Мудрый Юрист

Участие адвоката-защитника в доказывании по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

Марковичева Е.В., кандидат юридических наук, доцент, Орловский государственный университет.

Неблагополучные качественные и количественные показатели преступности несовершеннолетних в современной России определяют необходимость оптимизации уголовного судопроизводства по данной категории дел. Следует отметить и то, что организация и расследование преступлений несовершеннолетних имеют свою специфику, определяемую в первую очередь процессуальными особенностями данного вида производства. В рамках уголовно-процессуального доказывания применительно к данной категории дел усилия каждого субъекта доказывания должны быть направлены на реализацию особой познавательной деятельности, имеющей целью установление обстоятельств, составляющих предмет доказывания. Процесс доказывания по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего имеет свою специфику и довольно детально урегулирован нормами уголовно-процессуального законодательства, закрепляющими, в частности, процессуальные гарантии соблюдения и защиты прав несовершеннолетних, вовлеченных в систему уголовного судопроизводства при осуществлении уголовно-процессуального познания, направленного на "специфические объекты и цели, познаваемые в особой процессуальной форме" <1>. Расширение предмета доказывания по делам несовершеннолетних также имеет позитивную направленность на охрану прав несовершеннолетних и учет системы факторов, способствующих противоправному поведению подростка.

<1> Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. СПб., 2005. С. 165.

Законодательное закрепление охранительной направленности производства по делам несовершеннолетних, реализация принципа состязательности на различных стадиях уголовного процесса закономерно ставят вопрос о разработке криминалистических средств и методов, способствующих совершенствованию профессиональной защиты от уголовного преследования или подозрения в совершении преступления <2>.

<2> Баев О.Я. К основам теории профессиональной защиты в уголовном процессе: объект и предмет криминалистической адвокатологии // Правовая наука и реформа юридического образования. Юридический процесс. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. Вып. 6. С. 44 - 45.

Следует согласиться с Т.С. Волчецкой, справедливо полагающей, что "расширение сферы деятельности защитника подозреваемого и обвиняемого по собиранию доказательств, законодательное расширение их прав при участии в следственных и иных процессуальных действиях ставит немало вопросов, касающихся эффективности применения ряда тактических приемов, наработанных криминалистикой" <3>.

<3> Волчецкая Т.С. Участие адвоката-защитника в следственных действиях и проблемы тактики защиты // Современные проблемы эффективности правового регулирования общественных отношений. Калининград, 2006. С. 193.

Качество защиты по уголовным делам в отношении несовершеннолетних способствует не только надлежащему обеспечению их прав, но и снижению психотравмирующего влияния уголовного судопроизводства на подростка. К сожалению, как показывает анализ судебной и следственной практики, адвокаты-защитники нередко демонстрируют явную незаинтересованность в сборе доказательств по данной категории уголовных дел. Такая ситуация сложилась во многом под влиянием судебной практики, когда, как правило, несовершеннолетнему выносился обвинительный приговор с условным осуждением. Очевидно, заранее ориентируясь на подобный исход дела, адвокаты-защитники не видят необходимости в активном участии в следственных и судебных действиях, в осуществлении надлежащей доказательственной деятельности стороной защиты. Ситуация в определенной степени стала меняться под влиянием ухудшения качественных параметров подростковой преступности со смещением акцентов в сторону совершения несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, нередкого повторного совершения преступлений в период условного осуждения. Такие реалии вынуждают адвокатов-защитников проявлять большую активность при производстве отдельных следственных и судебных действий, отказываясь от позиции присутствия при их производстве. Однако и в этом случае все обстоит далеко не так благополучно, как хотелось бы. Приходится констатировать, что мыслительная и практическая деятельность адвоката-защитника по осуществлению уголовно-процессуального доказывания по уголовным делам несовершеннолетних нередко носит бессистемный характер. Все это зачастую определяет низкое качество защиты несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого в уголовном процессе. Кроме того, "адвокаты, участвующие в делах этой категории, не всегда проявляют принципиальность и добиваются своевременного исправления допускаемых дознавателями, следователями, прокурорами и судами ошибок и нарушений" <4>. Адвокат-защитник должен быть готов к обнаружению этих ошибок и принятию мер по их устранению. При этом необходимо учитывать то, что "диапазон типовых следственных ошибок достаточно велик, они могут иметь различное содержание и форму" <5>. Это требует от адвоката хорошего знания тактики проведения различных следственных действий с участием несовершеннолетних, умения анализировать действия следователя или дознавателя, навыков выбора приемлемого варианта поведения с учетом ситуационного подхода. Неадекватный ситуации вариант защиты является одной из наиболее распространенных ошибок адвокатов.

