек, состоящих в родственных связях.

24 августа 1948 г. Политбюро обсуждало положение дел в ВС СССР. ЦК отметил, что ВС СССР неудовлетворительно осуществляет надзор за судебной деятельностью, не ведет борьбу с извращениями, не укрепляет законность. "В руководящих указаниях не дает политической оценки ошибкам и нарушениям законов, совершенным судами, часто ограничиваясь узко юридическим анализом этих ошибок". Снижает меры наказания. Царит формализм, волокита, плохо проверяются материалы. Часть судей не справились со своими обязанностями. "Ульрих утратил чувство партийной ответственности, допустил серьезные политические ошибки и совершил проступки, порочащие его как председателя военной коллегии". Судьи коллегии Каравайков, Орлов, Добровольский допустили политические ошибки при рассмотрении контрреволюционных преступлений. Согласно Постановлению Политбюро (п. 91) И.Т. Голяков, В.В. Ульрих и еще пять судей ВС СССР освобождались как "несправившиеся". Новым Председателем ВС СССР был утвержден А.А. Волин (прокурор РСФСР), председателем ВК Верховного Суда СССР стал А.А. Чепцов (до этого - военный прокурор Сухопутных войск СССР). При приеме-сдаче дел В.В. Ульрих с выводами комиссии не согласился и акт не подписал. В сентябре 1948 г. по обвинению в контрреволюции был арестован сын И.Т. Никитченко. После просьб Волина и Горшенина Никитченко был снят 18 июня 1949 г. <1>.

<1> Соломон П. Советская юстиция при Сталине. 1998. С. 386 - 387; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 5324. Л. 27; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1072. Л. 23 - 24; Оп. 121. Д. 696. Л. 71 - 80.

Система военных трибуналов изменилась. Военная воднотранспортная коллегия и Военно-железнодорожная коллегия ВС СССР были реорганизованы в Воднотранспортную и Железнодорожную коллегии. Военные трибуналы транспорта превратились в линейные суды транспорта. ГУВТТ было реорганизовано в гражданское управление. Таким же изменениям подверглись военные прокуратуры транспорта. В марте 1948 г. УВТ войск МВД было включено в состав ГУВТТ. Количество ВТ постоянно сокращалось, объем работы ГУВТТ, которое в те годы возглавлял Г.Н. Данилов, уменьшался. Главное управление по-прежнему ревизовало трибуналы, проводило аттестации, выпускало секретные директивы. ГУВТТ, как и раньше, имело свой отдел кадров и прочие подразделения. Главная работа ГУВТТ была переориентирована на кадровый вопрос. ГУВТТ готовило членов ВТ для утверждения в Политбюро ЦК ВКП(б).

Летом 1948 г. в ВК ВС СССР наступил кризис. Из ВС СССР выбыло несколько судей. Семь членов ВС СССР сняты Указом ПВС СССР от 25.08.1948, в том числе А.Г. Гусев, А.А. Добровольский, В.С. Машков, А.М. Орлов, Г.И. Юргенев. Ф.Ф. Каравайков снят в июне 1948 г. Во втором полугодии 1948 г. Волин рекомендовал ряд работников Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры в состав членов ВС СССР. В том числе он рекомендовал бывших работников юстиции, вынужденных покинуть МЮ СССР. 9 декабря 1948 г. Политбюро утвердило Указ ПВС СССР о членах ВС СССР. 15 декабря 1948 г. Политбюро утвердило руководителей ВС СССР по предложению А.А. Волина. В том числе первым заместителем стал Е.Л. Зейдин (бывший начальник ГУВТ МЮ СССР). В.В. Ульрих возглавил Высшие военно-юридические курсы, Г.Н. Пуговкин стал начальником Военно-юридической академии (далее - ВЮА) <2>.

<2> ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 5324. Л. 27 - 28; Оп. 80а. Д. 9706. Л. 1 - 2; Ф. Р-7523. Оп. 65. Д. 143. Л. 3 - 10, 56; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 544. Л. 238; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1073. Л. 34, 40, 106; Д. 1084. Л. 32; Ф. 82. Оп. 2. Д. 896. Л. 126 - 127.

