Мудрый Юрист

Предупреждение преступного поведения женщин мерами индивидуальной профилактики

Синьков Д.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Предупреждение преступности женщин, как и преступности в целом, осуществляется различными мерами (общее, специально-криминологическое предупреждение и индивидуальная профилактика). Поскольку в генезисе противоправного поведения мужчин и женщин нередко лежат разные факторы, а также с учетом того, что одни и те же явления социальной жизни в разной степени влияют на поведение мужчин и женщин, то предупреждение преступлений, совершаемых женщинами, должно быть ориентировано, в частности, на факторы не только общего характера, но и на те из них, которые выступают в виде детерминант противоправного поведения именно женщин <1>. Особую значимость в данном случае приобретает индивидуальная профилактика.

<1> См.: Корзун И.В. Криминологическая характеристика и профилактика женской преступности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 137.

Как показывает практика, при разработке и проведении различных предупредительных мер основным контингентом, подвергающимся профилактическому воздействию, являются мужчины. Однако с ростом уровня женской преступности необходимо разрабатывать и осуществлять специальные меры предупреждения с учетом специфики профилактируемого контингента.

Индивидуальная профилактика, как и предупреждение преступности в целом, может быть эффективной только тогда, когда она строится на основе содержания всей совокупности причин преступного поведения и направлена на их устранение. Непосредственной причиной любого общественно опасного поведения является криминальная мотивация <2> как результат взаимодействия личности и среды, как субъективное отражение объективных условий жизни и деятельности преступника.

<2> См.: Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология: общая часть. С. 104.

Следовательно, чтобы не допустить или приостановить формирование криминальной мотивации, профилактические меры должны быть направлены: на устранение или нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих ее формированию; на позитивное изменение (корректировку) мотивационной сферы профилактируемого лица.

Цель таких мер заключается в удержании лица от совершения преступления путем позитивных изменений формирующейся мотивации личности в характерных для него криминогенных условиях. При этом необходимо использовать такие методы, как убеждение, внушение, разъяснение, поощрение, принуждение и т.д.

Следует заметить, что женщины в большей степени, чем мужчины, в силу своих психологических особенностей подвержены внушению и убеждению. В этой связи для корректировки мотивационной сферы личности необходимо шире применять психологические основы превенции.

Как показало проведенное исследование <3>, данные методы в криминологической профилактике широко применяются органами внутренних дел, однако делается это недостаточно профессионально. В числе таких недостатков можно назвать стереотипность, недостаточную аргументированность, отсутствие у субъектов профилактики необходимой убежденности, общей эрудиции, культуры и т.д. При всем этом не учитываются степень и устойчивость криминогенной деформации личности, содержание мотивации преступного поведения, что, безусловно, влияет на формы и методы проведения профилактических мероприятий.

<3> Исследование проводилось в 2005 г. в Иркутской, Красноярской и Читинской областях. В ходе исследования применялись методы опроса, изучения документов, экспертной оценки, статистический метод. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о женской преступности с 1997 по 2005 г., материалы изучения 270 уголовных дел о преступлениях, совершенных женщинами, опрос 600 осужденных женщин, отбывающих наказание в женской колонии п. Бозой Иркутской области, опросы 250 аттестованных сотрудников правоохранительных органов (сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности) и аттестованных сотрудников системы исполнения наказания (подробнее результаты исследования см.: Синьков Д.В. Преступность женщин: состояние, причины и предупреждение: Монография. Иркутск, 2005).

В криминологической литературе подчеркивается, что успех решения задач, возникающих в ходе организации и осуществления профилактики преступлений, непосредственно зависит от дифференцированности таких мер по отношению к конкретным типам личности преступников <4>. С учетом этого представляется необходимым при осуществлении предупредительной деятельности учитывать специфику определенных типов личности женщин-преступниц.

<4> См.: Причины отдельных видов преступности и проблемы борьбы с ними / Под ред. А.И. Долговой. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1989. С. 152.

Думается, что при работе с женщинами, мотивация преступного поведения которых имеет корыстную направленность, психологические основы превенции должны быть направлены в первую очередь на формирование позитивной потребительской психологии, такое воздействие должно раскрывать всю низменность стремлений к обогащению, накоплению имущественных благ.

Кроме учета содержания криминогенной мотивации личности в предупреждении преступлений, совершаемых женщинами, необходимо учитывать степень и устойчивость их криминогенной деформации. В этой связи профилактическое воздействие на лиц с устойчивой криминогенной деформацией должно быть не только комплексным, но и длящегося характера.

Представляется, что реализацию указанных мероприятий могли бы успешно проводить соответствующие сотрудники органов внутренних дел в том случае, когда преступнице присущи качества ситуативного типа личности, а также и в тех случаях, но совместно со специалистами - педагогами, психологами, психотерапевтами и др., когда женщине-преступнице присущи качества ситуативно-криминального или устойчиво-криминального типов личности. Вместе с тем в этих целях возможно привлечение не только специалистов-практиков, но и студентов старших курсов педагогических, медицинских и других вузов на общественных началах или возмездной основе.