<4> Еникеев Р.З. Проблемы доказывания в деятельности адвоката-защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004. С. 4.
<5> Конин В.В. Тактика профессиональной защиты подсудимого в суде первой инстанции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2003. С. 11.

Изменение описанной выше ситуации требует как корректировки законодательства, так и оптимизации процесса доказывания по делам несовершеннолетних. К сожалению, российский УПК хотя и является более прогрессивным в плане расширения прав адвоката как субъекта доказывания, однако содержит ряд недостаточно четких и продуманных формулировок. Например, предметом постоянных дискуссий является вопрос о том, что же собирает защитник: сведения или доказательства. Очевидно, стоит согласиться с авторами, справедливо полагающими, что "если законодатель сформулировал, что защитник вправе собирать доказательства, то это отнюдь не означает, что он под этим понимает лишь предоставление сведений" <6>. Сравнение норм, содержащихся в ч. 3 ст. 86 и ч. 4 ст. 21 УПК, свидетельствует о том, что сторона обвинения имеет больше возможностей в истребовании документов из различных государственных органов, учреждений, организаций. Применительно к производству по делам несовершеннолетних это имеет немаловажное значение, поскольку адвокат-защитник заинтересован в сборе характеризующего материала на несовершеннолетнего и его родителей, в получении справок и иных документов. Некорректная редакция статьи накладывается на стереотипную реакцию различных должностных лиц, выполняющих запросы суда и следственных органов гораздо быстрее, нежели адвокатские запросы. К тому же фактически отсутствует реальный механизм привлечения к юридической ответственности должностных лиц, не исполняющих подобные запросы. В итоге адвокат-защитник несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого может испытывать реальные затруднения в сборе доказательственной информации, что скажется на построении информационной модели личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

<6> Гуськова А.П. К вопросу о некоторых криминалистических аспектах профессиональной деятельности адвоката-защитника по уголовным делам // Избранные труды. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007. С. 538.

Выбор тактики защиты напрямую зависит от профессиональной подготовки адвоката, имеющегося у него опыта. В целом позитивно можно оценить призывы ряда юристов по введению специализации адвокатов на уголовных делах в отношении несовершеннолетних. Несмотря на то что гипотетически эта идея хороша и нацелена на то, что профессиональную защиту несовершеннолетнего будут обеспечивать наиболее опытные адвокаты, на практике в современных российских реалиях она либо не может быть реализована, либо ее реализация, напротив, приведет к ухудшению правового положения несовершеннолетних в уголовном процессе.

Участие адвоката-защитника в доказывании напрямую зависит от выработки им тактики защиты, которая должна отвечать принципу преемственности на стадиях досудебного и судебного производства. Решение данной задачи возможно с учетом многих факторов, которые непосредственно или опосредованно влияют на моделирование ситуации защиты. Такое моделирование "облегчит построение системы доказательств по делу, даст защитнику возможность правильно, с исчерпывающей полнотой и конкретно определить обстоятельства, подлежащие доказыванию, установить связь между имеющимися фактическими данными и обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу, сгруппировать доказательства и сделать вывод об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, представить и построить систему доказательств в целом" <7>. Ситуация защиты по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего зависит от целого ряда факторов, начиная от наличия в материалах уголовного дела доказательств и возможностей получения дополнительной доказательственной информации и заканчивая умением адвоката-защитника установить психологический контакт с другими участниками процесса. Ситуация осложняется тем, что по уголовным делам в отношении несовершеннолетних защитнику важно установить хороший психологический контакт и "рабочие" перспективные отношения не только с подзащитным и лицами, осуществляющими уголовное преследование, но и с законным представителем, который нередко оказывает на несовершеннолетнего сильное психологическое давление. Возрастные особенности подзащитного требуют от адвоката-защитника нередко не только хороших юридических знаний и умений, но и определенных психолого-педагогических знаний.

<7> Игнатов Д.С. Криминалистические основы деятельности адвоката-защитника по сбору доказательств и представлению их суду: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2004. С. 9.

В любом случае адвокат - защитник несовершеннолетнего, участвуя в деятельности по доказыванию, обязан занимать активную позицию, позволяющую ему адекватно ситуации участвовать в сборе доказательств по уголовному делу. Адвокат-защитник должен занимать активную позицию.