После войны партия, безусловно, контролировала органы юстиции. Даже в большей степени, чем МГБ. Большинство судей, прокуроров, оперативных работников Минюста являлись членами партии. Проводились регулярные чистки. Большое влияние имели органы КПК. Самым ярким примером такого влияния стал случай с отстранением главного военного прокурора СССР Афанасьева А.П. Бывший прокурор красочно описал эту историю в своих воспоминаниях. По материалам КПК 13 июля 1950 г. было принято Постановление Политбюро. Афанасьев "допускал политические ошибки, добивался необоснованного смягчения и даже отмены приговоров за контрреволюционные преступления. Допускал на работу непригодных работников". ГВП СССР был утвержден А.П. Вавилов.

В 1948 г. министры юстиции СССР Рычков, а затем Горшенин направили проект указа об избрании членов специальных судов. Соблюдалась следующая последовательность. МЮ СССР подбирало по каждой группе судов персональные списки лиц. Министр юстиции докладывал о списках на заседании ПВС СССР. Принимался секретный указ ПВС СССР. При перемещении судьи министр юстиции в 2-месячный срок входил с представлением в ПВС СССР об освобождении его от должности. Окончательный список утверждало Политбюро ЦК. Такой порядок и был принят. В мае 1948 г. в СССР работал 1931 специальный судья. В том числе членов ВТ Вооруженных Сил (далее - ВС) - 812, ВТ войск МВД - 380.

2 декабря 1948 г. Политбюро утвердило первый представленный ПВС СССР Указ об утверждении кандидатур для избрания председателей, заместителей председателей и членов ВТ. Политбюро регулярно утверждало представления ПВС СССР об избрании судей специальных судов (19.03.1949, 14.04.1949 и т.д.). Политбюро же утверждало представления ПВС СССР о возбуждении уголовного преследования против членов судов. Состав специальных судов назначался по указам ПВС СССР автоматически. Так, в 1952 г. ПВС СССР выпустил 145 указов по назначению членов специальных судов! Это примерно 40% всех секретных указов Президиума. В 1949 г. ПВС СССР в среднем отклонял 5% кандидатур, представленных МЮ СССР. Затем материалы поступали в Оргбюро ЦК, где отклонялось еще несколько кандидатур, а затем в Политбюро ЦК. Основной состав судей был избран в 1949 г. Административные отделы обкомов партии подбирали заседателей для трибуналов <3>.

<3> Ушаков С.Ю., Стукалов А.А. Фронт военных прокуроров. М., 2000. С. 148 - 161; ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 65. Д. 625. Л. 14, 22 - 24; Д. 626. Л. 20 - 109; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 714. Л. 1 - 200; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1073. Л. 20; Д. 1083. Л. 15.

Выше отмечались мотивы чистки Военной коллегии ВС СССР. Коллегию проверяла специальная комиссия. Она отметила ряд недостатков в работе ВК. Царила волокита, не была упорядочена регистрация дел. Учет был так запутан (регистрировало два отделения), что дело было сложно найти. Инспекторы были прикреплены к определенной группе трибуналов. В коллегии скопились кассационные и надзорные дела за 10 лет. Каждый отдел ВК имел свою канцелярию, что приводило к дроблению и автономии каждого подразделения коллегии. Никакие проверки не проводились. Комиссия предлагала ввести должности помощников председателя Военной коллегии по военным трибуналам Вооруженных Сил и военным трибуналам МВД, упразднить существующие отделы, ввести обобщение практики, прием посетителей возложить на судей и инспекторов, передать надзорные функции ВТ округов, пересмотреть подсудность ВТ, ввести отдел статистики и информации, составлять ежеквартально обзоры практики, увеличить число совещаний.