При осуществлении предупредительной деятельности в отношении женщин, мотивация преступного поведения которых имеет насильственный характер, психологические меры предупреждения преступлений должны иметь иное содержание. В частности, средствами убеждения, внушения, разъяснения необходимо всячески противостоять распространению в сознании профилактируемого лица культа силы, ориентировать его на нетерпимость к различным проявлениям грубости, жестокости, на ненасильственные варианты разрешения возникших жизненных проблем.

Несомненно, что эффективность указанных мероприятий возможна только на основе глубокого изучения различной информации (психологической, криминологической, уголовно-правовой, оперативно-розыскной и др.) о профилактируемом лице и правильной ее интерпретации.

Известно, что для коррекции деформаций личности, склонной к преступлениям, важным является не только воздействие на нее, но и коррекция микросреды, в которую эта личность входит <5>.

<5> Рудестам К.Г. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Анализ особенностей личности преступниц свидетельствует, что одним из объектов ранней профилактики следует признать сферу непосредственного социального окружения женщины, включающую в себя лиц с явно выраженной деформацией образа жизни.

Объектами ранней профилактики должны быть также семьи лиц с неустойчивой психикой и негативными установками. Из неблагополучных семей повышенного внимания заслуживают те, которые имеют лиц старшего возраста, а внутренние конфликты в них длятся от года до трех лет.

Предшествующие насильственному преступлению социально-психологические явления и процессы свидетельствуют о том, что многие противоправные деяния не являются неожиданными и случайными. Приведшие же к ним конфликтные ситуации развиваются длительное время и часто сопровождаются антиобщественными действиями.

Одно из направлений ранней профилактики женской преступности должно состоять в выявлении микрогрупп (семей), отношения в которых носят конфликтный характер, с последующим обязательным социально-психологическим или медико-психиатрическим изучением и диагностированием лиц, входящих в круг общения. Результаты такого исследования должны быть положены в основу мероприятий по предупреждению конфликтов.

Проведенное исследование также показало, что в предупреждении преступлений, совершаемых женщинами, велика роль семьи и семейных отношений. Организация индивидуально-профилактической деятельности требует учета специфики современной семьи, знания всех изменений, которые происходят в семейно-брачных отношениях.

Среди различных видов индивидуальной профилактической работы с женщинами особое место принадлежит пенитенциарному и постпенитенциарному предупреждению преступлений. Данный вид индивидуальной профилактики в первую очередь должен быть направлен на ресоциализацию (социальную реабилитацию) осужденных женщин.

Под ресоциализацией автор понимает процесс восстановления, усвоения и дальнейшего развития индивидом трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, а также включение индивида в систему общественных отношений, восстановление и формирование у него социально значимых свойств и качеств.

Ресоциализация женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, представляет собой систему последовательных этапов, позитивно отражающих воздействие карательно-воспитательных мер и результаты субъективно-личностного воспитания осужденной. Условно данные этапы можно разделить на несколько периодов. Первым является период адаптации осужденной к условиям исправительного учреждения (как правило, это первые четыре - шесть месяцев); затем следует период основного срока отбывания наказания (временной период для каждой осужденной различен и зависит от назначенного срока лишения свободы); далее - подготовка осужденной к освобождению из мест лишения свободы (последние шесть месяцев назначенного срока лишения свободы); заключительный этап - первые три года с момента освобождения из мест лишения свободы.

В настоящее время сложилась такая ситуация, когда деятельность по ресоциализации осужденных женщин имеет серьезные упущения.

Попадая в места лишения свободы, женщина вынуждена пребывать в определенной среде, общаться с ограниченным кругом лиц, обязана подчиняться режиму данного учреждения, приспосабливаться к определенным традициям, правилам, взглядам, сложившимся в конкретном учреждении, т.е. к криминальной субкультуре. В этой связи женщины, впервые попавшие в места лишения свободы, в большинстве случаев испытывают психологические и моральные проблемы, связанные с первичной адаптацией (неготовность и нежелание следовать неформальным нормам поведения, принятым в местах лишения свободы).

Представляется, что существование в условиях лишения свободы традиций и обычаев преступного мира является фактором, препятствующим ресоциализации осужденных. Это способствует криминализации личности, что утверждается и доказывается многими юристами <6>. Думается, что такая ситуация не способствует достижению целей ресоциализации осужденных.

<6> См., напр.: Мелешко Н.П. Проблемы преступления и наказания в России // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. С. 401; Руднев В. Пенитенциарный судья. К вопросу о судебном контроле за исполнением наказаний // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 32 и др.

Другие упущения связаны с несовершенством практики отбывания наказания, которая в настоящее время не отвечает принципам его дифференциации и индивидуализации, рационального применения принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения.

Прежде всего, необходимо отметить, что большинство осужденных женщин к лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях общего режима, которые объединяют лиц, как впервые, так и повторно совершивших преступления различной степени тяжести и направленности. Это приводит к росту криминогенности в среде исправительных учреждений, способствует распространению отрицательных установок и ориентаций среди осужденных, нейтрализует положительную роль воспитательного воздействия персонала на них, затрудняет процесс их ресоциализации.