В январе 1949 г. после реорганизации ВК была организована по зональному принципу. Члены Военной коллегии и инспекторы по ВТ ВС были разделены по 8 зонам, по ВТ войск МВД - по 5 зонам. В 1949 г. в ВК работало 14 членов, но их отвлекали для работы в разных присутствиях, комиссиях. В 1950 г. коллегия вместе со всем ВС СССР перебралась на улицу Воровского, 13. В течение 3 лет для ВК строилось отдельное здание. Военная коллегия Верховного Суда СССР в 1949 г. включала отдел ВТ Сухопутных войск, отдел ВТ Войск МВД и МГБ, отдел ВТ ВМС, отдел информации, канцелярию, административно-хозяйственный отдел.

5 апреля 1952 г. был издан Приказ Председателя ВС СССР N 007 "О порядке рассмотрения дел с высшей мерой наказания". Для рассмотрения таких дел был создан специальный отдел по особо важным делам. Такие дела могли рассматривать только руководители коллегии: А.А. Чепцов, И.О. Матулевич или Д.Д. Чертков. На рассмотрение таких дел отводилось несколько дней. При оставлении приговора в силе ВК направляла представление в ПВС СССР <4>.

<4> http://www.supcourt.ru/courts_detale.php?id=1487,1510

15 июня 1948 г. был утвержден Указ ПВС СССР, установивший дисциплинарную ответственность судей. Судьи могли привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, за упущение в судебной работе вследствие небрежности или недисциплинированности, за совершение проступков, недостойных советского судьи. При военных трибуналах учреждались коллегии по дисциплинарным делам (далее - КДД) в составе трех судей. Право возбуждения дела было предоставлено министру юстиции и председателям военных трибуналов. Дело могло возбуждаться в течение месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня его совершения. От судьи, привлекаемого к ответственности, истребовалось письменное объяснение, тщательно проверялись мотивы привлечения к ответственности, привлекаемое лицо вызывалось на заседание КДД. Он мог отвести члена КДД. Рассмотрение дела должно было проводиться в открытом заседании. Лицо, возбудившее дело, могло выступать на заседании коллегии. КДД могла наложить замечание, выговор, строгий выговор. Если КДД признавала, что судья не соответствовал занимаемой должности, она доводила это до сведения министра юстиции для постановки вопроса об отозвании судьи с занимаемой должности. О решении уведомлялся председатель суда, министр юстиции. Решение КДД могло быть пересмотрено в порядке надзора КДД вышестоящего суда и только по представлению председателя вышестоящего суда или министра юстиции. КДД при ВТ округов, флотов рассматривали дела о дисциплинарных проступках членов нижестоящих ВТ. КДД при ВС СССР рассматривала дела о дисциплинарных проступках членов ВТ округов и флотов.

Министр юстиции СССР мог возбуждать дисциплинарные дела в отношении всех судей, председатели ВТ округов, флотов - в отношении председателей и членов нижестоящих трибуналов, председатели специальных судов - в отношении членов соответствующего, а также нижестоящего суда с уведомлением МЮ СССР. Таким образом, оставалась возможность вмешательства органов юстиции в деятельность КДД. Они готовили предварительные материалы и могли оказывать давление на членов КДД. Тем не менее введение КДД сковывало руководителей МЮ и затрудняло процедуру наложения взыскания <5>.

<5> История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 гг.: Сб. док. М., 1955. С. 589 - 590; Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957. С. 351 - 353; ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 13. Д. 96. Л. 119 - 120; Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 4182.

В 1952 г. существовали ВТ военных округов, ВТ группы советских оккупационных войск в Германии, ВТ войск ПВО района/округа, ВТ Воздушной армии, Военно-воздушных сил, крепости. ВТ МГБ: ВТ пограничных округов, гарнизонов, корпусов, областей, военных округов, дивизий, республик, внутренней охраны МГБ в Германии, войск МГБ "Дальстрой", государственного отдела внутренней охраны МГБ СССР. ВТ ВМФ: ВТ военно-морских частей главной базы флота, флота, военно-морской базы флота, флотилии, ВВС ВМФ. ВТ войск МВД: ВТ дивизий, гарнизонов, областей, корпусов железнодорожных войск, бригады железнодорожных войск. Количество и состав ВТ постепенно сокращались.