При этом женщины, имеющие различные психические заболевания, отбывают наказание вместе с психически здоровыми осужденными. Нетрудно констатировать ущерб такого совместного пребывания, наносимый остальным осужденным, а также пагубное влияние условий исправительного учреждения на искаженное психическое восприятие первых. В конечном итоге данные условия мешают процессу ресоциализации и могут в последующем провоцировать рецидив преступлений.

Кроме того, представляется целесообразным создание в женских исправительных учреждениях специализированных мест отбывания срока наказания для лиц старшего возраста <7>. Не секрет, что лица пожилого возраста зачастую страдают нервно-психическими патологиями, они иначе, чем молодые, ведут себя в местах лишения свободы, как правило, имеют иные перспективные цели и ориентации. Можно предположить, что такие специализированные места отбывания наказания не потребуют усиленной войсковой охраны, однако им необходим дополнительный обслуживающий и медицинский персонал. Таковыми специализированными местами могут стать в большей мере охраняемые дома престарелых и инвалидов для преступников, нежели места отбывания уголовного наказания в нынешнем понимании.

<7> Это предложение уже высказывалось другими исследователями (см., напр.: Антонян Ю.М. Преступность пожилых людей // Советское государство и право. 1991. N 11. С. 72).

Процесс ресоциализации в женских исправительных учреждениях должен быть реально поставлен на профессиональную основу. Жизнедеятельность осужденных в период пребывания в местах лишения свободы должна быть организована таким образом, чтобы не происходило истощения их психических и физических сил; пресекалась возможность создания и самовоспроизводства преступного сообщества и субкультуры преступного мира; корректировались психика, личностные установки осужденных.

Уместно сказать также о том, что, исходя из принципов гуманности и целесообразности, женская колония должна соответствовать целям исполнения наказания не только в качестве карательно-воспитательного органа, но и способствовать развитию определенных морально-эстетических норм. В этой связи пенитенциарные учреждения для женщин должны быть ориентированы не только на создание элементарных санитарных и гигиенических условий, но и способствовать развитию позитивных моральных и эстетических норм, приучая осужденных к необходимости устраивать свой быт гармонично и уютно.

Следующая группа предупредительных мер связана с проведением воспитательной работы по подготовке осужденной к освобождению. Проведенным исследованием установлено, что подготовительная работа к освобождению из мест лишения свободы с осужденными женщинами не проводится. На это указали почти все опрошенные осужденные, у которых истекает срок наказания. Думается, что воспитательная работа в данном направлении представляет собой комплекс мер, проводимых сотрудниками пенитенциарных учреждений, органов внутренних дел, психологами, представителями различных государственных и общественных объединений и должна быть направлена на восстановление утраченных семейных, трудовых и иных социальных связей женщины, иными словами, на восстановление нормальной жизнедеятельности осужденной в гражданском обществе. Результаты интервьюирования осужденных женщин свидетельствуют, что подавляющая часть из них боится предстоящего освобождения в силу того, что неминуемо столкнется с проблемами обеспечения жильем и трудоустройства.

Представляется, что для решения этих вопросов в пенитенциарных учреждениях должны быть созданы специальные отделы, которые бы занимались подготовкой осужденных к освобождению из мест лишения свободы. В обязанности данных отделов должно входить тесное взаимодействие со службами занятости населения, различными предприятиями с тем, чтобы оказывать содействие в трудоустройстве освобождаемых осужденных.

Вместе с тем проблему трудоустройства освобожденных из исправительных учреждений женщин можно в определенной степени облегчить, создавая при местных территориальных центрах занятости населения фонды вакантных мест, ориентирующиеся по численности на заявки администрации органов, исполняющих наказания, или органов внутренних дел.

Успех претворения в жизнь высказанных предложений возможен в случае разработки и принятия закона "О социальной помощи лицам в период отбывания наказания в виде лишения свободы и после освобождения от него". Представляется, что данный закон определял бы компетенцию представительных и исполнительных органов власти, предприятий, организаций, должностных лиц, общественных объединений по оказанию социальной помощи лицам, отбывающим и отбывшим наказание в виде лишения свободы, порядок и условия оказания им содействия в реализации права на труд, жилище, медицинское обслуживание и других прав.

Представляется, что в данном законе должны содержаться права лиц, обратившихся за содействием о социальной помощи, обязанности органов государственной власти по оказанию социальной помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и после него, обязанности органов по трудоустройству граждан, отбывших указанный вид наказания, порядок предоставления жилого помещения лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, порядок оказания помощи в трудоустройстве таких лиц, порядок предоставления им медицинской помощи.

В заключение необходимо отметить, что недооценка предупреждения противоправного поведения женщин и последствия низкого уровня профилактической деятельности могут привести к таким негативным социальным последствиям, которые будут способствовать росту не только женской преступности, но и преступности в целом.