В июле 1953 г. в МЮ СССР временно было восстановлено УВТ в МВД. В системе специальных судов по-прежнему функции судебного управления осуществляли суды II звена. В системе трибуналов эту роль выполняли ВТ округов, флотов и групп войск. 30 апреля 1954 г. МЮ СССР было сокращено, исчезло УВТ в МВД и было сокращено ГУВТ ВС, которое превратилось в Управление военных трибуналов. В 1953 г. были ликвидированы ВТ войск МВД. Их дела переданы общим судам и ВТ Советской Армии. Также упразднялись ВТ и военные прокуратуры дивизий, корпусов, районов ПВО, военно-морских баз и ВВС флотов. В соответствии с Указом ПВС СССР от 11.09.1953 в ведении ВТ остались только дела о преступлениях оперативных работников госбезопасности, дела о сотрудниках милиции были переданы в областные, верховные суды. 14 августа 1954 г. по Указу ПВС СССР от 14.08.1954 ВТ военных округов и флотов получили право пересматривать вступившие в законную силу приговоры нижестоящих ВТ и упраздненных ВТ войск МВД по протестам ВТ и председателей ВТ. В 1957 г. ВК ВС СССР подчинялось 183 ВТ (в 1948 г. было 485 ВТ), в том числе 27 ВТ округов, групп войск и флотов, 51 ВТ армий, флотилий и войсковых частей, 105 ВТ гарнизонов. Среди членов ВК с высшим образованием - 71,3%, со средним - 15%.

30 мая 1956 г. МЮ СССР было ликвидировано. В конце 1956 - начале 1957 г. в составе ВС СССР временно существовал отдел военных трибуналов, которые были переданы из расформированного МЮ СССР. Председатель ВК ВС СССР получил функции управления военными трибуналами. Архив УВТ по непонятным причинам был передан в Министерство обороны. И в настоящее время он находится в Центральном архиве Министерства обороны РФ <6>.

<6> Муранов А.И., Звягинцев В.Е. Досье на маршала: из истории закрытых судебных процессов. М., 1996. С. 172; Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 67, 75; Перлов И.Д. Как устроены суд, прокуратура и адвокатура в СССР. М., 1964. С. 30; ОГАЧО. Ф. Р-1573. Оп. 1. Д. 12. Л. 13; http://www.supcourt.ru/courts_detale.php?id=1487.

После смерти Сталина работники ВК и ВТ приняли активное участие в реабилитации невинно осужденных граждан. Причем зачастую их оправдывали те, кто их осуждал. Летом 1955 г. КПК ЦК КПСС проверила работу ВК ВС СССР. Члены коллегии И.О. Матулевич, И.В. Детистов, И.М. Зарянов объяснялись на заседании КПК при участии высших руководителей юстиции. Им припомнили и ускоренное судопроизводство, и составление заранее приговоров, и фабрикование приговоров. Военные судьи признались в своей вине. Они были исключены из партии, а 2 сентября 1954 г. - из ВК, лишены генеральских званий. Также был снят со своего поста, исключен из партии и лишен генеральского звания Главный военный прокурор А.П. Вавилов (новым ГВП стал А.Г. Горный). В отставку был отправлен заместитель военного прокурора Сухопутных войск Н.М. Рычков. Вскоре к ответственности были привлечены члены ВК А.Г. Суслин, Л.Д. Дмитриев, В.В. Сюльдин. Еще несколько членов ВК ВС СССР ушли в отставку "по болезни" <7>.

<7> Реабилитация: как это было. Документы ЦК КПСС и другие материалы. Т. 1. 1956. Март 1953 - февраль 1956. М., 2000. С. 240 - 246, 250.

Летом - осенью 1956 г. работала комиссия законодательных предположений Союзного совета и Совета Национальностей по выработке нового положения о ВС СССР. В том числе обсуждался вопрос о судьбе ВК ВС СССР. 3 июля на заседании председатель ВК ВС СССР Чепцов предлагал создать главный военный суд (далее - ГВС) и выступал против сужения функций ВС СССР. В этой связи у него возник конфликт с Волиным, который ради удержания своего поста соглашался с резким сокращением полномочий ВС СССР. В декабре 1956 г. Чепцов еще раз предложил создать Главный военный трибунал. Его не поддержал административный отдел ЦК партии. Волин также выступил против создания ГВС. ВК якобы специально загружала себя надзорными делами, создавала иллюзию работы! В декабре 1956 г. генерал-лейтенант юстиции в отставке А.П. Афанасьев направил письмо в ЦК с призывом ликвидировать ВС СССР вообще! ВС СССР не рассматривает дела по 1-й инстанции, вся его работа сосредоточена в Пленумах. ВС СССР давал неудачные указания судам, часто ошибочные. Афанасьев предлагал создать ГВС. В это же время Жуков требовал смещения председателя ВК А.А. Чепцова и Главного военного прокурора Е.И. Варского как лиц, принимавших непосредственное участие в массовых репрессиях. На их место Жуков предлагал В.В. Борисоглебского (он и был назначен председателем ВК) и бывшего ГВП - А.П. Афанасьева (назначения не получил).

В начале 1957 г. с поста Председателя ВС СССР был снят Волин. Вместе с Волиным ВС СССР покинул в 1957 г. его заместитель А.А. Чепцов и члены ВК: В.В. Стучек, Г.Е. Коваленко, Ф.М. Яковлев, В.А. Борисенко, М.С. Артюхов, И.В. Конов, А.П. Сенин, Д.А. Рыбкин, Г.М. Семик, В.Д. Лебедков, П.И. Ухутта, Б.С. Степанов, И.Г. Воробьев, И.А. Дашин, А.А. Долотцев и др. Были уволены почти все судьи ВК ВС СССР. На шестой сессии Верховного Совета СССР 12 февраля 1957 г. был принят Закон об утверждении Положения о Верховном Суде СССР. Согласно новому Положению состав Верховного Суда существенно сократился <8>.

<8> Звягинцев А.Г., Орлов Р.Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 1937 - 1953 гг. М., 2001. С. 279; Кожевников М.Н. История советского суда. М., 1957. С. 356; Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3 т. Т. 2. Февраль 1956 г. - начало 1980-х гг. М., 2003. С. 198 - 199; ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 45. Д. 97. Л. 1, 181, 260, 277; Д. 99. Л. 1 - 27, 90; Оп. 45а. Д. 92. Л. 1 - 5, 120, 122, 155 - 157, 219, 240 - 250; Д. 93. Л. 27; Оп. 75. Д. 736. Л. 8 - 11, 67, 76 - 77, 92 - 127, 154 - 155, 189 - 190.

Сокращение коснулось и высшего военно-юридического образования. Н.И. Хмара приводит пример дискуссии, происходившей в середине 50-х годов XX в. в ВЮА по поводу обоснованности понятия "военное право". Наиболее агрессивно против этой идеи выступал начальник академии Г.Н. Пуговкин, бывший начальник ГУВТТ МЮ СССР. План НИР ВЮА на 1954 г. был выполнен на 40%, план 1955 г. - на 44%. В 1956 г. состоялся последний выпуск, академия была расформирована. Она превратилась в военно-юридический факультет, который вошел в состав Военно-политической академии <9>.

<9> Хмара Н.И. Краткий очерк истории военно-юридического образования в России. М., 1999. С. 42 - 45.

Общей тенденцией в развитии судебных органов в 50-х годах стало их сокращение. Прежде всего сокращению были подвергнуты специальные суды. Необходимость в них сократилась после того, как исчезли основные группы преступлений, которые они рассматривали в 40-е годы. В том числе воинские преступления, связанные с военным временем, контрреволюционные преступления, трудовые преступления. Многие виды специальных судов исчезли совсем (военные трибуналы войск МВД). Такое сокращение в целом положительно сказалось на судебной системе. Качественный состав судебных органов укрепился и улучшился.